МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере Государственного бюджетного оздоровительно-образовательного учреждения, для детей нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Мониторинг качества образования как педагогическая проблема 6
1.2 Структура мониторинга качества образовательного процесса в общеобразовательной организации 18
1.3 Специфика мониторинга качества образования в образовательной
организации оздоровительного типа 28
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1 Основные модели мониторинга 33
2.2 Анализ модели системы мониторинга 38
3 ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА 59
3.1 Перспективная модель системы мониторинга 59
3.2 Оценка эффективности мониторинга 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Мониторинг качества образования как педагогическая проблема 6
1.2 Структура мониторинга качества образовательного процесса в общеобразовательной организации 18
1.3 Специфика мониторинга качества образования в образовательной
организации оздоровительного типа 28
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1 Основные модели мониторинга 33
2.2 Анализ модели системы мониторинга 38
3 ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА 59
3.1 Перспективная модель системы мониторинга 59
3.2 Оценка эффективности мониторинга 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. По причине существенных изменений, происходящих в общественной сфере, на первый план социально-педагогических проблем выходит модернизация образовательных систем разного уровня. Система усовершенствования российского образования предусматривает применение новейших информационных и коммуникационных технологий для управления общеобразовательным организацией, регулирование повышения его эффективности и качества.
Использование мониторинга в системе образования возможно позволит разрешить ряд немаловажных вопросов ее информационного обслуживания, тем не менее его использование имеет определенную особенность связанную с противоречиями в системе образования. Первая среди них обусловливаться существующим мониторингом как довольно привычным явлением в управлении образовательной организацией и потребностью администраций в качественно новой информации для совершения высокоэффективного управления, а также в появившихся тенденциях облегчения смысла мониторинга как научно-практического явления, изменения его сущности и присвоения ему нехарактерных назначений.
Изучению вопросов руководства педагогическими системами в последнее время выделяется особый интерес. При этом ударение делается на исследование правильного понимания и представления функционирующей концепции менеджмента в современных обстоятельствах, продвижения в практику новейших научно-педагогических технологий и результатов в сфере управления. Данным проблемам посвящены работы: В.П. Беспалько [4], Ю.А. Конаржевского [18], Э.П. Костиной [19], А.М. Моисеева [43], В.С. Пикельной [44], М.М. Поташника [32], Г.И.Симонова [35], П.И. Третьякова [38], [39], Г.А.Русских [34], Т.В. Михайловой [27], Т.И. Шамовой [39], В.А Горского [8] и др.
Основную роль в изучении данного вопроса организации мониторинга в образовании были отмечены в трудах: В.А. Кальней [14], А.Н. Майорова [22], [23], [24], Д.Ш. Матрос [25], Н.Н. Мельниковой [45], О.А. Митиной [26], Н.П. Пищулина и С.Н. Пищулина [31], Д.М. Полева [25], П.И. Третьякова [38], Т.И. Шамовой [39] и др.
Изучение литературы позволило выявить научные подходы к мониторингу в управлении общеобразовательной организацией. Они анализируются как обусловленная концепция мониторинга, при помощи которой производится попытка дать ответ на вопросы об эффективности какой-либо технологии обучения, выявить факторы, имеющие влияние на качество обучения, раскрыть связи квалификации педагога и результатов его преподавания и т.д.
Цель данной диссертации - выявление и экспериментальная проверка эффективности условий мониторинга качества образования на базе общеобразовательного учреждения интернатного типа.
Объект исследования - мониторинг качества образования и воспитания в образовательной организации интернатного типа как объективный организационно-педагогический процесс.
Предмет исследования - условия эффективности мониторинга качества обучения и воспитания обучающихся образовательной организации интернатного типа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система мониторинга качества образовательной деятельности и уровня воспитанности в образовательной организации интернатного типа может быть существенно повышена, если:
- представляемая информация в ходе осуществления мониторинга будет объективной, достоверной и своевременной, а критерии и показатели деятельности образовательной организации будут точными, измеряемыми и проверяемыми;
- будет создана наилучшая система педагогического мониторинга для данной общеобразовательной организации на основе комплексного социально-педагогического мониторинга с учетом компетентности педагогического состава;
-технологический инструментарий мониторинга деятельности
образовательного учреждения будет способствовать минимизации временных и трудовых затрат;
- осуществляется комплексная взаимосвязь всех подструктур педагогического мониторинга, включая определение критериев и показателей качества образовательного процесса образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода;
- результаты мониторинга будут учитывать особенность контингента образовательного учреждения интернатного типа.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мониторинга качества образовательного учреждения.
2. Разработать и обосновать критерии и показатели специфики
мониторинга качества образования в образовательной организации оздоровительного типа
3. Разработать и апробировать модель и систему мониторинга
качества организации образовательной деятельности образовательной организации.
4. Выявить и обосновать педагогические условия мониторинга
качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также разработать научно-практические рекомендации специалистам и руководителям организации образования по его реализации.
Использование мониторинга в системе образования возможно позволит разрешить ряд немаловажных вопросов ее информационного обслуживания, тем не менее его использование имеет определенную особенность связанную с противоречиями в системе образования. Первая среди них обусловливаться существующим мониторингом как довольно привычным явлением в управлении образовательной организацией и потребностью администраций в качественно новой информации для совершения высокоэффективного управления, а также в появившихся тенденциях облегчения смысла мониторинга как научно-практического явления, изменения его сущности и присвоения ему нехарактерных назначений.
Изучению вопросов руководства педагогическими системами в последнее время выделяется особый интерес. При этом ударение делается на исследование правильного понимания и представления функционирующей концепции менеджмента в современных обстоятельствах, продвижения в практику новейших научно-педагогических технологий и результатов в сфере управления. Данным проблемам посвящены работы: В.П. Беспалько [4], Ю.А. Конаржевского [18], Э.П. Костиной [19], А.М. Моисеева [43], В.С. Пикельной [44], М.М. Поташника [32], Г.И.Симонова [35], П.И. Третьякова [38], [39], Г.А.Русских [34], Т.В. Михайловой [27], Т.И. Шамовой [39], В.А Горского [8] и др.
Основную роль в изучении данного вопроса организации мониторинга в образовании были отмечены в трудах: В.А. Кальней [14], А.Н. Майорова [22], [23], [24], Д.Ш. Матрос [25], Н.Н. Мельниковой [45], О.А. Митиной [26], Н.П. Пищулина и С.Н. Пищулина [31], Д.М. Полева [25], П.И. Третьякова [38], Т.И. Шамовой [39] и др.
Изучение литературы позволило выявить научные подходы к мониторингу в управлении общеобразовательной организацией. Они анализируются как обусловленная концепция мониторинга, при помощи которой производится попытка дать ответ на вопросы об эффективности какой-либо технологии обучения, выявить факторы, имеющие влияние на качество обучения, раскрыть связи квалификации педагога и результатов его преподавания и т.д.
Цель данной диссертации - выявление и экспериментальная проверка эффективности условий мониторинга качества образования на базе общеобразовательного учреждения интернатного типа.
Объект исследования - мониторинг качества образования и воспитания в образовательной организации интернатного типа как объективный организационно-педагогический процесс.
Предмет исследования - условия эффективности мониторинга качества обучения и воспитания обучающихся образовательной организации интернатного типа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система мониторинга качества образовательной деятельности и уровня воспитанности в образовательной организации интернатного типа может быть существенно повышена, если:
- представляемая информация в ходе осуществления мониторинга будет объективной, достоверной и своевременной, а критерии и показатели деятельности образовательной организации будут точными, измеряемыми и проверяемыми;
- будет создана наилучшая система педагогического мониторинга для данной общеобразовательной организации на основе комплексного социально-педагогического мониторинга с учетом компетентности педагогического состава;
-технологический инструментарий мониторинга деятельности
образовательного учреждения будет способствовать минимизации временных и трудовых затрат;
- осуществляется комплексная взаимосвязь всех подструктур педагогического мониторинга, включая определение критериев и показателей качества образовательного процесса образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода;
- результаты мониторинга будут учитывать особенность контингента образовательного учреждения интернатного типа.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мониторинга качества образовательного учреждения.
2. Разработать и обосновать критерии и показатели специфики
мониторинга качества образования в образовательной организации оздоровительного типа
3. Разработать и апробировать модель и систему мониторинга
качества организации образовательной деятельности образовательной организации.
4. Выявить и обосновать педагогические условия мониторинга
качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также разработать научно-практические рекомендации специалистам и руководителям организации образования по его реализации.
В процессе проведенной деятельности по теоретическому анализу научной литературы были рассмотрены существующие модели мониторинга в образовательной сфере. Изучение и оценка эффективности непрерывного педагогического образования в его нынешнем и конструируемом положении как института репродукции и переподготовки педагогических кадров реализовывается сквозь три основные части: содержание, институализированные субъекты, управленческие связи.
В результате исследования мы, так же пришли к мнению, что мониторинг качества образования должен быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим.
На практике эта концепция периодических аналитических процессов может выглядеть как система периодических временных отрезков, как, например, уровня воспитанности обучающихся и качества образования, который мы анализировали во второй главе. Так же, чтобы гарантировать результативность мониторинга в образовательном учреждении, становится важным последовательность потребностей, что обратная информация должна удовлетворить:
1) полнота;
2) релевантность (смысловое совпадение между информационным запросом и обратными данными);
3) адекватность;
4) объективность;
5) точность;
6) своевременность;
7) доступность;
8) непрерывность;
9) структурированность;
10) специфичность для каждого уровня мониторинга.
Также мы выявили, по каким критериям можно оценить результативность мониторинга - это влияние полученной информации, для принятия управленческих решений. Качество получаемых данных, востребованность этих данных всеми субъектами образовательного процесса, затраты на проведение мониторинга, нужда в следующем мониторинге - вот основные показатели результативности проведенного исследования.
Принцип осуществления мониторинга подразумевает следующие особенности:
- переводя из технической области в гуманитарную, специфика работы с неодушевленными предметами была перенесена на работу с группой живых людей;
- не всегда возможно принять во внимание динамику отдельного обучающегося из-за его специфических качеств. Следовательно, отклонения в его работе носят специфический характер и не всегда легко соотносятся со средними статистическими параметрами.
- время осуществления мониторинга ограничено;
- система мониторинга может использоваться только для базового уровня, что не представляет особых сложностей для построения модели системы мониторинга.
В то же время мы выявили недостатки проводимого учителями традиционного мониторинга оценивания успеваемости обучающихся:
- Процедура оценивания носит субъективный характер;
- Процедура оценивания носит констатирующий характер;
- Результаты обучающихся фиксируют эпизодически;
- Полученные данные практически не используются для коррекции обучения и построения индивидуальных траекторий обучения.
По итогам мониторинга во второй главе было выявлено, что успеваемость по школе-интернату составила 100%, качество знаний 16%. Общее число: хорошистов -8 учащихся, с одной тройкой - 7 учеников; что уровень воспитанности в 2017-2018 учебном году в целом по школе не изменился по сравнению с предыдущим. Самый высокий уровень воспитанности выявлен в начальных классах и в 5 классе. И это отвечает реальности. В начальных классах данный уровень закономерен. Так же по русскому языку -33% по математике - 33% .По остальным предметам промежуточная аттестация в начальных классах проведена в форме годовой оценки.
По результатам третьей главы был сделан прогноз на 2018-2019 учебный год по критериям изучения уровня воспитанности 1-2 классов: увеличение данных критериев с 4,41 до 4,5 при помощи дополнительных классных часов у 2 классов. У первого класса сохранить уровень воспитанности учеников неизменным
Подводя итоги, можно сказать, что система мониторинга качества образовательного процесса в ГБООУ «Новокашировская санаторная школа- интернат» нужна, и представляется базой для создания результативного управления данной школы-интернат. Мониторинг может применяться практически во всех сферах образовательной деятельности. Учитывая все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что, система мониторинга качества - это естественный компонент любой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Мониторинг дает подробную и более обширную информацию, способствующую увеличить степень объективности оценивания ЗУНов, что в свою очередь является причиной привлечения стейкхолдеров, а от привлечения последних зависит статус образовательного учреждения.
В результате исследования мы, так же пришли к мнению, что мониторинг качества образования должен быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим.
На практике эта концепция периодических аналитических процессов может выглядеть как система периодических временных отрезков, как, например, уровня воспитанности обучающихся и качества образования, который мы анализировали во второй главе. Так же, чтобы гарантировать результативность мониторинга в образовательном учреждении, становится важным последовательность потребностей, что обратная информация должна удовлетворить:
1) полнота;
2) релевантность (смысловое совпадение между информационным запросом и обратными данными);
3) адекватность;
4) объективность;
5) точность;
6) своевременность;
7) доступность;
8) непрерывность;
9) структурированность;
10) специфичность для каждого уровня мониторинга.
Также мы выявили, по каким критериям можно оценить результативность мониторинга - это влияние полученной информации, для принятия управленческих решений. Качество получаемых данных, востребованность этих данных всеми субъектами образовательного процесса, затраты на проведение мониторинга, нужда в следующем мониторинге - вот основные показатели результативности проведенного исследования.
Принцип осуществления мониторинга подразумевает следующие особенности:
- переводя из технической области в гуманитарную, специфика работы с неодушевленными предметами была перенесена на работу с группой живых людей;
- не всегда возможно принять во внимание динамику отдельного обучающегося из-за его специфических качеств. Следовательно, отклонения в его работе носят специфический характер и не всегда легко соотносятся со средними статистическими параметрами.
- время осуществления мониторинга ограничено;
- система мониторинга может использоваться только для базового уровня, что не представляет особых сложностей для построения модели системы мониторинга.
В то же время мы выявили недостатки проводимого учителями традиционного мониторинга оценивания успеваемости обучающихся:
- Процедура оценивания носит субъективный характер;
- Процедура оценивания носит констатирующий характер;
- Результаты обучающихся фиксируют эпизодически;
- Полученные данные практически не используются для коррекции обучения и построения индивидуальных траекторий обучения.
По итогам мониторинга во второй главе было выявлено, что успеваемость по школе-интернату составила 100%, качество знаний 16%. Общее число: хорошистов -8 учащихся, с одной тройкой - 7 учеников; что уровень воспитанности в 2017-2018 учебном году в целом по школе не изменился по сравнению с предыдущим. Самый высокий уровень воспитанности выявлен в начальных классах и в 5 классе. И это отвечает реальности. В начальных классах данный уровень закономерен. Так же по русскому языку -33% по математике - 33% .По остальным предметам промежуточная аттестация в начальных классах проведена в форме годовой оценки.
По результатам третьей главы был сделан прогноз на 2018-2019 учебный год по критериям изучения уровня воспитанности 1-2 классов: увеличение данных критериев с 4,41 до 4,5 при помощи дополнительных классных часов у 2 классов. У первого класса сохранить уровень воспитанности учеников неизменным
Подводя итоги, можно сказать, что система мониторинга качества образовательного процесса в ГБООУ «Новокашировская санаторная школа- интернат» нужна, и представляется базой для создания результативного управления данной школы-интернат. Мониторинг может применяться практически во всех сферах образовательной деятельности. Учитывая все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что, система мониторинга качества - это естественный компонент любой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Мониторинг дает подробную и более обширную информацию, способствующую увеличить степень объективности оценивания ЗУНов, что в свою очередь является причиной привлечения стейкхолдеров, а от привлечения последних зависит статус образовательного учреждения.



