Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе

Работа №35544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
945
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Социокультурная компетенция как педагогическая категория 6
1.2 Блог-технология и возможности её применения в качестве средства формирования социокультурной компетенции в обучении иностранному языку 11
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОГ- ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 26
2.1 Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной
компетенции на старшем этапе: ход и результаты 26
2.2 Методические рекомендации по организации работы с учебным Интернет-блогом на старшем этапе обучения 39
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


В условиях периода глобализации изучение иностранного языка становится необходимостью для интеграции в современном мире. Высокая степень мобильности людей по всему миру обусловливает межкультурное взаимодействие. В связи с этим согласно новым образовательным стандартам от 5 июня 2012 года каждый выпускник российской школы обязан овладеть на определенном уровне хотя бы одним иностранным языком. Однако обучение языку является сложным процессом, объединяющий множество аспектов, одним из которых является социокультурный. Непосредственное общение с носителями языка требует компетентности не только в вопросах грамматики и фонетики иностранного языка, но и в области иностранной культуры, традиций и обычаев. Значимость социокультурной составляющей часто недооценивается, хотя именно она, по нашему мнению, может способствовать преобразованию английского языка в метапредметную дисциплину в средних общеобразовательных школах России.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между образовательным потенциалом интерактивных технологий в формировании иноязычной социокультрной компетенции школьников и недостаточным их использованием в школьном образовательном процессе.
Цель исследования состоит в обосновании теоретической базы проблемы формирования социокультурной компетенции и проверке эффективности использования лингвострановедческого блога на практическом уровне в общеобразовательной школе на старшем этапе.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках по английскому языку в старших классах.
Технология обучения социокультурному аспекту с использованием блог-технологии Web2.0 на старшем этапе является предметом данного научного исследования.
Гипотезой нашего научного исследования является то, что использование учебных интернет-блогов способствует повышению эффективности формирования социокультурной компетенности у обучающихся старших классов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. рассмотреть проблему формирования социокультурной компетенции на уроках по английскому языку;
3. провести опытную проверку использования блог-технологии при формировании социокультурной компетенции обучающихся старших классов;
4. разработать учебно-методические рекомендации по формированию компетентной личности в социокультурном аспекте на базе сервиса Google Blogger.
Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-методистов, посвященные проблемам формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка, таких как Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., Сысоева В.П., Байрам М., Яна ван Эка.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые в работе опытным путем проверена эффективность веб-блога в качестве вспомогательного средства формирования социокультурной компетенции в средней школе на старшем этапе обучения английскому языку и в разработке методических рекомендаций по организации работы с учебным Интернетблогом.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы состоит в изучении отечественной и зарубежной методической литературы по исследуемой проблеме, обобщении материалов и их анализе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты преподаватели могут применить при разработке современных методических материалов по иностранному языку, направленных на формирование у старшеклассников социокультурной компетенции и повышение интереса к изучению предмета.
При выполнении исследовательской работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, сравнение, тестирование, описание и анализ.
Апробация: Основные результаты исследования были представлены на Международной конференции (VI Бодуэновские чтения) (Казань, 2017) [20] и Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019 г.). По теме научно-исследовательской работы опубликованы 2 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и практические результаты исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной научно-исследовательской работы были проанализированы педагогические основы обучения социокультурному аспекту иностранного языка, которые были учтены при разработке учебного блога "Travenglish" на базе Google-сервиса Blogger. Мы выдвинули гипотезу о том, что применение учебного веб-блога на уроках по английскому языку в средней школе может значительно повысить эффективность формирования социокультурной компетенции обучающихся. Для подтверждения данной гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа в СОШ №2 г. Лениногорска.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1. анализ лингвистических, психолингвистических и методических предпосылок овладения социокультурной компетенцией позволяет говорить об учебном Интернет-блоге как эффективном средстве интенсификации процесса обучения английскому языку;
2. овладение социокультурной компетенцией представляет одну из самых больших сложностей в обучении иностранному языку, но играет ключевую роль в формировании языковой личности;
3. экспериментальная работа показала, что применение веб-блога в обучении иностранному языку способствует созданию искусственной языковой среды, развитию социокультурной компетенции и повышению интереса обучающихся к изучению иностранной культуры;
4. разработанные Интернет-блог "Travenglish" и методические рекомендации к нему, направленные на формирование социокультурной компетенции и развитие языковой личности могут быть использованы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, а также сравнение предэкспериментальных и постэкспериментальных данных свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, поставленная в начале исследования, реализована. Разработанный Интернетблог "Travenglish" и методические рекомендации по организации работы с ним могут быть использованы при создании учебно-методических комплексов, направленных на формирование социокультурной компетенции на основе работы с аутентичным материалом и проектной деятельности. Актуальным продолжением данной научно-исследовательской работы может стать исследование проблемы формирования коммуникативных навыков при работе с учебным веб-блогом.



1. Агеева Е. С., Музалева М. А. Использование современных педагогических технологий при обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. №24. С. 433-436.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /. - М.: ИКАР, 2010. - с. 286.
3. Алёшина О. Г. Использование интернет-ресурсов в преподавании специальных дисциплин // Молодой ученый. 2016. .№23. С. 449-451.
4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 349 с.
5. Бабушкина Л.Е., Сафонов В.И. Икт как средство формирования
социокультурной компетенции студентов педвуза при обучении иностранному языку // ОТО. 2015.
6. Бачинская Н.Я. Методические рекомендации по формированию
социокультурной компетенции студентов языковых специальностей средствами английского фольклора // Вестник ЧГПУ. 2013. №2.
7. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению
иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. - М.: ИНЭК, 2017. - С. 156-163.
8. Белов С. А., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Методические
рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов // Известия АлтГУ. 2015. №3 (87) - С. 25-29.
9. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. №2 2. С. 11-15.
10. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2017. - С.20-28.
11. Болдырева Т.В. Формирование социокультурной компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку // Вестник ЧГПУ. 2011. №7.
12. Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. .№50.
13. Будник А. С. Межкультурный подход к обучению иностранным языкам в общеобразовательной школе // Вестник БГУ. 2012. №15.
14. Волкова Е.В. Актуализация феномена социокультурной компетенции в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2014. .№19.
15. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2013. № 2. С. 30-35.
16. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 144 с.
17. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
18. Гареев А.А., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов // Образование и наука. 2018. №3.
19. Григоренко С.Е., Сагалаева И.В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. №8.
20. Григорьева К.С., Сабирова Р.Р. И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: междунар. конф.: VI Бодуэновские чтения (Казан. федер. ун-т, 18-21 окт. 2017 г.): тр. и матер.: в 2 т. / под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Д.А. Мартьянова, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 2. - С. 83-85.
21. Грин Н.В. Мультимедиа как средство медиаобразования при обучении английскому языку младших школьников // В мире научных открытий. 2013. №
3. С. 26-35.
22. Дареева О. А., Дашиева С. А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции // Вестник БГУ. 2009. №15..
23. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниевоориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. - М.: ИНЭК, 2017. - С. 71-78.
24. Иванченко, Д.А. Перспективы применения блог - технологий в Интернет - обучении / Д.А. Иванченко //Информатика и образование.- № 2. 2015. С. 120 - 122.
25. Киракосян В. А. Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №8-1 (74).
26. Кельмаганбетова А. С., Медиева С. К. Sociocultural component in the content of teaching foreign languages // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 565-567.
27. Козлов С.В. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр проблемной направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 3. Т.1. 2012. С. 229-233.
28. Костевич А.Г. Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных
программ: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр
дистанционного образования. 2012. 230с.
29. Костикова Л.П. Формирование лингвосоциокультурной личности в рамках обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2009. №3.
30. Курдюмова Ю. В. К вопросу использования драматизации в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе // Вестник БГУ. 2009. №15.
31. Латухина М.В. Способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе // Приволжский научный вестник. 2014. №12-1 (40). С. 130-132.
32. Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы ХХ века // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. -Братислава, 1999. С.35-40.
33. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. - М.: Изд-во МГЛУ (русская версия), 2003
34. Оглуздина Т. П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. .№28.
35. Орехова Ю.М. К вопросу о структуре и содержании социокультурной компетенции // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. №4 (33).
36. Орехова Ю.М., Аверина М.Н. Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы через учебные Интернет-ресурсы // КПЖ. 2016. №1 (114).
37. Пальчевская Е. С., Куимова М. В. Internet as a means to develop sociocultural competence // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1295-1296.
38. Ременцов А. Н., Кременецкая Л. С. Формирование социокультурной компетенции у иностранных учащихся из стран СНГ на этапе дополнительной довузовской подготовки // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2012. №4-1 (55).
39. Салпыкова И.М.. Прохоров А.В. Использование аудиовизуальных средств обучения на уроке музыки в начальной школе: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Г. Закировой. Казань: К (П)ФУ, 2012. 25с.
40. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В.Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. 237с.
41. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) // Иностранные языки в школе. 1997. № l. С. 2-5.
42. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе 2001. №2 3. С. 17-23.
43. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания обучения // Вестник Мининского университета. 2018. .№3 (24)
44. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. .№4 (20) С. 115-127.
45. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного языка и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. №°1. С. 42-47.
46. Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С. Виды и особенности использования образовательных блогов // Территория науки. 2017. №26.
47. Тясто А. А., Куимова М. В. About development of sociocultural competence while studying a foreign language at university // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 538-540.
48. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): Дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2009. 197с.
49. Чернышкова Наталия Владимировна SMART-технологии в преподавании иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1 (80).
50. Шишканова, В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку// ИЯШ. - 2012. - №2. - С. 80-86.
51. Щерба, JI.C. Как надо изучать иностранные языки. М. -Л., 1929. - 127с.
52. Щербакова Т. В. Лингвострановедческий аспект содержания обучения иностранным языкам // Интерэкспо Г ео-Сибирь. 2012. №6.
53. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Филоматис, 2007.-408 с.
54. Языкова Н.В. Социокультурный подход к обучению предметам языкового цикла // Вестник Бурятского университета. Серия: Теория и методика обучения в вузе и школе. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1998. Вып.4. С.3-10.
55. Barger, J. (1999). Weblogs resources FAQ. URL: http://www.robotwisdom.com/weblogs.html
56. Barlett-Bragg, A. Blogging to learn. The Knowledge Tree, Edition Four. URL: http://hipercontexto.groupsite.com/uploads/files/x/000/062/0ad/Blogging+to+L earn.pdf
57. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. - Multilingual Matters, 1997.
58. Griffin P., Care E. (ed.). Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. - Springer, 2014.
59. Kumaravadivelu B. The postmethod condition:(E) merging strategies for second/foreign language teaching //TESOL quarterly. - 1994. - Т. 28. - №. 1. - С. 27-48
60. Usmonova S. The use of modern educational technologies in teaching foreign languages (on the example of English) // Образовательный процесс. 2018. .№1 (3).
61. Walsh S. Investigating classroom discourse. - Routledge, 2006.
62. Zarate G., Neuner G. Sociocultural competence in language learning and teaching: studies towards a common European framework of reference for language learning and teaching. Strasbourg: Council of Europe, 1997. 122 p.
Интернет-ресурсы:
1. Блог "Travenglish". Режим доступа: http://coloritochka.blogspot.ru
2. Журнал "Молодой ученый". Режим доступа: http://moluch.ru
3. Конструктор тестов Online Test Pad. Режим доступа: http://onlinetestpad.com
4. Научная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: http://cvberleninka.ru
5. Приложение Learning Apps. Режим доступа: https://learningapps.org
6. Сайт "Дидактика средней школы". Режим доступа: https://didaktica.ru
7. Сайт "Первое сентября". Режим доступа: http://festival.1september.ru
8. Сайт Минобрнауки РФ. Федеральные Государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ