ЕГИПЕТ И ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: КРИЗИС ВЛАСТИ (1800-1880-Е гг.)
|
Введение 1
Глава 1. Египет и Османская империя в первой половине XIX века 12
1.1 Правление Мухаммеда Али и «Египетский кризис» 12
1.2 Расширение автономии Египта 17
Глава 2.2 «Египетский кризис» как составляющая европейской политики
первой половине XIX столетия 22
2.1 Россия и вопрос о проливах 22
2.2 Позиция Австрии по Балканскому вопросу 33
2.3 Установление Великобританией контроля над Египтом 35
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Египет и Османская империя в первой половине XIX века 12
1.1 Правление Мухаммеда Али и «Египетский кризис» 12
1.2 Расширение автономии Египта 17
Глава 2.2 «Египетский кризис» как составляющая европейской политики
первой половине XIX столетия 22
2.1 Россия и вопрос о проливах 22
2.2 Позиция Австрии по Балканскому вопросу 33
2.3 Установление Великобританией контроля над Египтом 35
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Восточный вопрос занимает одно из центральных мест в международных отношениях XIX в. Основой конфликта на Ближнем Востоке в 1830-е годы стало противостояние паши Египта - страны, формально находившейся в составе Османской империи, - и турецкого султана. Турецко-египетский конфликт усугублялся борьбой европейских держав за влияние в данном регионе. Результатом всех этих противоречий явились два Восточных кризиса - 1832-1833 гг. и 1839-1841 гг.
В 1832 г. египетский паша Мухаммед Али начал военные действия против султана. Турецкая армия была быстро разгромлена, и возникла угроза распада Османской империи. Порта обратилась за помощью к европейским державам, но эта просьба осталась без ответа в кабинетах Франции и Англии - правительства этих государств были озабочены внутриполитической ситуацией в собственных странах. Военную помощь турецкому султану оказала лишь Россия, единственная из великих держав.
Еще в 1829 г. в Петербурге тайно было принято решение о поддержании целостности Османской империи, распад которой нарушал баланс сил в «европейском концерте» и подрывал выстроенную систему международных отношений.
В Константинополь спешно был послан генерал-адъютант императора Николая I Н.Н. Муравьев для вручения ультиматума египетскому паше. Вслед за ним на Босфор прибыл 30-тысячный русский десантный корпус. Все эти меры должны были заставить Мухаммеда Али отказаться от военного похода на Константинополь. Под давлением французской и английской дипломатии, оказавшихся не у дел при решении острого международного кризиса, в мае 1833 г. в местечке Кютахи был подписан турецко-египетский мирный договор. По итогам Кютахийского соглашения Мухаммед Али не
добился независимости Египта от Османской империи и не приобрел новых территорий, однако его войска оставались в захваченной им Сирии. Таким образом, это соглашение не удовлетворяло ни одну из сторон и создавало предпосылки для нового конфликта.
На заключительном этапе первого Восточного кризиса, в июне 1833 г., был подписан Ункиар-Искелессийский договор между правительствами России и Османской империей. По этому соглашению, ставшему крупным успехом российской дипломатии, турецкий султан брал на себя обязательство держать Босфор и Дарданеллы закрытыми для военных кораблей западноевропейских стран, а русские военные корабли получали право выхода через проливы в Средиземное море. Взамен российская сторона гарантировала военную помощь Османской империи в случае возникновения нового турецко-египетского конфликта. События 1832-1833 гг. привели к падению влияния Великобритании и Франции на Ближнем Востоке и усилению там позиций России.
Впрочем, мир на Ближнем Востоке продолжался недолго, и уже в апреле 1839 г. начался второй Восточный кризис - тогда турецкий султан организовал военный поход против Мухаммеда Али. Поход закончился полным разгромом войск султана и захватом египтянами турецкого флота. Наиболее острая фаза второго Восточного кризиса связана с 1840 г., когда во главе французского правительства и министерства иностранных дел Франции стоял Адольф Тьер - крупный политик режима Июльской монархии (1830— 1848 гг.)
Ретроспективный взгляд на историю Египта 1-й пол. 19 столетия кажется очень значимым для понимания процессов, которые сейчас происходят в данной стране и в регионе в целом. Большинство современных реалий Египта связаны со временем правления Мухаммеда Али, который стал основателем династии, правившей в государстве до 1952 года. Он, одним из первых лидеров на Ближнем Востоке сделал попытку в условиях жесткого колониального соперничества между основными европейскими странами провозгласить независимую арабо-мусульманскую империю.
Для достижения цели Мухаммед Али, преодолев непонимание большей части населения и его нежелание адаптироваться к новым условиям, реорганизовал почти все отрасли жизни Египта, и заложил основу для последующего социально-экономического и политического развития независимого государства. По этой причине на сегодняшний день обращение к событиям времени правления Мухаммеда Али выглядит достаточно оправданно и придает нашей магистерской работе особую значимость.
На данный момент между Египтом и Россией продолжают укрепляться не только политические отношения. Контакты между странами на официальном уровне дополняются развитием связей в сфере науки, туризма и культуры. При этом неофициальное общение между народами в основном зависит от возникших представлений о нравах, культуре, образе жизни друг друга. В таких условиях оправданно выглядит желание российской общественности расширить свои знания не только о современной ситуации в Египте, однако и узнать о жизни этого пашалыка в прошлом.
Объективность подобных представлений, создающийся положительный образ того либо другого народа во взглядах значительной части населения обычно обозначают поведение человека в конкретноисторической ситуации, становятся составляющей формирования мирных и теплых официальных отношений между странами. Подтверждением укрепления дружественных отношений этих стран могут служить и контакты в виде обмена студентами для стажировок. Исходя из сказанного, нам кажется, востребованность исследования этой проблемы не вызывает сомнений.
До 1917 года в русском востоковедении история арабских государств нового времени не разрабатывалась. В определенных книгах, статьях журналистов, военных и дипломатов история арабских государств и арабов затрагивалась только в связи с восточным вопросом либо в связи с колониальной политикой европейских держав. Даже такие крупные работы, как «Сирия и Палестина под турецким правительством» К. М. Базили и «Ирак Арабский, Бассориский вилайет в его прошлом и настоящем» А. Адамова, при всем их значении в истории русской науки, как верно отмечает В.Б. Луцкий, выступают только очерками истории определенных арабских государств.
В советское время большинство ученых начали заниматься данными проблемами. Ими были опубликованы ряд статей и монографий, затрагивающие те либо другие проблемы новой истории арабских государств, в частности и истории Египта. Но, как отмечает Н.А. Иванов, ни одна из данных работ не дает общего представления об исторических судьбах и развитии арабского мира, его роли и места в истории нового времени.
Особое место среди источников для воссоздания событий в Египте конца 18 - первой трети 19 столетий большое значение имеет наследие знаменитого египетского историографа Абд ар-Рахман аль-Джабарти «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», переведенная на русский язык И.М. Филыптинскими Х.И. Кильбергом.
Хроника интересна тем, что жизненный путь самого аль-Джабарти совпал с описываемыми событиями: периодом господства и падения мамлюкских беев, вторжением иностранных войск в Египет и правлением Мухаммеда Али. При написании хроники аль-Джабарти последовательно и подробно излагал события, воспроизводил вехи биографий всех египетских персоналий, не навязывая при этом своего мнения. Благодаря этому, он смог выразить свое отношение к происходившему, умело смещая акценты в сторону группировки улема по сравнению с иными группами населения. Важное место в хронике отведено описанию взаимоотношений египетского паши с турецким султаном. Сочинения аль-Джабарти позволяют рассмотреть политику английских и французских властей на Ближнем Востоке, увидеть панораму Черного моря, проникнуть в Константинополь, и в определенные части Малой Азии, Палестину, Сирию, и особенно Египет.
Большое значение для правильной оценки данных исторических источников имеет знакомство с информацией о личности самого Абд ар- Рахмана аль-Джабарти (1756-1825). Он был потомственным улемом, преподавателем Каирского мусульманского университета Аль-Азхар и принадлежал к сословию высшего мусульманского духовенства. Составленная им хроника охватывает точное описание событий с древних времен до 1821 года. Аль-Джабарти был современником значительной части событий, описанных им. Он сочувственно относился к освободительной борьбе народа против турецко-мамлюкского гнёта и французских завоевателей. Данный труд интересен, в первую очередь, тем, что в нем отмечается противоречивый, двойственный характер деятельности Мухаммеда Али. В хронике добросовестно описаны события времени правления турков и мамлюков, французской экспедиции Бонапарта и первых 2-х десятилетий правления Мухаммеда Али.
Одним словом, ни один современный исследователь Ближнего Востока не может пройти мимо данного источника, о чем наглядно говорят работы X. А. Р. Гибба, X. Бовенаи С. Шоу, А. Айру, А. Н. Поляка и т.д., которые имеют множество ссылок на определенные тома хроники.
Заметим, что некоторый интерес для исследования положения в Египте в последней четверти 18 столетия представляет работа французского просветителя Франсуа Вольнея «Путешествие Вольнея в Египет, Сирию, бывшее в 1783, 1784 и 1785 гг.» в переводе с немецкого Н. Маркова. Так же, автор обращает особое внимание на быт населения и на причины, которые вызвали экономический упадок Сирии и Египта под турецким владычеством. Сам Вольней объясняет упадок мусульманского Востока только дурным управлением и вредным воздействием мусульманской религии на народную психологию. Из мер, которые могли бы поднять экономический уровень мусульманского Востока, Вольней упоминает и о прорытии канала через Суэцкий перешеек, однако находит этот план неосуществимым. В общем, путешествие и информация Вольнея занимают важное место среди путешествий европейцев на Восток в 18 столетии.
Ценным источником по Истории Египта выступает также «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты» А. Рафаловича, записки русского врача, отправленного на Восток, которые относятся к группе описаний русских путешественников. Независимо от того, что Рафалович посещал Египет уже в 1-й пол. 19 столетия, его путевые заметки имеют много ценного материала и по истории Египта более раннего времени.
Помимо вышеизложенного, в российской историографии имеются труды, в которых в той либо другой мере исследованы ключевые вопросы внешнеполитического и внутри политического развития Египта во время правления Мухаммеда Али. Исследованием социально-политических, и прочих вопросов жизни Египта этого периода занималась группа отечественных ученых, особенно Е.И. Зеленев, В.Б. Луцкий, Ф.М. Ацамба и т.д.
Таким образом, во многих трудах Ф.М. Ацамба, была охарактеризована структура институтов центральной власти и провинции Египта, отмечена их неоднородность, выделены несколько влиятельных групп в составе господствующего класса Египта.
К изложенному необходимо добавить, что современный ученый Е.И. Зеленев подробно рассмотрел историю развития государственного управления и деятельности судебной системы в Сирии Египте на протяжении 16-20 столетий.
Анализу места и роли ислама в Египте посвящены так же труды С.А. Кириллиной, где автор проследила положение мусульманского духовенства от «золотого века» (конец 18- начало 19 столетий) до конца правления Мухаммеда Али.
Значительное место в российской историографии уделено вопросу развития аграрно-налоговых отношений в пашалыке при Мухаммеде Али, так как данная проблема коснулась почти всех слоев общества. Вместе с С.А. Кирилиной, которая рассмотрела, как изменилось положение корпуса улема вследствие выполнения аграрно-налоговой реформы, сущность аграрной политики египетского паши подробно осветил Н.А. Иванов.
Особый интерес для изучения представляет работа В.Б. Луцкого, доступная и для нас. Им был изучен ход выполнения аграрно-налоговых изменений и их последствия для общества Египта. В роли причин недовольства населения пашалыка было обозначено ухудшение положения египтян и обычно их полное разорение в результате непомерно высокого налогообложения. Как отмечает В.Б. Луцкий, для египетского общества, в котором - случилось появление своих специалистов в промышленной и аграрной отраслях, военно-морских силах, сфере образования, и активное общение с европейцами, сыграли существенную роль в формировании Египта великой державой на Востоке.
По мнению З.И. Левина и В.В. Черновской выполняемые в Египте реформы способствовали началу реформ в общественном сознании жителей пашалыка и установили ключевые факторы, которые оказали воздействие на реформы в образе жизни и мыслей египтян.
Как говорилось ранее, в советское время было опубликовано множество интересных статей и монографий, посвященных тем либо другим проблемам новой истории арабских государств, в том числе, Сирии, Египта, Аравии, Судана, в которых в той либо другой мере затрагивались интересующие нас вопросы. В них представлены основные вопросы истории Египта, в частности и в плане нашей магистерской работы. Сказанное необходимо отнести в первую очередь к исследованиям В.С. Кошелева, В.С. Шеремета, И.М., Филыптинского К., Н. Петровского, Ф.А. Ротштейнаи пр.
Аравийская кампания Мухаммеда Али отразилась в совместных научных работах Г.Ф. Кима, А.Н. Хейфеца, А.А., Губера «Новая история государств Африки и Азии», а также в работах AM. Родригеса и А.С. Васильева. В круг рассматриваемых проблем данных авторов вошли вопросы предпосылок египетской экспедиции в Аравию, выделены ключевые этапы данной кампании и результаты каждого из них, определена политика египтян на захваченных территориях до 1840 года.
Заметим так же коллективный труд отечественных исследователей История Востока в 6 томах, в которой описывается внутренняя политика Мухаммеда Али в Египте в 1-й пол. 19 столетия, где авторы отмечают положительные перемены развитии сельскохозяйственного и промышленного производства, которые случились в экономике Египта после введения в производство длинноволокнистого хлопка. Освещаются также темпы развития сельского хозяйства, периоды его подъема во время правления Мухаммеда Али.
В работах зарубежных авторов, таких как К. Маркс ,Abdel-Malek Anouar, Herald ChristopherJ, Miguel Andre также были рассмотрены различные аспекты социально-экономического и политического развития пашалыка во время правления Мухаммеда Али. В них комплексно представлены выполнение аграрно-налоговой реформы, указаны сложности, с которыми столкнулось египетское правительство при ее выполнении, установлены факторы, которые оказали воздействие на социальные перемены, которые случились в пашалыке.
Итак, данные авторы были представителями различных национальностей, принадлежали к различным социальным группам, имели разные взгляды и интересы, по-разному оценивали одни и те же события, поэтому лишь сопоставление данных во многом разных между собой
источников позволяет составить верное представление об исторических реалиях Египта в изучаемое время.
Целью исследования является анализ развития государственности Египта в период кризиса власти.
Для достижения поставленной цели в исследовании требуется решение следующих задач:
- рассмотреть приход к власти и основные направления развития Египта в период правления Мухаммеда Али;
- изучить период расширения автономии Египта;
- проанализировать особенности международных отношений Египта с европейскими державами в период кризиса.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1800 по 1880 годы.
Объектом исследования является история Османской империи с начала XIX века до середины XIX века. Предметом - политическое история Египта в рамках Османской империи в вышеназванное время.
При реализации поставленных целей и задач автор опирался на методы и принципы исследования, используемые в современной науке. Особенно широко применялись системный анализ, сравнительно-исторический метод и историко-генетический.
Цель и задачи исследования определили его логическую структуру. Настоящее исследования состоит из введения. Основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В 1832 г. египетский паша Мухаммед Али начал военные действия против султана. Турецкая армия была быстро разгромлена, и возникла угроза распада Османской империи. Порта обратилась за помощью к европейским державам, но эта просьба осталась без ответа в кабинетах Франции и Англии - правительства этих государств были озабочены внутриполитической ситуацией в собственных странах. Военную помощь турецкому султану оказала лишь Россия, единственная из великих держав.
Еще в 1829 г. в Петербурге тайно было принято решение о поддержании целостности Османской империи, распад которой нарушал баланс сил в «европейском концерте» и подрывал выстроенную систему международных отношений.
В Константинополь спешно был послан генерал-адъютант императора Николая I Н.Н. Муравьев для вручения ультиматума египетскому паше. Вслед за ним на Босфор прибыл 30-тысячный русский десантный корпус. Все эти меры должны были заставить Мухаммеда Али отказаться от военного похода на Константинополь. Под давлением французской и английской дипломатии, оказавшихся не у дел при решении острого международного кризиса, в мае 1833 г. в местечке Кютахи был подписан турецко-египетский мирный договор. По итогам Кютахийского соглашения Мухаммед Али не
добился независимости Египта от Османской империи и не приобрел новых территорий, однако его войска оставались в захваченной им Сирии. Таким образом, это соглашение не удовлетворяло ни одну из сторон и создавало предпосылки для нового конфликта.
На заключительном этапе первого Восточного кризиса, в июне 1833 г., был подписан Ункиар-Искелессийский договор между правительствами России и Османской империей. По этому соглашению, ставшему крупным успехом российской дипломатии, турецкий султан брал на себя обязательство держать Босфор и Дарданеллы закрытыми для военных кораблей западноевропейских стран, а русские военные корабли получали право выхода через проливы в Средиземное море. Взамен российская сторона гарантировала военную помощь Османской империи в случае возникновения нового турецко-египетского конфликта. События 1832-1833 гг. привели к падению влияния Великобритании и Франции на Ближнем Востоке и усилению там позиций России.
Впрочем, мир на Ближнем Востоке продолжался недолго, и уже в апреле 1839 г. начался второй Восточный кризис - тогда турецкий султан организовал военный поход против Мухаммеда Али. Поход закончился полным разгромом войск султана и захватом египтянами турецкого флота. Наиболее острая фаза второго Восточного кризиса связана с 1840 г., когда во главе французского правительства и министерства иностранных дел Франции стоял Адольф Тьер - крупный политик режима Июльской монархии (1830— 1848 гг.)
Ретроспективный взгляд на историю Египта 1-й пол. 19 столетия кажется очень значимым для понимания процессов, которые сейчас происходят в данной стране и в регионе в целом. Большинство современных реалий Египта связаны со временем правления Мухаммеда Али, который стал основателем династии, правившей в государстве до 1952 года. Он, одним из первых лидеров на Ближнем Востоке сделал попытку в условиях жесткого колониального соперничества между основными европейскими странами провозгласить независимую арабо-мусульманскую империю.
Для достижения цели Мухаммед Али, преодолев непонимание большей части населения и его нежелание адаптироваться к новым условиям, реорганизовал почти все отрасли жизни Египта, и заложил основу для последующего социально-экономического и политического развития независимого государства. По этой причине на сегодняшний день обращение к событиям времени правления Мухаммеда Али выглядит достаточно оправданно и придает нашей магистерской работе особую значимость.
На данный момент между Египтом и Россией продолжают укрепляться не только политические отношения. Контакты между странами на официальном уровне дополняются развитием связей в сфере науки, туризма и культуры. При этом неофициальное общение между народами в основном зависит от возникших представлений о нравах, культуре, образе жизни друг друга. В таких условиях оправданно выглядит желание российской общественности расширить свои знания не только о современной ситуации в Египте, однако и узнать о жизни этого пашалыка в прошлом.
Объективность подобных представлений, создающийся положительный образ того либо другого народа во взглядах значительной части населения обычно обозначают поведение человека в конкретноисторической ситуации, становятся составляющей формирования мирных и теплых официальных отношений между странами. Подтверждением укрепления дружественных отношений этих стран могут служить и контакты в виде обмена студентами для стажировок. Исходя из сказанного, нам кажется, востребованность исследования этой проблемы не вызывает сомнений.
До 1917 года в русском востоковедении история арабских государств нового времени не разрабатывалась. В определенных книгах, статьях журналистов, военных и дипломатов история арабских государств и арабов затрагивалась только в связи с восточным вопросом либо в связи с колониальной политикой европейских держав. Даже такие крупные работы, как «Сирия и Палестина под турецким правительством» К. М. Базили и «Ирак Арабский, Бассориский вилайет в его прошлом и настоящем» А. Адамова, при всем их значении в истории русской науки, как верно отмечает В.Б. Луцкий, выступают только очерками истории определенных арабских государств.
В советское время большинство ученых начали заниматься данными проблемами. Ими были опубликованы ряд статей и монографий, затрагивающие те либо другие проблемы новой истории арабских государств, в частности и истории Египта. Но, как отмечает Н.А. Иванов, ни одна из данных работ не дает общего представления об исторических судьбах и развитии арабского мира, его роли и места в истории нового времени.
Особое место среди источников для воссоздания событий в Египте конца 18 - первой трети 19 столетий большое значение имеет наследие знаменитого египетского историографа Абд ар-Рахман аль-Джабарти «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий», переведенная на русский язык И.М. Филыптинскими Х.И. Кильбергом.
Хроника интересна тем, что жизненный путь самого аль-Джабарти совпал с описываемыми событиями: периодом господства и падения мамлюкских беев, вторжением иностранных войск в Египет и правлением Мухаммеда Али. При написании хроники аль-Джабарти последовательно и подробно излагал события, воспроизводил вехи биографий всех египетских персоналий, не навязывая при этом своего мнения. Благодаря этому, он смог выразить свое отношение к происходившему, умело смещая акценты в сторону группировки улема по сравнению с иными группами населения. Важное место в хронике отведено описанию взаимоотношений египетского паши с турецким султаном. Сочинения аль-Джабарти позволяют рассмотреть политику английских и французских властей на Ближнем Востоке, увидеть панораму Черного моря, проникнуть в Константинополь, и в определенные части Малой Азии, Палестину, Сирию, и особенно Египет.
Большое значение для правильной оценки данных исторических источников имеет знакомство с информацией о личности самого Абд ар- Рахмана аль-Джабарти (1756-1825). Он был потомственным улемом, преподавателем Каирского мусульманского университета Аль-Азхар и принадлежал к сословию высшего мусульманского духовенства. Составленная им хроника охватывает точное описание событий с древних времен до 1821 года. Аль-Джабарти был современником значительной части событий, описанных им. Он сочувственно относился к освободительной борьбе народа против турецко-мамлюкского гнёта и французских завоевателей. Данный труд интересен, в первую очередь, тем, что в нем отмечается противоречивый, двойственный характер деятельности Мухаммеда Али. В хронике добросовестно описаны события времени правления турков и мамлюков, французской экспедиции Бонапарта и первых 2-х десятилетий правления Мухаммеда Али.
Одним словом, ни один современный исследователь Ближнего Востока не может пройти мимо данного источника, о чем наглядно говорят работы X. А. Р. Гибба, X. Бовенаи С. Шоу, А. Айру, А. Н. Поляка и т.д., которые имеют множество ссылок на определенные тома хроники.
Заметим, что некоторый интерес для исследования положения в Египте в последней четверти 18 столетия представляет работа французского просветителя Франсуа Вольнея «Путешествие Вольнея в Египет, Сирию, бывшее в 1783, 1784 и 1785 гг.» в переводе с немецкого Н. Маркова. Так же, автор обращает особое внимание на быт населения и на причины, которые вызвали экономический упадок Сирии и Египта под турецким владычеством. Сам Вольней объясняет упадок мусульманского Востока только дурным управлением и вредным воздействием мусульманской религии на народную психологию. Из мер, которые могли бы поднять экономический уровень мусульманского Востока, Вольней упоминает и о прорытии канала через Суэцкий перешеек, однако находит этот план неосуществимым. В общем, путешествие и информация Вольнея занимают важное место среди путешествий европейцев на Восток в 18 столетии.
Ценным источником по Истории Египта выступает также «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты» А. Рафаловича, записки русского врача, отправленного на Восток, которые относятся к группе описаний русских путешественников. Независимо от того, что Рафалович посещал Египет уже в 1-й пол. 19 столетия, его путевые заметки имеют много ценного материала и по истории Египта более раннего времени.
Помимо вышеизложенного, в российской историографии имеются труды, в которых в той либо другой мере исследованы ключевые вопросы внешнеполитического и внутри политического развития Египта во время правления Мухаммеда Али. Исследованием социально-политических, и прочих вопросов жизни Египта этого периода занималась группа отечественных ученых, особенно Е.И. Зеленев, В.Б. Луцкий, Ф.М. Ацамба и т.д.
Таким образом, во многих трудах Ф.М. Ацамба, была охарактеризована структура институтов центральной власти и провинции Египта, отмечена их неоднородность, выделены несколько влиятельных групп в составе господствующего класса Египта.
К изложенному необходимо добавить, что современный ученый Е.И. Зеленев подробно рассмотрел историю развития государственного управления и деятельности судебной системы в Сирии Египте на протяжении 16-20 столетий.
Анализу места и роли ислама в Египте посвящены так же труды С.А. Кириллиной, где автор проследила положение мусульманского духовенства от «золотого века» (конец 18- начало 19 столетий) до конца правления Мухаммеда Али.
Значительное место в российской историографии уделено вопросу развития аграрно-налоговых отношений в пашалыке при Мухаммеде Али, так как данная проблема коснулась почти всех слоев общества. Вместе с С.А. Кирилиной, которая рассмотрела, как изменилось положение корпуса улема вследствие выполнения аграрно-налоговой реформы, сущность аграрной политики египетского паши подробно осветил Н.А. Иванов.
Особый интерес для изучения представляет работа В.Б. Луцкого, доступная и для нас. Им был изучен ход выполнения аграрно-налоговых изменений и их последствия для общества Египта. В роли причин недовольства населения пашалыка было обозначено ухудшение положения египтян и обычно их полное разорение в результате непомерно высокого налогообложения. Как отмечает В.Б. Луцкий, для египетского общества, в котором - случилось появление своих специалистов в промышленной и аграрной отраслях, военно-морских силах, сфере образования, и активное общение с европейцами, сыграли существенную роль в формировании Египта великой державой на Востоке.
По мнению З.И. Левина и В.В. Черновской выполняемые в Египте реформы способствовали началу реформ в общественном сознании жителей пашалыка и установили ключевые факторы, которые оказали воздействие на реформы в образе жизни и мыслей египтян.
Как говорилось ранее, в советское время было опубликовано множество интересных статей и монографий, посвященных тем либо другим проблемам новой истории арабских государств, в том числе, Сирии, Египта, Аравии, Судана, в которых в той либо другой мере затрагивались интересующие нас вопросы. В них представлены основные вопросы истории Египта, в частности и в плане нашей магистерской работы. Сказанное необходимо отнести в первую очередь к исследованиям В.С. Кошелева, В.С. Шеремета, И.М., Филыптинского К., Н. Петровского, Ф.А. Ротштейнаи пр.
Аравийская кампания Мухаммеда Али отразилась в совместных научных работах Г.Ф. Кима, А.Н. Хейфеца, А.А., Губера «Новая история государств Африки и Азии», а также в работах AM. Родригеса и А.С. Васильева. В круг рассматриваемых проблем данных авторов вошли вопросы предпосылок египетской экспедиции в Аравию, выделены ключевые этапы данной кампании и результаты каждого из них, определена политика египтян на захваченных территориях до 1840 года.
Заметим так же коллективный труд отечественных исследователей История Востока в 6 томах, в которой описывается внутренняя политика Мухаммеда Али в Египте в 1-й пол. 19 столетия, где авторы отмечают положительные перемены развитии сельскохозяйственного и промышленного производства, которые случились в экономике Египта после введения в производство длинноволокнистого хлопка. Освещаются также темпы развития сельского хозяйства, периоды его подъема во время правления Мухаммеда Али.
В работах зарубежных авторов, таких как К. Маркс ,Abdel-Malek Anouar, Herald ChristopherJ, Miguel Andre также были рассмотрены различные аспекты социально-экономического и политического развития пашалыка во время правления Мухаммеда Али. В них комплексно представлены выполнение аграрно-налоговой реформы, указаны сложности, с которыми столкнулось египетское правительство при ее выполнении, установлены факторы, которые оказали воздействие на социальные перемены, которые случились в пашалыке.
Итак, данные авторы были представителями различных национальностей, принадлежали к различным социальным группам, имели разные взгляды и интересы, по-разному оценивали одни и те же события, поэтому лишь сопоставление данных во многом разных между собой
источников позволяет составить верное представление об исторических реалиях Египта в изучаемое время.
Целью исследования является анализ развития государственности Египта в период кризиса власти.
Для достижения поставленной цели в исследовании требуется решение следующих задач:
- рассмотреть приход к власти и основные направления развития Египта в период правления Мухаммеда Али;
- изучить период расширения автономии Египта;
- проанализировать особенности международных отношений Египта с европейскими державами в период кризиса.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1800 по 1880 годы.
Объектом исследования является история Османской империи с начала XIX века до середины XIX века. Предметом - политическое история Египта в рамках Османской империи в вышеназванное время.
При реализации поставленных целей и задач автор опирался на методы и принципы исследования, используемые в современной науке. Особенно широко применялись системный анализ, сравнительно-исторический метод и историко-генетический.
Цель и задачи исследования определили его логическую структуру. Настоящее исследования состоит из введения. Основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги проведенному исследованию, представляется возможным сделать следующие выводы.
После окончания неудачного похода Наполеона Бонапарта в Египет в 1798-1801 гг., Египет вновь стал формально зависимым пашалыком Стамбула, управляемого турецким пашой. Им стал человек неординарного ума и реформаторского склада Мухаммед Али, который восхищался европейскими достижениями и в то же время мечтал о независимости от Стамбула.
К тому же короткое знакомство с передовой западноевропейской цивилизацией во время похода Наполеона Бонапарта не прошло для Египта бесследно. Оно его пробудило от вековой спячки. И сыграло своего рода насильственного и побудительного толчка в преобразованиях этой мусульманской страны.
Особенностью преобразований в Египте было типичным для всего тогдашнего Востока, а именно то, что их инициировали сами правители а не общество. Этим и объясняется их, как и радикализм и забегание вперед; так и мгновенный откат в силу смены правителя-реформатора. Общество, пребывающее, в оковах Традиции чаще всего выступало противником подобных преобразований.
По свидетельству европеизированного египетского государственного деятеля и врача Колуччи-бея в середине XIX в., «народ не только не помогал проведению реформ, но всячески противостоял им». Собственно и сам первый и выдающийся реформатор исламского Египта Мухаммед Али признавал: «я мог найти, очень мало таких людей, кто понимал бы меня. Я был почти один большую часть моей жизни». Красноречивое признание тотального одиночества реформаторов и их дела в странах, где традиционный жизненный уклад и менталитет населения был глубоко консервативен.
Еще одной особенностью таких реформ являлся их военнополитический аспект, который являлся для этих реформ генеральным. Чаще всего, и Египет не был исключением, реформы в азиатских странах начинались в военной области и только затем распространялись и на другие сферы.
Важно также отметить что причиной успеха, или неуспеха реформ в исламских странах был сам фактор ислама, вернее того как реформаторы смогли найти компромисс с мусульманским духовенством. То, что многочисленная часть мусульманского духовенства выступала против реформ, как мы видим на примере Египта, намного снижала их эффективность. И наоборот, увеличивала возможность реванша Традиции.
Итак, реформы в Египте по западному образцу происходили в несколько этапов: 1 этап в правлении Мухаммеда Али (1805-1849); 2 этап в 50-80 гг. XIX в. При проведении первого этапа реформ огромную роль играла личность самого египетского правителя Мухаммеда Али, выдающегося политического деятеля, пытающегося в исламской стране повторить успех Петра I, столетие спустя. Он, как и Петр строил египетский военный флот, современную армию, национальные мануфактуры и посылал молодых египтян на учебу в Европу. И также как и Петра I Мухаммеда Али осуждала глубоко консервативная часть мусульманского духовенства за его «гяурские» реформы.
Вот только в отличие от русского царя внешняя политика Мухаммеда Али оказалось провальной, стоила стране, разоренной войнами с османами и европейцами очень дорого. А в итоге его политика, как внутренняя, так и внешняя, привела к полуколониальному подчинению Египта Великобритании (в большей степени) и Франции при номинальной власти османского султана. В историографии неудачу египетской модернизации при Мухаммеде Али во многом относят к вмешательству европейских держав, которым на тот момент было выгодно сохранить номинальную целостность
Османской империи. Тому виной являлось стратегически выгодное положение Египта, которое затем и привело эту более слабую страну в незавидное положение служить яблоком раздора для сильных держав, в первую очередь, западных.
Во время второго этапа реформ преобразования продолжены такими правителями Египта, как Саид-паша (1854-1863) и особенно при хедиве (первый наследственный титул египетского правителя) Исмаиле (1863-1879). Социальной базой реформаторов стало офицерство, национальная интеллигенция, компрадорская буржуазия и небольшая часть духовенства. В этот период в Египет приехало много европейцев, которые сосредоточили в своих руках большие сектора промышленности (например, производство хлопка) и торговли и занимались ростовщичеством, биржевыми и другими финансовыми спекуляциями.
Страна с открытием рынков была наводнена дешевыми английскими товарами, произведенными машинным производством, что убивало местную промышленность с ее ручным мануфактурным производством. В то же время в стране строилось много железных дорог и каналов. При этом само реформаторство носило больше рамочный, чем содержательный характер. Появился парламент с совещательными функциями. На что А. И. Еерцен язвительно заметил что, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».
Больше реформаторской славы хедив Исмаил снискал на ниве просвещения. При нем появилось много новых школ на арабском языке, первые национальные египетские газеты и журналы, наконец, зародилась современная египетская литература, и публицистика что имело большое значение для национального пробуждения египтян.
Проведение реформ сопровождалось постоянными силовыми акциями Англии и Франции, которые в итоге во многом помешали становлению независимого суверенного государства Египет. Следует отметить, что слабый в военном отношении Египет из-за выгодного стратегического положения, и особенно после открытия Суэцкого канала в 1869 г., стал буквально желанным призом таких могущественных держав, как Великобритания и Франция. Соревнование за Египет между Англией и Францией неизбежно было должно закончиться победой сильнейшего игрока, каковым являлась в то время Британия.
Сам хедив Исмаил последовательно добивался от османского султана все большей самостоятельности, опираясь на помощь западных держав, в том числе и финансовую. Он буквально «подсел» на западные кредиты, тратил их без счета и уверял всех что «Египет, то же Европа». Вот только слабое политическое чутье хедива Исмаила, его прозападное прожектерство, граничащее с восточной роскошью, привело к полному банкротству страны и 8 апреля 1876 г. хедив Исмаил объявил о финансовой несостоятельности Египта.
После чего в руках англичан оказались практически все национальные акции Суэцкого канала. Для Великобритании важность Суэцкого канала определялась одним ведущим фактором. Египетский канал в 3-4 раза делал короче морской путь и доставку военных грузов и солдат в британскую Индию, стратегическую колонию Англии.
Усиливая свою власть над Египтом, англичане сознательно пресекали попытки египетских правителей расширить свои территории за счет Судана, Эфиопии и Сомали. Наконец в 1882 г. Англия установила свой протекторат над Египтом, введя войска туда (практически на постоянной основе), вся реальная власть в стране перешла к английскому генеральному консулу (при формальном сохранении статуса пашалыка Османской империи).
Результаты реформ: политическая власть установлена при разделении властей, но при фактической утрате национального суверенитета. Провозглашено равенство всех жителей перед законом, возник светский суд; ушли в прошлое рабство и работорговля. Отменены многие феодальные повинности, но сохранилось помещичье землевладение. В обществе появилась вестернизированная прослойка национальной светской интеллигенции и западный уклад жизни, но преимущественно не среди коренного населения.
Особенно по-европейски выглядели города Александрия и Каир, куда приезжало множество европейских туристов, и имелись даже респектабельные бордели для них. К 1891 г., как отмечает один англичанин, Каир напоминал английский город, в котором остались восточные достопримечательности. В стране уже была создана незначительная производственная инфраструктура и появилась национальная буржуазия, но в основном частнособственнический сектор экономики, представлен был западными предпринимателями.
К тому же экономика Египта стала сырьевым придатком английской экономики, что тормозило ее развитие. Контраст между жизнью европейцев, проживающих в Египте, и туземным населением был шокирующим. Европейцы приходили в ужас от грязи, нищеты и убожества, в котором жили коренные жители Египта. «Они замечали, как бедуины в накидках цвета индиго и феллахи в синих рубахах «живут в грязи и нищете, с которой не могут даже сравниться Индия и Китай». Неудивительно, что англичане отзывались о самих египтянах как о «нации рабов».
Но главное другое. Огромные массы населения пребывали в традиционном жизненном укладе. Раскол между тонкой европеизированной и в основном иноземной прослойкой общества и подавляющим большинством населения, проживающим в традиционном жизненном укладе, являлся главным итогом проводимых реформ в XIX веке и итогом далеко не положительным.
Как видим, результаты реформ выглядят очень противоречиво. С одной стороны, Египет вначале XX в. смотрелся одной из самых передовых стран Востока, с другой - фактическая утрата независимости серьезно сдерживала социально-экономическое развитие страны, например, формирование национальной индустрии и предпринимательского класса. Отсюда неслучайно то, что раньше всех, стартовав на пути модернизации, Египет уже к середине XX в. оказался в числе слаборазвитых стран. Полный национальный суверенитет как показывает египетский пример, играет далеко не последнюю роль в успехе модернизации страны.
В заключение отметим, что путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен.
После окончания неудачного похода Наполеона Бонапарта в Египет в 1798-1801 гг., Египет вновь стал формально зависимым пашалыком Стамбула, управляемого турецким пашой. Им стал человек неординарного ума и реформаторского склада Мухаммед Али, который восхищался европейскими достижениями и в то же время мечтал о независимости от Стамбула.
К тому же короткое знакомство с передовой западноевропейской цивилизацией во время похода Наполеона Бонапарта не прошло для Египта бесследно. Оно его пробудило от вековой спячки. И сыграло своего рода насильственного и побудительного толчка в преобразованиях этой мусульманской страны.
Особенностью преобразований в Египте было типичным для всего тогдашнего Востока, а именно то, что их инициировали сами правители а не общество. Этим и объясняется их, как и радикализм и забегание вперед; так и мгновенный откат в силу смены правителя-реформатора. Общество, пребывающее, в оковах Традиции чаще всего выступало противником подобных преобразований.
По свидетельству европеизированного египетского государственного деятеля и врача Колуччи-бея в середине XIX в., «народ не только не помогал проведению реформ, но всячески противостоял им». Собственно и сам первый и выдающийся реформатор исламского Египта Мухаммед Али признавал: «я мог найти, очень мало таких людей, кто понимал бы меня. Я был почти один большую часть моей жизни». Красноречивое признание тотального одиночества реформаторов и их дела в странах, где традиционный жизненный уклад и менталитет населения был глубоко консервативен.
Еще одной особенностью таких реформ являлся их военнополитический аспект, который являлся для этих реформ генеральным. Чаще всего, и Египет не был исключением, реформы в азиатских странах начинались в военной области и только затем распространялись и на другие сферы.
Важно также отметить что причиной успеха, или неуспеха реформ в исламских странах был сам фактор ислама, вернее того как реформаторы смогли найти компромисс с мусульманским духовенством. То, что многочисленная часть мусульманского духовенства выступала против реформ, как мы видим на примере Египта, намного снижала их эффективность. И наоборот, увеличивала возможность реванша Традиции.
Итак, реформы в Египте по западному образцу происходили в несколько этапов: 1 этап в правлении Мухаммеда Али (1805-1849); 2 этап в 50-80 гг. XIX в. При проведении первого этапа реформ огромную роль играла личность самого египетского правителя Мухаммеда Али, выдающегося политического деятеля, пытающегося в исламской стране повторить успех Петра I, столетие спустя. Он, как и Петр строил египетский военный флот, современную армию, национальные мануфактуры и посылал молодых египтян на учебу в Европу. И также как и Петра I Мухаммеда Али осуждала глубоко консервативная часть мусульманского духовенства за его «гяурские» реформы.
Вот только в отличие от русского царя внешняя политика Мухаммеда Али оказалось провальной, стоила стране, разоренной войнами с османами и европейцами очень дорого. А в итоге его политика, как внутренняя, так и внешняя, привела к полуколониальному подчинению Египта Великобритании (в большей степени) и Франции при номинальной власти османского султана. В историографии неудачу египетской модернизации при Мухаммеде Али во многом относят к вмешательству европейских держав, которым на тот момент было выгодно сохранить номинальную целостность
Османской империи. Тому виной являлось стратегически выгодное положение Египта, которое затем и привело эту более слабую страну в незавидное положение служить яблоком раздора для сильных держав, в первую очередь, западных.
Во время второго этапа реформ преобразования продолжены такими правителями Египта, как Саид-паша (1854-1863) и особенно при хедиве (первый наследственный титул египетского правителя) Исмаиле (1863-1879). Социальной базой реформаторов стало офицерство, национальная интеллигенция, компрадорская буржуазия и небольшая часть духовенства. В этот период в Египет приехало много европейцев, которые сосредоточили в своих руках большие сектора промышленности (например, производство хлопка) и торговли и занимались ростовщичеством, биржевыми и другими финансовыми спекуляциями.
Страна с открытием рынков была наводнена дешевыми английскими товарами, произведенными машинным производством, что убивало местную промышленность с ее ручным мануфактурным производством. В то же время в стране строилось много железных дорог и каналов. При этом само реформаторство носило больше рамочный, чем содержательный характер. Появился парламент с совещательными функциями. На что А. И. Еерцен язвительно заметил что, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».
Больше реформаторской славы хедив Исмаил снискал на ниве просвещения. При нем появилось много новых школ на арабском языке, первые национальные египетские газеты и журналы, наконец, зародилась современная египетская литература, и публицистика что имело большое значение для национального пробуждения египтян.
Проведение реформ сопровождалось постоянными силовыми акциями Англии и Франции, которые в итоге во многом помешали становлению независимого суверенного государства Египет. Следует отметить, что слабый в военном отношении Египет из-за выгодного стратегического положения, и особенно после открытия Суэцкого канала в 1869 г., стал буквально желанным призом таких могущественных держав, как Великобритания и Франция. Соревнование за Египет между Англией и Францией неизбежно было должно закончиться победой сильнейшего игрока, каковым являлась в то время Британия.
Сам хедив Исмаил последовательно добивался от османского султана все большей самостоятельности, опираясь на помощь западных держав, в том числе и финансовую. Он буквально «подсел» на западные кредиты, тратил их без счета и уверял всех что «Египет, то же Европа». Вот только слабое политическое чутье хедива Исмаила, его прозападное прожектерство, граничащее с восточной роскошью, привело к полному банкротству страны и 8 апреля 1876 г. хедив Исмаил объявил о финансовой несостоятельности Египта.
После чего в руках англичан оказались практически все национальные акции Суэцкого канала. Для Великобритании важность Суэцкого канала определялась одним ведущим фактором. Египетский канал в 3-4 раза делал короче морской путь и доставку военных грузов и солдат в британскую Индию, стратегическую колонию Англии.
Усиливая свою власть над Египтом, англичане сознательно пресекали попытки египетских правителей расширить свои территории за счет Судана, Эфиопии и Сомали. Наконец в 1882 г. Англия установила свой протекторат над Египтом, введя войска туда (практически на постоянной основе), вся реальная власть в стране перешла к английскому генеральному консулу (при формальном сохранении статуса пашалыка Османской империи).
Результаты реформ: политическая власть установлена при разделении властей, но при фактической утрате национального суверенитета. Провозглашено равенство всех жителей перед законом, возник светский суд; ушли в прошлое рабство и работорговля. Отменены многие феодальные повинности, но сохранилось помещичье землевладение. В обществе появилась вестернизированная прослойка национальной светской интеллигенции и западный уклад жизни, но преимущественно не среди коренного населения.
Особенно по-европейски выглядели города Александрия и Каир, куда приезжало множество европейских туристов, и имелись даже респектабельные бордели для них. К 1891 г., как отмечает один англичанин, Каир напоминал английский город, в котором остались восточные достопримечательности. В стране уже была создана незначительная производственная инфраструктура и появилась национальная буржуазия, но в основном частнособственнический сектор экономики, представлен был западными предпринимателями.
К тому же экономика Египта стала сырьевым придатком английской экономики, что тормозило ее развитие. Контраст между жизнью европейцев, проживающих в Египте, и туземным населением был шокирующим. Европейцы приходили в ужас от грязи, нищеты и убожества, в котором жили коренные жители Египта. «Они замечали, как бедуины в накидках цвета индиго и феллахи в синих рубахах «живут в грязи и нищете, с которой не могут даже сравниться Индия и Китай». Неудивительно, что англичане отзывались о самих египтянах как о «нации рабов».
Но главное другое. Огромные массы населения пребывали в традиционном жизненном укладе. Раскол между тонкой европеизированной и в основном иноземной прослойкой общества и подавляющим большинством населения, проживающим в традиционном жизненном укладе, являлся главным итогом проводимых реформ в XIX веке и итогом далеко не положительным.
Как видим, результаты реформ выглядят очень противоречиво. С одной стороны, Египет вначале XX в. смотрелся одной из самых передовых стран Востока, с другой - фактическая утрата независимости серьезно сдерживала социально-экономическое развитие страны, например, формирование национальной индустрии и предпринимательского класса. Отсюда неслучайно то, что раньше всех, стартовав на пути модернизации, Египет уже к середине XX в. оказался в числе слаборазвитых стран. Полный национальный суверенитет как показывает египетский пример, играет далеко не последнюю роль в успехе модернизации страны.
В заключение отметим, что путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен.



