Введение 3
1. Понятие профориентации школьников 5
2. Цели и задачи профориентации школьников на современном этапе 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
Практическое задание. Вы школьный психолог. Директор школы поставил перед Вами задачу организовать работу по профориентации учащихся. Каким образом Вы организуете свою работу? Какие мероприятия Вы посчитаете нужным провести и какие цели они будут преследовать? С кем Вы посчитаете нужным наладить контакты для выполнения поставленных задач? 14
Выбор профессии является одним из самых важных этапов в жизни каждого человека. На сегодняшний день профориентация обучающихся представляет собой практически основную задачу, которая стоит перед общеобразовательной организацией. В настоящее время призвание системы профориентации заключается в обеспечении координации действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, принимающих участие в ее осуществлении. Также она должна гарантировать непрерывное и современное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией. Помимо этого, должно обеспечиваться комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза.
Подготовка к выбору профессии – это неотъемлемая часть развития личности, ее нужно рассматривать в единстве и взаимосвязи с общим, нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. От того, верно ли выбрана профессия, напрямую зависит целостное развитие личности.
На современном этапе профессиональная ориентация представляет собой особенно актуальную проблему для населения, как в нашей стране, так и в большинстве развитых странах, где дифференциация и профессионализация обучения - характерная традиционная черта системы образования. На сегодняшний день наблюдается трансформация социально-экономической ситуации в стране и в мире и, как следствие, меняется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Целью данной работы является анализ профориентации школьников на современном этапе и ее характеристика. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Проанализировать термин профориентация;
2. Охарактеризовать профориентацию школьников;
3. Проанализировать профориентацию на современном этапе;
4. Рассмотреть цели и задачи профориентации школьников.
Объектом является профориентация школьников.
Предметом – анализ профориентации школьников.
В работе использовались такой метод исследования, как изучение и анализ литературы.
В качестве методологической основы использовались труды современных отечественных и зарубежных профориентологов, психологов, социологов, посвященные исследованию проблемы профориентации.
Реферат состоит из содержания, введения, основной части (2 параграфа), заключения и списка использованных источников.
Профессиональная ориентация в современном обществе заключается не только в комплексе мероприятий, позволяющих человеку выбирать профессию согласно его запросам и возможностям. Профессиональная ориентация представляет собой государственную по масштабам, экономическую по результатам, социальную по содержанию, педагогическую по методам сложную и многоаспектную проблему.
Социальная роль школы как главного учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает главенствующую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, которая осуществляется школой, семьей, всей общественностью.
Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации как самого учебного процесса, так и системы отношений её участников. Уже на школьной скамье на всех ступенях образования нужна организация специальной научно-практической деятельности для оказания психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация выпускников школ должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, так как она сможет способствовать гармоничному развитию личности учащегося в условиях рыночной экономики и нестабильности развития государства, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные. Она обеспечит возможность социальной адаптации выпускника, выражающейся в подтверждении правильности профессионального выбора, самоутверждении и самосовершенствовании в области выбранной профессии.
1. Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12.
2. Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. №2.
3. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 619-623.
4. Пряжников, Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
5. Якушева С.Д. Основы профориентологии: Учебно-методический комплекс дисциплины. - Новосибирск.: Изд. «СибАК», 2014. - 232 с.