Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела “Чрезвычайные ситуации техногенного характера“ (Методика обучения безопасности жизнедеятельности, Омский Государственный Педагогический Университет
База исследования: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина".
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ 6
1.1 Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС 6
1.2 Классификация и эффективность технических средств обучения 8
1.3 Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе 12
Выводы по 1 главе: 16
Глава 2. ОПЫТНО-ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ РАЗДЕЛА “ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА” 19
2.1. Анализ рабочей программы А.Т. Смирнова по Основам безопасности жизнедеятельности 19
2.2. Определение влияния технических средств обучения на результативность усвоения материала предмета ОБЖ 23
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Техногенная опасность – состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии.
Изучение техногенных чрезвычайных ситуаций на уроках безопасности жизнедеятельности в средней общеобразовательной школе является важной составляющей просвещения населения в вопросах ГО и ЧС.
Образовательный процесс на уроках ОБЖ призван дать не только теоретические, но и практические знания обучающимся, которые, возможно, помогут спасти их жизнь. Однако в отличие от предметов естественно-научного цикла, многие процессы, изучаемые на уроках ОБЖ нельзя смоделировать в классе. Применение технических средств обучения при этом приобретает особое значение.
Все вышеуказанное обусловливает актуальность исследования применения технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела «ЧС техногенного характера».
Цель исследования – проанализировать влияние применения технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела «ЧС техногенного характера» на качество образования.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела «ЧС техногенного характера».
Гипотеза исследования: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела «ЧС техногенного характера» повышает качество образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
Проанализировать особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС.
Описать классификацию и эффективность технических средств обучения.
Описать возможности использования технических средств в учебно-воспитательном процессе.
Проанализировать рабочую программу А.Т. Смирнова по курсу ОБЖ в средней общеобразовательной школе.
Определить в ходе эксперимента влияние технических средств обучения на результативность усвоения материала предмета ОБЖ.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий и контрольный эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).
Теоретическую основу работы составили труды таких ученых, как Н.Г. Морозова, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, Н.М. Сокольникова, А.М. Кондаков и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, полученные в ходе исследования, могут быть применены на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Современные общество выстроило особую среду обитания. Современные технологии, улучшая жизнь человечества, несут в себе серьезную опасность при ошибках использования. Все чаще причинами техногенных ЧС становится человеческий фактор. В условиях активизации деятельности международного терроризма опасность ЧС техногенного характера еще более возрастает.
В сложившейся ситуации большую важность имеет обучение подрастающего поколения правильным действиям при ЧС техногенного характера, это обусловливает необходимость пристального внимания к методам улучшения качества знаний обучающихся по ОБЖ.
Большой исследовательский интерес представляет применение на уроках ОБЖ технических средств обучения, поскольку именно с их помощью можно продемонстрировать явления и процессы, моделирование которых невозможно в учебном классе. К таким явлениям относятся ЧС техногенного характера.
По функциональному назначению технические средства обучения подразделяются на информационные, контролирующие, обучающие. Соврменные технические средства обучения многообразны и могут применяться на различных этапах изучения материала урока. При методически правильном применении ТСО способны значительно повысить качество и результативность образовательного процесса. На сегодняшний день на первый план выходит применение компьютерной техники, в том числе вместе с проекторами для демонстрации мультимедийных презентаций.
Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Важно учитывать эмоциональное воздействие технических средств обучения. Применение ТСО воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, разнообразие, которое привносит ТСО в работу класса обусловливает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие нового материала, помогает лучше справляться с актуализацией ранее полученных знаний.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что наличие технических средств обучения и даже широкое их применение само по себе задачи повышения качества обучения не решает. Технические средства обучения являются лишь помощниками преподавателя в его учебно-воспитательной деятельности. Эффективность их использования зависит от соблюдения выработанных педагогической наукой и передовой педагогической практикой требований, условий и правил применения.
Для проверки поставленной нами в начале исследования гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента обучающиеся экспериментальной и контрольной групп продемонстрировали в основном низкий и средний уровни качества знаний по предмету ОБЖ, а также было выявлено, что познавательный интерес детей обоих групп находится на среднем и низком уровне. После проведения уроков с применением ТСО по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» контрольный этап эксперимента выявил увеличение познавательного интерес усилился у детей экспериментальной группы, а у детей контрольной группы, которые изучали тему «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» без применения ТСО не изменился. Качество знаний по предмету у обучающихся экспериментальной группы также стало в основном на высоком и среднем уровне, а в контрольной группе осталось на низком и среднем.
В результате анализа результатов эксперимента установлено положительное влияние использования технических средств обучения на уроках ОБЖ. Гипотеза подтверждена.
Исследование влияния на качество образования по предмету ОБЖ использования технических средств обучения представляет значительный научный интерес и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: / Н.П. Абаскалова - Новосибирск; Сибирское университетское издательство, 2013 - 136 с.
2. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов: / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев, С.В Петрова - Оренбург; ОГПУ, 2010. - 248 с.
3. Гаджиев Р. Б., Тужиков О. О., Броховецкий Д. Б., Каргальская Л. В., Гаджиева Е. М. Использование современных технических средств обучения как фактор повышения эффективности учебного процесса // Известия ВолгГТУ. 2012. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 20.01.2018).
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
5. Ивченко Е. Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе/ Е.Н. Ивченко // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 758-760.
6. Каршиев Х., Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса/ Х. Киршиев, Н.И. Аминова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 539-541.
7. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
8. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе : Учебное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 272 с.
9. Маликов Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4452/ (дата обращения: 20.01.2018).
10. Основы безопасности жизнедеятельности / Под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Издательство «Просвещение», 2011. – 245 с.
11. Первушина Н.А. Эффективность применения визуальных средств обучения: определение границ/ Н.А. Первушина// Высшее образование в России.- 2013.- №2.- С. 56-62.
12. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. - М., 2000.
13. Примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности 5–9 классы» / Под редакцией А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова. – М.: Издательство «Просвещение», 2011. – 102 с.
14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
15. Скобелева И. Е. Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 105-108.
16. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. - 2014.- № 2 (111),.- С. 139 - 142.
17. Усова Н. Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2010. №7. С.47 Усова Неля Федоровна Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2010. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-dlya-povysheniya-naglyadnosti-prepodavaniya (дата обращения: 20.01.2018).
18. Фархутдинова С. Г. Технические средства обучения и их роль в практике преподавания // Вестник НВГУ. 2010. №1. С.74-77.
19. ФГОС ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fgos-kurgan.narod.ru. (Дата обращения: 19.01.2018 г.)
20. Хабарова Д. О. Средства обучения в школьной педагогической практике/ Д.О. Хабарова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 698 - 701
21. Шерматов Ш. М., Гафорова М. С. Использование компьютерных технологий и методов обучения в преподавании гуманитарных дисциплин // Вестник ТГУПБП. 2012. №3 (51) С.262-267.
22. Якушева Н.М. Некоторые особенности разработки и реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения/ Н.М. Якушева // Информатика и образование. 2012.- № 6. - С. 101–103.