Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников умения формулировать основную мысль текста (Методика русского языка и литературного чтения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №35429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №128 г. Барнаула. Экспериментальную группу составили 10 учащихся 2 класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования текстовых умений на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе 7
1.1 Понятие текста, его признаков 7
1.2 Методы и приемы работы по формированию умения формулировать основную мысль текста 13
1.3 Анализ программы и учебников (УМК Школа России) 18
Глава 2. Исследование уровня сформированности умения формулировать основную мысль текста (2 класс УМК Школа России) 24
2.1. Диагностика сформированности умения формулировать основную мысль текста (на материале констатирующего этапа педагогического
эксперимента) 24
2.2. Формирование у второклассников умения формулировать основную мысль текста (на материале формирующего этапа педагогического эксперимента) 31
2.3. Результаты исследования (на материале контрольного эксперимента) 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 47


В настоящее время в обучении русскому языку активно развивается коммуникативное направление, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка в разных системах введено такое понятие как «текст». Сегодня текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка и литературного чтения в начальной школе. Именно текст является источником содержательной и смысловой информации, демонстрирует функционирование изучаемых единиц в речи.
Для того понимания и полноценного воспроизведения текста, учащимся необходимо свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, уметь сосредоточиться на выполнении задания. Эти умения начинают формироваться в начальных классах школы, именно в процессе систематической работы над анализом текста школьники учатся понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текстовые умения – важная часть общеучебных умений, поскольку являются базовыми для многих из них: умения работать со статьями учебников, конспектировать и т.д.
Особое значение имеет умение определять основную мысль текста. Оно требуется не только учащимся средней школы, но и любому человеку в современном обществе. Это умение обрабатывать быстро и качественно большие объемы информации, продуктивно ее запоминать и интерпретировать. Тем самым повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
Понимать основную мысль текста, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в правильной последовательности и связывать их между собой - необходимые умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.
Вопрос выбора наиболее эффективных методических приемов для формирования у младших школьников умения формулировать основную мысль текста с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста достаточно актуальна на этапе начального образования.
Все вышеуказанное обусловливает актуальность изучения формирования умения формулировать основную мысль текста у младших школьников.
Анализ научной литературы позволит сформулировать проблему исследования: какие методы и приёмы эффективно влияют на уровень сформированности текстовых умений младших школьников?
Цель исследования – выявить методические условия формирования умения формулировать основную мысль текста у младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников текстовых умений.
Предмет исследования - методические условия формирования умения формулировать основную мысль текста.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой для формирования у младших школьников умения формулировать основную мысль текста необходимо проведение систематической работы на уроках русского языка и литературного чтения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2) анализ программы и учебника с точки зрения представленности в них упражнений (заданий), направленных на развитие умения формулировать основную мысль текста;
3) диагностика сформированности умения формулировать основную мысль текста (на материале констатирующего этапа педагогического эксперимента);
4) проведение уроков, направленных на формирование умения формулировать основную мысль текста (на материале формирующего этапа педагогического эксперимента);
5) подведение итогов, обработка полученных данных (на материале контрольного этапа педагогического эксперимента).
Исследование проходило в несколько этапов:
На первом этапе (сентябрь - октябрь 2017 г.) изучалась и анализировалась научная и методическая литература по теме исследования; анализировался учебно-методический комплекс «Школа России» в области формирования у младших школьников умения формулировать основную мысль текста, определялись основные параметры выпускной квалификационной работы.
На втором этапе (ноябрь-декабрь 2017г.) уточнялась гипотеза исследования, изучались условия формирования у младших школьников умения формулировать основную мысль текста; проводились констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (январь-март 2018г.) были проведены анализ и систематизация собранных материалов, интерпретация полученных результатов исследования, оформление текста выпускной квалификационной работы.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. организационные: сравнительный, комплексный;
2. эмпирические: наблюдение, психодиагностические методы (тесты, тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
3. количественные: количественный анализ результатов;
4. интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам формирования у младших школьников умения формулировать основную мысль текста. Были использованы работы М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, М. С. Соловейчик, Н. С. Валгиной, Гальперина И.Р., Лосевой Л.М., Нечаевой О.Л. и др.
База экспериментального исследования: 2 класс (10 учащихся) МБОУ СОШ №128 г. Барнаула.
Этапы эксперимента:
1. Констатирующий – исходная педагогическая диагностика сформированности умения формулировать основную мысль текста у младших школьников, заполнение диагностических карт, подбор дидактического материала и планирование работы по формированию умения формулировать основную мысль текста у младших школьников.
2. Формирующий – реализация работы по формированию умения формулировать основную мысль текста у младших школьников.
3. Контрольный – итоговая педагогическая диагностика сформированности умения формулировать основную мысль текста у младших школьников для оценки качества и устойчивости результатов формирующего этапа эксперимента, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, упражнения, выводы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами-практикантами при подготовке и проведении уроков русского языка и литературного чтения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов.
Текст является предметом изучения нескольких научных дисциплин. Поскольку теория текста появилась только в конце ХХ века, терминологическая система до сих пор находится в стадии становления. По многим вопросам, в том числе о признаках и категориях текста, общего мнения в лингвистике еще не выработано. Основными признаками текста, важными для анализа текста в начальных классах школы, являются: связанность, членимость, подчиненность одной теме, коммуникативная направленность.
Текстовые умения являются базовыми для многих коммуникативных умений. Без сформированных текстовых умений учащиеся читают без понимания прочитанного, испытывают сложности при пересказе и изложении текста, что в дальнейшем значительно затрудняет создание ими собственного монологического высказывания в письменной и устной форме.
Для формирования текстовых умений, в том числе умения формулировать основную мысль текста, существуют специальные приемы и методы. Одни из них являются классическими и используются часто, другие применяются реже, но также результативны. Приемы и методы можно разделить на те, которые применяются для анализа отдельных слов и предложений, и на служащие для анализа всего текста.
УМК «Школа России» является самым распространенным УМК в нашей стране. Работа по этому учебно-методическому комплекту обеспечивает создание необходимых условий для формирования у младших школьников сложных текстовых умений. Работа в этом направлении ведется через выполнение разнообразных заданий в учебниках по русскому языку и литературному чтению.
Констатирующий этап эксперимента выявил недостаточно сформированное умение учащихся второго класса формулировать основную мысль текста, а также низкий уровень сформированности других текстовых умений. Один из учащихся экспериментальной группы набрал только пять баллов, что соответствовало отметке «2» (неудовлетворительно). Большая часть учащихся набрала количество баллов, соответствующее отметке «3» (удовлетворительно), только двое второклассников справились с заданием на «5» (отлично), однако и в их работах были ошибки.
Максимальное количество ошибок учащиеся допустили в группе заданий, ориентированных на выявление информации, данной в неявном виде, а также на понимание общего смысла текста и авторского замысла.
После проведения формирующего этапа эксперимента, во время которого велась целенаправленная работа по формированию текстовых умений учащихся через применение различного вида специальных упражнений, был проведен контрольный срез.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы. Половина испытуемых (50%) выполнили задания, набрав количество баллов, соответствующее отметке “5” (отлично). Учащийся, который ранее выполнил задания неудовлетворительно, на контрольном срезе набрал восемь баллов, что соответствует отметке “3” (удовлетворительно). Таким образом, на контрольном этапе не было учащихся, которые не справились с заданиями.
Для дальнейшего улучшения текстовых умений учащихся рекомендуется длительное проведение целенаправленной работы с применением специальных заданий, а также регулярные проверки динамики этого процесса, чтобы при необходимости скорректировать ход работы.



1. Акпынар Л. Э., Власенко А.С. Анализ программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова)//Наука и общество в условиях глобализации. 2017 - №1(4) — С.59-62.
2. Антамошкина, З. С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика.[Электронный ресурс].–2014.–No2–Режим доступа:http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842
3. Вакуленко, Е.А. Развитие речевых умений школьников/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. –2011. –No3. –С. 12 –15.
4. Варнавская О. О. Текст как единица языка и произведение речи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №58. С.58-61
5. Васильев, Л.М. Общие проблемы лингвистики: теория и методы: учебное пособие / Л.М. Васильев. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 206 с.
6. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 05.02.2018).
7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Ком Книга, 2007. - 144 с.
8. Демичева,В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка/ В.В. Демичева//Начальная школа. –2014. –No11. – С.35–38.
9. Закриева З.Л., Кунавин Б.В. Текст и его системообразующие признаки// Nauka-rastudent.ru.–2015. –No. 06(18) / [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL: http://nauka-rastudent.ru/18/2727/
10. Иванова С. С. Формирование текстовой компетенции в процессе театрализованной деятельности//http://n-shkola.ru/articles/view/69
11. Исаева Ж.А. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами УМК «Школа России ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. – С. 131-137.
12. Карамова А. А. Текст и дискурс: соотношение понятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2. С.19-23
13. Кашина С. Ю. Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (из опыта работы учителя начальных классов)//Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2013. - №2. - С.33-36.
14. Кашина С. Ю.Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (из опыта работы учителя начальных классов) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №2. С.33-36.
15. Кожевникова, Л.С. Урок по развитию речи / Л.С. Кожевникова//Начальная школа. –2011. –No7. –С. 18 –20.
16. Кудряшова, М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе/ М.Г. Кудряшова// Начальная школа. –2011. –No12. С. 4 –7.
17. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить? [Текст] / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа: до и после.- 2005. - №5.- с.13
18. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. –Москва : Издательский центр «Академия», 2002. –248 с.
19. Никитина, Л.А., Забурина С.П. Обучение формулированию вопросов к тексту произведения/ Л.А. Никитина, С.П. Забурина //Начальная школа. –2010. –No12.–С. 5 –9
20. Пилипенко,Ю. А. Развитие устной речи младших школьников в процессе работы над лингвистическим текстом/ Ю.А. Пилипенко.–Москва : 2009. –261 с.
21. Пинская М. А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. 2009. №1. С.137-162
22. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. М.: Высшая школа, 2003.-168 с.
23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку: 1–4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010. - 312с.
24. Фокина,Т.Л. Развитие речи на уроках в начальной школе/ Т.Л. Фокина// Молодой ученый. –2014. –No 18. –С. 667–668.
25. Чаплина С. С. Понятие «Тип текста»: принципы дефинирования и проблемы классификации // Вестник БГУ. 2009. №11. С.132-137
26. Черемисина, Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению/ Н.А. Черемисина // Начальная школа. –2012. –No10. –С. 17 –23.
27. Юратьев С. В Совершенствование смыслового восприятия текста при обучении сжатому изложению// Начальная школа" №4/2014.- С. 50-55.
28. Юртаев С. В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка // Там же. 2000. No 7. С. 110–114.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ