Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические аспекты изучения особенностей подростков в сети интернет (Педагогика, психология, Камчатский государственный университет)

Работа №35427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Также есть доклад
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы общения подростков в сети Интернет 6
1.1 Специфика коммуникации подростков 6
1.2 Особенности коммуникации подростков в сети Интернет 13
1.3 Влияние виртуальной коммуникации подростков на развитие девиантного поведение 24
Глава 2 Эмпирическое исследование значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков 33
2.1 Процедура и методика исследования 33
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3 Выводы по результатам эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность исследования. Коммуникативная деятельность является одним из ведущих социальных процессов при формировании человека как личности. Коммуникация представляет собой форму взаимодействия и взаимовлияние с окружающим миром посредством вербальных и невербальных средств, для обмена информацией. Коммуникация способствует не только обмену информацией, но и передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловым партнером.
Среди важных и актуальных проблем психологии стало воздействия киберпространства на развитие личности. В век стремительно развивающихся информационных технологий проблема коммуникации в Сети становится особо острой, что обуславливает актуальность изучения данного явления. Интернет пространство предстает перед исследователями не только с позиции благотворного влияния на развитие личности, но и с точки зрения негативных последствий, влекущих за собой различные девиации
В настоящее время большой аудиторией, использующей этот вид коммуникации, являются подростки. Выбор данного типа языковой личности для проведения исследования также обусловлен следующими факторами: в социальной структуре общества данная группа составляет значительную часть населения, которая в ближайшие 10-15 лет составит ядро общества; лексикон подростков открыт для влияния со стороны всех имеющихся в языке форм речи; исследование изменений содержания образов языкового сознания в их сегодняшнем состоянии позволит прогнозировать развитие сознания индивидов, которые в ближайшие 30 лет будут определять языковую, духовную и материальную жизнь нашего общества. Не подлежит сомнению, что, помимо коммуникативных функций, компьютерные технологии нашли широкое применение в процессе обучения, открыли прямой доступ к огромному пласту академических и прикладных знаний, иноязычным культурам и научным достижениям, расширили возможности изучения иностранных языков. Однако массовое распространение электронных технологий и увеличение диапазона коммуникации также привело к тому, что выросло целое поколение «интернет-зависимых» подростков. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является – специфика коммуникации в подростковом возрасте.
Предметом исследования является – особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Гипотеза исследования: коммуникация в сети Интернет является при-чиной нарушения коммуникации подростка в реальном мире
Цель исследования – изучить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Для достижения поставленной цели в работе определили ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы общения под-ростков в сети Интернет.
2. Проанализировать литературу особенностей коммуникации подростков в сети Интернет.
3. Изучить представления современных подростков о значимости коммуникации в сети Интернет.
4. Исследовать особенности коммуникации в подростковом возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».
5. Провести диагностику личностных особенностей испытуемых.
6. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и выявить особенности коммуникации подростков в сети Интернет.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические методы исследования; методы математической статистики.
Степень изученности. Проблемой исследования особенностей комму-никации в сети Интернет занимались такие ученые, как И.А. Милюкова, Е.В. Руденский, Р.Х. Шакуров, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие. Сущность понятия «коммуникация», «общение» раскрыта в исследованиях А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, И.А. Милюковой, Е.В. Руденского, В.А. Худик, К. Янг и др. Проблема влияния коммуникации в сети Интернет на девиацию подростков проанализирована в научных трудах А.В. Гоголевой, М.И. Дьяченко, А.И. Петровской и др. Изучение данной проблемы в литературе отечественных (Н.Ю. Максимова и др.) и зарубежных (Ю.А. Клейберг и др.) авторов дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий коммуникации подростков, коммуникация в сети Интернет может быть использована для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. И это может привести к формированию девиации в коммуникации подростков.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 3-х месяцев на испытуемых: учащихся 5-8-х классов СОШ №20 города Петропавловска-Камчатского.
Общая выборка 50 человек; возрастной диапазон от 11 до 15 лет.
Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам выявить специфику коммуникации современных подростков в сети Интернет и
Практическая значимость работы заключается в том, что в исследовании на основе полученных результатов исследования разработаны пути развития навыков эффективной коммуникации подростков в сети Интернет, которые могут быть использованы в работе практического психолога, учителей при решении задач формирования личности.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Активное вхождение в сетевое пространство и адаптация к условиям деятельности, опосредованной сетевыми ресурсами, ставит актуальную на сегодняшний день проблему изучения особенностей межличностной коммуникации подростков – активных пользователей Интернет-сети.
С целью изучения значимости коммуникации в сети Интернет для современных подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что подросткам экспериментальной группы 2 в виртуальном общении комфортно, он делают попытки реализовать в виртуальном общении свои личностный потенциал. Отметим также, что подростков со средним уровнем отношения к общению в сети Интернет не характерно от данного процесса испытывать социальный комфорт. Процесс общения в сети Интернет создает у подростков экспериментальной группы 2 и у подростков экспериментальной группы 1 с высоким уровнем отношения к общению в сети Интернет делает их увереннее себе и своих возможностях.
Выявленные в эмпирическом исследовании отрицательные взаимосвязи дают возможность утверждать для подростков экспериментальной группы 1, имеющих высокий уровень отношения к общению в Интернете, не характерно испытывать социальный комфорт от виртуальной коммуникации. Отрицательные взаимосвязи показывают, что, несмотря на высокую значимость для подростков экспериментальной группы 2 общения в сети Интернет, такая социальная сеть, как «Одноклассники» не пользуется у них успехом, большее предпочтении данная группа подростков отдает коммуникации в социальной сети «В контакте».
По результатам эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации. Направленные на формирование у подростков желание использовать сеть Интернета для поиска нужной информации, а не для реализации потребности в общении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена



1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 164 с.
2. Амбрумова А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 29-36.
3. Астахова А.П. Психология общения / А.П. Астахова. – М.: НОРМа-ИНФРА, 2015. – 478 с.
4. Бакулев Г.П., Массовая коммуникация: Западные теории и концеп-ции. / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 176 с.
5. Баранова Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М.Баранова // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» – 2012. – Выпуск 4. – С. 105 – 110.
6. Борисова У.С. К проблеме преодоления Интернет-зависимости / У.С. Борисова // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сб. научно-методических материалов Образовательного форума в СВФУ «Education, forward!». Якутск, 24 июня по 30 июня 2013 г.) – Якутск: изд. дом СВФУ, 2013. – С. 52-57.
7. Бубнова И.А. Когнитивная модель значения слова и интеллектуальные способности индивида / И.А. Бубнова // Актуальные проблемы германистики и романистики: Сб. науч. ст. – Вып. 7. – Смоленск: СПГУ, 2015. – С. 128–132.
8. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.inetomaniya.ru. (Дата обращения: 03.05.2017 г.).
9. Вишнякова С.М. Общение подростков как объект исследования психологии / С.М. Вишнякова // Мир психологии. – 2015. – №3. – С. 59-63.
10. Войскунский А.Е., Интернет: воздействие на личность / А.Е. Войскунский, Ю.Д. Бабаева, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. – Можайск-Терра Москва, 2012. – С. 11–39.
11. Выготский Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2015. – 858 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. – 121 c.
13. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
14. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 248 c.
15. Гулевич О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. – 2015. – С. 301-302.
16. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение – 2013. – №2. – С. 61-66.
17. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
18. Дымарский М.Я. Принцип толерантности и некоторые виды ком-муникативных неудач / М.Я. Дымарский // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации // Материалы международной на-уч.практической конференции. – Пермь, 2015. – С.74–87.
19. Егидес А. Психотехника общения / А. Егидес // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 111-116
20. Еникеев М.И. Психология подростка / М.И. Еникеев. – СПб.: Питер, 2016. – 306 с.
21. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В. Зейгар-ник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
22. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося по-ведения) / Е.В. Змановская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 458 с.
24. Каган М.С. Общение как ценность и творчество / М.С. Каган // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 25-29
25. Казыдуб Н.Н. Бесконфликтный дискурс: концепты, стратегии, сценарии / Н.Н. Казыдуб // Вестник ИГЛУ. – 2015. − № 3(20). – С. 94–99.
26. Кан-Калик В.А. Психология коммуникации / В.А. Кан-Калик. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 477 с.
27. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 305 с.
28. Кирьякова Н.А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков / Н.А. Кирьянова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 163–170.
29. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клей-берг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
30. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2015. – 448 с.
31. Кондрашкин А.В. Роль интернета в развитии современных подростков. / А.В. Кондрашкин // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №2. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyedu.ru. (Дата обращения: 03.05.2017 г.)
32. Корсак Н.В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н.В Корсак // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. – 2014. – С. 254-257
33. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование / В.Н. Куницына // Вопросы психологии. – 2014. – №5. – С. 64-68
34. Курек Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. – М.: Инфра-М, 2014. – 241 с.
35. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – СПб.: Речь, 2014. – 569 с.
36. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2011. – 189 с.
37. Лисина М.И. Общение. Типы общения / М.И. Лисина. – СПб.: Пи-тер, 2015. – 411 с.
38. Лозовский Б.Н. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации: Автореф. дис. …д-ра филол. наук / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург, 2015. – 58 с.
39. Лурия А.Р. Об изменении мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития / А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая, Б. Тыбулевич // Психологические исследования. – 2012. – №3. – С. 112-119
40. Максимов Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
41. Милюкова И.А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И.А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2014. – Вып. 4. – С. 149-162.
42. Мунирова Л.Р. Современные аспекты коммуникации / Л.Р. Муни-рова // Вопросы языкознания. – 2015. – №3. – С 74-77.
43. Новиков Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Т. Чхартишвили. – М.: Изд-во физико-математической литературы, 2015. – 228 с.
44. Петровская А.И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) / А.И. Петровская // Психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 27-33.
45. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. – СПб.: Речь, 2016. – 741 с.
46. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 240 с.
47. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 88-89.
48. Рубинштейн С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия. 2014. – 745 с.
49. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е.В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
50. Рузская А.Г. Структура общения в подростковом возрасте / А.Г. Рузкая, Т.А. Репина // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-77.
51. Селютин А.А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве: на примере анализа текстов социальных сайтов: дис. … канд. филол. наук. / А.А. Селютин. – Челябинск, 2014. – 247 с.
52. Соколова Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е.К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
53. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская. – М.: АСТ, 2016. – 176 с.
54. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2017. – 144 с.
55. Солдатова Г.У. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» / Г.У. Солдатова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 3. – С. 50–66.
56. Соловьева Н.В. Типы речевого поведения в научном дискуссионном тексте / Н.В. Соловьева // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2015. – №1(45). – С. 180–184
57. Тищенко В.А. Общение современных подростков / В.А. Тищенко // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 85-88.
58. Туратошева С.Р. Зависимость от Интернета и человеческий фактор / С.Р. Туратошева, У.У. Абдурахмонов // Бюллетень науки и практики. – 2016. – №5 (6). – С. 255-258.
59. Хараш А.У. Личность в общении / А.У. Хараш // Общение и опти-мизация совместной деятельности. – 2015. – №3. – С. 52-58
60. Худик В.А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника / В.А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
61. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории / Р.Х. Шахуров. – М.: АСТ, 2012. – 470 с.
62. Шкуратова И.П. Мотивация самораскрытия в межличностном об-щении / И.П. Шкуратова // Психологический вестник. Выпуск 13. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та 2014. – С. 315-323
63. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: методи-ческий материал / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.
64. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия / А.П. Федоров. – М.: АСТ, 2015. – 415 с.
65. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно- методическое издание / Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ, 2015. – 272 с.
66. Фомина О.И. Личностные особенности подростков с отклоняю-щимся противоправным поведением и с поведением в норме / О.И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89
67. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Владос, 2012. – 658 с.
68. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – СПб.: Питер, 2016. – 458 с.
69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Инфра-М, 2011. – 412 с.
70. Янг К. Основные свойства нервной системы человека / К. Янг. – М.: Академия, 2013. – 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ