Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №35555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
963
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования языковой компетенции при обучении лексике иностранного языка 6
1.1. Понятие языковой компетенции 6
1.2. Роль и место лексического аспекта в обучении
иностранному языку 11
1.3. Требования и принципы отбора лексического материала 16
1.4. Формы и методы обучения лексике 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния игры при обучении лексике на начальном этапе обучения ..28
2.1. Психологические особенности игры на уроке английского языка в
начальной школе 28
2.2. Методы и формы исследования 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов 41
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 53



Современный темп жизни, развитие научно- технического прогресса, сфера деятельности человека предъявляют повышенные требования к качеству образования, результатом которого является воспитание гармонично развитой личности. Как правило, одним из условий гармоничного и всестороннего развития является знание иностранных языков.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта стало причиной пересмотра методики его преподавания, поиска новых методов и форм его обучения. Согласно основным требованиям предъявляемым к модели современного выпускника, одной из ключевых компетенций обучения иностранному языку на всех ступенях обучения является формирование языковой компетенции.
Под языковой компетенции принято понимать совокупность знаний , умений и навыков, личностных качеств учащихся, благодаря которым выражается их способность выражать собственную мысль, понимать и извлекать необходимую информацию в соответствии с языковыми нормами данного языка.
Овладение иностранным языком предполагает прежде всего обучение лексике, пополнению словарного запаса, умению понимать новые слова и корректно использовать их на практике. Уровень языковой компетенции учащихся на прямую зависит от овладения лексической стороной речевой деятельности.
Все вышесказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы : « Формирование языковой компетенции при обучении лексике иностранного языка».
Актуальность темы исследования определяется тем, что обучение лексике является одним из основных аспектов преподавания иностранного языка в средней школе, а в силу большого объема материала становится трудным и скучным для учащихся. В связи с этим такому важному компоненту, как языковая компетенция на уроке уделяется незначительное внимание, а все обучение лексике сводится к выполнению шаблонных упражнений в ущерб живому общению на иностранном языке.
Объектом данного исследования является процесс формирования языковой компетенции при обучении лексике на уроке иностранного языка.
Предметом исследования являются особенности обучения лексике в данном процессе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование особенностей обучения лексике, а так же поиск наиболее актуальных и приемлемых методов и форм введения и закрепления лексического материала для достижения языковой компетенции учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность языковой компетенции учащихся;
2. ознакомиться с особенностями обучения лексике;
3. рассмотреть метод игровых технологий как средство обучения лексике;
4. провести эмпирическое исследование влияния игры на формирование языковой компетенции при обучении лексике;
5. сделать обобщающие выводы в рамках исследования.
Научная гипотеза: игра оказывает положительное влияние на
формирование языковой компетенции при обучении лексике
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования языковых навыков в обучении лексике;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по теме использования ;
3) методический обзор наиболее приемлемых методов и средств обучения лексике.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленный в ней материал направлен на обоснованное использование игр для формирование языковой компетенции при обучении лексике.
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: А.А. Миролюбов, Н.Хомский, Е.Н. Соловова, М.И.Бурдина, И.Я.Кривобокова и других , а так же статьи из периодических изданий, интернет- ресурсы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению понятий и особенностей языковой компетенции , а также целей, задач, проблем обучения лексике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предоставлен обзор игровых технологий при обучении лексике, который может быть использован как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы заключается в введении, двух главах, выводах по главам, заключении , списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире важной составляющей специалиста высокого уровня является владение иностранным языком. В связи с этим важное значение приобретает получение качественного образования и знаний, которое, как правило начинается со школьной скамьи.
В течении долгого времени содержание обучения школьного предмета « Иностранный язык» перетерпело множество изменений, последним из которых стало введение Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Введение данного образовательного стандарта определило необходимость формирования ряда ключевых компетенцией, одной из которых является языковая компетенция.
Не смотря на то, что в течении долгого времени, большое количество отечественных и зарубежных методистов работали над данным определением, на сегодняшний день не существует единого понятия « языковая компетенция», однако обобщая наиболее известные на сегодняшний день термины, можно сказать, что под языковой компетенцией понимается возможность общения на иностранном языке в различных сферах в соответствии со всеми его речевыми нормами.
Овладение иностранным языком предполагает прежде всего обучение лексике, пополнению словарного запаса, умению понимать новые слова и корректно использовать их на практике. Уровень языковой компетенции учащихся на прямую зависит от овладения лексической стороной речевой деятельности.
В связи с этим важное значение при обучении лексике приобретает использование таких методов и средств, которые позволят сделать процесс более интересным, а запоминание новых слов легким и долговременным. При обучении лексике иностранного языка в условиях образовательной школы возможно применение различных методов и средств, как правило, выбор зависит от конкретного случая и возраста учащихся.
В данной выпускной квалификационной работе исследованы особенности формирования языковой компетенции учащихся при обучении лексике, выявлена роль игры в обучении лексике учащихся младших классов.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) Термин «языковая компетенция» в методике преподавания иностранных языков принято считать относительно новым, так как широко на практике он начал применяться лишь в середине прошлого столетия. Сегодня под языковой компетенции принято понимать совокупность знаний , умений и навыков, личностных качеств учащихся, благодаря которым выражается их способность выражать собственную мысль, понимать и извлекать необходимую информацию в соответствии с языковыми нормами данного языка;
2) Исследование проблемы обучения лексике иностранного языка претерпело множество споров и дискуссий. Лексика, которая используется на уроке иностранного языка, проходит определенный отбор, согласно установленным принципам и требованиям. От правильного выбора лексики зависит результат усвоения материала, возможность применения его на практике в течении долгого времени и сохранность слов в « активном» запасе. При обучении лексике учитель может применять различные методы и средства, такие как : различные приемы, песни, стихи, игровые технологии, работа со словарем и т.д ;
3) Игровые технологии являются универсальны, но в то же время интересным средством, которое учитель может использовать при обучении лексике. Быстрое и долговременное усвоение новых слов происходит в деятельности с ним, в процессе формирования умений и навыков пользования словом. Из этого следует, что большую роль в усвоении слова играют лексические игры. Игры можно широко использовать на уроках английского языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной работе школьников.
4) Эмпирическое исследование, проведенное среди учащихся 3 « б» класса МБОУ СОШ № 167 с углубленным изучением отдельных предметов, доказало положительную роль влияния игры на формирование языковой компетенции при обучении лексике. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало увеличение доли учащихся с высоким и средним уровнем мотивации к изучению иностранного языка, а также повышение уровня владения лексикой.
В результате проделанной работы у учащихся увеличился словарный запас, способность пользоваться лексическими средствами в соответствии с принятыми речевыми нормами, что является практически главным условием для формирования языковой компетенции.
Все вышесказанное позволяет подчеркнуть правоту гипотезы, поставленной в начале работе о том, что игра оказывает положительное влияние на формирование языковой компетенции при обучении лексике.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.


1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком : Изучение, обучение, оценка.- Департамент по языковой политике, Страсбург, 2001.Перевод под общ.ред.проф. Ирисхановой К.М.- М.: МГЛУ, 2005.- 200 с.
2. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2014. - 35 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) по предмету « Иностранный язык». Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.
Основная литература
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова.- М.: Академический проект, 2000.-156 с.
5. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.П.Авдулова. - М.: Издательский центр «Академия». 2009. - 208 с.
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2013. - 448 с.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1988.- 227 с.
8. Божович Е.Д., Козицкая Е.И. Языковая компетенция / Е.Д.Божович, Е.И.Козицкая.- М.: Просвещение, 1999.- 220 с.
9. Быкова Н.И., Дули Д, Поспелова М.Д, Эванс. В. Учебно - методический комплекс «Английский в фокусе» ( Spotlight) для 3 классов общеобразовательных школ.- 6-е издание / Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс.- М.: 2017.- 178 с
10. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2011. - 82 с.
12. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высшая школа, 1982.- 202 с.
13. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка / Н.И. Дереклеева. -М.: Сфера, 2015.- 111 с.
14. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка/ Н.П. Дьяченко.- М.: Просвещение, 2014.- 211 с.
15. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.И. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2014.- 246
с.
16. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
17. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко.- СПб.: Академия, 2008. - 367 с.
18. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие /Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
19. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.120 с.
20. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному язык. Теория и практика / А.В.Конышева. - М.: Тетра Системе, 2008. -211 с.
21. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В.Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011.- 400 с.
22. Леонтьев А.Н. Общая методика обучения иностранным языкам / А.Н.Леонтьев. - М.: Русский язык, 2011. - 360 с.
23. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - 9-е изд., стер. - Мн.: Высш. шк., 2004. - 522 с.
24. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович и др.- М.: Просвещение, 2011.-150 с.
25. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2013. - 256 с.
26. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения английскому языку / Р.К. Миньяр - Белоручев. - М.: Просвещение,2006.- 230 с.
27. Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у школьников/ Р.В. Овчарова - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
28. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов.- Воронеж.: Изд- во ВГУ, 1999- 250 с.
29. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур : Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов; Мн.: Лексис,
2003. — 184с.
30. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка / Ю.Я.Пучкова. - М.: АСТ, 2013. - 190 с..
31. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 232с.
32. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола,
2014. -199 с.
33. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В.Сафонова.- Воронеж.: Истоки, 1996.- 211 с.
34. Соловова Е.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс
лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.:
Просвещение, 2012.-320 с.
35. Хомский Н.Язык и мышление / Н. Хомский.- М.: Наука,1999.- 254 с
36. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе / С.Ф. Шатилов.- М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
37. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н.Щукин. - 4-е изд. - М.: Филоматис: Издательство «Омега-Л», 2010. - 480 с
Статьи из периодических изданий
38. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах / Л.М. Гудкова. // ИЯШ. - 1988. - №4. - 54-55 с.
39. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И.В.Загребин // ИЯШ.- - 2017. - №10. - 27-31 с.
40. Ирисханова К.М. Формирование языковой компетенции учащихся /
К.М.Ирисханова // ИЯШ.- 2014.- №5.- 27 с.
41. Краснова И.Е., Марченко А.Н. Школьный словообразовательный минимум: каким ему быть? / И.Е. Краснова, А.Н. Марченко // ИЯШ.- 2001.- №2.- 23- 24 с.
42. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на начальном этапе / М.Ю. Курбатова // ИЯШ - 2006. - №3. - 64 - 66 с.
43. Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 2. - 17-18 с.
44. Оглуздина Т.П. Формирование языковой компетенции учащихся в истории и теории лингвистики / Т.П.Оглуздина // ИЯШ.- 2015.- № 5.- 32 с.
45. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М. Шарафутдинова // ИЯШ.- 2015. - № 8.- 50 с.
Список электронных ресурсов
46. Балабанова Е.И. Формирование языковой компетенции учащихся на основе интерактивных технологий URL: https:// cyberleninka.ru Дата обращения: 02.04.2019
47. Егорчикова К.М. Формирование ключевых компетенций на уроке
иностранного языка URL: https:// nsportal.ru/shkola/inostrannye-
yazyki/library/2013/11/08/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsiy-na- urokakh Дата обращения: 03.04.2019
48. Журавлева Ж.А. Формирование языковой компетенции учащихся на уроках английского языка URL: https:// infourok.ru/razvitie-yazikovoy- kompetencii-uchaschihsya-na-urokah-angliyskogo-yazika-1259927.html Дата обращения: 03.04.2019
49. Крапивина М.В. Формирование языковой компетенции учащихся на уроках иностранного языка URL: https:// studme.org/167143/ Дата обращения: 12.04.2019
50. Леонова М.Д. Языковая компетенция: что это? URL: https://
cyberleninka.ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ