Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ ФОРМОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №35622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвящённых изучению прогностических способностей личности 8
1.1 Историческое развитие и становление феномена «антиципации».8
1.2 Характеристика антиципационных процессов 17
1.3 Особенности антиципации и прогностической деятельности детей
с различными видами психических нарушений 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Исследование прогностической способности младших школьников с лёгкой формой умственной отсталости 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Сравнительный анализ прогностической способности детей с
сохранным интеллектом младшего школьного возраста и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 39
2.3 Результаты корреляционного анализа прогностической
способности детей младшего школьного возраста с сохранным
интеллектом и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 50
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы: 66
Приложения 73



Актуальность темы. Вопрос антиципации был важен и актуален для людей на протяжении всей истории человечества. Изучением антиципации, а точнее будет отметить, её истоков, происходило ещё во времена античности. С развитием научных знаний, антиципация преобразовалась в самостоятельный психический процесс, изучением которого занимаются учёные по всему миру. Поведение человека прямо взаимосвязано с антиципационными механизмами, так как с их помощью человек способен создавать прогноз, относительно будущих событий.
Изучение антиципации и прогностической компетентности в современной науке является важным вопросом. Работы, которые посвящены данной проблеме, с каждым годом увеличиваются. В современной психологии и клинической психологии, прогностическая компетентность рассматривается как имманентное свойство психики, без которого невозможна жизнедеятельность человека. Исследования, посвящённые изучению особенностей функционирования антиципационных механизмов в детском возрасте, в клинической психологии и педагогике только начинают приобретать свою популярность. Широкие исследования, которые рассматривали проблему прогностической деятельности детей с различными видами нарушений, в современной психологии начали появляться 10-15 лет назад. Однако, результаты этих исследований недостаточны, для того чтобы выявить механизмы функционирования антиципационных процессов детей с патологиями. Поэтому исследование данного вопроса является актуальным и необходимым для его более широкого и глубоко раскрытия.
На основе данных ВОЗ, в середине XX столетия диагноз «умственная отсталость» имелся у 1-3% населения планеты, это приблизительно 200 миллионов человек.[55,59] В России конца XX века, в период с 1995 по 1997 года, заболеваемость людей, имевших умственную отсталость, увеличилась приблизительно на 18%.Следует отметить, что рост показателей обусловлен интенсивностью заболевания лёгкой степенью умственной отсталости, который составил 32 %.[55] На основе статистических данных было выявлено, что в Якутии, на начало XXI века, около 73% людей с умственной отсталостью имеют легкую форму заболевания.[19] С 1991 по 2000 год количество детей и подростков с диагнозом умственная отсталость увеличилось на 80%.
В США, в ходе проведённого исследования, которое было посвящено изучению распространенности умственной отсталости среди детей всего населения страны, было выявлено, что пик заболеваемости пришёлся на 2004 год. Начиная с 2005 года, эти цифры идут на понижение. Такие данные объясняются тем, что люди с ОВЗ более часто встречаются в странах с низким уровнем жизни, около 80%.
По результатам федеральной службы государственной статистики России, на 2016 год количество детей, признанных инвалидами, вследствие болезней нервной системы, которые могут привести к умственной отсталости, с 2005 года возросло приблизительно на 10%. [17] Было выявлено, что большая часть детей с умственной отсталостью, рождается в маргинальных слоях населения (30-50%).[19] Исходя из этого, вопрос изучения особенностей психики детей с умственной отсталостью актуален в современной отечественной науке.
Вопрос изучения антиципации имеет большой исторический период, начиная от античности и заканчивая современными воззрениями, относительно данного психического процесса. Более глубокое изучение прогностической деятельности началось лишь в середине XX века. В тот временной период появилась научная дисциплина прогностика - это наука об изучении процессов и механизмах формирования прогноза. На дальнейшее развитие изучения антиципационных и прогностических механизмов повлияли советские психофизиологии, такие как Б.Г.Ананьев[1], П.К.Анохин[2,4], Н.А. Бернштейн[12] и другие. Значительный вклад в развитие и систематизацию имеющихся знаний об антиципации внесли Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков в своей работе «Антиципация в структуре деятельности» [22]. С конца 80-х годов прошлого столетия проблема антиципации весьма активно изучается в отечественной психологии. Особую заслугу стоит отдать Казанской психологической школе, которая более детально и углублённо занимается исследованием антиципационных процессов.
К настоящему времени большое количество работ направлено на изучение антиципации здоровых людей, разных возрастных категорий. Однако, исследованием особенностей антиципации психически и соматически больных людей намного меньше. Большой вклад в изучение особенностей антиципаципационных механизмов психически больных людей внесли И.М. Фейгенберг[46] и В.Д.Менделевич[28]. Л.И. Переслени[36] была одна из первых, кто изучал особенности прогностической деятельности детей, имеющих различные психические расстройства и патологии. Её исследования датируются в 1980-ми годами прошлого века.
Актуальность и новизна работы. На основе проведённого анализа литературы, освещаемой темы, было выявлено, что работ и исследований, которые освещали проблему особенностей прогностической способности детей с лёгкой формой умственной отсталости, в отечественной психологии представлены недостаточно. Также стоит отметить, что в имеющихся исследованиях, недостаточно глубоко проработаны многие аспекты темы. Например, не были выявлены структуры, которые взаимосвязаны с процессом прогнозирования.
Поэтому проблема изучения особенностей антиципационных механизмов детей с умственной отсталостью остаётся актуальной и открытой для современной науки и требует разработки теоретической базы для её более детального исследования.
Цель данного исследования - это выявить особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - прогностическая способность младших школьников.
Предмет исследования - особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования - прогностическая способность детей с лёгкой формой умственной отсталости имеет более низкий уровень развития и меньшую степень зависимости от влияния внешних факторов, чем у детей с сохранным интеллектом.
В соответствии с целью и гипотезой данного эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Повести анализ литературы, посвящённый вопросам антиципации и рассмотреть основные понятия, касающиеся данной темы.
2. Обосновать теоретико-методологические подходы к проблеме прогностической способности детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать прогностическую способность здоровых детей и детей с умственной отсталостью лёгкой степени младшего школьного возраста.
4. Выявить особенности прогностической способности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы единства сознания и деятельности и принцип системности психики. Существенную роль сыграли теоретические положения: по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования Б.Ф Ломова и Е.Н. Суркова[22], А.В. Михальского[30], Б.Г. Ананьева[1], П.К. Анохина[2], Н.А. Бернштейна[12], по проблеме изучения антиципационных механизмов людей с психическими расстройствами В.Д. Менделевича[28], И.М. Фейгенберга[46]; по проблеме исследования прогностической деятельности детей Л.И. Переслени[36], Л.А.Регуш[41], А. И. Ахметзянова[6].
Методы исследования - теоретический анализ исследуемой проблемы, проведение психодиагностического тестирования, статистические методы обработки данных (вычисление средних значений, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента и линейный корреляционный анализ по критерию Пирсона).
Методики исследования:
1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника» (коллектив работников кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского Федерального Университета, под руководством А.И. Ахметзяновой).
2. Методика «Угадайка» (Л. И. Переслени).
3. Методика «Цветные прогрессивные матрицы» (Дж. Равен).
Эмпирическая основа исследования. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разделённые на две группы по 25 человек в каждой. 1 выборка - экспериментальная группа, дети с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 выборка - дети с сохранным интеллектом, обучающиеся в МБОУ «Г имназия №40 Приволжского района г.Казани».
Практическая значимость может заключаться в том, чтобы использовать данные, полученные в ходе этого эмпирического исследования, с целью создания коррекционно-развивающей программы для школьников с умственной отсталостью, для дальнейшей более успешной социализации в обществе и улучшения их качества жизни.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы составляет 72 страницы. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день проблема антиципации и прогностической деятельности является значимой и актуальной на современном этапе развития психологии. Антиципация является сложным психическим процессом, который реализуется в любой деятельности человека. Способность к прогнозированию является филогенетическим свойством психики, которое свойственно не только человеку, но и животным. Однако, прогностическая деятельность человека является многогранной структурой, которая базируется не только на биологических механизмах предвосхищения или ожидания, но также и на социально-обусловленных. В процессе социализации человека он усваивает определённые нормы и правила, принятые обществом, в котором он находится. Исходя из этого, построение прогноза относительно какой-либо ожидаемой или неизвестной ситуации, формируется вследствие более адаптивной модели поведения, принятой в данном обществе.
Анализ литературы, посвящённый проблеме антиципации и прогностической способности детей показал, что прогностическая способность ребёнка развита намного меньше, чем у взрослого человека. Антиципация является динамическим психическим процессом, который способен развиваться и регрессировать с течением времени. Прогностическая компетентность ребёнка будет совершенствоваться, так как в процессе взросления он будет приобретать новый опыт и знания. Это приведёт к увеличению коэффициента его интеллектуальных способностей и, соответственно, к формированию антиципационной состоятельности.
Однако, прогностическая способность детей, которые имеют различные нарушения и заболевания, имеет свою специфику. Антиципационные механизмы больных детей имеют особенности функционирования и реализации в деятельности ребёнка. В предвосхищении здоровых и больных детей можно отметить качественные отличия взаимодействия психических функций, которые участвуют в процессе прогнозирования. Специфические особенности прогностической деятельности больных детей зависят от вида нарушения или расстройства.
Антиципация является интегральным психическим процессом, имеющим свойства, уровни и функции, с помощью которых его можно охарактеризовать. Прогностическая деятельность, так же как и другие психические процессы, имеет свою специфику под влиянием факторов возраста, психического и соматического здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Младшие школьники с лёгкой степенью умственной отсталости имеют более сниженную прогностическую компетентность, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. При построении прогноза, дети с умственной отсталостью используют менее эффективные и успешные стратегии прогнозирования.
2. Прогнозы будущих ситуаций умственно-отсталых детей пессимистичны и инвариативны.
3. Для детей с умственной отсталостью более успешной сферой прогнозирования является общение со взрослыми, а зоной риска является сфера общения со сверстниками.
4. У здоровых детей младшего школьного возраста антиципация является динамичным процессом, который способен к изменению и росту под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта, чего нельзя отметить у детей имеющих умственную отсталость лёгкой степени.
5. Дети с умственной отсталостью лёгкой степени строят свой прогноз не на основе рационально-логических связей, а на базе ограниченного прошлого опыта.
Таким образом, все предположения, которые были выдвинуты в качестве гипотезы, нашли своё полное подтверждение.
Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой для психологии и клинической психологии. Полученные данные, по изучаемой теме, необходимо дополнять более широко и глубоко. В перспективе возможно проведение исследований. Направленных на изучение функционирования антиципационных механизмов детей с разными степенями умственной отсталости и разных возрастных категорий.
Обнаруженные в ходе эмпирического исследования особенности прогностической способности умственно-отсталых детей, могут быть использованы в разработке психокоррекционных программ, направленных на успешную социализацию людей с умственной отсталостью, средствами первичной и вторичной профилактики. Для этого необходимо развивать прогностическую способность детей, начиная с самого детства. Способы и техники, с помощью которых, это будет реализовываться, могут быть разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка. Специалист может делать это через интерактивные игры и занятия, возможно также использование готовых техник и упражнений, предложенные Л. А. Регуш.[41]
Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности клинических и специальных психологов, педагогов-дефектологов, образовательных учреждений (VIII типа) и детских садов для детей с ОВЗ, с целью психологического сопровождения детей с умственной отсталостью, а также при разработке психокоррекционных воздействий, направленных на улучшение учебной деятельности и дальнейшей социализации.



1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2001. - 486 с.
2. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности [Текст]
/ П.К. Анохин// Вопросы философии. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», 1962. - №7. - С. 97-111.
3. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 546 с.
4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М., 1975. - 447 с.
5. Ахметзянова А.И. Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова // Материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 24 апреля 2018 г., г. Казань / Отв. ред. А.И.Ахметзянова. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.29-33.
6. Ахметзянова, А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) [Текст] / А.И. Ахметзянова // Практическая медицина. - 2015. - №5.
- С. 42-45.
7. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань: КГУ, КГМУ, 2004. - 20 с.
8. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационно-
прогностической системы в подростковом возрасте [Текст] /А.И. Ахметзянова // Научные ведомости БелГУ: серия гуманитарные науки. - Белгород.: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования БелГУ, 2015. - № 12(209). Вып. 26. - С. 129 - 137.
9. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. 66
Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 160 с.
10. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебное пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - 46 с.
11. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] / А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2015. - №3. - С. 233-249.
12. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991.— 288 с.
13. Волокитина, Т.В. Особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в условиях стохастической, вероятностной и детерминированной сред [Текст] / Т.В. Волокитина, Е.В. Попова // Новые исследования. - М.: Учреждение РАО «Институт возрастной физиологии», 2010. - №3. - С. 16-24.
14. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]. - М.: Просвещение, 1967. - 322 с.
15. Гафурова, А.Р. Особенности прогностической компетентности младших школьников с расстройствами психологического развития [Текст] / А.Р.Гафурова, Т.В.Артемьева // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы II Международной научнопрактической конференции 19 апреля 2018 г., г.Уфа / Отв. ред. Т.И.Политаева. - Уфа.: Изд-во БГПУ, 2018. - С.134-139.
16. Гурович, И.Я. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России [Текст] / И.Я. Гурович, В.М. Волошин, В.Б. Голланд // Социальная и клиническая психиатрия. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом "Медпрактика-М», 2002. - № 2. - С. 15-18.
17. Здравоохранение в России 2017: Стат.сб. /Росстат [Текст]. - М., 2017. - 170 с.
18. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных [Текст]: учебное пособие / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.
19. Иванов, И.А. О первой беде России [Текст] / И.А. Иванов // Медицинская газета. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская газета», 2007. - №84.
20. Кравченко, С.А. Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами [Текст] / С.А. Кравченко. - М.: Издательские решения, 2018. - 300 с.
21. Леханова, О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием [Текст] / О.Л. Леханова // Вестник ЛГУ им.
А. С. Пушкина. - СПб.: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - №3. - С. 157-165.
22. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
23. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
24. Масалович, Ю.М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011.- С. 55-58.
25. Менделевич, В.Д. Антиципационная состоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении [Текст] / В.Д. Менделевич Э.В. Макаричева // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. - М.: МЕДпресс, 2002. - С. 195-197.
26. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В. Д. Менделевич // Психологический журнал - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «РАН», 1996. - Т. 17. - № 4. - С.
107 - 115.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами [Текст] / В.Д. Менделевич Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клиническая психиатрия. - М.: Изд. дом «Медпрактика-М», 1997. - № 2. - С. 31-37.
28. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002 - 608 с.
29. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
30. Михальский, А.В. Психология конструирования будущего [Текст] / А.В. Михальский. - М.: МГППУ, 2014. - 192 с.
31. Ничипоренко, Н.П. Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально-логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии [Текст] / Н.П. Ничипоренко, Г.Ф. Мухамадиева, В.Д. Менделевич // Психическое здоровье. - М.: ИП Иришкин Дмитрий Андреевич, 2010. - №10. - С. 35-38.
32. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Российский психологический журнал. - М.: Кредо, 2007. - Т. 4, №4. - С. 22-29.
33. Ничипоренко, Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. - М.: Кредо, 2006. — Т. 27, №5. - С 50-59.
34. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Когито-Центр, 1996. - 61 с.
35. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психофизологическое исследование) [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984. - 161с.
36. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. -
М.: Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии»,
1976. - № 2. - С. 113-123.
37. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан.: АГПИ, 1990. - 68 с.
38. Прогрессивные матрицы Равена [Текст]: методические
рекомендации / О.Е.Мухордова [и др.]; - Ижевск.: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70 с.
39. Равен, Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени [Текст] /Дж. Равен // Иностранная психология. - 1998. — № 10. - С. 58-65.
40. Равен, Дж.К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства [Текст] / Дж.К. Равен, Дж. Равен, Дж.Х. Курт. - М.: Когито-Центр, 1997. - 82 с.
41. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351 с.
42. Судаков, К.В.Субъективная сторона психической деятельности как объект системного анализа [Текст] / К.В Судаков, Ю.В. Урываев // Журн. высш. нерв. деятельности им. Павлова.- М.: Наука, 2004.- Т. 54, №3.-
С. 293-303.
43. Сумина, Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.01/ Сумина Наталья Евгеньевна. - Казань., 2008. - 154 с.
44. Сумина, Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности [Текст] / Н.Е. Сумина // Прикладная психология и психоанализ. - Ставрополь.: Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт дружбы народов Кавказа», 2007. - №4. - С. 8-19.
45. Фейгенберг И.М., Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 112 с.
46. Фейгенберг, И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.М. Морозов. - М.:ЦОЛИУВ, 1973. - 360 с.
47. Фролова А.В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности [Текст] // Вестник ТГГПУ - 2010. - №2. - С. 325-331.
48. Хрусталёва, Н.С. Психология эмиграции: социально
психологические и личностные проблемы [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.05/ Н.С. Хрусталёва. - Санкт-Петербург., 1996. - 332 с.
49. Яурова, Т.В. Изучение внутренней позиции школьника у
умственно отсталых детей [Текст]: автореф. дипломная работа по
специальности: 44.03.03. / Т.В.Яурова. - Саратов., 2018. - 10 с.
50. Asperger, Doz. H. Die «Autistischen Psychopathen» im Kindesalter / Doz. H. Asperger. - Arch. Psychiatr. Nervenkr, 1944. - 64 p.
51. Boat T.F. Prevalence of Intellectual Disabilities / T.F. Boat, J.T. Wu // Mental Disorders and Disabilities Among Low-Income Children. - Washington: National Academies Press, 2015.
52. Sinha, P. Autism as a disorder of prediction / P.Sinha, M.M. Kjelgaard, T.K. Gandhi, K. Tsourides, A.L. Cardinaux, D.Pantazis, R.M. Held // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 2014. - №111(42). - pp. 15220-15225.
53. Welch, G. An introduction to the Kalman Filter / G.Welch, G. Bishop // Proc SIGGRAPH 2001 (Association for Computing Machinery, Los Angeles). - 2001. - pp. 19-24.
54. Воробьёва, С.В. Антиципация. Гуманитарная энциклопедия / С.В. Воробьёва, В.В. Васильев // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 03.01.2018).
URL: http://gtmarket.ru/concepts/7216 (дата обращения 20.12.2017)
55. Тиганов А.С. Патология психического развития. Распространенность умственной отсталости / А.С.Тиганов // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», 2018.
URL: http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/7 (дата обращения: 15.09.2018)
56. Чупров, Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) / Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 3.
URL: bulletinpp.esrae.ru/208-965 (дата обращения: 05.09.2018).
57. Энциклопедия психодиагностики Psylab // Прогрессивные матрицы Ревена, 2009 - 2018.
URL: http://psylab.info/ Прогрессивные матрицы Ревена
58. Энциклопедия психодиагностики Psylab // Цветные прогрессивные матрицы, 2009 - 2018.
URL: http://psvlab■info/Цветные прогрессивные матрицы
59. Special Olympics, Inc. (SOI), an international non-profit organization incorporated in Washington, D.C., USA, 2018.
URL: https://www.specialolympics.org/about/intellectual-disabilities/what- is-intellectual-disability (дата обращения: 20.09.2018)
60. Stanford Encyclopedia of Philosophy // plato.stanford.edu: center for the Study of Language and Information (CSLI), Stanford University., 2016.
URL: https://plato .stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/ (дата обращения 10.12.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ