Теоретические аспекты изучения особенностей подростков в сети интернет (Педагогика, психология, Камчатский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Также есть доклад
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы общения подростков в сети Интернет 6
1.1 Специфика коммуникации подростков 6
1.2 Особенности коммуникации подростков в сети Интернет 13
1.3 Влияние виртуальной коммуникации подростков на развитие девиантного поведение 24
Глава 2 Эмпирическое исследование значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков 33
2.1 Процедура и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3 Выводы по результатам эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Также есть доклад
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы общения подростков в сети Интернет 6
1.1 Специфика коммуникации подростков 6
1.2 Особенности коммуникации подростков в сети Интернет 13
1.3 Влияние виртуальной коммуникации подростков на развитие девиантного поведение 24
Глава 2 Эмпирическое исследование значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков 33
2.1 Процедура и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3 Выводы по результатам эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность исследования. Коммуникативная деятельность является одним из ведущих социальных процессов при формировании человека как личности. Коммуникация представляет собой форму взаимодействия и взаимовлияние с окружающим миром посредством вербальных и невербальных средств, для обмена информацией. Коммуникация способствует не только обмену информацией, но и передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловым партнером.
Среди важных и актуальных проблем психологии стало воздействия киберпространства на развитие личности. В век стремительно развивающихся информационных технологий проблема коммуникации в Сети становится особо острой, что обуславливает актуальность изучения данного явления. Интернет пространство предстает перед исследователями не только с позиции благотворного влияния на развитие личности, но и с точки зрения негативных последствий, влекущих за собой различные девиации
В настоящее время большой аудиторией, использующей этот вид коммуникации, являются подростки. Выбор данного типа языковой личности для проведения исследования также обусловлен следующими факторами: в социальной структуре общества данная группа составляет значительную часть населения, которая в ближайшие 10-15 лет составит ядро общества; лексикон подростков открыт для влияния со стороны всех имеющихся в языке форм речи; исследование изменений содержания образов языкового сознания в их сегодняшнем состоянии позволит прогнозировать развитие сознания индивидов, которые в ближайшие 30 лет будут определять языковую, духовную и материальную жизнь нашего общества. Не подлежит сомнению, что, помимо коммуникативных функций, компьютерные технологии нашли широкое применение в процессе обучения, открыли прямой доступ к огромному пласту академических и прикладных знаний, иноязычным культурам и научным достижениям, расширили возможности изучения иностранных языков. Однако массовое распространение электронных технологий и увеличение диапазона коммуникации также привело к тому, что выросло целое поколение «интернет-зависимых» подростков. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является – специфика коммуникации в подростковом возрасте.
Предметом исследования является – особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Гипотеза исследования: коммуникация в сети Интернет является при-чиной нарушения коммуникации подростка в реальном мире
Цель исследования – изучить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Для достижения поставленной цели в работе определили ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы общения под-ростков в сети Интернет.
2. Проанализировать литературу особенностей коммуникации подростков в сети Интернет.
3. Изучить представления современных подростков о значимости коммуникации в сети Интернет.
4. Исследовать особенности коммуникации в подростковом возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».
5. Провести диагностику личностных особенностей испытуемых.
6. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и выявить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические методы исследования; методы математической статистики.
Степень изученности. Проблемой исследования особенностей комму-никации в сети Интернет занимались такие ученые, как И.А. Милюкова, Е.В. Руденский, Р.Х. Шакуров, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие. Сущность понятия «коммуникация», «общение» раскрыта в исследованиях А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, И.А. Милюковой, Е.В. Руденского, В.А. Худик, К. Янг и др. Проблема влияния коммуникации в сети Интернет на девиацию подростков проанализирована в научных трудах А.В. Гоголевой, М.И. Дьяченко, А.И. Петровской и др. Изучение данной проблемы в литературе отечественных (Н.Ю. Максимова и др.) и зарубежных (Ю.А. Клейберг и др.) авторов дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий коммуникации подростков, коммуникация в сети Интернет может быть использована для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. И это может привести к формированию девиации в коммуникации подростков.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам выявить специфику коммуникации современных подростков в сети Интернет и
Практическая значимость работы заключается в том, что в исследовании на основе полученных результатов исследования разработаны пути развития навыков эффективной коммуникации подростков в сети Интернет, которые могут быть использованы в работе практического психолога, учителей при решении задач формирования личности.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Среди важных и актуальных проблем психологии стало воздействия киберпространства на развитие личности. В век стремительно развивающихся информационных технологий проблема коммуникации в Сети становится особо острой, что обуславливает актуальность изучения данного явления. Интернет пространство предстает перед исследователями не только с позиции благотворного влияния на развитие личности, но и с точки зрения негативных последствий, влекущих за собой различные девиации
В настоящее время большой аудиторией, использующей этот вид коммуникации, являются подростки. Выбор данного типа языковой личности для проведения исследования также обусловлен следующими факторами: в социальной структуре общества данная группа составляет значительную часть населения, которая в ближайшие 10-15 лет составит ядро общества; лексикон подростков открыт для влияния со стороны всех имеющихся в языке форм речи; исследование изменений содержания образов языкового сознания в их сегодняшнем состоянии позволит прогнозировать развитие сознания индивидов, которые в ближайшие 30 лет будут определять языковую, духовную и материальную жизнь нашего общества. Не подлежит сомнению, что, помимо коммуникативных функций, компьютерные технологии нашли широкое применение в процессе обучения, открыли прямой доступ к огромному пласту академических и прикладных знаний, иноязычным культурам и научным достижениям, расширили возможности изучения иностранных языков. Однако массовое распространение электронных технологий и увеличение диапазона коммуникации также привело к тому, что выросло целое поколение «интернет-зависимых» подростков. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является – специфика коммуникации в подростковом возрасте.
Предметом исследования является – особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Гипотеза исследования: коммуникация в сети Интернет является при-чиной нарушения коммуникации подростка в реальном мире
Цель исследования – изучить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Для достижения поставленной цели в работе определили ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы общения под-ростков в сети Интернет.
2. Проанализировать литературу особенностей коммуникации подростков в сети Интернет.
3. Изучить представления современных подростков о значимости коммуникации в сети Интернет.
4. Исследовать особенности коммуникации в подростковом возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».
5. Провести диагностику личностных особенностей испытуемых.
6. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и выявить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические методы исследования; методы математической статистики.
Степень изученности. Проблемой исследования особенностей комму-никации в сети Интернет занимались такие ученые, как И.А. Милюкова, Е.В. Руденский, Р.Х. Шакуров, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие. Сущность понятия «коммуникация», «общение» раскрыта в исследованиях А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, И.А. Милюковой, Е.В. Руденского, В.А. Худик, К. Янг и др. Проблема влияния коммуникации в сети Интернет на девиацию подростков проанализирована в научных трудах А.В. Гоголевой, М.И. Дьяченко, А.И. Петровской и др. Изучение данной проблемы в литературе отечественных (Н.Ю. Максимова и др.) и зарубежных (Ю.А. Клейберг и др.) авторов дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий коммуникации подростков, коммуникация в сети Интернет может быть использована для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. И это может привести к формированию девиации в коммуникации подростков.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам выявить специфику коммуникации современных подростков в сети Интернет и
Практическая значимость работы заключается в том, что в исследовании на основе полученных результатов исследования разработаны пути развития навыков эффективной коммуникации подростков в сети Интернет, которые могут быть использованы в работе практического психолога, учителей при решении задач формирования личности.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Активное вхождение в сетевое пространство и адаптация к условиям деятельности, опосредованной сетевыми ресурсами, ставит актуальную на сегодняшний день проблему изучения особенностей межличностной коммуникации подростков – активных пользователей Интернет-сети.
С целью изучения значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что подросткам экспериментальной группы 2 в виртуальном общении комфортно, он делают попытки реализовать в виртуальном общении свои личностный потенциал. Отметим также, что подростков со средним уровнем отношения к общению в сети Интернет не характерно от данного процесса испытывать социальный комфорт. Процесс общения в сети Интернет создает у подростков экспериментальной группы 2 и у подростков экспериментальной группы 1 с высоким уровнем отношения к общению в сети Интернет делает их увереннее себе и своих возможностях.
Выявленные в эмпирическом исследовании отрицательные взаимосвязи дают возможность утверждать для подростков экспериментальной группы 1, имеющих высокий уровень отношения к общению в Интернете, не характерно испытывать социальный комфорт от виртуальной коммуникации. Отрицательные взаимосвязи показывают, что, несмотря на высокую значимость для подростков экспериментальной группы 2 общения в сети Интернет, такая социальная сеть, как «Одноклассники» не пользуется у них успехом, большее предпочтении данная группа подростков отдает коммуникации в социальной сети «В контакте».
По результатам эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации. Направленные на формирование у подростков желание использовать сеть Интернета для поиска нужной информации, а не для реализации потребности в общении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
С целью изучения значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что подросткам экспериментальной группы 2 в виртуальном общении комфортно, он делают попытки реализовать в виртуальном общении свои личностный потенциал. Отметим также, что подростков со средним уровнем отношения к общению в сети Интернет не характерно от данного процесса испытывать социальный комфорт. Процесс общения в сети Интернет создает у подростков экспериментальной группы 2 и у подростков экспериментальной группы 1 с высоким уровнем отношения к общению в сети Интернет делает их увереннее себе и своих возможностях.
Выявленные в эмпирическом исследовании отрицательные взаимосвязи дают возможность утверждать для подростков экспериментальной группы 1, имеющих высокий уровень отношения к общению в Интернете, не характерно испытывать социальный комфорт от виртуальной коммуникации. Отрицательные взаимосвязи показывают, что, несмотря на высокую значимость для подростков экспериментальной группы 2 общения в сети Интернет, такая социальная сеть, как «Одноклассники» не пользуется у них успехом, большее предпочтении данная группа подростков отдает коммуникации в социальной сети «В контакте».
По результатам эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации. Направленные на формирование у подростков желание использовать сеть Интернета для поиска нужной информации, а не для реализации потребности в общении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
Подобные работы
- Детские общественные организации России (Камчатский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ СУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



