ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ ФОРМОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
Введение
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвящённых изучению прогностических способностей личности 8
1.1 Историческое развитие и становление феномена «антиципации».8
1.2 Характеристика антиципационных процессов 17
1.3 Особенности антиципации и прогностической деятельности детей
с различными видами психических нарушений 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Исследование прогностической способности младших школьников с лёгкой формой умственной отсталости 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Сравнительный анализ прогностической способности детей с
сохранным интеллектом младшего школьного возраста и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 39
2.3 Результаты корреляционного анализа прогностической
способности детей младшего школьного возраста с сохранным
интеллектом и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 50
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы: 66
Приложения 73
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвящённых изучению прогностических способностей личности 8
1.1 Историческое развитие и становление феномена «антиципации».8
1.2 Характеристика антиципационных процессов 17
1.3 Особенности антиципации и прогностической деятельности детей
с различными видами психических нарушений 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Исследование прогностической способности младших школьников с лёгкой формой умственной отсталости 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Сравнительный анализ прогностической способности детей с
сохранным интеллектом младшего школьного возраста и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 39
2.3 Результаты корреляционного анализа прогностической
способности детей младшего школьного возраста с сохранным
интеллектом и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лёгкой степени 50
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы: 66
Приложения 73
Актуальность темы. Вопрос антиципации был важен и актуален для людей на протяжении всей истории человечества. Изучением антиципации, а точнее будет отметить, её истоков, происходило ещё во времена античности. С развитием научных знаний, антиципация преобразовалась в самостоятельный психический процесс, изучением которого занимаются учёные по всему миру. Поведение человека прямо взаимосвязано с антиципационными механизмами, так как с их помощью человек способен создавать прогноз, относительно будущих событий.
Изучение антиципации и прогностической компетентности в современной науке является важным вопросом. Работы, которые посвящены данной проблеме, с каждым годом увеличиваются. В современной психологии и клинической психологии, прогностическая компетентность рассматривается как имманентное свойство психики, без которого невозможна жизнедеятельность человека. Исследования, посвящённые изучению особенностей функционирования антиципационных механизмов в детском возрасте, в клинической психологии и педагогике только начинают приобретать свою популярность. Широкие исследования, которые рассматривали проблему прогностической деятельности детей с различными видами нарушений, в современной психологии начали появляться 10-15 лет назад. Однако, результаты этих исследований недостаточны, для того чтобы выявить механизмы функционирования антиципационных процессов детей с патологиями. Поэтому исследование данного вопроса является актуальным и необходимым для его более широкого и глубоко раскрытия.
На основе данных ВОЗ, в середине XX столетия диагноз «умственная отсталость» имелся у 1-3% населения планеты, это приблизительно 200 миллионов человек.[55,59] В России конца XX века, в период с 1995 по 1997 года, заболеваемость людей, имевших умственную отсталость, увеличилась приблизительно на 18%.Следует отметить, что рост показателей обусловлен интенсивностью заболевания лёгкой степенью умственной отсталости, который составил 32 %.[55] На основе статистических данных было выявлено, что в Якутии, на начало XXI века, около 73% людей с умственной отсталостью имеют легкую форму заболевания.[19] С 1991 по 2000 год количество детей и подростков с диагнозом умственная отсталость увеличилось на 80%.
В США, в ходе проведённого исследования, которое было посвящено изучению распространенности умственной отсталости среди детей всего населения страны, было выявлено, что пик заболеваемости пришёлся на 2004 год. Начиная с 2005 года, эти цифры идут на понижение. Такие данные объясняются тем, что люди с ОВЗ более часто встречаются в странах с низким уровнем жизни, около 80%.
По результатам федеральной службы государственной статистики России, на 2016 год количество детей, признанных инвалидами, вследствие болезней нервной системы, которые могут привести к умственной отсталости, с 2005 года возросло приблизительно на 10%. [17] Было выявлено, что большая часть детей с умственной отсталостью, рождается в маргинальных слоях населения (30-50%).[19] Исходя из этого, вопрос изучения особенностей психики детей с умственной отсталостью актуален в современной отечественной науке.
Вопрос изучения антиципации имеет большой исторический период, начиная от античности и заканчивая современными воззрениями, относительно данного психического процесса. Более глубокое изучение прогностической деятельности началось лишь в середине XX века. В тот временной период появилась научная дисциплина прогностика - это наука об изучении процессов и механизмах формирования прогноза. На дальнейшее развитие изучения антиципационных и прогностических механизмов повлияли советские психофизиологии, такие как Б.Г.Ананьев[1], П.К.Анохин[2,4], Н.А. Бернштейн[12] и другие. Значительный вклад в развитие и систематизацию имеющихся знаний об антиципации внесли Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков в своей работе «Антиципация в структуре деятельности» [22]. С конца 80-х годов прошлого столетия проблема антиципации весьма активно изучается в отечественной психологии. Особую заслугу стоит отдать Казанской психологической школе, которая более детально и углублённо занимается исследованием антиципационных процессов.
К настоящему времени большое количество работ направлено на изучение антиципации здоровых людей, разных возрастных категорий. Однако, исследованием особенностей антиципации психически и соматически больных людей намного меньше. Большой вклад в изучение особенностей антиципаципационных механизмов психически больных людей внесли И.М. Фейгенберг[46] и В.Д.Менделевич[28]. Л.И. Переслени[36] была одна из первых, кто изучал особенности прогностической деятельности детей, имеющих различные психические расстройства и патологии. Её исследования датируются в 1980-ми годами прошлого века.
Актуальность и новизна работы. На основе проведённого анализа литературы, освещаемой темы, было выявлено, что работ и исследований, которые освещали проблему особенностей прогностической способности детей с лёгкой формой умственной отсталости, в отечественной психологии представлены недостаточно. Также стоит отметить, что в имеющихся исследованиях, недостаточно глубоко проработаны многие аспекты темы. Например, не были выявлены структуры, которые взаимосвязаны с процессом прогнозирования.
Поэтому проблема изучения особенностей антиципационных механизмов детей с умственной отсталостью остаётся актуальной и открытой для современной науки и требует разработки теоретической базы для её более детального исследования.
Цель данного исследования - это выявить особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - прогностическая способность младших школьников.
Предмет исследования - особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования - прогностическая способность детей с лёгкой формой умственной отсталости имеет более низкий уровень развития и меньшую степень зависимости от влияния внешних факторов, чем у детей с сохранным интеллектом.
В соответствии с целью и гипотезой данного эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Повести анализ литературы, посвящённый вопросам антиципации и рассмотреть основные понятия, касающиеся данной темы.
2. Обосновать теоретико-методологические подходы к проблеме прогностической способности детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать прогностическую способность здоровых детей и детей с умственной отсталостью лёгкой степени младшего школьного возраста.
4. Выявить особенности прогностической способности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы единства сознания и деятельности и принцип системности психики. Существенную роль сыграли теоретические положения: по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования Б.Ф Ломова и Е.Н. Суркова[22], А.В. Михальского[30], Б.Г. Ананьева[1], П.К. Анохина[2], Н.А. Бернштейна[12], по проблеме изучения антиципационных механизмов людей с психическими расстройствами В.Д. Менделевича[28], И.М. Фейгенберга[46]; по проблеме исследования прогностической деятельности детей Л.И. Переслени[36], Л.А.Регуш[41], А. И. Ахметзянова[6].
Методы исследования - теоретический анализ исследуемой проблемы, проведение психодиагностического тестирования, статистические методы обработки данных (вычисление средних значений, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента и линейный корреляционный анализ по критерию Пирсона).
Методики исследования:
1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника» (коллектив работников кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского Федерального Университета, под руководством А.И. Ахметзяновой).
2. Методика «Угадайка» (Л. И. Переслени).
3. Методика «Цветные прогрессивные матрицы» (Дж. Равен).
Эмпирическая основа исследования. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разделённые на две группы по 25 человек в каждой. 1 выборка - экспериментальная группа, дети с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 выборка - дети с сохранным интеллектом, обучающиеся в МБОУ «Г имназия №40 Приволжского района г.Казани».
Практическая значимость может заключаться в том, чтобы использовать данные, полученные в ходе этого эмпирического исследования, с целью создания коррекционно-развивающей программы для школьников с умственной отсталостью, для дальнейшей более успешной социализации в обществе и улучшения их качества жизни.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы составляет 72 страницы. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.
Изучение антиципации и прогностической компетентности в современной науке является важным вопросом. Работы, которые посвящены данной проблеме, с каждым годом увеличиваются. В современной психологии и клинической психологии, прогностическая компетентность рассматривается как имманентное свойство психики, без которого невозможна жизнедеятельность человека. Исследования, посвящённые изучению особенностей функционирования антиципационных механизмов в детском возрасте, в клинической психологии и педагогике только начинают приобретать свою популярность. Широкие исследования, которые рассматривали проблему прогностической деятельности детей с различными видами нарушений, в современной психологии начали появляться 10-15 лет назад. Однако, результаты этих исследований недостаточны, для того чтобы выявить механизмы функционирования антиципационных процессов детей с патологиями. Поэтому исследование данного вопроса является актуальным и необходимым для его более широкого и глубоко раскрытия.
На основе данных ВОЗ, в середине XX столетия диагноз «умственная отсталость» имелся у 1-3% населения планеты, это приблизительно 200 миллионов человек.[55,59] В России конца XX века, в период с 1995 по 1997 года, заболеваемость людей, имевших умственную отсталость, увеличилась приблизительно на 18%.Следует отметить, что рост показателей обусловлен интенсивностью заболевания лёгкой степенью умственной отсталости, который составил 32 %.[55] На основе статистических данных было выявлено, что в Якутии, на начало XXI века, около 73% людей с умственной отсталостью имеют легкую форму заболевания.[19] С 1991 по 2000 год количество детей и подростков с диагнозом умственная отсталость увеличилось на 80%.
В США, в ходе проведённого исследования, которое было посвящено изучению распространенности умственной отсталости среди детей всего населения страны, было выявлено, что пик заболеваемости пришёлся на 2004 год. Начиная с 2005 года, эти цифры идут на понижение. Такие данные объясняются тем, что люди с ОВЗ более часто встречаются в странах с низким уровнем жизни, около 80%.
По результатам федеральной службы государственной статистики России, на 2016 год количество детей, признанных инвалидами, вследствие болезней нервной системы, которые могут привести к умственной отсталости, с 2005 года возросло приблизительно на 10%. [17] Было выявлено, что большая часть детей с умственной отсталостью, рождается в маргинальных слоях населения (30-50%).[19] Исходя из этого, вопрос изучения особенностей психики детей с умственной отсталостью актуален в современной отечественной науке.
Вопрос изучения антиципации имеет большой исторический период, начиная от античности и заканчивая современными воззрениями, относительно данного психического процесса. Более глубокое изучение прогностической деятельности началось лишь в середине XX века. В тот временной период появилась научная дисциплина прогностика - это наука об изучении процессов и механизмах формирования прогноза. На дальнейшее развитие изучения антиципационных и прогностических механизмов повлияли советские психофизиологии, такие как Б.Г.Ананьев[1], П.К.Анохин[2,4], Н.А. Бернштейн[12] и другие. Значительный вклад в развитие и систематизацию имеющихся знаний об антиципации внесли Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков в своей работе «Антиципация в структуре деятельности» [22]. С конца 80-х годов прошлого столетия проблема антиципации весьма активно изучается в отечественной психологии. Особую заслугу стоит отдать Казанской психологической школе, которая более детально и углублённо занимается исследованием антиципационных процессов.
К настоящему времени большое количество работ направлено на изучение антиципации здоровых людей, разных возрастных категорий. Однако, исследованием особенностей антиципации психически и соматически больных людей намного меньше. Большой вклад в изучение особенностей антиципаципационных механизмов психически больных людей внесли И.М. Фейгенберг[46] и В.Д.Менделевич[28]. Л.И. Переслени[36] была одна из первых, кто изучал особенности прогностической деятельности детей, имеющих различные психические расстройства и патологии. Её исследования датируются в 1980-ми годами прошлого века.
Актуальность и новизна работы. На основе проведённого анализа литературы, освещаемой темы, было выявлено, что работ и исследований, которые освещали проблему особенностей прогностической способности детей с лёгкой формой умственной отсталости, в отечественной психологии представлены недостаточно. Также стоит отметить, что в имеющихся исследованиях, недостаточно глубоко проработаны многие аспекты темы. Например, не были выявлены структуры, которые взаимосвязаны с процессом прогнозирования.
Поэтому проблема изучения особенностей антиципационных механизмов детей с умственной отсталостью остаётся актуальной и открытой для современной науки и требует разработки теоретической базы для её более детального исследования.
Цель данного исследования - это выявить особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - прогностическая способность младших школьников.
Предмет исследования - особенности прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования - прогностическая способность детей с лёгкой формой умственной отсталости имеет более низкий уровень развития и меньшую степень зависимости от влияния внешних факторов, чем у детей с сохранным интеллектом.
В соответствии с целью и гипотезой данного эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Повести анализ литературы, посвящённый вопросам антиципации и рассмотреть основные понятия, касающиеся данной темы.
2. Обосновать теоретико-методологические подходы к проблеме прогностической способности детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать прогностическую способность здоровых детей и детей с умственной отсталостью лёгкой степени младшего школьного возраста.
4. Выявить особенности прогностической способности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы единства сознания и деятельности и принцип системности психики. Существенную роль сыграли теоретические положения: по проблеме изучения антиципации и вероятностного прогнозирования Б.Ф Ломова и Е.Н. Суркова[22], А.В. Михальского[30], Б.Г. Ананьева[1], П.К. Анохина[2], Н.А. Бернштейна[12], по проблеме изучения антиципационных механизмов людей с психическими расстройствами В.Д. Менделевича[28], И.М. Фейгенберга[46]; по проблеме исследования прогностической деятельности детей Л.И. Переслени[36], Л.А.Регуш[41], А. И. Ахметзянова[6].
Методы исследования - теоретический анализ исследуемой проблемы, проведение психодиагностического тестирования, статистические методы обработки данных (вычисление средних значений, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента и линейный корреляционный анализ по критерию Пирсона).
Методики исследования:
1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника» (коллектив работников кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского Федерального Университета, под руководством А.И. Ахметзяновой).
2. Методика «Угадайка» (Л. И. Переслени).
3. Методика «Цветные прогрессивные матрицы» (Дж. Равен).
Эмпирическая основа исследования. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разделённые на две группы по 25 человек в каждой. 1 выборка - экспериментальная группа, дети с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 выборка - дети с сохранным интеллектом, обучающиеся в МБОУ «Г имназия №40 Приволжского района г.Казани».
Практическая значимость может заключаться в том, чтобы использовать данные, полученные в ходе этого эмпирического исследования, с целью создания коррекционно-развивающей программы для школьников с умственной отсталостью, для дальнейшей более успешной социализации в обществе и улучшения их качества жизни.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы составляет 72 страницы. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.
На сегодняшний день проблема антиципации и прогностической деятельности является значимой и актуальной на современном этапе развития психологии. Антиципация является сложным психическим процессом, который реализуется в любой деятельности человека. Способность к прогнозированию является филогенетическим свойством психики, которое свойственно не только человеку, но и животным. Однако, прогностическая деятельность человека является многогранной структурой, которая базируется не только на биологических механизмах предвосхищения или ожидания, но также и на социально-обусловленных. В процессе социализации человека он усваивает определённые нормы и правила, принятые обществом, в котором он находится. Исходя из этого, построение прогноза относительно какой-либо ожидаемой или неизвестной ситуации, формируется вследствие более адаптивной модели поведения, принятой в данном обществе.
Анализ литературы, посвящённый проблеме антиципации и прогностической способности детей показал, что прогностическая способность ребёнка развита намного меньше, чем у взрослого человека. Антиципация является динамическим психическим процессом, который способен развиваться и регрессировать с течением времени. Прогностическая компетентность ребёнка будет совершенствоваться, так как в процессе взросления он будет приобретать новый опыт и знания. Это приведёт к увеличению коэффициента его интеллектуальных способностей и, соответственно, к формированию антиципационной состоятельности.
Однако, прогностическая способность детей, которые имеют различные нарушения и заболевания, имеет свою специфику. Антиципационные механизмы больных детей имеют особенности функционирования и реализации в деятельности ребёнка. В предвосхищении здоровых и больных детей можно отметить качественные отличия взаимодействия психических функций, которые участвуют в процессе прогнозирования. Специфические особенности прогностической деятельности больных детей зависят от вида нарушения или расстройства.
Антиципация является интегральным психическим процессом, имеющим свойства, уровни и функции, с помощью которых его можно охарактеризовать. Прогностическая деятельность, так же как и другие психические процессы, имеет свою специфику под влиянием факторов возраста, психического и соматического здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Младшие школьники с лёгкой степенью умственной отсталости имеют более сниженную прогностическую компетентность, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. При построении прогноза, дети с умственной отсталостью используют менее эффективные и успешные стратегии прогнозирования.
2. Прогнозы будущих ситуаций умственно-отсталых детей пессимистичны и инвариативны.
3. Для детей с умственной отсталостью более успешной сферой прогнозирования является общение со взрослыми, а зоной риска является сфера общения со сверстниками.
4. У здоровых детей младшего школьного возраста антиципация является динамичным процессом, который способен к изменению и росту под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта, чего нельзя отметить у детей имеющих умственную отсталость лёгкой степени.
5. Дети с умственной отсталостью лёгкой степени строят свой прогноз не на основе рационально-логических связей, а на базе ограниченного прошлого опыта.
Таким образом, все предположения, которые были выдвинуты в качестве гипотезы, нашли своё полное подтверждение.
Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой для психологии и клинической психологии. Полученные данные, по изучаемой теме, необходимо дополнять более широко и глубоко. В перспективе возможно проведение исследований. Направленных на изучение функционирования антиципационных механизмов детей с разными степенями умственной отсталости и разных возрастных категорий.
Обнаруженные в ходе эмпирического исследования особенности прогностической способности умственно-отсталых детей, могут быть использованы в разработке психокоррекционных программ, направленных на успешную социализацию людей с умственной отсталостью, средствами первичной и вторичной профилактики. Для этого необходимо развивать прогностическую способность детей, начиная с самого детства. Способы и техники, с помощью которых, это будет реализовываться, могут быть разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка. Специалист может делать это через интерактивные игры и занятия, возможно также использование готовых техник и упражнений, предложенные Л. А. Регуш.[41]
Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности клинических и специальных психологов, педагогов-дефектологов, образовательных учреждений (VIII типа) и детских садов для детей с ОВЗ, с целью психологического сопровождения детей с умственной отсталостью, а также при разработке психокоррекционных воздействий, направленных на улучшение учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Анализ литературы, посвящённый проблеме антиципации и прогностической способности детей показал, что прогностическая способность ребёнка развита намного меньше, чем у взрослого человека. Антиципация является динамическим психическим процессом, который способен развиваться и регрессировать с течением времени. Прогностическая компетентность ребёнка будет совершенствоваться, так как в процессе взросления он будет приобретать новый опыт и знания. Это приведёт к увеличению коэффициента его интеллектуальных способностей и, соответственно, к формированию антиципационной состоятельности.
Однако, прогностическая способность детей, которые имеют различные нарушения и заболевания, имеет свою специфику. Антиципационные механизмы больных детей имеют особенности функционирования и реализации в деятельности ребёнка. В предвосхищении здоровых и больных детей можно отметить качественные отличия взаимодействия психических функций, которые участвуют в процессе прогнозирования. Специфические особенности прогностической деятельности больных детей зависят от вида нарушения или расстройства.
Антиципация является интегральным психическим процессом, имеющим свойства, уровни и функции, с помощью которых его можно охарактеризовать. Прогностическая деятельность, так же как и другие психические процессы, имеет свою специфику под влиянием факторов возраста, психического и соматического здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей прогностической способности младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Младшие школьники с лёгкой степенью умственной отсталости имеют более сниженную прогностическую компетентность, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. При построении прогноза, дети с умственной отсталостью используют менее эффективные и успешные стратегии прогнозирования.
2. Прогнозы будущих ситуаций умственно-отсталых детей пессимистичны и инвариативны.
3. Для детей с умственной отсталостью более успешной сферой прогнозирования является общение со взрослыми, а зоной риска является сфера общения со сверстниками.
4. У здоровых детей младшего школьного возраста антиципация является динамичным процессом, который способен к изменению и росту под влиянием факторов возраста и уровня интеллекта, чего нельзя отметить у детей имеющих умственную отсталость лёгкой степени.
5. Дети с умственной отсталостью лёгкой степени строят свой прогноз не на основе рационально-логических связей, а на базе ограниченного прошлого опыта.
Таким образом, все предположения, которые были выдвинуты в качестве гипотезы, нашли своё полное подтверждение.
Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой для психологии и клинической психологии. Полученные данные, по изучаемой теме, необходимо дополнять более широко и глубоко. В перспективе возможно проведение исследований. Направленных на изучение функционирования антиципационных механизмов детей с разными степенями умственной отсталости и разных возрастных категорий.
Обнаруженные в ходе эмпирического исследования особенности прогностической способности умственно-отсталых детей, могут быть использованы в разработке психокоррекционных программ, направленных на успешную социализацию людей с умственной отсталостью, средствами первичной и вторичной профилактики. Для этого необходимо развивать прогностическую способность детей, начиная с самого детства. Способы и техники, с помощью которых, это будет реализовываться, могут быть разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка. Специалист может делать это через интерактивные игры и занятия, возможно также использование готовых техник и упражнений, предложенные Л. А. Регуш.[41]
Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности клинических и специальных психологов, педагогов-дефектологов, образовательных учреждений (VIII типа) и детских садов для детей с ОВЗ, с целью психологического сопровождения детей с умственной отсталостью, а также при разработке психокоррекционных воздействий, направленных на улучшение учебной деятельности и дальнейшей социализации.



