Дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им. Льва Толстого КФУ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации интерактивной среды музея.
1.1. Интерьеры музеев: история и современность 6
1.2. Интерактивная среда музея как фактор интеллектуального развития
учащихся 19
Выводы по I главе
Глава II. Разработка дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК
2.1. Функциональные особенности организации предметно-пространственной среды музея ДПИ 30
2.2. Организация и этапы работы над дизайн - проектом интерьера музея 39
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 51
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации интерактивной среды музея.
1.1. Интерьеры музеев: история и современность 6
1.2. Интерактивная среда музея как фактор интеллектуального развития
учащихся 19
Выводы по I главе
Глава II. Разработка дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК
2.1. Функциональные особенности организации предметно-пространственной среды музея ДПИ 30
2.2. Организация и этапы работы над дизайн - проектом интерьера музея 39
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 51
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3
В современной педагогической теории и практике помимо воспитания детей школьного и дошкольного возраста на первый план выходит формирование интеллектуального и нравственно -эстетического облика учащихся средне-специальных и высших учебных заведений, и организация специальных условий для развития личности студентов является одним из ключевых этапов решения данной проблемы. Поскольку для постиндустриального общества образование, способность к развитию и саморазвитию представляется едва ли не главнейшей ценностью и выступает своеобразной предпосылкой существования и развития личности и общества. В описанных условиях исследовательская работа, анализирующая возможности образовательной среды для развития студентов и предлагающая один из вариантов реализации этих возможностей, представляется вполне логичной и актуальной.
Требования к образованию в XXI веке изменились в связи с распространением личностно-ориентированного подхода в педагогике, предполагающего формирование высокой культуры личности студента, обладающего устойчивой системой ценностных ориентации, сознательно строящего свои отношения с окружающим миром, готового к творческой самореализации во всех сферах деятельности, а не только в конкретном пространстве социально-хозяйственной системы. Таким образом, главенствующее место в процессе обучения занимает его общеразвивающий потенциал. Описанные перемены в педагогической концепции мышления и развития человека ставят перед педагогами новые задачи по переосмыслению основных образовательных процессов, обеспечивающих реализацию способностей субъекта педагогического процесса. За последние годы разработан ряд методик, призванных решить поставленные задачи: в контексте субъект-субъектной парадигмы такими процессами становятся образование смыслов (А.Н.Леонтьев), развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), педагогическая поддержка индивидуальности (О.С. Газман),
Однако перечисленные разработки обошли стороной перемены в организации образовательной среды. Современные технические возможности в совокупности с богатым культурным опытом позволяют реформировать, приспособить к современным реалиям и вдохнуть новую жизнь в традиционные модели образовательной среды. Одной из таких консервативных, но обладающих огромным потенциалом моделей являются музеи. Их деятельность направлена не столько на передачу узкоспециальных знаний, сколько на развитие студента, расширение кругозора, способность обрабатывать полученную информацию.
Актуальность выпускной квалификационной работы определила малоисследованность обозначенной темы и дефицит практических разработок, касающихся студенческой образовательной среды. Важнейшим принципом исследования стало трех компонентов в предмете исследования: «учащийся - образовательная среда - музей».
Исследования, посвящённые истории вопроса, носят по большей части практический характер и описывают личный опыт авторов. В некоторых работах прослеживается процесс возникновения и развития этого института (Н.Д. Бартрам, Н.Г. Макарова, С.Б. Минина), в других описываются формы и методы работы с детьми в конкретных музеях (Д. Альварес, З.А. Бонами, Ф. Верпланке, М.Б. Гнедовский, А.У. Зеленко, Г. Кершенштейнер, Е.Б. Медведева) их воспитательные возможности (И.М. Косова, Я.П. Мексин, А.Г. Раппопорт, Ф.И. Шмит), совместная деятельность со школами, «музейная педагогика» (А.В. Бакушинский, Е.Г. Ванслова, Г.В. Вишина, Е.Б. Медведева, Д.П. Паола, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич). Большинство исследователей связывают формат учебного музея с формированием организованного института с образовательной функцией, ориентированного преимущественно на студенческую аудиторию. В ряде исследований подчеркивается неоднозначность концептуальных решений, инвариантов музея.
Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им. Льва толстого КФУ»
Объект исследования: дизайн интерьера музея.
Предмет исследования: интерактивная среда интерьера музея ДПИ.
Цель исследования: разработка дизайн-проекта интерьера музея ДПИ.
Гипотеза исследования. Разработка дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им Льва Толстого КФУ, как вариативного образовательного пространства для учащихся, будет способствовать приобщению студентов к историческому и культурному наследию Республики Татарстан народ Поволжья.
Задачи исследования:
- систематизировать научную литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть историю развития отечественных и зарубежных музеев с точки зрения их обучающей функции;
- проанализировать основные требования к проектированию интерьера музея;
- разработать концепции дизайн - проекта интерьера музея, включающую в себя следующие этапы:
• выполнение необходимых чертежей (планы, функциональные схемы);
• созданиее чернового макета;
• визуализация проектируемого интерьера в программе 3ds max.
Новизна исследования:
1. Конкретизированы сущность и содержание понятия «интерактивная среда музея».
2. Выявлены инвариантные характеристики интерактивного музея.
3. Определены особенности музея как образовательного института.
4. Разработана модель образовательной среды интерактивного музея.
Требования к образованию в XXI веке изменились в связи с распространением личностно-ориентированного подхода в педагогике, предполагающего формирование высокой культуры личности студента, обладающего устойчивой системой ценностных ориентации, сознательно строящего свои отношения с окружающим миром, готового к творческой самореализации во всех сферах деятельности, а не только в конкретном пространстве социально-хозяйственной системы. Таким образом, главенствующее место в процессе обучения занимает его общеразвивающий потенциал. Описанные перемены в педагогической концепции мышления и развития человека ставят перед педагогами новые задачи по переосмыслению основных образовательных процессов, обеспечивающих реализацию способностей субъекта педагогического процесса. За последние годы разработан ряд методик, призванных решить поставленные задачи: в контексте субъект-субъектной парадигмы такими процессами становятся образование смыслов (А.Н.Леонтьев), развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), педагогическая поддержка индивидуальности (О.С. Газман),
Однако перечисленные разработки обошли стороной перемены в организации образовательной среды. Современные технические возможности в совокупности с богатым культурным опытом позволяют реформировать, приспособить к современным реалиям и вдохнуть новую жизнь в традиционные модели образовательной среды. Одной из таких консервативных, но обладающих огромным потенциалом моделей являются музеи. Их деятельность направлена не столько на передачу узкоспециальных знаний, сколько на развитие студента, расширение кругозора, способность обрабатывать полученную информацию.
Актуальность выпускной квалификационной работы определила малоисследованность обозначенной темы и дефицит практических разработок, касающихся студенческой образовательной среды. Важнейшим принципом исследования стало трех компонентов в предмете исследования: «учащийся - образовательная среда - музей».
Исследования, посвящённые истории вопроса, носят по большей части практический характер и описывают личный опыт авторов. В некоторых работах прослеживается процесс возникновения и развития этого института (Н.Д. Бартрам, Н.Г. Макарова, С.Б. Минина), в других описываются формы и методы работы с детьми в конкретных музеях (Д. Альварес, З.А. Бонами, Ф. Верпланке, М.Б. Гнедовский, А.У. Зеленко, Г. Кершенштейнер, Е.Б. Медведева) их воспитательные возможности (И.М. Косова, Я.П. Мексин, А.Г. Раппопорт, Ф.И. Шмит), совместная деятельность со школами, «музейная педагогика» (А.В. Бакушинский, Е.Г. Ванслова, Г.В. Вишина, Е.Б. Медведева, Д.П. Паола, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич). Большинство исследователей связывают формат учебного музея с формированием организованного института с образовательной функцией, ориентированного преимущественно на студенческую аудиторию. В ряде исследований подчеркивается неоднозначность концептуальных решений, инвариантов музея.
Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им. Льва толстого КФУ»
Объект исследования: дизайн интерьера музея.
Предмет исследования: интерактивная среда интерьера музея ДПИ.
Цель исследования: разработка дизайн-проекта интерьера музея ДПИ.
Гипотеза исследования. Разработка дизайн проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им Льва Толстого КФУ, как вариативного образовательного пространства для учащихся, будет способствовать приобщению студентов к историческому и культурному наследию Республики Татарстан народ Поволжья.
Задачи исследования:
- систематизировать научную литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть историю развития отечественных и зарубежных музеев с точки зрения их обучающей функции;
- проанализировать основные требования к проектированию интерьера музея;
- разработать концепции дизайн - проекта интерьера музея, включающую в себя следующие этапы:
• выполнение необходимых чертежей (планы, функциональные схемы);
• созданиее чернового макета;
• визуализация проектируемого интерьера в программе 3ds max.
Новизна исследования:
1. Конкретизированы сущность и содержание понятия «интерактивная среда музея».
2. Выявлены инвариантные характеристики интерактивного музея.
3. Определены особенности музея как образовательного института.
4. Разработана модель образовательной среды интерактивного музея.
Результаты проведённого исследования позволяют осуществить широкий подход к решению проблемы создания образовательно - развивающей среды, расширяют научное представление о роли интерактивного музея в интеллектуальном и эмоциональном развитии студентов; затрагивают вопросы личностно-ориентированного содержания образования.
Проведённая работа имеет и практическую значимость , поскольку её результаты направлены на совершенствование педагогического руководства интеллектуальным и эмоциональным развитием студентов во время обучения; создание модели образовательной среды интерактивного музея включено в ряд реальных предпосылок обновления содержания образования; в возможности использования новых форм и методов воспитания студентов в образовательном пространстве интерактивного музея в условиях различных типов учебных заведений.
Интерактивный подход, содействующий несколько каналов восприятия, позволяет глубже передать такие неуловимые качества экспонируемого материала, как стиль, настроение, чувственность, динамичность. Такая информация не уходит бесследно, она остается в памяти в виде образов.
В результате изучения научной литературы по проблеме исследования был разработан дизайн-проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им. Льва Толстого КФУ, а именно образовательное пространство, которое воплощало бы в себе как экспозиционный центр, так и интерактивную среду, способствующую более полному погружению обучающихся в региональную культуру и этнические традиции народов Поволжья.
В данном дизайн-проекте решаются вопросы преобразования пространства и упорядочения предметно-пространственной среды образовательного учреждения сохраняя единство её функциональных и этико - эстетических аспектов.
Проведённая работа имеет и практическую значимость , поскольку её результаты направлены на совершенствование педагогического руководства интеллектуальным и эмоциональным развитием студентов во время обучения; создание модели образовательной среды интерактивного музея включено в ряд реальных предпосылок обновления содержания образования; в возможности использования новых форм и методов воспитания студентов в образовательном пространстве интерактивного музея в условиях различных типов учебных заведений.
Интерактивный подход, содействующий несколько каналов восприятия, позволяет глубже передать такие неуловимые качества экспонируемого материала, как стиль, настроение, чувственность, динамичность. Такая информация не уходит бесследно, она остается в памяти в виде образов.
В результате изучения научной литературы по проблеме исследования был разработан дизайн-проекта интерьера музея ДПИ ИФМК им. Льва Толстого КФУ, а именно образовательное пространство, которое воплощало бы в себе как экспозиционный центр, так и интерактивную среду, способствующую более полному погружению обучающихся в региональную культуру и этнические традиции народов Поволжья.
В данном дизайн-проекте решаются вопросы преобразования пространства и упорядочения предметно-пространственной среды образовательного учреждения сохраняя единство её функциональных и этико - эстетических аспектов.



