Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Работа №3556

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36стр.
Год сдачи2011
Стоимость2370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1080
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие межличностных отношений 6
1.2. Диагностика межличностных отношений (основные психодиагностические методики) 10
ГЛАВА 2. ПСИХО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 27
2.1. Организация и методика исследования 27
2.2. Обработка результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т. д.). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохраняют свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих приписывается межличностным отношениям.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Изучение диагностики межличностных отношений позволяет целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов.
Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Объект исследования – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы межличностных отношений в различных возрастных группах.
Цель работы – изучить диагностику межличностных отношений в различных возрастных группах.
Задачи работы:
 раскрыть понятие межличностных отношений;
 изучить основные психологические методики диагностики межличностных отношений;
 провести психолого-педагогическую диагностику межличностных отношений в различных возрастных группах;
Гипотеза исследования: было апробировано 8 человек (4 из группы дошкольного возраста, 4 из группы младших школьников).
Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация, экспериментальный.
Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Методика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.
Для изучения межличностных отношений так же используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ вопросов диагностирования межличностных отношений в различных возрастных группах позволил сделать следующие выводы.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе «1» эмоциональный климат группы для каждого члена группы более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «2».


Таким образом, нами были выявлены:
- важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).
- важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази В. « Психологическое тестирование « ч. 2, М- 1982 г.
2. 2.Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
3. Игнатьев Е. И. « Психология изобразительной деятельности детей» М- 1978 г.
4. Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа. – 1989. - №7.
5. 4.Мухина А. Е « Изобразительная деятельность как форма увоения социального опыта «. М-1982 г.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. - с.200
7. Полуянов Ю. А. « Дети рисуют «. М-1978 г.
8. Репина Т. А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада «. М – 1980 г.
9. Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 1989. - №7.
10. Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 1999. - №2.
11. Смирнов А. А. «Детские рисунки»// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М- 1980 г.
12. Степанов С. « Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам «. Воспитание школьников. 1995 № 3
13. Хоментаускас Г. Т. «Использование детских рисунков для исследования семейных отношений «. Вопросы психологии. 1986 г. № 1
14. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. – 256.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ