ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК- 3) У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы компетентностного подхода в современном профессиональном образовании
1.1.Общая характеристика компетенций, их компонентного состава, базовые
общекультурные компетенции 12
1.2. Современные образовательные технологии как средство формирования общекультурных компетенций обучающихся 21
ГЛАВА 2. Формирование общекультурной компетенции ОК - 3 при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общекультурной компетенции ОК-3 у обучающихся технологического
колледжа 41
2.2. Диагностика способности принимать решения в нестандартных
ситуациях у обучающихся технологического колледжа 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ГЛАВА 1. Теоретические основы компетентностного подхода в современном профессиональном образовании
1.1.Общая характеристика компетенций, их компонентного состава, базовые
общекультурные компетенции 12
1.2. Современные образовательные технологии как средство формирования общекультурных компетенций обучающихся 21
ГЛАВА 2. Формирование общекультурной компетенции ОК - 3 при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общекультурной компетенции ОК-3 у обучающихся технологического
колледжа 41
2.2. Диагностика способности принимать решения в нестандартных
ситуациях у обучающихся технологического колледжа 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность исследования Экономико-социологические изменения, происходящие в обществе сегодня, неразрывно связаны с изменениями в системе российского образования.
В нормативных правовых документах об образовании таких как, в «Стратегия модернизации содержания общего образования» [37, с. 34] и «Концепция модернизации Российского образования на период времени до 2024 года» [20] ставится задача по изменению подходов к оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет компетентностный подход в образовании и дает четкие определения понятиям «образование», «квалификация», «профессиональное образование», «федеральный государственный образовательный стандарт» и т.д. Основываясь на положениях «Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года», профессиональное образование должно быть направлено: на удовлетворение потребностей рынка труда, а также на подготовку высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в профессиональном и личностном росте [20].
В то же время исторические моменты развития образования в Российской Федерации, отражают всю сложность, многогранность и неоднозначность трактовки, как понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и, как следствие, результату образования.
В компетентности «специалиста среднего звена» [21], для подготовки которого в Российской Федерации функционирует система профессионального образования, выделяются базовые (или ключевые) компетенции, включающие комплекс универсальных знаний, которые способны выделяться широким уровнем обобщения. Парадигма достижений предполагает формирование целостной системы универсальных знаний,
умений и навыков, самостоятельной работы и личной ответственности обучающихся. В составе данных (базовых) компетенций находятся и общекультурные, по мнению современных исследователей, выступающие фундаментальной составляющей профессионализма, мастерства, индивидуального творчества будущего специалиста. Развитие перечисленных качеств личности возможно лишь при условии включения будущего специалиста в активную познавательную деятельность, путем создания в процессе профессиональной подготовки разнообразных ситуаций взаимодействия и, таким образом, превращения будущего специалиста в подлинного субъекта образовательного процесса.
Общекультурными компетенциями определяется активная жизнедеятельность человека, позволяющая ему ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, тем самым гармонизируются внутренний мир и отношения с обществом. В процессе развития общекультурных компетенций будущего специалиста среднего звена особое значение приобретают технологии активного обучения. Посредством данных технологий все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, осуществляется обмен информацией, происходит совместное решение учебных проблем, погружение в атмосферу делового
сотрудничества при решении профессиональных задач.
Учитывая современную нацеленность образования в РФ на становление и развитие компетенций как готовности и способности будущего профессионала к деятельности и общению, предполагается создание таких условий, при которых каждый участник образовательного процесса имеет возможность проявить как интеллектуальную и познавательную активность, так и личностную социальную позицию, проявить свою индивидуальность, выражая тем самым себя в качестве субъекта обучения.
Другими словами, возникает необходимость всестороннего: теоретико - методологического и эмпирического изучения вопроса о формировании у обучающихся общекультурных компетенций.
Несмотря на достаточное количество научной литературы по проблематике формирования общекультурных компетенций в процессе образовательной деятельности, этот вопрос представляет малоизученную область теории и практики обучения специалистов среднего звена, потому что факторы, влияющие на процесс становления общекультурных компетенций, еще недостаточно выявлены и обоснованы.
Для обеспечения высокого уровня профессионализма выпускника организации среднего профессионального образования (далее - СПО), необходима культурная основа профессиональной деятельности.
Специалист среднего звена должен сочетать в себе высокий уровень знаний, умений, навыков, способностей и опыт при достаточно высоком уровне культуры.
В теоретических и практических исследованиях системы профессионального образования непропорционально малое число авторских трудов посвящено разработке показателей развития общекультурной компетенции у обучающихся в условиях активного обучения в организациях СПО.
Выявленные недостатки позволяют сформулировать следующие противоречия:
- между возрастающими потребностями общества в становлении человека культуры в профессиональной сфере и несоответствующем данной потребности уровне развития общекультурных компетенций будущих специалистов среднего звена;
- между потребностью общества в совершенствовании процесса обучения, направленного на развитие общекультурных компетенций выпускников СПО, и недостаточным научным обеспечением образовательной организации для реализации разнообразных форм обучения;
- между необходимостью использовать в практике подготовки специалистов среднего звена активное творческое обучение, направленное на развитие общекультурных компетенций будущих специалистов среднего звена, и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих развитию общекультурных компетенций студентов СПО.
Сформулированные противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические средства для развития общекультурной компетенции ОК- 3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у обучающихся колледжа при реализации курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Обозначенная проблема исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Формирование общекультурной компетенции (ОК- 3) у обучающихся колледжа при реализации курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических средств для развития у обучающихся колледжа общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Объект исследования: процесс формирования у обучающихся
технологического колледжа общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Предмет исследования: педагогические средства формирования
общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа в ходе освоения курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Гипотеза исследования: формирование общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа будет эффективным, если:
- определить педагогические средства по реализации обучения студентов технологического колледжа при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»;
- учитывать систему ценностных ориентаций, способность повышения мотивации к профессиональному совершенствованию у будущих специалистов среднего звена;
- при изучении программного материала курса «Правовые основы профессиональной деятельности» развивать творческий потенциал студентов колледжа.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику компонентному составу общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»;
2. Определить педагогические средства формирования общекультурной компетенции ОК - 3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»;
3. Установить влияние педагогических средств, применяемых в процессе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на развитие творческого потенциала студентов колледжа.
Методологическую основу исследования составили труды по изучению теории личности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования, обусловливающие культурологический подход в образовании (Бондаревская Е.В., Гершунский Б.С., Розов Н.С., Сериков В.В., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н.); идеи компетентностного подхода в образовании (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А.), исследования развивающего потенциала активного обучения в профессиональном развитии и становлении компетенций специалистов, бакалавров, магистров (Вербицкий А.А., Кругликов В.Н., Смолкин В.С.). Труды зарубежных и отечественных педагогов в области изучения самого феномена компетенций с одной стороны, связанного с пониманием образования как социокультурной системы, связующей Мир и Человека, так считают Бондаревская Е.В., Бахтин М.М., Лихачев Д.С., Хуторскойи A.B. др. При этом, компетентностный подход соотносится с принципом культуросообразности, который раскрывается в трудах Дистервега А., Канта И., Мора Т., Вентцеля К.Н., Толстого Л.К, Ушинского К.Д.
Исследованиям культуры и связи культуры с образованием личности посвящены работы. Бахтина М.М, Когана Л.Н, Марковой Н.Г., Соколова Э.В, Чавчавадзе Н.З.
Для реализации компетентностного подхода в современной образовательной ситуации важными являются труды об особенностях практико-ориентированной системы обучения Дж. Локка, Дж. Дьюи, Г.Кершенштейнера, А. Лая и др.
Вопросы изучения условий развития общекультурных компетенций педагога, их роли при подготовке современного специалиста среднего звена, соотношению психолого-педагогического образования с общекультурной компетентностью педагогов обращались в своих исследованиях И.А. Зимняя, А.А. Петров, С.Л. Троянская.
Вопросы структуры и функции, а также содержание компонентов в структуре общекультурной компетенции как важнейшей характеристики современного учителя в образовательной организации занимались В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер.
Содержание и технология применения активных методов обучения в образовании представлены в трудах ряда авторов (А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, М.А. Петренко).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы научно -педагогического
исследования: теоретические - анализ и обобщение существующих
педагогических идей по проблеме исследования, методы математической статистики, эмпирические - изучение педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности учащихся, анкетирование, тестирование.
Экспериментальной базой исследования является Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО «КНИТУ», студенты 2 курса по направлению подготовки 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Общая численность обучающихся в колледже по данному направлению составляет - 210 человек. Численность групп, в которых проводили исследование, составляет 52 человека.
Новизна исследования заключается в:
- разработке алгоритма формирования общекультурной компетенции на примере ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», реализующего структурирующую, контрольную и управляющую функции. Алгоритм предполагает применение современных педагогических средств: кейс - метода, проблемных ситуаций, деловых игр при организации учебного процесса по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности», что обеспечивает сотрудничество как между обучающимися, так и между преподавателем и студентами;
- установлении влияния отобранных педагогических средств, применяемых в ходе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на формирование творческого потенциала студентов колледжа.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в определении компонентного состава общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» в связи с обоснованием педагогических средств, направленных на формирование этой компетенции. В качестве структурных компонентов компетенции выделены: когнитивный (обобщенность и полнота знаний), деятельностный (развитость и сформированность умений и навыков), коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать ответственные управленческие, в том числе, нестандартные решения), аксиологический (нравственно-значимые позиции).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения педагогических средств, для развития общекультурных компетенций, в частности, для развития способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в других учебных курсах образовательных программ среднего профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе осуществлялись выбор и осмысление темы исследования, изучалась научная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись методологические и теоретические подходы, определен объект и предмет изучения, поставлены цель и задачи исследования;
- на втором этапе определена экспериментальная база, где был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- на третьем этапе проводилось осмысление эмпирических данных, их анализ, обобщение, систематизация и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы, оформление результатов исследования.
Результаты изучения общекультурной группы компетенций обучающихся, в частности (ОК - 3) «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», раскрываются в структуре данной работы, состоящей из вводной части, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем работы - 77 стр., включая, две таблицы и пять рисунков. Работа включает четыре приложения.
В нормативных правовых документах об образовании таких как, в «Стратегия модернизации содержания общего образования» [37, с. 34] и «Концепция модернизации Российского образования на период времени до 2024 года» [20] ставится задача по изменению подходов к оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет компетентностный подход в образовании и дает четкие определения понятиям «образование», «квалификация», «профессиональное образование», «федеральный государственный образовательный стандарт» и т.д. Основываясь на положениях «Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года», профессиональное образование должно быть направлено: на удовлетворение потребностей рынка труда, а также на подготовку высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в профессиональном и личностном росте [20].
В то же время исторические моменты развития образования в Российской Федерации, отражают всю сложность, многогранность и неоднозначность трактовки, как понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и, как следствие, результату образования.
В компетентности «специалиста среднего звена» [21], для подготовки которого в Российской Федерации функционирует система профессионального образования, выделяются базовые (или ключевые) компетенции, включающие комплекс универсальных знаний, которые способны выделяться широким уровнем обобщения. Парадигма достижений предполагает формирование целостной системы универсальных знаний,
умений и навыков, самостоятельной работы и личной ответственности обучающихся. В составе данных (базовых) компетенций находятся и общекультурные, по мнению современных исследователей, выступающие фундаментальной составляющей профессионализма, мастерства, индивидуального творчества будущего специалиста. Развитие перечисленных качеств личности возможно лишь при условии включения будущего специалиста в активную познавательную деятельность, путем создания в процессе профессиональной подготовки разнообразных ситуаций взаимодействия и, таким образом, превращения будущего специалиста в подлинного субъекта образовательного процесса.
Общекультурными компетенциями определяется активная жизнедеятельность человека, позволяющая ему ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, тем самым гармонизируются внутренний мир и отношения с обществом. В процессе развития общекультурных компетенций будущего специалиста среднего звена особое значение приобретают технологии активного обучения. Посредством данных технологий все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, осуществляется обмен информацией, происходит совместное решение учебных проблем, погружение в атмосферу делового
сотрудничества при решении профессиональных задач.
Учитывая современную нацеленность образования в РФ на становление и развитие компетенций как готовности и способности будущего профессионала к деятельности и общению, предполагается создание таких условий, при которых каждый участник образовательного процесса имеет возможность проявить как интеллектуальную и познавательную активность, так и личностную социальную позицию, проявить свою индивидуальность, выражая тем самым себя в качестве субъекта обучения.
Другими словами, возникает необходимость всестороннего: теоретико - методологического и эмпирического изучения вопроса о формировании у обучающихся общекультурных компетенций.
Несмотря на достаточное количество научной литературы по проблематике формирования общекультурных компетенций в процессе образовательной деятельности, этот вопрос представляет малоизученную область теории и практики обучения специалистов среднего звена, потому что факторы, влияющие на процесс становления общекультурных компетенций, еще недостаточно выявлены и обоснованы.
Для обеспечения высокого уровня профессионализма выпускника организации среднего профессионального образования (далее - СПО), необходима культурная основа профессиональной деятельности.
Специалист среднего звена должен сочетать в себе высокий уровень знаний, умений, навыков, способностей и опыт при достаточно высоком уровне культуры.
В теоретических и практических исследованиях системы профессионального образования непропорционально малое число авторских трудов посвящено разработке показателей развития общекультурной компетенции у обучающихся в условиях активного обучения в организациях СПО.
Выявленные недостатки позволяют сформулировать следующие противоречия:
- между возрастающими потребностями общества в становлении человека культуры в профессиональной сфере и несоответствующем данной потребности уровне развития общекультурных компетенций будущих специалистов среднего звена;
- между потребностью общества в совершенствовании процесса обучения, направленного на развитие общекультурных компетенций выпускников СПО, и недостаточным научным обеспечением образовательной организации для реализации разнообразных форм обучения;
- между необходимостью использовать в практике подготовки специалистов среднего звена активное творческое обучение, направленное на развитие общекультурных компетенций будущих специалистов среднего звена, и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих развитию общекультурных компетенций студентов СПО.
Сформулированные противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические средства для развития общекультурной компетенции ОК- 3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у обучающихся колледжа при реализации курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Обозначенная проблема исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Формирование общекультурной компетенции (ОК- 3) у обучающихся колледжа при реализации курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических средств для развития у обучающихся колледжа общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Объект исследования: процесс формирования у обучающихся
технологического колледжа общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Предмет исследования: педагогические средства формирования
общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа в ходе освоения курса «Правовые основы профессиональной деятельности».
Гипотеза исследования: формирование общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа будет эффективным, если:
- определить педагогические средства по реализации обучения студентов технологического колледжа при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»;
- учитывать систему ценностных ориентаций, способность повышения мотивации к профессиональному совершенствованию у будущих специалистов среднего звена;
- при изучении программного материала курса «Правовые основы профессиональной деятельности» развивать творческий потенциал студентов колледжа.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику компонентному составу общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»;
2. Определить педагогические средства формирования общекультурной компетенции ОК - 3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» у студентов технологического колледжа при изучении курса «Правовые основы профессиональной деятельности»;
3. Установить влияние педагогических средств, применяемых в процессе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на развитие творческого потенциала студентов колледжа.
Методологическую основу исследования составили труды по изучению теории личности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования, обусловливающие культурологический подход в образовании (Бондаревская Е.В., Гершунский Б.С., Розов Н.С., Сериков В.В., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н.); идеи компетентностного подхода в образовании (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А.), исследования развивающего потенциала активного обучения в профессиональном развитии и становлении компетенций специалистов, бакалавров, магистров (Вербицкий А.А., Кругликов В.Н., Смолкин В.С.). Труды зарубежных и отечественных педагогов в области изучения самого феномена компетенций с одной стороны, связанного с пониманием образования как социокультурной системы, связующей Мир и Человека, так считают Бондаревская Е.В., Бахтин М.М., Лихачев Д.С., Хуторскойи A.B. др. При этом, компетентностный подход соотносится с принципом культуросообразности, который раскрывается в трудах Дистервега А., Канта И., Мора Т., Вентцеля К.Н., Толстого Л.К, Ушинского К.Д.
Исследованиям культуры и связи культуры с образованием личности посвящены работы. Бахтина М.М, Когана Л.Н, Марковой Н.Г., Соколова Э.В, Чавчавадзе Н.З.
Для реализации компетентностного подхода в современной образовательной ситуации важными являются труды об особенностях практико-ориентированной системы обучения Дж. Локка, Дж. Дьюи, Г.Кершенштейнера, А. Лая и др.
Вопросы изучения условий развития общекультурных компетенций педагога, их роли при подготовке современного специалиста среднего звена, соотношению психолого-педагогического образования с общекультурной компетентностью педагогов обращались в своих исследованиях И.А. Зимняя, А.А. Петров, С.Л. Троянская.
Вопросы структуры и функции, а также содержание компонентов в структуре общекультурной компетенции как важнейшей характеристики современного учителя в образовательной организации занимались В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер.
Содержание и технология применения активных методов обучения в образовании представлены в трудах ряда авторов (А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, М.А. Петренко).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы научно -педагогического
исследования: теоретические - анализ и обобщение существующих
педагогических идей по проблеме исследования, методы математической статистики, эмпирические - изучение педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности учащихся, анкетирование, тестирование.
Экспериментальной базой исследования является Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО «КНИТУ», студенты 2 курса по направлению подготовки 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Общая численность обучающихся в колледже по данному направлению составляет - 210 человек. Численность групп, в которых проводили исследование, составляет 52 человека.
Новизна исследования заключается в:
- разработке алгоритма формирования общекультурной компетенции на примере ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», реализующего структурирующую, контрольную и управляющую функции. Алгоритм предполагает применение современных педагогических средств: кейс - метода, проблемных ситуаций, деловых игр при организации учебного процесса по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности», что обеспечивает сотрудничество как между обучающимися, так и между преподавателем и студентами;
- установлении влияния отобранных педагогических средств, применяемых в ходе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на формирование творческого потенциала студентов колледжа.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в определении компонентного состава общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» в связи с обоснованием педагогических средств, направленных на формирование этой компетенции. В качестве структурных компонентов компетенции выделены: когнитивный (обобщенность и полнота знаний), деятельностный (развитость и сформированность умений и навыков), коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать ответственные управленческие, в том числе, нестандартные решения), аксиологический (нравственно-значимые позиции).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения педагогических средств, для развития общекультурных компетенций, в частности, для развития способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в других учебных курсах образовательных программ среднего профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе осуществлялись выбор и осмысление темы исследования, изучалась научная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись методологические и теоретические подходы, определен объект и предмет изучения, поставлены цель и задачи исследования;
- на втором этапе определена экспериментальная база, где был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- на третьем этапе проводилось осмысление эмпирических данных, их анализ, обобщение, систематизация и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы, оформление результатов исследования.
Результаты изучения общекультурной группы компетенций обучающихся, в частности (ОК - 3) «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», раскрываются в структуре данной работы, состоящей из вводной части, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем работы - 77 стр., включая, две таблицы и пять рисунков. Работа включает четыре приложения.
Образование на современном этапе развития общества характеризуется культурологической направленностью и гуманистическим потенциалом человека как субъекта любой деятельности, в том числе профессиональной.
Активно внедряется в профессиональные образовательные организации компетентностный подход. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.
Общекультурные компетенции рассматриваются как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на применение этих способностей для решения познавательных проблем. Следовательно, сущностными характеристиками компетенции как личностного качества является способность обучающихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
В новых федеральных образовательных стандартах среднего профессионального образования определены только два вида компетенций: общекультурные и профессиональные. Именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. А общекультурная компетенция ОК-3 направлена на развитие способности принимать решения и нести за них ответственность. Она имеет в своем составе знания, умения, способность их применять в стандартных и нестандартных ситуациях и развивать личностные качества.
В данной работе предлагается принимать в качестве структурных компонентов этой компетенции: когнитивный (полнота и обобщенность знаний), деятельностный (развитие и формирование умений, навыков),
коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать управленческие решения), аксиологический (нравственно-ценностные позиции).
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования, позволил определить, что внедрение современных педагогических технологий, разнообразных педагогических средств в обучении помогает студентам колледжа развивать творческое мышление, способность принимать самостоятельные ответственные решения, нести за них ответственность и привлечь интерес к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности.
Разработан и применён алгоритм формирования общекультурных компетенций у обучающихся технологического колледжа, в том числе, ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», реализующий структурирующую, контрольную и управляющую функции.
Сущностной характеристикой нашего исследования стало создание в образовательном процессе различных учебных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Для достижения цели, решения поставленных задач исследования и проверки гипотезы, в рамках занятий с использованием разнообразных педагогических средств по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности».
В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования, на констатирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялось выявление уровня сформированности способностей к принятию творческих решений как показателей общекультурной компетенции ОК - 3 посредством двух методик В.И.Андреева: «Способность принимать ответственные управленческие (творческие) решения»; «Каков Ваш потенциал в принятии нестандартных решений».
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования позволили сделать выводы о необходимости активизировать процесс формирования всех компонентов структуры общекультурной компетенции ОК - 3 (творческий потенциал, любознательность, амбициозность, вера в собственные силы стремление к независимости, степень сосредоточенности, способность абстрагироваться, слуховая и зрительная память, решительность, ответственность).
В процессе формирующего этапа эксперимента преподавателем проводилась опытно-экспериментальная работа, нацеленная на применение разнообразных педагогических средств (кейс-метода, проблемных ситуаций, деловых игр с последующим обсуждением) для организации партнерского обучения в ходе занятий по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности» (ПОПД).
Показано общее увеличение творческого потенциала учащихся колледжа в принятии нестандартных решений. Оно было обусловлено развитием всех его компонентов и повышением уровня их развития при применении на учебных занятиях выше указанных педагогических средств. Определено развитие способностей учащихся к принятию творческих ответственных решений на практических занятиях при выполнении заданий по решению и составлению кейсов, проблемных ситуаций, проведении деловых игр.
Установлена взаимосвязь между организацией сотрудничества с членами учебной группы на учебных занятиях и способностью принимать нестандартные решения в различных ситуациях. Можно заключить, что партнерские отношения при совместной деятельности, направленной на решение учебных задач, и реализация обучения как сотрудничества позволяет проявлять субъектам индивидуальные творческие качества. В целом, установлено влияние обоснованных выше педагогических средств, применяемых в ходе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на развитие творческого потенциала студентов колледжа.
Развитие готовности обучающихся анализировать и решать творческие задачи, а также развитие способности самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации, выдвижение альтернативного решения в новой ситуации, развитие критичности мышления способствует формированию ОК -3 на более высоком и качественном уровне.
Проведённое исследование позволило достичь поставленной цели и обеспечить проверку выдвинутой гипотезы.
Активно внедряется в профессиональные образовательные организации компетентностный подход. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.
Общекультурные компетенции рассматриваются как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на применение этих способностей для решения познавательных проблем. Следовательно, сущностными характеристиками компетенции как личностного качества является способность обучающихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
В новых федеральных образовательных стандартах среднего профессионального образования определены только два вида компетенций: общекультурные и профессиональные. Именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. А общекультурная компетенция ОК-3 направлена на развитие способности принимать решения и нести за них ответственность. Она имеет в своем составе знания, умения, способность их применять в стандартных и нестандартных ситуациях и развивать личностные качества.
В данной работе предлагается принимать в качестве структурных компонентов этой компетенции: когнитивный (полнота и обобщенность знаний), деятельностный (развитие и формирование умений, навыков),
коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать управленческие решения), аксиологический (нравственно-ценностные позиции).
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования, позволил определить, что внедрение современных педагогических технологий, разнообразных педагогических средств в обучении помогает студентам колледжа развивать творческое мышление, способность принимать самостоятельные ответственные решения, нести за них ответственность и привлечь интерес к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности.
Разработан и применён алгоритм формирования общекультурных компетенций у обучающихся технологического колледжа, в том числе, ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», реализующий структурирующую, контрольную и управляющую функции.
Сущностной характеристикой нашего исследования стало создание в образовательном процессе различных учебных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию общекультурной компетенции ОК-3 «Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Для достижения цели, решения поставленных задач исследования и проверки гипотезы, в рамках занятий с использованием разнообразных педагогических средств по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности».
В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования, на констатирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялось выявление уровня сформированности способностей к принятию творческих решений как показателей общекультурной компетенции ОК - 3 посредством двух методик В.И.Андреева: «Способность принимать ответственные управленческие (творческие) решения»; «Каков Ваш потенциал в принятии нестандартных решений».
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования позволили сделать выводы о необходимости активизировать процесс формирования всех компонентов структуры общекультурной компетенции ОК - 3 (творческий потенциал, любознательность, амбициозность, вера в собственные силы стремление к независимости, степень сосредоточенности, способность абстрагироваться, слуховая и зрительная память, решительность, ответственность).
В процессе формирующего этапа эксперимента преподавателем проводилась опытно-экспериментальная работа, нацеленная на применение разнообразных педагогических средств (кейс-метода, проблемных ситуаций, деловых игр с последующим обсуждением) для организации партнерского обучения в ходе занятий по курсу «Правовые основы профессиональной деятельности» (ПОПД).
Показано общее увеличение творческого потенциала учащихся колледжа в принятии нестандартных решений. Оно было обусловлено развитием всех его компонентов и повышением уровня их развития при применении на учебных занятиях выше указанных педагогических средств. Определено развитие способностей учащихся к принятию творческих ответственных решений на практических занятиях при выполнении заданий по решению и составлению кейсов, проблемных ситуаций, проведении деловых игр.
Установлена взаимосвязь между организацией сотрудничества с членами учебной группы на учебных занятиях и способностью принимать нестандартные решения в различных ситуациях. Можно заключить, что партнерские отношения при совместной деятельности, направленной на решение учебных задач, и реализация обучения как сотрудничества позволяет проявлять субъектам индивидуальные творческие качества. В целом, установлено влияние обоснованных выше педагогических средств, применяемых в ходе изучения курса «Правовые основы профессиональной деятельности», на развитие творческого потенциала студентов колледжа.
Развитие готовности обучающихся анализировать и решать творческие задачи, а также развитие способности самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации, выдвижение альтернативного решения в новой ситуации, развитие критичности мышления способствует формированию ОК -3 на более высоком и качественном уровне.
Проведённое исследование позволило достичь поставленной цели и обеспечить проверку выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



