ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМИЗИРОВАННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Введение 3
ГЛАВА 1. Современные подходы к определению целей высшего медицинского образования. 5
1.1. Компетентностный подход к медицинскому образованию 5
1.2. Психолого-педагогические аспекты и эффективность технологии обучения в вузе 7
1.3. Клиническое мышление – основа профессиональной деятельности
врача 11
Глава 2. Технология обучения дисциплине «Офтальмология» с использованием алгоритмизированных ситуационных задач. 14
2.1. Разработка банка алгоритмизированных ситуационных задач и методики их использования при обучении по специальности «Лечебное дело» 19
2.2. Метод экспертной оценки эффективности предложенной методики обучения дисциплине «Офтальмология» 28
Глава 3. Определение эффективности технологии обучения дисциплине «Офтальмология» 31
3.1. Методика проведения педагогического эксперимента и характеристика испытуемых студентов 31
3.2. Анализ результатов экспертной оценки умения решать ситуационные задачи 33
Заключение 37
Выводы 42
Библиография 43
Общей задачей системы обучения врачей в вузе является формирование у выпускников конкретных профессиональных и познавательных умений, определенных нормативными документами высшего образования (ГОС ВПО). Наиболее актуальным на сегодняшний день способом построения новой образовательной системы является компетентностный подход.
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе».
Учебные дисциплины выступают компонентами системы вузовской подготовки врача. А технология их изучения должна строиться для успешной реализации общей цели подготовки. При выборе того или иного метода обучения отправным моментом обучения являются цели, содержание обучения, подлежащее усвоению, и способы управления усвоением.
Студент должен не только получать знания, но и уметь использовать их для решения типовых профессиональных задач (диагностики, лечения, профилактики болезней). В медицинской практике под решением типовых профессиональных задач подразумевается клиническое мышление врача. В связи с деятельностным подходом к высшему медицинскому образованию (обучению профессиональной деятельности) – для врача клиническому мышлению – актуальным становится оптимизация формирования клинического мышления студентов при решении алгоритмизированных клинических задач-моделей, как начального и основополагающего этапа профессиональной деятельности.
Цель исследования: разработка и обоснование метода формирования клинического мышления у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», при изучении дисциплины «Офтальмология» с использованием алгоритмизированных ситуационных задач и оценка его эффективности педагогической экспертной оценкой.
Объект изучения: профессиональное обучение студентов по специальности «Лечебное дело»
Предмет изучения: преподавание дисциплины «Офтальмология» в системе формирования профессионального (клинического) мышления
Гипотеза исследования: использование разработанной методики обучения дисциплине «Офтальмология» с использованием ситуационных задач, составленных на основе ориентировочной основы целевой деятельности (ООД), позволит сформировать клиническое мышление у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»
Задачи исследования:
1. Разработать алгоритмизированные ситуационные задачи на основе ООД для изучения дисциплины «Офтальмология» студентами, обучающимися по специальности «Лечебное дело»
2. Разработать технологию обучения студентов дисциплине «Офтальмология», направленную на решение алгоритмизированных ситуационных задач
3. Оценить эффективность предложенной технологии обучения дисциплине «Офтальмология» способом педагогического эксперимента
Практическая значимость: Разработанные на основе ООД обучающие алгоритмизированные задания, ориентированные на выработку у студентов умений и практических навыков, позволят сформировать у них клиническое мышление и профессиональные виды деятельности при обучении специальности «Лечебное дело» в рамках ГОС ВПО. Предлагаемые методические подходы могут быть использованы при оптимизации формирования клинического мышления при изучении любой дисциплины.
Выводы
1. Впервые на кафедре глазных болезней МГМСУ разработаны и внедрены в систему обучения студентов лечебно-профилактического факультета дисциплине «Офтальмология» алгоритмизированные клинические задачи на основе схемы ООД на тему: «Воспалительные заболевания органа зрения» и «Травма и ожоги органа зрения».
2. Разработана технология обучения студентов дисциплине «Офтальмология» по предложенным темам с использованием алгоритмизированных клинических задач, включающая следующие этапы: изучение схемы ООД; решение обучающих клинических задач на различных этапах ООД; решение обучающих комплексных задач; анализ и коррекция ошибок экспертным методом и тестированием; итоговый экспертный контроль педагогом результатов обучения студентов.
3.Эффективность предложенной технологии была доказана педагогическим экспериментом. По результатам педагогической экспертной оценки 77,7% студентов экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности клинического мышления (в контрольной группе – 45% студентов) при изучении темы «Воспалительные заболевания органа зрения» и соответственно 83,3% студентов экспериментальной группы и 35% студентов контрольной при изучении темы «Травма и ожоги органа зрения».
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавательные психические процессы под редакцией А.Г.Маклакова.- СПб., 2001.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов.- М.: «Книжный дом «Университет»».- 1999.- 332 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность лечебное дело. Квалификация врач.- Москва.- 2000.
5. Доклад международной комиссии по образованию, представленной ЮНЕСКО «Образование: скрытое сокровище» - М.: ЮНЕСКО 1997 г.
6. Глазные болезни. – Учебник для студентов медицинских вузов под общей редакцией проф. Копаевой В.Г..- М.- Медицина.- 2008, 560 с.
7. Компетентностный подход (Управление двухуровневой системой подготовки и качества образования).- Реферативный бюллетень.- ГУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
8. Кудрявая Н.В., Лернер Г.И., Орестова Е.В. Управление обучением студентов в медицинском вузе.- Советская педагогика.- 1984.- №6.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М., 2002
10. Мещерякова М.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в медицинских вузах (учебное пособие системы послевузовского образования для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы).- М., 2008.
11. Мещерякова М.А. Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования. – Дис.док.пед.наук.- М., 2006.
12. Пискунова В., Лернер Г.И., Орестова Е.В.. Планирование и проведение практического занятия на клинической кафедре.- Методические рекомендации.- М., 1983.
13. Стратегия модернизации содержания общего образования. – Материалы для разработки докладов по обновлению общего образования. – М., 2001. – с.34
14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975
15. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М., 1969.
16. Типовой учебный план и образовательно-профессиональная программа подготовки в клинической ординатуре по специальности офтальмология.- М., 2004.
17. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни.- Учебник для студентов медицинских вузов.- М., 2005.- 440 с.