ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1917 ПО 1945 ГОД 7
1.1. Развитие системы дошкольного образовании (1917 - 1945) 7
1.2. Развитие системы основного и высшего образования (1917 -
1945) 14
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1946 ПО 1991 ГОД 28
2.1. Развитие системы дошкольного образовании (1946 - 1991) 28
2.2. Развитие системы основного и высшего образования (1946 -
1991) 30
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Тема данной выпускной квалификационной работы предложена как «История развития системы образования в Советском Союзе». Отечественное образование данного периода интересует многих ученых и исследователей, мнения которых об образовании в СССР подчас бывают почти полярными. Так, в статье Е.Ю.Быковой «Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917 - 1930-е гг.: организационные и идеологические аспекты» имеет место сравнения сценария реформ в системе образования СССР и современного процесса модернизации [Быкова, интернет-ресурс], а автор книги «Сумерки всеобуча» А.Любжин считает, говоря словами профессора А.Волкова: «Нынешняя деградация среднего образования в стране (с фактом которой согласны и практические все его оппоненты) видится ему как прямое и неизбежное следствие коренного порока советской образовательной системы, заменившей многообразие форм и учреждений среднего образования, характерное в прошлом для исторической России и европейских стран (в ряде которых оно сохраняется и в настоящее время) единой и единственной моделью всеобуча. Именно идея «всеобуча» является для А.Любжина основным предметом критики, тем злом, которое закрывает путь дать любым попыткам дать качественное образование» [Любжин, 2017: 3]. В труде Р.Игтисамовой, наоборот, делается акцент на прогрессивность идей советского образования в системе профессионального образования [Игтисамова, 2012]. Мы считаем, что актуальность нашей работы обуславливается, во-первых, необходимостью комплексного изучения специфики системы образования и ее развития в СССР; во-вторых, необходимостью ориентации на исторические особенности отечественного образования при формировании научно обоснованной политики его модернизации.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление ведущих тенденций развития системы образования СССР и их современное и прогностическое значение.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1. охарактеризовать дошкольное образование в период с 1917 по 1945 год;
2. охарактеризовать школьное и высшее образование в период с 1917 по 1945 год;
3. охарактеризовать дошкольное образование в период с 1946 по 1991 год;
4. охарактеризовать школьное и высшее образование в период с 1946 по 1991 год.
Объект работы - система образования в СССР.
Предмет - ведущие тенденции в развитии системы образования СССР.
Теоретические основы исследования. Интенсивное изучение истории развития системы образования в Советском Союзе проводилось выдающимися учёными. Различные аспекты истории развития системы образования в СССР достаточно подробно изучены. Научная литература, связанная с темой нашей выпускной квалификационной работы, относится к нескольким областям, а именно дошкольное образование, общее образование, высшее образование, и каждая из них вносит определенный вклад в историю развития системы образования в Советском Союзе. Вместе с тем, остается открытым вопрос о систематизации информации и её адаптации для целенаправленного применения в современной педагогике. В работе для нас ценными представляются труды П.П.Блонского, А.И.Аврус, В.Н.Иванова, Г.Р.Игтисамовой, А.Н.Позднякова, В.М.Жукова, Т.А.Климовой, С.В.Бобрышова и многих других. Цитаты из трудов учёных приводятся в оригинале, то есть орфографию и пунктуацию мы при этом сохраняем.
Выбор методов и приемов исследования был связан с объектом, предметом исследования, а также характером поставленных задач.
4
Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить достижения, взлеты и падения дореволюционной, советской и современной системы образования. Анализ информации, содержащейся в изучаемой нами литературе, обрабатывался на основе метода историко-педагогической интерпретации.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы объясняется тем, что предложенный материал может быть использован для научных работ более широкого масштаба (магистерские диссертации, диссертационные исследования, монографии, энциклопедии) по предмету «история педагогики». Также, фактический материал в рамках данной работы может быть использован в высших учебных заведениях, кроме этого может служить источником для специальных курсов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами, требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы.
Во введении отмечается актуальность выбранной нами темы, определяется теоретическая основа работы, также определяются объект и предмет, цель и задачи, перечисляются методы которые используются в написании данной научной работы, отмечается теоретическая и практическая значимость работы.
В рамках первой главы охарактеризовывается дошкольное, школьное и высшее образование в период с 1917 по 1945 год. Вторая глава посвящена характеристике дошкольного, школьного и высшего образования в период с 1946 по 1991 год.
В заключении подытоживаются и обобщаются итоги.
Список использованной литературы включает в себя научные труды и электронные ресурсы которые были использованы нами в написании данной
выпускной квалификационной работы.
В развитии отечественной системы образования в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической парадигмы, переходом на ценностное управление образовательными организациями. Однако переход к новым формам и методам должен сопровождаться осознанием как ценностей педагогических идей и опыта прошлого, так и ошибочных явлений в реформировании системы образования.
Нам кажется, что опыт развития системы образования советского периода имеет значительный научный интерес, что обусловлено сложностью, противоречивостью самой эпохи, основанной на повсеместных реформах. В ходе выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
Историю советской системы образования принято разделять на два крупных периода: с 1917 по 1945 и с 1946 по 1991 годы. Как видим, разделение происходит в связи с историческими событиями которые идут внутри страны и на международной арене: революция, война, распад Советского Союза.
Система дошкольного образования с самого начала своего формирования и развития привлекает внимание государства в первую очередь потому, что распространение сети детских садов способствует освобождению времени у женщины, которое она могла бы потратить на производительный труд. В это время организуются ясли, в которых возможным становится пребывание малышей от шести лет. К другим видам дошкольных учреждений данного периода можно назвать детские сады, детские очаги, площадки, колонии. Государство достаточно ответственно подходит к данным учреждениям, уделяя им лучшие здания и реализуя принцип «все лучшее - детям». Нехватка кадров, необходимость обучения работе с детьми обуславливает распространение опыта методического
42
сопровождения работы детских садов. Отрицательным опытом дошкольной системы образования является политизация работы с детьми, антирелигиозная работа. Ведущие педагоги, знакомые как с отечественным, так и зарубежным опытом воспитания детей (например, Ю.Фаусек) выступают против такого положения, однако их вынуждают покинуть руководящие посты.
Г осударство серьезно относится к школьному образованию, используя его как средство воспитания нового человека - гражданина, коммуниста, способного работать в коллективе и жить ради общественного дела, отодвигая личные интересы на второй план. С другой стороны, бесплатность, обязательность образования способствовали ликвидации безграмотности в стране.
Относительно развития высшего образования в советский период истории нашей страны, можно отметить следующее: оно больше всего претерпевает последствия репрессий, «чистки», так как старый профессорский состав без понимания и принимания относится к марксистским основам обучения. Кроме этого, ряд факультетов упраздняется, закрываются факультеты юриспруденции, экономики и т.д. Их заменяют другие, более отвечающие марксистским требованиям и идеологии.
Для всех систем образования испытанием становится Великая Отечественная война, которое было выдержано с честью. В эти сложные годы увеличивается количество детских садов, школьники и учителя проявляют патриотизм. Однако после войны вновь воцаряется идеология и развитие дошкольного, школьного и высшего образования происходит под тотальным контролем партии. Вплоть до середины восьмидесятых годов предпринимаются попытки реформирования системы образования, пока в начале девяностых государство не абстрагируется от управления образованием вообще.
В заключение хочется отметить, что тема требует дальнейшего изучения, так как в данной работе была охвачена не вся система образования. Например, целесообразно изучить опыт дополнительного детского образования советского периода.
1. Абалов А.Р. Школьная политика Совесткого государства в 1918 - 1927 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Москва, 2006. - 264 с.
2. Аврус А.И. История российских университетов: очерки. - М., 2001. - 85 с.
3. Аллабердина Г.И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации: дис. ... канд. ист. наук. - Уфа, 2003. - 254 с.
4. Антология педагогической мысли: В 3-х т. / сост. Н.Н. Кузьмин. - М.: Высш. шк., 1989. - 2 т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. - 463 с.
5. Антропова М.В. Организация режима дня школьника. - М.: Учпедгиз, 1957. - 81 с.
6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
7. Байбаков С.А. История образования СССР: Итоги и перспективы изучения: дис. . д-ра ист. наук. - Москва, 1997. - 429 с.
8. Белоножкин А.С. Реформирование системы высшего образования в СССР (1985 - 1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Москва, 2006. - 190 с.
9. Бережной В.С. Взаимодействие школы и комсомола в нравственном воспитании старшеклассников (1917 - 1945 гг.): дис. канд. пед. наук. - Пятигорск, 1984. - 175 с.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения, в 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - 1 т. - 304 с.
45
11. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: Монография. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006. - 300 с.
12. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 300 с.
13. Васильковская Е.И. Власть и формирование советской модели школьной системы: начало 1930-х - начало 1950-х гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2006. - 251 с.
14. Введение в историю дошкольной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С.Ф.Егорова. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
15. Гаськов В., Гурин В. Школа в годы войны // Семья и школа. - 1975. - №10. - С. 52.
16. Демидова Е.И. Становление и развитие советской высшей школы в 1920 - 1930 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2007. - 404 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
18. Дубцова М.В. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: магистр. дис. - Тольятти, 2016. - 151 с
19. Жуков В.М. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 628 с.
20. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 395 с.
21. Игтисамова Г.Р. Профессиональное образование в России: историко-педагогический анализ: автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Н.Новгород, 2012. - 55 с.
22. Квитка И.И. Революционное просвещение и университеты в России в 20-30-е гг. XX в // Философский век. История университетского
46
23. Климова Т.А. Взаимосвязь педагогической науки и практики в опыте советской школы 50-х годов (на материале школ г.Ленинграда): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 191 с.
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2000. - 416 с.
25. Колыхалов Д.В. Развитие школьного образования в России в первой половине ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. - Москва, 1999. - 252 с.
26. Корепанова М.В. Педагогика дошкольного возраста: учеб. пособие по дошк. пед-ке для слушателей курсов повышения квалификации. - Волгоград, 2006. - 96 с.
27. Куманев А. Судьбы советской интеллигенции // История СССР. - 1990. - №1. - С. 23 - 39.
28. Молоков Д.С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х - первой половины 80-х годов: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 178 с.
29. Ольховская Е.Ю. Развитие элитарного образования в России (конец XIX - ХХ вв): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чита, 2007. - 43 с.
30. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 - 1980) / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. - М.: Педагогика, 1986. - 288 с.
31. Очерки по истории советской школы / гл. ред. Н.Константинов. - М.: Академия РСФСР, 1952. - 744 с.
32. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
33. Педагогическое наследие: Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.
34. Петрова Н.Б. Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек как опыт реализации системы М.Монтессори в отечественной дошкольной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. - Череповецк, 2002. - 225 с.
35. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с.
36. Романова Г.А. Реформирование системы школьного образования в 1958 - 1964 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 2003. - 24 с.
37. Сперанский А.Г. Высшая школа СССР в 1941 - 1945 гг.: экзамен войны // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2015. - Т. 15. - №3. - С. 33 - 37.
38. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1980. - Т. 2. - 450 с.
39. Трибунских Н.И. Исторический опыт становления и развития системы советского образования в 20 - 30-е гг. ХХ в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Владикавказ, 2015. - 24 с.
40. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Всесоюзная пионерская организация: уроки истории: науч. дискус.: Материалы для обсуждения. - Кострома, 2001. - 213 с.
41. Тюрина Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании образовательной проблематики России // Вестник СПбГУ. - 2008. - Сер. №12. - Вып. 3. - С. 295 - 306.
42. Тюрина Ю.А. Социальные основания эффективности системы образования в советский период // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №11(149). - С. 67 - 72.
43. Чугунов Т.К. Высшее образование в СССР. - Мюнхен, 1961. - 89 с.
44. Шабаева М. История педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - 291 с.
45. Яблонскене Н.Л. Развитие высшего образования России в
условиях социально-политической трансформации общества: вторая
половина 80-х - 90-е гг. ХХ в.: дис. ... канд. ист. наук. - Москва, 2004. - 244 с.
46. Яковлев E.B., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Интернет-ресурсы
47. Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в
СССР в 1917 - 1930-е гг.: организационные и идеологические аспекты. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/v/refoimLrovame-sistemy-
shkolnogo-obrazovaniya-v-sssr-v-1917-1930-gg-organizatsionnye-i- ideologicheskie-aspekty; дата обращения: 03.01.2019.
48. Джуринский А.Н. Высшее образовании в современном мире: тренды и проблемы. - М.: Прометей. - Сайт «Литрес». - Режим доступа: https: //www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/24055846.&uuid=66c c38b-36f8-11e7-aec0-; дата обращения: 03.01.2019.
49. Кондаурова И.К. Система образования. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании». - 124 с. - Сайт «Твирпикс». - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1174255/; дата обращения: 03.01.2019.
50. Любжин А. Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого. -
2017. - 360 с. - Сайт «Литрес». - Режим доступа: https://www.litres.ru/aleksey- lubzhin/sumerki-vseobucha-shkola-dlya-vseh-i-ni-dlya-kogo/; дата обращения:
03.01.2019.