ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Сущность понятия контроля 5
1.2 Финансовый контроль и государственный финансовый контроль, их цели и задачи 8
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ 13
2.1 Особенности государственного финансового контроля в РФ 13
2.2 Органы финансового контроля 17
2.3 Проблемы государственного финансового контроля в РФ 23
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Финансы сегодня играют одну из самых важных ролей в становлении и развитии любого государства.
В настоящее время, в условиях рыночной экономики, а также образования различных форм собственности, фондовых рынков и рынка капитала, важнейшим звеном в системе контроля стал финансовый контроль. Функциональное значение финансового контроля состоит в формировании и эффективном использовании финансовых ресурсов во всех сферах экономики, осуществлении успешной финансовой политики государства. Главной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности. Достижение главной цели государственного и муниципального финансового контроля сводится к решению определенных задач, которые полностью зависят от финансовой политики государства.
Отметим такая тема, как финансы и их контроль была актуальна во все времена. Сегодня же интерес к данным элементам возрастает с каждым днем, что связано с влиянием различных факторов, в частности сложной экономической ситуацией.
Необходимо отметить тот факт, что государственный финансовый контроль сегодня имеет различные недостатки, которые могут приводить в дальнейшем к проблемам в финансовой политике РФ.
Цель данной работы состоит в исследовании понятия государственный финансовый контроль в РФ и его основные органы.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать теоретические основы контроля, финансового контроля и государственного финансового контроля;
исследовать особенности государственного финансового контроля в РФ;
проанализировать проблемы государственного финансового контроля в РФ;
исследовать пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ.
Объектом данной работы выступает финансовый контроль. Предметом – государственный финансовый контроль.
Теоретически методологической базой выступили Кодексы РФ, Федеральные законы РФ, а также учебные пособия и периодические материалы таких авторов как: Ахмедова Л.А., Григорьева И.А., Когденко В.Г., Кузенков А.Д., Личутина Е.А., Меньшаева Л.И., Овсянников Л.Н., Кондрат Е.Н.,
Остовская А.А., Павлюшкевич Т.В., , Рогатенюк Э.В., Симанкович Н.В., Тесля П.Н., Терешко А.М., Утицких А.В., Цоков К.В. и пр.
Методы использованные в работе: синтез и анализ, индукция и дедукция, сравнение и обобщение.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, сегодня одним из основных элементов любого процесса является контроль, который обеспечивает наблюдение, сопоставление, проверку и анализ функционирования управляемого объекта с целью выявления отклонений от принятых стандартов.
Одним из видов контроля является финансовый, представляющий собою деятельность соответствующих органов управления финансовой системы и финансовых институтов государства, организующих и осуществляющих контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов на всех уровнях хозяйствования в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Необходимо отметить, что в рамках финансового контроля выделяют государственный финансовый контроль, который осуществляется непосредственно государственными органами власти и направлен на соблюдение бюджетного законодательства государства.
Как было сказано в работе, сегодня финансовая политика РФ занимает особое место в стратегии развития государства. Следовательно, государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть в рамках реализации финансовой политики.
Основной целью данного контроля, как уже говорилось ранее является наблюдение, контроль и оптимизация расходование финансовых ресурсов государства.
Выделяют такие методы государственного контроля в РФ как: проверки, обследования, надзор, наблюдения (мониторинг), ревизии.
При этом государственный контроль осуществляется специальными органами различных ветвей власти.
Отмечено, что выделяют контроль Президента РФ, парламентский контроль Совета Федерации и Государственной Думы. Независимый финансовый контроль осуществляется Счетной Палатой РФ и другими контрольно-счетными органами. Особое место в финансовой политике также занимает Министерство Финансов РФ.
В работе было установлено, что на данный момент государственный финансовый контроль имеет определенные проблемы, которые требуют решения для повышения ее эффективности.
Соответственно, среди основных проблем, которые присущи данной системе являются неточности нормативно-правовой базы и отсутствие единого документа, регулирующего данный процесс.
Также стоит сказать о проблеме повышения квалификации специалистов данного направления, которые являются неотъемлемым фактором повышения эффективности государственного контроля.
Отдельно были выделены проблемы деятельности Счетной Палаты РФ, которая является одним из основных контролирующих органов.
Соответственно, были рассмотрены основные пути повышения эффективности государственного финансового контроля. Отметим, что в случае их исполнения, можно рассчитывать на положительный результат.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 27.11.2017)) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 8.12.2017).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 8.12.2017).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 8.12.2017).
4. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 27.08.2016) О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 8.12.2017).
5. Ахмедова, Л.А. К вопросу о государственном финансовом контроле и аудите в РФ/ Л.А. Ахмедова// Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. – 2015. - № 1. – С. 15-21.
6. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.Г. Когденко, М.В. Мельник, Быковников . – М.: ЮНИТИ, 2012. – 471 c.
7. Кузенков, А.Д. Эффективный государственный контроль как фактор обеспечения экономической безопасности/ А.Д. Кузенков// В сборнике: вестник Калужского филиала РАНХиГС. – 2017. – С. 133-139.
8. Личутина, Е.А. К вопросу о государственном финансовом контроле/ Е.А. Личутина// Научный альманах. – 2015. - № 7 (9). – С. 130-132.
9. Меньшаева, Л.И. Государственный финансовый контроль, как главный вид финансового контроля/ Л.И. Меньшаева// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. – 2016. – С. 253-255.
10. Овсянников, Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности/ Л.Н. Овсянников// Финансы. – 2012. - № 6. – С. 53-57
11. Кондрат, Е.Н. Государственный финансовый контроль: понятие и сущность/ Е.Н. Кондрат// Мир политики и социологии. – 2012. - № 1. – С. 65-72.
12. Остовская, А.А. Классификация методов проведения финансового контроля и их сущность/ А.А. Оставская, С.С. Федченко// Материалы и доклады 3-й международной научно-практической конференции. В III частях . Под общей редакцией О.А. Строевой. – 2017. – С. 203-204.
13. Павлюшкевич, Т.В. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле России/ Т.В. Павлюшкевич, И.А. Григорьева//В сборнике: уголовная политика в сфере обеспечения безопасности социально-значимых интересов. – 2015. – С. 172-178.
14. Рогатенюк, Э.В. О соотношении понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» / Э.В. Рогатенюк, В.И. Комышева // Вестник Науки и Творчества. – 2017. - № 1 (13). – С. 112-122.
15. Симанкович, Н.В. О государственном финансовом контроле в РФ/ Н.В. Симанкович// Сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях. – 2016. – С. 58-60.
16. Секерина, В.Н. Финансовый контроль в функциях государственного управления/ В.Н. Секерина, А.А. Асанбекова// сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 123-126.
17. Тесля, П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 174 c.
18. Утицких, А.В., Терешко А.М. Государственный финансовый контроль: преграды на пути к достижению эффективного механизма/ А.В. Утицких, А.М. Терешко// В сборнике: Проблемы социально-экономического развития в новых экономических условиях: взгляд молодых исследователей. – 2017. – С. 314-319.
19. Цоков, К.В. Уровни финансового контроля, государственный финансовый контроль/ К.В. Цоков, А.Ю. Куртаев// В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях материалы VIII Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». – 2017. – С. 121-126.
20. Шалаев, И.А. Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными муниципальными финансами/ И.А. Шалаев, В.Д. Мулюкина, В.А. Воробева// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования