Введение 3
Глава I. Общая характеристика благотворительного телевидения и его особенности 9
1.1. Развитие благотворительных практик в СМИ: история, понятия и
общая характеристика 9
1.2 Телевизионный фандрайзинг: отличительные черты 21
Глава II. Специфика и методы телевизионного фандрайзинга на примере сюжетов новостей Первого канала 35
2.1. Методы визуального воздействия в репортажах «Первого канала» .... 35
2.2. Методы аудиального воздействия в репортажах «Первого канала» .... 43
Заключение 52
Список литературы и источников
На протяжении долгого времени понятия благотворительность и благотворительная деятельность были синонимичны друг другу. Однако с расширением медиавлияния в общемировом масштабе, приобрели разные значения. Например, под благотворительной деятельностью могут пониматься не только прямой сбор средств для нуждающегося, а информирование об этом событии. В тоже время назвать это благотворительностью в ее классическом понимании невозможно.
Российский медиарынок в течение последних 30-35 лет активно работает в сторону информирования населения об адресной помощи, а с середины 2010-х выполняет активную организаторскую роль: регулярно проводит благотворительные марафоны со сбором средств, воздействует на чувство социальной ответственности у людей, побуждая заниматься благотворительностью. Подобный процесс можно назвать возвратом классических российских медиа (традиционно: газета, радио и телевидение) к тем функциям, которые они выполняли на заре своего существования. С недавнего времени в этот процесс активно включены и новые медиа (интернет СМИ, социальные сети).
Наибольший интерес представляет сфера телевидения, так как по данным на 2018-й год именно оно остается доминирующим медиа в стране, которое регулярно смотрит порядка 68% населения.
Однако, несмотря на регулярный рост «журналистики сочувствия», по данным на 2018-й год Россия находится в конце списка стран мировой частной благотворительности и занимает 112 место по соседству с Эстонией и западноафриканской страной - Кот-д’Ивуар.
Актуальность магистерской работы: благотворительные практики развиваются преимущественно на примере телевизионных фандрайзинговых программ, которые распространены и известны на российском телевидении. Этот формат направлен на прямое социальное участие в решении определённой проблемы, такие как, например, организационная помощь, сбор денежных средств, усыновление детей. Эффективность гуманистического воздействия таких программ, обусловлена рядом причин: благотворительность в обществе выполняет одну из функций, занимаясь защитой категорий населения, которые попали в трудную жизненную ситуацию, крайне нуждаются в помощи, но которым государство затрудняется помочь в полной мере. Сам процесс влияет на развитие гуманизации общества и улучшает социально-психологическое настроение в России. Примеры благотворительности и результаты благотворительной помощи являются составной частью общечеловеческой морали, обедняют все распространённые культуры российского общества. Также средства массовой информации формируют образы социальной политики в обществе, в том числе и примеры благотворительного поведения. Помимо этого важным является дальнейшее изучение современных благотворительных компаний и проявлении их на телевидении, особенности и черты телевизионного фандрайзинга как отдельного вида.
Степень изученности: вопросам благотворительности и взаимодействию благотворительных фондов со СМИ были посвящены научные работы таких исследователей как Фроловой Т.И., ее работы: «Благотворительность и СМИ», «Гуманитарная повестка общероссийской газетной периодики: концепция и анализ», «Исторический опыт конструирования гуманитарной повестки СМИ», «Предметнофункциональные особенности социальной журналистики, «Проблематика, «Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике», «Социальная журналистика: антология возрождения», «Социальная проблематика в российской журнальной периодике: к вопросу о концептуализации тематических повесток, «Общественное телевидение России в контексте актуальных гуманитарных проблем: оценка медиакритики» посвящены изучению гуманитарной повестки России, а также изучению проблемам социальной сферы, социальной журналистики. Работы Дзялошинского И. М. «Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям», Столярова А.А., Черникина Е.В., Вахтина А.А., и др. Но при этом все они рассматривали в качестве примеров печатную прессу, телевизионный фандрайзинг изучен же лишь частично.
Цель: определить специфику и особенности телевизионного фандрайзинга на примере репортажей «Первого канала».
Для достижения цели был сформулирован список задач:
1) Изучить историю развития благотворительности в СМИ;
2) Определить особенности журналистского фандрайзинга на телевидении;
3) Выявить методы визуального воздействия в сюжетах «Первого канала»;
4) Определить методы аудиального воздействия в сюжетах «Первого канала»
Объект исследования - репортажи «Первого канала», посвященные нуждающимся в помощи детям.
Предметом исследования выступают методы и приемы журналистского (телевизионного) фандрайзинга на аудиторию, способные привлечь потенциальных телезрителей к благотворительной деятельности. Методами магистерской работы для решения задач стали:
1) теоретический анализ литературы по теме, который был использован для сбора материала по истории благотворительных практик в СМИ;
2) качественный метод сбора эмпирической информации, которые были использованы для выбора передач и репортажей адресного фандрайзинга на телевидении;
3) наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, были использованы для выявления характерных черт, особенностей, специфики журналистского адресного фандрайзинга;
5) лингвистический анализ, и анализ изобразительно-выразительных средств был использован во второй главе для выявления особенностей и специфики адресного фандрайзинга в телевизионных сюжетах.
Теоретической базой стали работы по применению средств массовой информации в сфере благотворительности Антонова Е. Н., Голковой М. Н., Тупаевой А. С. Работа Клециной А. А. «Тенденции в современном российском фандрайзинге», посвященная изучению трендов российского фандрайзинга, характерным особенностям развития профессии фандрайзера, а также технологий и механизмов фандрайзинга. Работа Зелинского С. А. «Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик», посвященные изучению информационно-психологического воздействия на массовое сознание; Работа Бережной М. А. «Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса», посвященная изучению социальной сферы в контексте телевизионной журналистики. Работы по фандрайзингу Фейгельмана H. B. «Фандрайзинг в системе деятельности некоммерческих организаций» и Зверевой Т. В. «Фандрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект», посвященные общим его характеристикам.
Сборник кейсов «Фандрайзинг: истории из российской практики» подготовленный Санкт-Петербургской благотворительной общественной организацией «Центр развития некоммерческих организаций» под редакцией Ивановской И., Клёциной А., Орловой А. А также работы Новожениной А. С., Лотмана Ю. М., Новиковой А. А., Горюновой Н. Л., посвященные выразительным средствам экрана, телевизионному экранному искусству, визуальным средствам выразительности, экранной интерпретации действительности и художественно-выразительным средствам экрана.
Работы по теории телевидения: Муратова С. А., Кузнецова И. В., Дробашенко С. В., в области истории и теории журналистики: Кузнецова Г.В., Цвика В. Л, Саппака В. Ф.
Эмпирическая база: сюжеты о тяжелобольных детях, выходящие в рамках программы «Время» с 1.01.2018 - 25.01.2019 и «Доброе утро» с 31.01.2018г. - 27.03.2019г. на «Первом канале»
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование будет полезно для дальнейшего изучения особенностей фандрайзинговой журналистики, а также для самих журналистов при работе над созданием программ на телевидении, ставящих самоцелью сбор средств для помощи нуждающимся людям. Также теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия журналистский фандрайзинг, а также в уточнении и определение понятия телевизионный фандрайзинг.
Научная новизна работы заключается в том, что на современном этапе изучения особенностей работы с журналистским фандрайзингом в российской науке практически полностью пропущен пласт исследований телевизионного сегмента на примере сюжетов новостей «Первого канала».
Гипотеза - при активном влиянии специфики телевизионного материала имеется возможность получить как можно больший процент участия в благотворительной деятельности
Структура исследования. Магистерская работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и списка литературы. Ведение состоит из актуальности исследования, степени изученности проблемы, цели, объекта, предмета исследования, сформулированы задачи. Во ведении раскрывается методологическая основа магистерской работы, ее эмпирическая база, теоретическая, практическая значимость, новизна работы и гипотеза.
В первой главе дается общая характеристика благотворительного телевидения и его особенности. Первый параграф первой главы посвящен изучению истории благотворительных практик в СМИ, во втором параграфе раскрывается сущность журналистского фандрайзинга на телевидении. Во второй главе раскрывается специфика и методы телевизионного фандрайзинга. Первый параграф второй главы посвящен изучению визуальных методов воздействия в репортажах «Первого канала», во втором параграфе рассматриваются методы аудиального воздействия в репортажах «Первого канала».
Апробация работы. Основные положения работы были представлены заочно на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 года, была отправлена статья в сборник статей о итогам конференции 2019 года под названием: «Медийный фандрайзинг: отечественные телевизионные практики».
На современном этапе развития телевизионный фандрайзинг не является самостоятельным продуктом. Большинство репортажей, генерируемых в данном направлении, дополняют сетку вещания в соответствии с социальным заказом зрителя.
В соответствии с поставленными целями и задачами было выявлено:
1) Скорректировано определение понятия «благотворительность», а также было предложено современная трактовка понятия «журналистский фандрайзинг» и было предложено определение понятия «телевизионный фандрайзинг».
Благотворительная деятельность — это широкое понятие, которое имеет несколько определений и которую в целом можно охарактеризовать так: добровольная, безразмерная детальность граждан и юридических лиц, а социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. Благотворительность основывается на взаимодействии нескольких групп лиц или организаций, которые подразделяются на нуждающихся в помощи и на тех, кто готов эту помощь оказать. Благотворительная деятельность на данный момент чаще всего осуществляется через благотворительные фонды - некоммерческие организации, которая выполняет на основе добровольных взносов благотворительные цели.
Фандрайзинг - это деятельность по привлечению финансовых, материальных, информационных, и других ресурсов в некоммерческие организации для осуществления их миссии и выполнения цели. Однако, на данный момент не скорректировано точное определение телевизионного фандрайзинга.
Журналистский фандрайзинг - сбор средств в интересах нуждающихся людей среди читателей федеральной и региональной печатной и интернет - прессы, а также телезрителей федеральных и региональных телеканалов.
Телевизионный фандрайзинг - это детальность редакций телевизионных программ по привлечению внимания аудитории к осуществлению пополнения финансовых, материальных и других ресурсов в некоммерческие организации для осуществления их миссии и выполнения цели.
При этом сюжеты в новостях телеканалов являются «старым» типом благотворительности на телевидении, но и одним из самых популярных и реализуемых на данный момент. Однако, наличие понятия «телевизионная благотворительность» не является основным и является не корректным, так как современная телевизионная благотворительность мало изучена.
Важно отметить, что в современной российской науке нет точного определения понятия фандрайзинг, но несмотря на это исследователи выделяют основные методы фандрайзинга, такие как массовые рассылки и вложение, ящики для пожертвований, прямой диалог, мероприятия, новые медиа, реклама и СМИ. Определение термина журналистский фандрайзинг предложил журналист, руководитель российского фонда помощи Амбиндер Л.С.
Само понятие телевизионный фандрайзинг не используется как термин в научных основаниях, что является перспективой дальнейшего изучения.
При этом важно понимать, что благотворительная журналистика формировалась наравне с развитием СМИ, но несмотря на это, в научной парадигме существуют большие пробелы, связанные с изучением данной темы. Это связано не только с историческими событиями в стране, а в следствии отношения власти и общества к благотворительной деятельности в целом. Начиная с 90х годов XX века тема благотворительности получила огласку благодаря развитию телевидения.
С середины 90-х годов прошлого века количество благотворительных проектов на телевидении постоянно увеличивается. Эволюционно, все это развитие можно разделить на 3 этапа:
1) Зарождение. СМИ не сотрудничают с благотворительными организациями, иногда делаются сюжеты о людях, имеющих определенные проблемы со здоровьем, либо с нехваткой средств и т.п. В данном случае СМИ исполняет роль социального регулятора общественной жизни. Иными словами, занимается созданием социальной повестки дня у зрителя/читателя/слушателя.
2) Развитие. СМИ начинают сотрудничать с благотворительными организациями. Начинают проводить телевизионные марафоны, совместный сбор средств. Тема благотворительности начинает чаще появляться в материалах СМИ.
3) Перерождение. СМИ активно сотрудничают с благотворительными фондами и организациями. Все сферы влияния четко поделены между конкретными игроками медиа рынка: одни делают репортажи о детях с проблемами здоровья, другие рассказывают о нехватке средств у ветеранов и т.д.
Можно сделать вывод, что на данный момент журналистский и телевизионный фандрайзинг являются для современных российских научных исследований новыми понятиями и на данный момент требуют уточнения и корректировки.
Особенностями журналистского фандрайзинга на телевидении на примере новостей «Первого канала» стали:
1) Фандрайзинг как тип благотворительности через информационные сюжеты имеет свой психологический порог и возможные зоны риска, поэтому при создании сюжетов корреспонденты используют различные методы влияния.
2) К методам влияния относят: систему выразительных средств на телевидении: кадр, план, ракурс, свет, цвет, речь, шумы, музыка. Также важным является и речевое воздействие через закадровый текст журналиста, в котором могут проявляться виды речного воздействия: доказывание, внушение, уговаривание, убеждение, просьба.
На примере сюжетов о тяжелобольных детях, выходящих в рамках программы Время» и «Доброе утро» на «Первом канале» выявлено:
1) Все материалы СМИ о больных детях строятся на основе писем, приходящих в благотворительный фонд. Эти письма можно разделить на три большие группы: письма «гарантированного отклика», письма «зоны риска» и письма «гарантированного отказа». Это деление связано с несколькими параметрами, среди которых сумма сбора, возраст ребенка и его диагноз.
2) Основные способы воздействия на аудиторию, используемые в журналистском фандрайзинге, стали: а) цвет, свет, замедленную съемку, планы и ракурс. Все эти параметры, как правило, используются в одном телевизионном продукте совместно в тесной взаимосвязи. Например, неотделимы друг от друга свет и цвет или планы и ракурсы. Б) Интершум, закадровый текст и музыку. Наибольший интерес представляет закадровый текст, так как он может нести в себе несколько речевых конструкций, которые условно можно разделить на доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, просьба.
3) На современном этапе развития телевизионной фандрайзинговой журналистики наибольшее внимание в публикациях оказывается детям в возрасте старше 1 года с суммой сбора менее 3 000 000 рублей. Именно такие сюжеты составляют основной массив публикаций «Первого канала».
4) Спецэффекты такие как искусственное замедление и расфокусировка в сюжетах «Первого канала» применяются крайне редко. В исследуемой эмпирической базе было обнаружено всего два применения приема расфокуса. В обоих случаях подобный кадр являлся своеобразным разделением сюжета на две части и применялся в качестве перехода с одной съемочной локации на другую. Прием замедления в эмпирической базе исследования не обнаружен.
5) В сюжетах о тяжелобольных детях, которым требуется срочная медицинская помощь, чередуется использование различных по крупности кадров, как и в классическом репортаже. При этом максимально преобладают две крупности: крупный план и план-деталь. Интересной особенностью является определенная зависимость крупности планов от возраста и диагноза героя.
6) В зависимости от диагноза и возраста ребенка, в сюжетах преобладают те или иные ракурсы съемки. Так, детей, которые по тем или иным причинам не могут ходить, часто снимают сверху. Детей, которые могут ходить, показывают снизу. Для того, чтобы показать прогресс в действиях ребенка, его снимают снизу-вверх и соответственно для того, чтобы показать регресс, снимают сверху-вниз.
Из сказанного выше следует, что все способы речевого воздействия, выделенные Стерниным И. А. активно используются в работе корреспондентов программы «Время» и «Доброе утро» на «Первом канале», а именно: доказывание - используется авторами сюжетов для того, чтобы убедить зрителя, что собранные деньги действительно идут на лечение больных детей; убеждение - используется для того, чтобы уверить зрителя, что именно его помощь поможет облегчить жизнь тому или иному ребенку; уговаривание - используется для того, чтобы убедить телезрителя совершить действие для спасения тяжелобольного ребенка путем троекратного повторения номера телефона и стоимости сообщения; просьба - используется вместе с уговариванием для выполнения единой цели - убедить зрителя отправить смс и помочь нуждающимся.
Таким образом, гипотеза о том, что при активном влиянии специфики телевизионного материала иметься возможность получить как можно больший процент участия в благотворительной деятельности частично подтвердилась, так как использование телевизионной специфики и визуально аудиальных средств приводит к возникновению своих критериев, которые обозначены как психологические барьеры. Так, например телевизионной фандрайзинговой журналистики наибольшее внимание в публикациях оказывается детям в возрасте старше 1 года с суммой сбора менее 3 000 000 рублей, что является одним из критериев и психологическим барьером для выбора нуждающегося в помощи.
Перспективой дальнейшего изучения может стать разработка дальнейшего пояснения и уточнение терминологии и самого определения фандрайзинг, поиск его российского обозначения, так как сам журналистский и в особенности телевизионный фандрайзинг мало изучен и нуждается в терминологической доработке, на фоне активного ее использования в российском телевидении. При этом стоит указать, что в России не существует прямого перевода данного термина, лишь интерпретация определения, поэтому в дальнейшем следует скорректировать понятие фандрайзинг и привести российскую аналогию, в связи с ростом интереса к данной теме новостных программ.
1) Антонов Е. Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения / Е. Н. Антонов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №63-1. - с. 24-32.
2) Бережная М. А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса: автореф. дис. ... д - ра филол. Наук / М. А. Бережная / 10.01.10. СПб., 2009 - 55 с.
3) Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. Как просить деньги / М. С. Блинников, Д. А. Даушев, Е. А. Симонов // М: Радуга, 2003 - 234 с.
4) Власов П.В. Обитель милосердия: о дореволюционных московских благотворительных учреждениях / П. В. Власов - М., 1991 - 256 с.
5) Гаврюшин С.И. Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений в России / С. И. Гаврюшин // Женщина в российском обществе. - 2002. - №1 - 176 с.
6) Гаврюшин С.И. Организационное устройство и деятельность ведомства учреждений императрицы Марии (1797-1917 гг.) / С. И. Гаврюшин автореф. ... канд. ист. наук. - Москва, 2002 - 24 с.
7) Гаврюшин С.И. Четвертое отделение Собственной его императорского величества канцелярии: организационное устройство и деятельность // Реформы в России и проблемы управления / С. И. Гаврюшин М.: ГУУ, 2002 - 134 с.
8) Деятельность женских благотворительных организаций в России по оказанию помощи женщинам и детям в ХУШ - начале ХХ вв. // Женщина в российском обществе. - Иваново. - 1996. - №1 - 26-29 с.
9) Годин С. Доверительный маркетинг / С. Годин // М.: Альпина, 2004 - 167 с.
10) Голкова М. Л. Образы благотворительности в современном информационном поле / М. Л. Голкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. №162 - с. 54-60.
11) Горюнова Н.Л. Художественно- выразительные средства экрана. Часть 2. Динамика экрана. Учебное пособие / Н.Л. Горюнова //М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания - 2000 - 145 с.
12) Даушев Д. А. Фандрайзинг, или как «продать» моральное удовлетворение. Методические материалы / Д. А. Даушев // М.: Московский Дом общественных организаций, ГЭИТИ, 2007 - 186 с.
13) Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям / И. М. Дзялошинский // М., Престиж, 2006 - 195 с.
14) Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии / В. В. Егоров. - М.: Изд: Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР,1997 - 90 с.
15) Егоров В.В., Телевидение: теория и практика / В. В. Егоров. - М.: МНЭПУ, 1992 - 312 с.
16) Егоров В. В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004 - 124 с.
17) Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999 - 196 с.
18) Ершова Э.Б. Из истории благотворительных учреждений России второй половины XIX в. Э. Б. Ершова // История Российской духовности. Материалы Двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции.СПб.: Изд. «Нестор», 2001 - 238 с.
19) Желнина Т. Б. Произошла сегрегация третьего сектора. Часть 1 // Общественные новости Северо-Запада Cogita.ru. - [электронный ресурс] - http://www.cogita.ru/intervyu/tatyana-barandova-proizoshla- segregaciyatretego- sektora.-chast-1 (дата обращения: 22. 09.2018)
20) Задорин И.В., Зайцев Д.Г., Климов И.А. Гражданское участие в России: картография проблем и решений / И. В. Задорин, Д.Г. Зайцев, И. А. Климов // Полития. 2011. № 1. - с. 67-70.
21) Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — Спб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 248 с.
22) Зверева, Т. В. Фандрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект / Т. В. Зверева. — М.: Лепта Книга - 2016 - 167 с.
23) Иванова В. М. Социальное проектирование. Теоретические и методические основы социального проектирования, рекомендации по оформлению и оценке эффективности социальных проектов / В. М. Иванова // - Н. Новгород: ННГУ. 2005 - 307 с.
24) Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002 - 508 с.
25) Клецина А.А., Ивановская И.В., Кудаков Е.С., Орлова А.В., Даушев Д.А. Тенденции в современном российском фандрайзинге / А. А. Клецина, И. В. Ивановская, Е. С. Кудаков, А. В. Орлова, Д. А. Даушев // СПб, 2014 - 234 с.
26) Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов и др. - М.: Высшая школа. 2002. - 304 с.
27) Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. - М.: МГУ 2000. - 224 с.
28) Лотман Ю. М. Диалог с экраном / Ю. М. Лотман, Ю. Г. Цивьян //«Александра», Таллинн, 1994 - 144 с.
29) Метелькова Л. А. Лексические и фонетические способы речевого воздействия в рекламе / Л. А. Метелькова, О. В. Шипатова // Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я.
Яковлева, вопросы общего языкознания и теории текста - 2018 - с. 4952.
30) Новикова А. А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности / А. а. Новикова // М.: Высшей школы экономики, 2013 - с. 134-136.
31) Новоженина А. С. Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы / А. С. Новоженина // Вестник Череповецкого государственного университета, Культура, культурология №4 (53) - 2013 - с. 121-123.
32) Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив / П. В. Романов, Е.Р Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2009. № 8. - с. 27-28.
33) Самуревич В. М. Журналистика-2018: Состояние, проблемы и перспективы: материалы 20-й Междунар. наук.- прокт. канф., Минск, 15-16 письмо. 2018 г. / В. М. Самусевич // - Минск: БГУ, 2018. - с.152- 155.
34) Слободская М. Менеджмент НКО: плюсы и минусы / М. Слободская // Российский журнал профессиональных работников еврейских общинных организаций «Общинная жизнь». 2006. № 5 - 4547 с.
35) Солодова И.И. Потенциал корпоративной благотворительности в развитии местных сообществ: существующие ограничения / И. И. Солодова // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2011 - с. 1-4.
36) Сурина М. А. Профессионализация фандрайзинга в современном обществе / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013 - с. 310-311.
37) Сьюэлл К, Браун П. Клиенты на всю жизнь. М: Манн, Иванов и Фербер, 2011 - 203 с.
38) Тарасов А. Б. Фандрайзинг в гуманитарных науках / А. Б. Тарасов // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1 - с. 165-167.
39) Тимофеева А. А. История предпринимательства в России / А. А. Тимофеева. - М.: «ФЛИНТА», 2016. - 204 с.
40) Тульчинский Г. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / Г. Тульчинский // М., СПб.: Вершина, 2006 - 238 с.
41) Тупаева А. С. Феномен благотворительности в информационном
пространстве региональных изданий: опыт освещения газеты
«Вечерняя Казань» / А. С. Тупаева // Вестник Казанского технологического университета, 2012. №18 - с.73-76.
42) Цикунов И. В. Фандрайзинг и мобилизация ресурсов. Учебное пособие / И. В. Цикунов // М: Фонд «Школа НКО», 2009 - 136 с.
43) Федорова М.Г. Феномен аудиовизуальной социальной рекламы в России 1990-х годов/М. Г. Федорова // Региональные культурологические исследования, Человек в мире культуры, №2-3 - 2017 - с. 209-212.
44) Фейгельман, H. B. Фандрайзинг в системе деятельности некоммерческих организаций / H. B. Фейгельман // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. № 1-2 — 2010 - с. 253-257.
45) Фредрикс Л. Искусство просить деньги / Д. Фредрикс М: «Олимп-Бизнес», 2010 - 273 с.
46) Фролова Т.М. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Т. М. Фролова // М.: Аспект Пресс, 2008 - 304 с.
47) Фомичева И.Д. Аудитория печатных СМИ / И.Д. Фомичева // Средства массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2011. - с. 220-221.
48) Фролова Т.И. Благотворительность и СМИ / Т.И. Фролова // Российская пресса и благотворительность в культурно-исторической ретроспективе. - М., 2005. - с. 3-12.
49) Фролова Т.И. Гуманитарная повестка общероссийской газетной периодики: концепция и анализ практик / Т.И. Фролова // Медиаскоп [электронный ресурс]. - 2014. - №2. - заглавие с экрана. - режим доступа: http://www.mediascope.rU/node/1594
50) Фролова Т.И. Исторический опыт конструирования
гуманитарной повестки СМИ / Т.И. Фролова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 4 (132). - с. 59-74.
51) Фролова Т.И. Предметно-функциональные особенности
социальной журналистики / Т.И. Фролова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - №2. - с. 150-156.
52) Фролова Т.И. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Т.И. Фролова // Социальная проблематика. - М., 2008. - 316 с.
53) Фролова Т.И. Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике [электронный ресурс]. - режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19037
54) Фролова Т.И. Социальная журналистика: антология возрождения
/ Т.И. Фролова. - М.: Центр развития "Сопричастность", 2002. - 200 с.
55) Фролова Т.И. Социальная проблематика в российской
журнальной периодике: к вопросу о концептуализации тематических повесток / Т.И. Фролова // Медиа-Альманах [электронный ресурс]. - М.: НП «Партнёрство фак. журналистики», 2014. - № 5-6. - заглавие с экрана - режим доступа: http://www.mediaalmanah.ru/files/65/263.php
56) Фролова Т.И. Общественное телевидение России в контексте
актуальных гуманитарных проблем: оценка медиакритики / Т.И. Фролова // Медиа-Альманах [электронный ресурс]. - М.: НП
«Партнёрство фак. журналистики», 2014. — № 3. - заглавие с экрана. - режим доступа: http://www.mediaalmanah.ru/files/62/229.php
57) Цинпаева Р.Ш. Благотворительность в российской империи на страницах периодических изданий 1860х-1880х гг / Р. Ш. Цинпаева // Казачество, История №1 (25) - 2017 - с. 47-53.
58) Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия / Е. В. Шелестюк // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы II международной конф. - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2009. - с. 165-173.
59) Шестеркина Л. П. Современные тенденции развития социальной журналистики на российском телевидении / Л. П. Шестеркина, А. Р. Сабитова // Гуманитарный вектор, Массовая коммуникация, журналистика, №5 - 2017 - с. 83-88.
60) Якимец В.Н. Фандрайзинг (учебно -методическое пособие) / В.Н. Якимец // М.: ГУУ, 2002. - 203 с.
61) Шафф Т., Шафф Д. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров / Т. Шафф, Д. Шафф М: Вершина, 2006 - 204 с.
62) Bloland H., Bornstein R. Fundraising in Transition: Strategies for
Professionalization // Taking Fundrising Seriously: Advancing the
Profession and Practice of Raising Money. San Francisco: Jossey-Bass, 1991. P. 103-123.
63) Bloland H., Tempel E.R. Measuring Professionalism // Fundraising as a Profession: Advancements and Challenges in the Field. San Francisco: Jossey-Bass, 2004. P. 5-20.
64) Caboni T.C. The Normative Structure of College and University Fund Raising Behaviors // Journal of Higher Education. 2010. Vol. 81. № 3. P. 339-365.
65) Carbone R.F. Fundraising as a Profession // Monograp h № 3. College Park: University of Maryland, 1989. P. 46. Frances N. The End of Charity: Time for Social Enterprise. Australia: Griffin Press, 2008. P. 49-56.
66) Moor S.E.H. Ribbon Culture: Charity, Compassion, and Public Awareness. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2008. P. 137-141.
Электронные ресурсы
67) Официальный сайт НКО «Русфон» - [Электронный ресурс] - https://www.rusfond.ru/ (дата обращения: 12.09.2018)
68) НКО «Подари жизнь» - [Электронный ресурс] - https://podari- zhizn.ru/main/ (дата обращения: 10.09.2018)
69) НКО «Жизнь» - [Электронный ресурс] - http://www.deti-life.ru/ (дата обращения: 11.09.2018)
70) Благотворительный фонд «Детские сердца» - [Электронный ресурс] - http://www.detis.ru/ (дата обращения: 10.09.2018)
71) Детский хоспис «Дом с маяком» - [электронный ресурс] - http://www.childrenshospice.ru/ (дата обращения: 10.09.2018)
72) Фонд имени Анжелы Вавиловой - [Электронный ресурс] - http://angela-vavilova.ru/detskij-khospis.html (дата обращения: 10.09.2018)
73) Фонд Хабенского - [Электронный ресурс] - http://bfkh.ru/ (дата обращения: 10.09.2018)
74) Сайт первого канала - [Электронный ресурс] - https://www.1tv.ru/ (дата обращения: 10.09.2018)
75) Пятый канал - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.5-tv.ru/ (дата обращения: 10.09.2018)
76) Отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2018 год - [Электронный ресурс] - https://mediascope.net/news/1024611/ (дата обращения: 22.09.2018)
77) Мировой рейтинг благотворительности - [Электронный ресурс] - http://www.cafrussia.ru/page/mirovoi_reiting_blagotvoritelnosti_1 (дата обращения: 22.09.2018)
78) ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ - [Электронный ресурс] -
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7495/ (дата
обращения: 22.09.2018)
79) ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ - [Электронный ресурс] -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата
обращения: 12.03.2019)
80) Гражданский кодекс РФ - [Электронный ресурс] - http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/75e2830213616d 72eb9bb0dd05db9b1c1b64e9e9/ (дата обращения: 22.09.2018)