Деятельность ОДКБ в урегулировании грузино-южноосетинского конфликта
|
Введение 1
Раздел 1. ДКБ и ОДКБ и грузино-югоосетинский конфликт в конце XX начале XXI вв 8
Раздел 2. Роль и место России в миротворческом процессе ОДКБ в грузино-югоосетинском конфликте 28
Раздел 3. Международные организации и процесс урегулирования грузино-южноосетинского конфликта...47
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 63
Раздел 1. ДКБ и ОДКБ и грузино-югоосетинский конфликт в конце XX начале XXI вв 8
Раздел 2. Роль и место России в миротворческом процессе ОДКБ в грузино-югоосетинском конфликте 28
Раздел 3. Международные организации и процесс урегулирования грузино-южноосетинского конфликта...47
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 63
Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза погрузил бывшую Советскую Республику Грузию в политический хаос и гражданскую войну. Первой зоной конфликта была Южная Осетия, автономный регион в Грузии в советский период и место кровавых конфликтов в период 1989-1992 годов. В неопределенности после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), статус этнических групп, наций и государственных границ вновь стал предметом спора, как старые конфликты и соперничество, которые были жестоко подавлены. Грузины, стремящиеся к независимости, государственности и национальному подтверждению чувствовали глубокую национальную необеспеченность. Осетины стали жертвами распада, разделенные между двумя разными государствами - небезопасной России, которая все еще оправлялась от развала СССР и Грузии, оказавшаяся в волне националистической эйфории. Последующий конфликт привел к гибели около тысячи человек и беженцев, насчитывающих десятки тысяч человек. Он охватывал территорию от Южной Осетии до Грузии, все еще непризнанной, за исключением части грузинского государства в соответствии с международным законом. Вскоре после четырёх лет боевых действий прекращение огня было реализовано. Ситуация, особенно в Грузии и в окружающих регионах изменилась, но проблема Грузии и Южной Осетии остается нерешенной. Однако новая надежда на её решение возникла в результате политической детерминации руководства двух сторон найти мирное урегулирование конфликта.
Летом 2008 года снова вспыхнула война в Грузии, маленькой многонациональной стране вдоль кавказской границы России. Ранее, в 1990 году, когда Советский Союз рухнул, регион Южной Осетии, входящий в состав Советской Грузии, воевал с грузинским правительством. Обе страны подписали соглашение о прекращении огня, но политический вопрос осетинского суверенитета оставался нерешенным. Вспыхнувший конфликт в августе 2008 года ознаменовал собой самое значительное возобновление вооруженного противостояния после последнего прекращения огня. Южная Осетия, демографически доминирующая по своей титульной этнической группе (осетинам), граничит с Российской Федерацией. В 1990-х годах, относительно необремененная слабым грузинским государством, правительство Южной Осетии в течение многих лет выступало в качестве независимой страны, создавая значительную администрацию и атрибуты собственной государственности. Принимая разницу между обстоятельствами де-факто и де-юре, грузинское правительство управляло большим грузинским меньшинством в регионе, настаивая на том, что условия функциональной осетинской независимости были временными. Несмотря на это утверждение, эта неоднозначная политика затянулась почти на два десятилетия. К моменту конфликта 2008 года большинство осетин в Южной Осетии идентифицировали себя как граждане независимого осетинского государства, но также имели своего рода российское гражданство. Грузины в регионе платили грузинские налоги и голосовали на выборах в Грузии. Международное сообщество окрестило конфликт «замороженным».
Нерешённость конфликта создаёт серьезные задачи для Грузии и Южной Осетии, оказывает деструктивное влияние на общественно-политическую и социально-психологическую обстановку для обеих сторон.
На первом месте проблема беженцев и вынужденных переселенцев (31800 человек в Южной Осетии и около 10 тыс. человек в Грузии). Притом что их возвращение в места прежнего проживания обременительно, а иногда вообще ирреально.
На втором месте вопрос возобновления разваленной в промежуток инцидента экономики в зоне военных операций.
На третьем - тяжелейшая демографическая обстановка, характерная в большей степени для Южной Осетии, жители которой согласно сопоставлению с предконфликтным этапом сократилось в два раза.
Более существенным считается вопрос общественно-политического статуса Южной Осетии, который не установлен вплоть до наших времен. С одного края, Грузия, которая стремится к возобновлению территориального единства, но никак не хочет принимать в собственном составе Южную Осетию в качестве самостоятельной политической единицы. С другого, Южная Осетия, чей политический статус независимого государства неправомочен и не признается международным сообществом.
В научно-теоретическом плане наиболее насущной остается проблема уточнения типологических признаков грузино-осетинского конфликта, который на сегодняшний день типологизирован как территориальный, культурно-языковый с переходом в территориальный или же как статусный.
С учетом перечисленных и других аспектов проблемы данная тема представляется актуальной для научного исследования как в практикополитическом, так и теоретическом аспектах.
Степень изученности проблемы. С середины 1980-х годов «этническая революция» охватывает и Советский Союз, оказывая значительное влияние на его распад. В этих условиях происходит становление и развитие отечественной этнической конфликтологии: этнические конфликты постсоветского пространства закономерно оказались в центре внимания ведущих российских исследователей этнонациональных и политических отношений и процессов: Р.Г. Абдулатипова , Ю.Д. Анчабадзе , Ю.В. Арутюняна , A.B. Глуховой , A.B. Дмитриева , Л.М. Дробижевой , А.Г. Здравомыслова , М.М. Лебедевой , Э.И. Паина , С.М. Маркедонова , В.Д.Николаенко , С.В. Дзасохов , Сборник , Цыганок А.Д.
Следует отметить книгу Л.А. Чибирова «О времени, о людях, о себе». Ее значимость заключается в том, что автор, будучи ректором Юго - Осетинского государственного университета, в 1988- 1992 гг., был прямым соучастником и живым очевидцем грузино-осетинского противоборства. Несмотря на довольно большое количество литературы, и специализированных исследований, в которых бы исследуемая тема рассматривалась в обозначенном мной аспекте, до сегодняшнего дня этот вопрос не становился предметом специального анализа.
В основном была использована иностранная литература, я выделила нескольких турецких авторов, работы которых помогли мне проанализировать участие ОДКБ, а также других международных организаций, в грузино- югоосетинском конфликте 2008 года. Книга Гунера Озкана , Бурака Тангора , Дениса Саммута и Николая Четковски , Анны Шелест
Объектом исследования является непосредственно сам конфликт, грузино-абхазские отношения и события, произошедшие в Южной Осетии в 2008 году.
Предметом исследования является - деятельность ОДКБ в урегулировании конфликта в 2008 году, а также ее отражение в периодической печати того времени.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в изучении деятельности ОДКБ в ходе грузино-югоосетинского конфликта на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины возникновения грузино-осетинского конфликта;
2. Изучить историю его развития с 1990-х по 2008 гг, и влияние России на развитие и урегулирование грузино-югоосетинского конфликта;
3. Детально рассмотреть вклад и результаты деятельности международн ой организации ОДКБ в этом конфликте, а также других международных объединений, оценить состояние на современном этапе.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1990х по 2008 гг. и обусловлены самой исследуемой проблемой. Исследован ие начинается с анализа сложной межнациональной обстановки в 1988 г., которая переросла в войну Грузии против осетинского народа Южной Осетии в 1989-1992 гг. и в 2008г., закончившаяся геноцидом осетин, значимостью Российской Федерации в спасении осетинского народа от полного геноцида и подписанием Дагомысских соглашений, вводом трехсторонних смешанных миротворческих сил в зону грузиноюгоосетинского конфликта, и заканчивается событиями, произошедшими в Южной Осетии в 2008 году, (пятидневная война) и подписанием президентом Российской Федерации указа о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Методология исследования. При написании дипломной работы я руководствовалась принципами объективизма и историзма. Исторический метод, позволил определить истоки напряженности на Южном Кавказе и конкретную хронологию протекания этнополитических инцидентов в регион е; сравнительный метод, способствовавший сравнению различных международных организаций и стран в участии урегулирования конфликта, что позволило определить наиболее эффективных акторов управления конфликтами и действия по их регулированию и разрешению.
Ценным источником для исследования обозначенной темы является также «Книга памяти жертв вооруженной агрессии Грузии против Республики Южная Осетия», разработанная председателем Совета республиканского демографического фонда «Фидан» Б.Е. Чочиевым , нормативно-правовые акты международного характера: резолюции ООН , план Медведева-Саркози , резолюции ОДКБ и т.д., источники личного происхождения: интервью глав правительств, политиков, публичные
выступления лидеров стран, комментарии известных политиков, книга памяти.
Научная новизна работы состоит в совокупном анализе такой организ ации как ОДКБ и других международных акторов в урегулировании грузиноюгоосетинского конфликта 2008 года, вопроса геноцида против осетин и общественной нравственности в мировом диапазоне.
Научно-практическая значимость. С практической точки зрения знания, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в учебном процессе института международных отношений и регионоведения, а так же могут рассматриваться в качестве материала для последующих исследований грузино-осетинских отношений.
Структура работы определена поставленными целями и задачи и состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Летом 2008 года снова вспыхнула война в Грузии, маленькой многонациональной стране вдоль кавказской границы России. Ранее, в 1990 году, когда Советский Союз рухнул, регион Южной Осетии, входящий в состав Советской Грузии, воевал с грузинским правительством. Обе страны подписали соглашение о прекращении огня, но политический вопрос осетинского суверенитета оставался нерешенным. Вспыхнувший конфликт в августе 2008 года ознаменовал собой самое значительное возобновление вооруженного противостояния после последнего прекращения огня. Южная Осетия, демографически доминирующая по своей титульной этнической группе (осетинам), граничит с Российской Федерацией. В 1990-х годах, относительно необремененная слабым грузинским государством, правительство Южной Осетии в течение многих лет выступало в качестве независимой страны, создавая значительную администрацию и атрибуты собственной государственности. Принимая разницу между обстоятельствами де-факто и де-юре, грузинское правительство управляло большим грузинским меньшинством в регионе, настаивая на том, что условия функциональной осетинской независимости были временными. Несмотря на это утверждение, эта неоднозначная политика затянулась почти на два десятилетия. К моменту конфликта 2008 года большинство осетин в Южной Осетии идентифицировали себя как граждане независимого осетинского государства, но также имели своего рода российское гражданство. Грузины в регионе платили грузинские налоги и голосовали на выборах в Грузии. Международное сообщество окрестило конфликт «замороженным».
Нерешённость конфликта создаёт серьезные задачи для Грузии и Южной Осетии, оказывает деструктивное влияние на общественно-политическую и социально-психологическую обстановку для обеих сторон.
На первом месте проблема беженцев и вынужденных переселенцев (31800 человек в Южной Осетии и около 10 тыс. человек в Грузии). Притом что их возвращение в места прежнего проживания обременительно, а иногда вообще ирреально.
На втором месте вопрос возобновления разваленной в промежуток инцидента экономики в зоне военных операций.
На третьем - тяжелейшая демографическая обстановка, характерная в большей степени для Южной Осетии, жители которой согласно сопоставлению с предконфликтным этапом сократилось в два раза.
Более существенным считается вопрос общественно-политического статуса Южной Осетии, который не установлен вплоть до наших времен. С одного края, Грузия, которая стремится к возобновлению территориального единства, но никак не хочет принимать в собственном составе Южную Осетию в качестве самостоятельной политической единицы. С другого, Южная Осетия, чей политический статус независимого государства неправомочен и не признается международным сообществом.
В научно-теоретическом плане наиболее насущной остается проблема уточнения типологических признаков грузино-осетинского конфликта, который на сегодняшний день типологизирован как территориальный, культурно-языковый с переходом в территориальный или же как статусный.
С учетом перечисленных и других аспектов проблемы данная тема представляется актуальной для научного исследования как в практикополитическом, так и теоретическом аспектах.
Степень изученности проблемы. С середины 1980-х годов «этническая революция» охватывает и Советский Союз, оказывая значительное влияние на его распад. В этих условиях происходит становление и развитие отечественной этнической конфликтологии: этнические конфликты постсоветского пространства закономерно оказались в центре внимания ведущих российских исследователей этнонациональных и политических отношений и процессов: Р.Г. Абдулатипова , Ю.Д. Анчабадзе , Ю.В. Арутюняна , A.B. Глуховой , A.B. Дмитриева , Л.М. Дробижевой , А.Г. Здравомыслова , М.М. Лебедевой , Э.И. Паина , С.М. Маркедонова , В.Д.Николаенко , С.В. Дзасохов , Сборник , Цыганок А.Д.
Следует отметить книгу Л.А. Чибирова «О времени, о людях, о себе». Ее значимость заключается в том, что автор, будучи ректором Юго - Осетинского государственного университета, в 1988- 1992 гг., был прямым соучастником и живым очевидцем грузино-осетинского противоборства. Несмотря на довольно большое количество литературы, и специализированных исследований, в которых бы исследуемая тема рассматривалась в обозначенном мной аспекте, до сегодняшнего дня этот вопрос не становился предметом специального анализа.
В основном была использована иностранная литература, я выделила нескольких турецких авторов, работы которых помогли мне проанализировать участие ОДКБ, а также других международных организаций, в грузино- югоосетинском конфликте 2008 года. Книга Гунера Озкана , Бурака Тангора , Дениса Саммута и Николая Четковски , Анны Шелест
Объектом исследования является непосредственно сам конфликт, грузино-абхазские отношения и события, произошедшие в Южной Осетии в 2008 году.
Предметом исследования является - деятельность ОДКБ в урегулировании конфликта в 2008 году, а также ее отражение в периодической печати того времени.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в изучении деятельности ОДКБ в ходе грузино-югоосетинского конфликта на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины возникновения грузино-осетинского конфликта;
2. Изучить историю его развития с 1990-х по 2008 гг, и влияние России на развитие и урегулирование грузино-югоосетинского конфликта;
3. Детально рассмотреть вклад и результаты деятельности международн ой организации ОДКБ в этом конфликте, а также других международных объединений, оценить состояние на современном этапе.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1990х по 2008 гг. и обусловлены самой исследуемой проблемой. Исследован ие начинается с анализа сложной межнациональной обстановки в 1988 г., которая переросла в войну Грузии против осетинского народа Южной Осетии в 1989-1992 гг. и в 2008г., закончившаяся геноцидом осетин, значимостью Российской Федерации в спасении осетинского народа от полного геноцида и подписанием Дагомысских соглашений, вводом трехсторонних смешанных миротворческих сил в зону грузиноюгоосетинского конфликта, и заканчивается событиями, произошедшими в Южной Осетии в 2008 году, (пятидневная война) и подписанием президентом Российской Федерации указа о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Методология исследования. При написании дипломной работы я руководствовалась принципами объективизма и историзма. Исторический метод, позволил определить истоки напряженности на Южном Кавказе и конкретную хронологию протекания этнополитических инцидентов в регион е; сравнительный метод, способствовавший сравнению различных международных организаций и стран в участии урегулирования конфликта, что позволило определить наиболее эффективных акторов управления конфликтами и действия по их регулированию и разрешению.
Ценным источником для исследования обозначенной темы является также «Книга памяти жертв вооруженной агрессии Грузии против Республики Южная Осетия», разработанная председателем Совета республиканского демографического фонда «Фидан» Б.Е. Чочиевым , нормативно-правовые акты международного характера: резолюции ООН , план Медведева-Саркози , резолюции ОДКБ и т.д., источники личного происхождения: интервью глав правительств, политиков, публичные
выступления лидеров стран, комментарии известных политиков, книга памяти.
Научная новизна работы состоит в совокупном анализе такой организ ации как ОДКБ и других международных акторов в урегулировании грузиноюгоосетинского конфликта 2008 года, вопроса геноцида против осетин и общественной нравственности в мировом диапазоне.
Научно-практическая значимость. С практической точки зрения знания, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в учебном процессе института международных отношений и регионоведения, а так же могут рассматриваться в качестве материала для последующих исследований грузино-осетинских отношений.
Структура работы определена поставленными целями и задачи и состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе данной работы мы подробно рассмотрели ситуацию между Грузией и Южной Осетией в 1990-х и 2008 гг., изучили предпосылки конфликта и состояние на современном этапе.
Реакция России на войну между Грузией и сепаратистским регионом Южной Осетии не может рассматриваться как акт восстановления регионального «мира» и «порядка», а как акт наказания «агрессора», который осмелился бросить вызов длительному желанию России реализовать свои убеждения и цели на своей зоне влияния и на мировой арене. Война в августе против Грузии затем стала возможностью для России напомнить, что Россия была настроена вновь подтвердить и сохранить свою власть над «ближним зарубежьем», когда это необходимо. В своем повторном утверждении Россия использовала ряд инструментов в различных политических, и экономических областях в ближнем зарубежье, таких как дальнейшее ограничение США и ЕС и дальнейшее использование ОДКБ, ШОС и энергетических трубопроводов.
Усилия России по увеличению функциональности и важности ОДКБ в качестве субъектов международной безопасности с войной в Грузии показали, что Москва активизировала свою политику переориентации «ближнего зарубежья» в интересах своих интересов безопасности. Члены ОДКБ, помимо Беларуси, уже подписали договор о создании СРП, целью которого является не что иное, как противодействие возможной западной военной экспансии и долгосрочному пребыванию в «ближнем зарубежье» и за ее пределами, например в Афганистане. Хотя и Россия и Китай жалуются на результаты однополярного мира и западного глобального господства, было бы наивно думать, что ОДКБ - это формация, созданная только для борьбы с терроризмом и региональным экономическим и политическим сотрудничеством. Тем не менее, это также доказывает, что чем больше государств в «ближнем зарубежье» вовлечены в эту организации, тем более вероятно, что они будут склоняться к России.
Реакция России на войну между Грузией и сепаратистским регионом Южной Осетии не может рассматриваться как акт восстановления регионального «мира» и «порядка», а как акт наказания «агрессора», который осмелился бросить вызов длительному желанию России реализовать свои убеждения и цели на своей зоне влияния и на мировой арене. Война в августе против Грузии затем стала возможностью для России напомнить, что Россия была настроена вновь подтвердить и сохранить свою власть над «ближним зарубежьем», когда это необходимо. В своем повторном утверждении Россия использовала ряд инструментов в различных политических, и экономических областях в ближнем зарубежье, таких как дальнейшее ограничение США и ЕС и дальнейшее использование ОДКБ, ШОС и энергетических трубопроводов.
Усилия России по увеличению функциональности и важности ОДКБ в качестве субъектов международной безопасности с войной в Грузии показали, что Москва активизировала свою политику переориентации «ближнего зарубежья» в интересах своих интересов безопасности. Члены ОДКБ, помимо Беларуси, уже подписали договор о создании СРП, целью которого является не что иное, как противодействие возможной западной военной экспансии и долгосрочному пребыванию в «ближнем зарубежье» и за ее пределами, например в Афганистане. Хотя и Россия и Китай жалуются на результаты однополярного мира и западного глобального господства, было бы наивно думать, что ОДКБ - это формация, созданная только для борьбы с терроризмом и региональным экономическим и политическим сотрудничеством. Тем не менее, это также доказывает, что чем больше государств в «ближнем зарубежье» вовлечены в эту организации, тем более вероятно, что они будут склоняться к России.
Подобные работы
- Деятельность ОДКБ в урегулировании грузино-южноосетинского
конфликта
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Роль России в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023



