Введение
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвящённых изучению прогностических способностей личности 8
1.1 Историческое развитие и становление феномена «антиципации».8
1.2 Характеристика антиципационных процессов 17
1.3 Особенности антиципации и прогностической деятельности детей
с различными видами психических нарушений 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Исследование прогностической способности младших школьников с лёгкой формой умственной отсталости 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Сравнительный анализ прогностической способности детей с
сохранным интеллектом младшего школьного возраста и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 39
2.3 Результаты корреляционного анализа прогностической
способности детей младшего школьного возраста с сохранным
интеллектом и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 50
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы: 66
Приложения 73
Актуальность темы. Вопрос антиципации был важен и актуален для людей на протяжении всей истории человечества. Изучением антиципации, а точнее будет отметить, её истоков, происходило ещё во времена античности. С развитием научных знаний, антиципация преобразовалась в самостоятельный психический процесс, изучением которого занимаются учёные по всему миру. Поведение человека прямо взаимосвязано с антиципационными механизмами, так как с их помощью человек способен создавать прогноз, относительно будущих событий.
Изучение антиципации и прогностической компетентности в современной науке является важным вопросом. Работы, которые посвящены данной проблеме, с каждым годом увеличиваются. В современной психологии и клинической психологии, прогностическая компетентность рассматривается как имманентное свойство психики, без которого невозможна жизнедеятельность человека. Исследования, посвящённые изучению особенностей функционирования антиципационных механизмов в детском возрасте, в клинической психологии и педагогике только начинают приобретать свою популярность. Широкие исследования, которые рассматривали проблему прогностической деятельности детей с различными видами нарушений, в современной психологии начали появляться 10-15 лет назад. Однако, результаты этих исследований недостаточны, для того чтобы выявить механизмы функционирования антиципационных процессов детей с патологиями. Поэтому исследование данного вопроса является актуальным и необходимым для его более широкого и глубоко раскрытия.
На основе данных ВОЗ, в середине XX столетия диагноз «умственная отсталость» имелся у 1-3% населения планеты, это приблизительно 200 миллионов человек.[55,59] В России конца XX века, в период с 1995 по 1997 года, заболеваемость людей, имевших умственную отсталость, увеличилась приблизительно на 18%.Следует отметить, что рост показателей обусловлен интенсивностью заболевания лёгкой степенью умственной отсталости, который составил 32 %.[55] На основе статистических данных было выявлено, что в Якутии, на начало XXI века, около 73% людей с умственной отсталостью имеют легкую форму заболевания.[19] С 1991 по 2000 год количество детей и подростков с диагнозом умственная отсталость увеличилось на 80%.
В США, в ходе проведённого исследования, которое было посвящено изучению распространенности умственной отсталости среди детей всего населения страны, было выявлено, что пик заболеваемости пришёлся на 2004 год. Начиная с 2005 года, эти цифры идут на понижение. Такие данные объясняются тем, что люди с ОВЗ более часто встречаются в странах с низким уровнем жизни, около 80%.
По результатам федеральной службы государственной статистики России, на 2016 год количество детей, признанных инвалидами, вследствие болезней нервной системы, которые могут привести к умственной отсталости, с 2005 года возросло приблизительно на 10%. [17] Было выявлено, что большая часть детей с умственной отсталостью, рождается в маргинальных слоях населения (30-50%).[19] Исходя из этого, вопрос изучения особенностей психики детей с умственной отсталостью актуален в современной отечественной науке.
Вопрос изучения антиципации имеет большой исторический период, начиная от античности и заканчивая современными воззрениями, относительно данного психического процесса. Более глубокое изучение прогностической деятельности началось лишь в середине XX века. В тот временной период появилась научная дисциплина прогностика - это наука об изучении процессов и механизмах формирования прогноза. На дальнейшее развитие изучения антиципационных и прогностических механизмов повлияли советские психофизиологии, такие как Б.Г.Ананьев[1], П.К.Анохин[2,4], Н.А. Бернштейн[12] и другие. Значительный вклад в развитие и систематизацию имеющихся знаний об антиципации внесли Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков в своей работе «Антиципация в структуре деятельности» [22]. С конца 80-х годов прошлого столетия проблема антиципации весьма активно изучается в отечественной психологии. Особую заслугу стоит отдать Казанской психологической школе, которая более детально и углублённо занимается исследованием антиципационных процессов.
К настоящему времени большое количество работ направлено на изучение антиципации здоровых людей, разных возрастных категорий. Однако, исследованием особенностей антиципации психически и соматически больных людей намного меньше. Большой вклад в изучение особенностей антиципаципационных механизмов психически больных людей внесли И.М. Фейгенберг[46] и В.Д.Менделевич[28]. Л.И. Переслени[36] была одна из первых, кто изучал особенности прогностической деятельности детей, имеющих различные психические расстройства и патологии. Её исследования датируются в 1980-ми годами прошлого века.
Актуальность и новизна работы. На основе проведённого анализа литературы, освещаемой темы, было выявлено, что работ и исследований, которые освещали проблему особенностей прогностической способности детей с лёгкой формой умственной отсталости, в отечественной психологии представлены недостаточно. Также стоит отметить, что в имеющихся исследованиях, недостаточно глубоко проработаны многие аспекты темы. Например, не были выявлены структуры, которые взаимосвязаны с процессом прогнозирования.
Поэтому проблема изучения особенностей антиципационных механизмов детей с умственной отсталостью остаётся актуальной и открытой для современной науки и требует разработки теоретической базы для её более детального исследования.
Цель данного исследования - это выявить особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - прогностическая способность младших школьников.
Предмет исследования - особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования - прогностическая способность детей с лёгкой формой умственной отсталости имеет более низкий уровень развития и меньшую степень зависимости от влияния внешних факторов, чем у детей с сохранным интеллектом.
В соответствии с целью и гипотезой данного эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Повести анализ литературы, посвящённый вопросам антиципации и рассмотреть основные понятия, касающиеся данной темы.
2. Обосновать теоретико-методологические подходы к проблеме прогностической способности детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать прогностическую способность здоровых детей и детей с умственной отсталостью лёгкой степени младшего школьного возраста.
4. Выявить особенности прогностической способности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы единства сознания и деятельности и принцип системности психики. Существенную роль сыграли теоретические положения: по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования Б.Ф Ломова и Е.Н. Суркова[22], А.В. Михальского[30], Б.Г. Ананьева[1], П.К. Анохина[2], Н.А. Бернштейна[12], по проблеме изучения антиципационных механизмов людей с психическими расстройствами В.Д. Менделевича[28], И.М. Фейгенберга[46]; по проблеме исследования прогностической деятельности детей Л.И. Переслени[36], Л.А.Регуш[41], А. И. Ахметзянова[6].
Методы исследования - теоретический анализ исследуемой проблемы, проведение психодиагностического тестирования, статистические методы обработки данных (вычисление средних значений, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента и линейный корреляционный анализ по критерию Пирсона).
Методики исследования:
1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника» (коллектив работников кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского Федерального Университета, под руководством А.И. Ахметзяновой).
2. Методика «Угадайка» (Л. И. Переслени).
3. Методика «Цветные прогрессивные матрицы» (Дж. Равен).
Эмпирическая основа исследования. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разделённые на две группы по 25 человек в каждой. 1 выборка - экспериментальная группа, дети с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 выборка - дети с сохранным интеллектом, обучающиеся в МБОУ «Г имназия №40 Приволжского района г.Казани».
Практическая значимость может заключаться в том, чтобы использовать данные, полученные в ходе этого эмпирического исследования, с целью создания коррекционно-развивающей программы для школьников с умственной отсталостью, для дальнейшей более успешной социализации в обществе и улучшения их качества жизни.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы составляет 72 страницы. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.
На сегодняшний день проблема антиципации и прогностической деятельности является значимой и актуальной на современном этапе развития психологии. Антиципация является сложным психическим процессом, который реализуется в любой деятельности человека. Способность к прогнозированию является филогенетическим свойством психики, которое свойственно не только человеку, но и животным. Однако, прогностическая деятельность человека является многогранной структурой, которая базируется не только на биологических механизмах предвосхищения или ожидания, но также и на социально-обусловленных. В процессе социализации человека он усваивает определённые нормы и правила, принятые обществом, в котором он находится. Исходя из этого, построение прогноза относительно какой-либо ожидаемой или неизвестной ситуации, формируется вследствие более адаптивной модели поведения, принятой в данном обществе.
Анализ литературы, посвящённый проблеме антиципации и прогностической способности детей показал, что прогностическая способность ребёнка развита намного меньше, чем у взрослого человека. Антиципация является динамическим психическим процессом, который способен развиваться и регрессировать с течением времени. Прогностическая компетентность ребёнка будет совершенствоваться, так как в процессе взросления он будет приобретать новый опыт и знания. Это приведёт к увеличению коэффициента его интеллектуальных способностей и, соответственно, к формированию антиципационной состоятельности.
Однако, прогностическая способность детей, которые имеют различные нарушения и заболевания, имеет свою специфику. Антиципационные механизмы больных детей имеют особенности функционирования и реализации в деятельности ребёнка. В предвосхищении здоровых и больных детей можно отметить качественные отличия взаимодействия психических функций, которые участвуют в процессе прогнозирования. Специфические особенности прогностической деятельности больных детей зависят от вида нарушения или расстройства.
Антиципация является интегральным психическим процессом, имеющим свойства, уровни и функции, с помощью которых его можно охарактеризовать. Прогностическая деятельность, так же как и другие психические процессы, имеет свою специфику под влиянием факторов возраста, психического и соматического здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Младшие школьники с лёгкой степенью умственной отсталости имеют более сниженную прогностическую компетентность, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. При построении прогноза, дети с умственной отсталостью используют менее эффективные и успешные стратегии прогнозирования.
2. Прогнозы будущих ситуаций умственно-отсталых детей пессимистичны и инвариативны.
3. Для детей с умственной отсталостью более успешной сферой прогнозирования является общение со взрослыми, а зоной риска является сфера общения со сверстниками.
4. У здоровых детей младшего школьного возраста антиципация является динамичным процессом, который способен к изменению и росту под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта, чего нельзя отметить у детей имеющих умственную отсталость лёгкой степени.
5. Дети с умственной отсталостью лёгкой степени строят свой прогноз не на основе рационально-логических связей, а на базе ограниченного прошлого опыта.
Таким образом, все предположения, которые были выдвинуты в качестве гипотезы, нашли своё полное подтверждение.
Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой для психологии и клинической психологии. Полученные данные, по изучаемой теме, необходимо дополнять более широко и глубоко. В перспективе возможно проведение исследований. Направленных на изучение функционирования антиципационных механизмов детей с разными степенями умственной отсталости и разных возрастных категорий.
Обнаруженные в ходе эмпирического исследования особенности прогностической способности умственно-отсталых детей, могут быть использованы в разработке психокоррекционных программ, направленных на успешную социализацию людей с умственной отсталостью, средствами первичной и вторичной профилактики. Для этого необходимо развивать прогностическую способность детей, начиная с самого детства. Способы и техники, с помощью которых, это будет реализовываться, могут быть разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка. Специалист может делать это через интерактивные игры и занятия, возможно также использование готовых техник и упражнений, предложенные Л. А. Регуш.[41]
Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности клинических и специальных психологов, педагогов-дефектологов, образовательных учреждений (VIII типа) и детских садов для детей с ОВЗ, с целью психологического сопровождения детей с умственной отсталостью, а также при разработке психокоррекционных воздействий, направленных на улучшение учебной деятельности и дальнейшей социализации.
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2001. - 486 с.
2. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности [Текст]
/ П.К. Анохин// Вопросы философии. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», 1962. - №7. - С. 97-111.
3. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 546 с.
4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М., 1975. - 447 с.
5. Ахметзянова А.И. Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова // Материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 24 апреля 2018 г., г. Казань / Отв. ред. А.И.Ахметзянова. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.29-33.
6. Ахметзянова, А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) [Текст] / А.И. Ахметзянова // Практическая медицина. - 2015. - №5.
- С. 42-45.
7. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань: КГУ, КГМУ, 2004. - 20 с.
8. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационно-
прогностической системы в подростковом возрасте [Текст] /А.И. Ахметзянова // Научные ведомости БелГУ: серия гуманитарные науки. - Белгород.: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования БелГУ, 2015. - № 12(209). Вып. 26. - С. 129 - 137.
9. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. 66
Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 160 с.
10. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебное пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - 46 с.
11. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] / А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2015. - №3. - С. 233-249.
12. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991.— 288 с.
13. Волокитина, Т.В. Особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в условиях стохастической, вероятностной и детерминированной сред [Текст] / Т.В. Волокитина, Е.В. Попова // Новые исследования. - М.: Учреждение РАО «Институт возрастной физиологии», 2010. - №3. - С. 16-24.
14. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]. - М.: Просвещение, 1967. - 322 с.
15. Гафурова, А.Р. Особенности прогностической компетентности младших школьников с расстройствами психологического развития [Текст] / А.Р.Гафурова, Т.В.Артемьева // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы II Международной научнопрактической конференции 19 апреля 2018 г., г.Уфа / Отв. ред. Т.И.Политаева. - Уфа.: Изд-во БГПУ, 2018. - С.134-139.
16. Гурович, И.Я. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России [Текст] / И.Я. Гурович, В.М. Волошин, В.Б. Голланд // Социальная и клиническая психиатрия. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом "Медпрактика-М», 2002. - № 2. - С. 15-18.
17. Здравоохранение в России 2017: Стат.сб. /Росстат [Текст]. - М., 2017. - 170 с.
18. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных [Текст]: учебное пособие / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.
19. Иванов, И.А. О первой беде России [Текст] / И.А. Иванов // Медицинская газета. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская газета», 2007. - №84.
20. Кравченко, С.А. Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами [Текст] / С.А. Кравченко. - М.: Издательские решения, 2018. - 300 с.
21. Леханова, О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием [Текст] / О.Л. Леханова // Вестник ЛГУ им.
А. С. Пушкина. - СПб.: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - №3. - С. 157-165.
22. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
23. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
24. Масалович, Ю.М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011.- С. 55-58.
25. Менделевич, В.Д. Антиципационная состоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении [Текст] / В.Д. Менделевич Э.В. Макаричева // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. - М.: МЕДпресс, 2002. - С. 195-197.
26. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В. Д. Менделевич // Психологический журнал - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «РАН», 1996. - Т. 17. - № 4. - С.
107 - 115.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами [Текст] / В.Д. Менделевич Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клиническая психиатрия. - М.: Изд. дом «Медпрактика-М», 1997. - № 2. - С. 31-37.
28. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002 - 608 с.
29. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
30. Михальский, А.В. Психология конструирования будущего [Текст] / А.В. Михальский. - М.: МГППУ, 2014. - 192 с.
31. Ничипоренко, Н.П. Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально-логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии [Текст] / Н.П. Ничипоренко, Г.Ф. Мухамадиева, В.Д. Менделевич // Психическое здоровье. - М.: ИП Иришкин Дмитрий Андреевич, 2010. - №10. - С. 35-38.
32. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Российский психологический журнал. - М.: Кредо, 2007. - Т. 4, №4. - С. 22-29.
33. Ничипоренко, Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. - М.: Кредо, 2006. — Т. 27, №5. - С 50-59.
34. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Когито-Центр, 1996. - 61 с.
35. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психофизологическое исследование) [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984. - 161с.
36. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. -
М.: Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии»,
1976. - № 2. - С. 113-123.
37. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан.: АГПИ, 1990. - 68 с.
38. Прогрессивные матрицы Равена [Текст]: методические
рекомендации / О.Е.Мухордова [и др.]; - Ижевск.: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70 с.
39. Равен, Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени [Текст] /Дж. Равен // Иностранная психология. - 1998. — № 10. - С. 58-65.
40. Равен, Дж.К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства [Текст] / Дж.К. Равен, Дж. Равен, Дж.Х. Курт. - М.: Когито-Центр, 1997. - 82 с.
41. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351 с.
42. Судаков, К.В.Субъективная сторона психической деятельности как объект системного анализа [Текст] / К.В Судаков, Ю.В. Урываев // Журн. высш. нерв. деятельности им. Павлова.- М.: Наука, 2004.- Т. 54, №3.-
С. 293-303.
43. Сумина, Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.01/ Сумина Наталья Евгеньевна. - Казань., 2008. - 154 с.
44. Сумина, Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности [Текст] / Н.Е. Сумина // Прикладная психология и психоанализ. - Ставрополь.: Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт дружбы народов Кавказа», 2007. - №4. - С. 8-19.
45. Фейгенберг И.М., Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 112 с.
46. Фейгенберг, И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.М. Морозов. - М.:ЦОЛИУВ, 1973. - 360 с.
47. Фролова А.В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности [Текст] // Вестник ТГГПУ - 2010. - №2. - С. 325-331.
48. Хрусталёва, Н.С. Психология эмиграции: социально
психологические и личностные проблемы [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.05/ Н.С. Хрусталёва. - Санкт-Петербург., 1996. - 332 с.
49. Яурова, Т.В. Изучение внутренней позиции школьника у
умственно отсталых детей [Текст]: автореф. дипломная работа по
специальности: 44.03.03. / Т.В.Яурова. - Саратов., 2018. - 10 с.
50. Asperger, Doz. H. Die «Autistischen Psychopathen» im Kindesalter / Doz. H. Asperger. - Arch. Psychiatr. Nervenkr, 1944. - 64 p.
51. Boat T.F. Prevalence of Intellectual Disabilities / T.F. Boat, J.T. Wu // Mental Disorders and Disabilities Among Low-Income Children. - Washington: National Academies Press, 2015.
52. Sinha, P. Autism as a disorder of prediction / P.Sinha, M.M. Kjelgaard, T.K. Gandhi, K. Tsourides, A.L. Cardinaux, D.Pantazis, R.M. Held // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 2014. - №111(42). - pp. 15220-15225.
53. Welch, G. An introduction to the Kalman Filter / G.Welch, G. Bishop // Proc SIGGRAPH 2001 (Association for Computing Machinery, Los Angeles). - 2001. - pp. 19-24.
54. Воробьёва, С.В. Антиципация. Гуманитарная энциклопедия / С.В. Воробьёва, В.В. Васильев // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 03.01.2018).
URL: http://gtmarket.ru/concepts/7216 (дата обращения 20.12.2017)
55. Тиганов А.С. Патология психического развития. Распространенность умственной отсталости / А.С.Тиганов // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», 2018.
URL: http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/7 (дата обращения: 15.09.2018)
56. Чупров, Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) / Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 3.
URL: bulletinpp.esrae.ru/208-965 (дата обращения: 05.09.2018).
57. Энциклопедия психодиагностики Psylab // Прогрессивные матрицы Ревена, 2009 - 2018.
URL: http://psylab.info/ Прогрессивные матрицы Ревена
58. Энциклопедия психодиагностики Psylab // Цветные прогрессивные матрицы, 2009 - 2018.
URL: http://psvlab■info/Цветные прогрессивные матрицы
59. Special Olympics, Inc. (SOI), an international non-profit organization incorporated in Washington, D.C., USA, 2018.
URL: https://www.specialolympics.org/about/intellectual-disabilities/what- is-intellectual-disability (дата обращения: 20.09.2018)
60. Stanford Encyclopedia of Philosophy // plato.stanford.edu: center for the Study of Language and Information (CSLI), Stanford University., 2016.
URL: https://plato .stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/ (дата обращения 10.12.2017)