Методы формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов и методы их коррекции 8
1.1 Заболевания ЛОР-органов у детей и их причины 8
1.2 Роль физиологического дыхания в формировании и развитии речи ребенка 13
1.3 Роль фонационного дыхания в формировании и развитии речи ребенка 17
1.4 Обзор методик постановки физиологического дыхания 20
1.5 Выводы 27
Глава II. Изучение особенностей фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов 29
2.1 Характеристика обследованных детей 29
2.2 Задачи, методы и организация констатирующего эксперимента 31
2.3 Изучение дыхания. Определение типа дыхания и максимального времени фонации (МВФ) 34
2.4 Проведение диагностического сеанса с помощью компьютерного комплекса биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца (определение начальных значений физиологических показателей) 36
2.5 Анализ результатов экспериментального исследования 41
2.6 Выводы 46
Глава III. Методы, приёмы, виды упражнений по коррекции нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов 49
3.1 Характеристика детей, принявших участие в формирующем эксперименте 49
3.2 Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания 50
3.3 Результаты заключительного диагностического обследования 55
3.4 Выводы 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 76
Введение 3
Глава I. Нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов и методы их коррекции 8
1.1 Заболевания ЛОР-органов у детей и их причины 8
1.2 Роль физиологического дыхания в формировании и развитии речи ребенка 13
1.3 Роль фонационного дыхания в формировании и развитии речи ребенка 17
1.4 Обзор методик постановки физиологического дыхания 20
1.5 Выводы 27
Глава II. Изучение особенностей фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов 29
2.1 Характеристика обследованных детей 29
2.2 Задачи, методы и организация констатирующего эксперимента 31
2.3 Изучение дыхания. Определение типа дыхания и максимального времени фонации (МВФ) 34
2.4 Проведение диагностического сеанса с помощью компьютерного комплекса биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца (определение начальных значений физиологических показателей) 36
2.5 Анализ результатов экспериментального исследования 41
2.6 Выводы 46
Глава III. Методы, приёмы, виды упражнений по коррекции нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов 49
3.1 Характеристика детей, принявших участие в формирующем эксперименте 49
3.2 Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания 50
3.3 Результаты заключительного диагностического обследования 55
3.4 Выводы 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время в России и во всем мире наблюдается значительное снижение уровня здоровья детей, вместе с тем, число детей с нарушениями речи растет год от года. От 70% до 90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и 30% младших школьников имеют разной степени задержки речевого развития (Т.В. Буденая, Т.А. Фотекова, А.В. Ястребова). Самыми частыми отклонениями речевого развития у дошкольников и младших школьников, на сегодняшний день, являются нарушения произноси-тельной стороны речи, то есть внешнего оформления речевого высказывания.
Главной составляющей произносительной стороны речи является фонационное дыхание, которое неразделимо связано с состоянием физиологического дыхания. Система дыхания ребенка наиболее уязвима на фоне неблагоприятной экологической обстановки, гиподинамии, социально-экономических проблем нашего общества, а также снижения общего уровня здоровья населения, она первой реагирует на эти негативные изменения. Вместе с тем, дыхание является единственной внутренней системой организма, подверженной произвольному управлению, на чем и основывается использование различных дыхательных методик. Дыхательная система непосредственно участвует в формировании и развитии речи, таким образом, формирование фонационного дыхания необходимо осуществлять на основе развития параметров физиологического дыхания.
Заболевания ЛОР-органов занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости. По данным Х.М. Маккаева, до 20% общей заболеваемости детей приходится на рецидивирующие и хронические ЛОР-болезни. Они оказывают влияние на становление и формирование всех систем детского организма, в том числе и на развитие речи.
Нарушение фонационного дыхания у детей, страдающих различными заболеваниями ЛОР-органов — это проблема, которая требует внимания родителей и специалистов. У детей, которые часто болеют хроническими ринитами, риносинуситами, аденоидитами, нарушается физиологическое дыхание — из-за затрудненного прохождения вдыхаемого воздуха через носовые ходы формируется привычка ротового или смешанного типа дыхания. Ротовое дыхание является причиной недостаточной сформированности периферического отдела речевого анализатора, а именно: недоразвития нижней челюсти, слабости мышц языка, нарушение слуховой дифференциации (аденоиды — это источник постоянных воспалений и хронических заболеваний носоглотки, которые могут привести к значительному снижению слуха ребенка). Привычное ротовое дыхание неизбежно ведет за собой нарушение фонационного дыхания, а также другие тяжелые речевые расстройства, такие как дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Междисциплинарная связь логопедии с медициной (строение и функционирование органов дыхания, ортодонтия, оториноларингология) дает возможность эффективно проводить коррекцию этих речевых нарушений.
Формирование у детей с заболеваниями ЛОР-органов правильного дыхательного стереотипа играет важную роль в коррекционной работе по развитию у них фонационного дыхания.
Эта проблема является, на сегодняшний день, очень актуальной, т.к. число таких детей растет с каждым годом. Тесное взаимодействие работы логопеда с медицинскими работниками позволяет решать проблемы профилактической и коррекционной работы по восстановлению фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Практический опыт многих исследователей (Л.И. Белякова, Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов) показывает что, зачастую, корректировать функцию дыхания у ребенка под субъективным контролем сложно. Такие методики не дают полноценной гарантии, что дыхание сформировано правильно. Методы объективного контроля способствуют закреплению оптимальных для организма навыков фонационного дыхания, речи и функционального состояния в целом. Поэтому, их использование в коррекционной работе по формированию фонационного дыхания является актуальным. Также, на сегодняшний день в научно-исследовательской и научно-профилактической практике становится актуальным применение различных здоровьесберегающих технологий как в медицине, так и в системе образования. Метод биологической обратной связи (БОС) основан на биоуправлении по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и внешней обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС). Применение аппаратного комплекса ДАС-БОС позволяет получить адекватную и объективную информацию о работе органов и систем организма, изучить особенности фонационного дыхания ребенка и сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания как основу коррекции нарушений фонационного дыхания (О.Н. Вовк, А.А. Сметанкин).
Настоящее исследование посвящено целесообразности использования метода биологической обратной связи, основанного на биоуправлении по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и внешней обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС) для изучения и формирования фонационного дыхания у детей с ЛОР-заболеваниями.
Целью исследования является оптимизация процесса формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов с помощью биологической обратной связи.
Объектом исследования стали нарушения фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Предметом исследования является процесс формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме нарушения дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов и методов постановки фонационного дыхания.
2. Изучить особенности дыхательной функции у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
3. Определить эффективность применения метода ДАС-БОС для изучения физиологических механизмов дыхания и коррекции нарушений фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Гипотеза исследования. Физиологическое и фонационное дыхание взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому улучшение показателей первого будет стимулировать и развивать фонацию.
В соответствии с целью и задачами были подобраны следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое исследование, в результате которого был определен доминирующий тип дыхания, максимальное время фонации, частота сердечных сокращений и величина дыхательной аритмии сердца ДАС (с помощью комплекса ДАС-БОС);
- проведение педагогического эксперимента, направленного на развитие фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, а также комплекса упражнений дыхательной гимнастики.
Методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики о системной организации речевой функции, закономерностях речевого онтогенеза (П.К. Анохин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), положения о физиологии высшей нервной деятельности, безусловности и произвольности двигательных действий (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов) о сложности механизмов нарушений развития речи (Т.А. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), научные знания в области физиологии органов речи и нарушений голосовой функции у детей (Е.С. Алмазова, М.Р. Богомильский, Д.К. Вильсон, О.С. Орлова).
База исследования. Исследование проходило на базе кафедры оториноларин-гологии ПФ Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Всего было обследовано 48 детей в возрасте от 3 до 17 лет. Из них 22 ребенка, по разным причинам не участвовали в формирующем эксперименте, 26 детей вошли в группу, с которой был проведен формирующий эксперимент.
В научной литературе описаны приемы, направленные на восстановление физиологического дыхания, у детей с различными нарушениями речи, такими как заикание, ринолалия (Г. Гутцман, М.Е. Хватцев), нарушениями голоса (Е.С. Алмазова, Д.К. Вильсон, И. Максимов, Л.В. Нейман, О.С. Орлова). Методика постановки дыхания с помощью Биологической Обратной Связи применяется для коррекции заикания, дислалии, ринолалии, аллалии, дисграфии, нарушении голоса.
Научная новизна исследования:
1. В работе впервые была использована методика формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов, основанная на развитии параметров физиологического дыхания при помощи биологической обратной связи.
2. Разработана комплексная персонифицированная коррекционная программа, учитывающая возраст, диагноз и уровень развития параметров внешнего дыхания.
Основные положения выносимые на защиту:
1. У детей с заболеваниями ЛОР-органов происходит формирование патологического стереотипа дыхания, характеризующегося минимизацией участия диафрагмы в дыхательном акте, нарушением синхронности фаз дыхания с изменениями частоты сердечных сокращений.
2. Недостаточный уровень развития параметров физиологического дыхания приводит к нарушению фонационного дыхания.
3. Дыхательный тренинг при помощи биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца является объективным методом диагностики и коррекции нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
4. Коррекционная программа должна иметь персонифицированный характер и учитывать возраст детей, диагноз и уровень развития параметров внешнего дыхания.
Актуальность. В последнее время в России и во всем мире наблюдается значительное снижение уровня здоровья детей, вместе с тем, число детей с нарушениями речи растет год от года. От 70% до 90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и 30% младших школьников имеют разной степени задержки речевого развития (Т.В. Буденая, Т.А. Фотекова, А.В. Ястребова). Самыми частыми отклонениями речевого развития у дошкольников и младших школьников, на сегодняшний день, являются нарушения произноси-тельной стороны речи, то есть внешнего оформления речевого высказывания.
Главной составляющей произносительной стороны речи является фонационное дыхание, которое неразделимо связано с состоянием физиологического дыхания. Система дыхания ребенка наиболее уязвима на фоне неблагоприятной экологической обстановки, гиподинамии, социально-экономических проблем нашего общества, а также снижения общего уровня здоровья населения, она первой реагирует на эти негативные изменения. Вместе с тем, дыхание является единственной внутренней системой организма, подверженной произвольному управлению, на чем и основывается использование различных дыхательных методик. Дыхательная система непосредственно участвует в формировании и развитии речи, таким образом, формирование фонационного дыхания необходимо осуществлять на основе развития параметров физиологического дыхания.
Заболевания ЛОР-органов занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости. По данным Х.М. Маккаева, до 20% общей заболеваемости детей приходится на рецидивирующие и хронические ЛОР-болезни. Они оказывают влияние на становление и формирование всех систем детского организма, в том числе и на развитие речи.
Нарушение фонационного дыхания у детей, страдающих различными заболеваниями ЛОР-органов — это проблема, которая требует внимания родителей и специалистов. У детей, которые часто болеют хроническими ринитами, риносинуситами, аденоидитами, нарушается физиологическое дыхание — из-за затрудненного прохождения вдыхаемого воздуха через носовые ходы формируется привычка ротового или смешанного типа дыхания. Ротовое дыхание является причиной недостаточной сформированности периферического отдела речевого анализатора, а именно: недоразвития нижней челюсти, слабости мышц языка, нарушение слуховой дифференциации (аденоиды — это источник постоянных воспалений и хронических заболеваний носоглотки, которые могут привести к значительному снижению слуха ребенка). Привычное ротовое дыхание неизбежно ведет за собой нарушение фонационного дыхания, а также другие тяжелые речевые расстройства, такие как дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Междисциплинарная связь логопедии с медициной (строение и функционирование органов дыхания, ортодонтия, оториноларингология) дает возможность эффективно проводить коррекцию этих речевых нарушений.
Формирование у детей с заболеваниями ЛОР-органов правильного дыхательного стереотипа играет важную роль в коррекционной работе по развитию у них фонационного дыхания.
Эта проблема является, на сегодняшний день, очень актуальной, т.к. число таких детей растет с каждым годом. Тесное взаимодействие работы логопеда с медицинскими работниками позволяет решать проблемы профилактической и коррекционной работы по восстановлению фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Практический опыт многих исследователей (Л.И. Белякова, Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов) показывает что, зачастую, корректировать функцию дыхания у ребенка под субъективным контролем сложно. Такие методики не дают полноценной гарантии, что дыхание сформировано правильно. Методы объективного контроля способствуют закреплению оптимальных для организма навыков фонационного дыхания, речи и функционального состояния в целом. Поэтому, их использование в коррекционной работе по формированию фонационного дыхания является актуальным. Также, на сегодняшний день в научно-исследовательской и научно-профилактической практике становится актуальным применение различных здоровьесберегающих технологий как в медицине, так и в системе образования. Метод биологической обратной связи (БОС) основан на биоуправлении по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и внешней обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС). Применение аппаратного комплекса ДАС-БОС позволяет получить адекватную и объективную информацию о работе органов и систем организма, изучить особенности фонационного дыхания ребенка и сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания как основу коррекции нарушений фонационного дыхания (О.Н. Вовк, А.А. Сметанкин).
Настоящее исследование посвящено целесообразности использования метода биологической обратной связи, основанного на биоуправлении по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и внешней обратной связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС) для изучения и формирования фонационного дыхания у детей с ЛОР-заболеваниями.
Целью исследования является оптимизация процесса формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов с помощью биологической обратной связи.
Объектом исследования стали нарушения фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Предметом исследования является процесс формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме нарушения дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов и методов постановки фонационного дыхания.
2. Изучить особенности дыхательной функции у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
3. Определить эффективность применения метода ДАС-БОС для изучения физиологических механизмов дыхания и коррекции нарушений фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Гипотеза исследования. Физиологическое и фонационное дыхание взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому улучшение показателей первого будет стимулировать и развивать фонацию.
В соответствии с целью и задачами были подобраны следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое исследование, в результате которого был определен доминирующий тип дыхания, максимальное время фонации, частота сердечных сокращений и величина дыхательной аритмии сердца ДАС (с помощью комплекса ДАС-БОС);
- проведение педагогического эксперимента, направленного на развитие фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, а также комплекса упражнений дыхательной гимнастики.
Методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики о системной организации речевой функции, закономерностях речевого онтогенеза (П.К. Анохин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), положения о физиологии высшей нервной деятельности, безусловности и произвольности двигательных действий (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов) о сложности механизмов нарушений развития речи (Т.А. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), научные знания в области физиологии органов речи и нарушений голосовой функции у детей (Е.С. Алмазова, М.Р. Богомильский, Д.К. Вильсон, О.С. Орлова).
База исследования. Исследование проходило на базе кафедры оториноларин-гологии ПФ Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Всего было обследовано 48 детей в возрасте от 3 до 17 лет. Из них 22 ребенка, по разным причинам не участвовали в формирующем эксперименте, 26 детей вошли в группу, с которой был проведен формирующий эксперимент.
В научной литературе описаны приемы, направленные на восстановление физиологического дыхания, у детей с различными нарушениями речи, такими как заикание, ринолалия (Г. Гутцман, М.Е. Хватцев), нарушениями голоса (Е.С. Алмазова, Д.К. Вильсон, И. Максимов, Л.В. Нейман, О.С. Орлова). Методика постановки дыхания с помощью Биологической Обратной Связи применяется для коррекции заикания, дислалии, ринолалии, аллалии, дисграфии, нарушении голоса.
Научная новизна исследования:
1. В работе впервые была использована методика формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов, основанная на развитии параметров физиологического дыхания при помощи биологической обратной связи.
2. Разработана комплексная персонифицированная коррекционная программа, учитывающая возраст, диагноз и уровень развития параметров внешнего дыхания.
Основные положения выносимые на защиту:
1. У детей с заболеваниями ЛОР-органов происходит формирование патологического стереотипа дыхания, характеризующегося минимизацией участия диафрагмы в дыхательном акте, нарушением синхронности фаз дыхания с изменениями частоты сердечных сокращений.
2. Недостаточный уровень развития параметров физиологического дыхания приводит к нарушению фонационного дыхания.
3. Дыхательный тренинг при помощи биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца является объективным методом диагностики и коррекции нарушения физиологического дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов.
4. Коррекционная программа должна иметь персонифицированный характер и учитывать возраст детей, диагноз и уровень развития параметров внешнего дыхания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа научной литературы выяснили, что растет число детей с хроническими и часто рецидивирующими заболеваниями ЛОР-органов и на них приходится до 20% от общей детской заболеваемости. Эти болезни оказывают влияние на становление и формирование всех систем детского организма, в том числе и на развитие речи. В то же время растет и число детей с различными речевыми нарушениями. По данным таких исследователей как, Т.А. Фотекова и А.В. Ястребова, наиболее частыми среди дошкольников и младших школьников являются нарушения произносительной стороны речи, главной составляющей которой является фонационное дыхание.
Изучив научные труды многих исследователей по вопросам физиологии и патологии периферического речевого аппарата (М.Р. Богомильский, Д.К. Вильсон, О.С. Орлова, Е.Ю. Радциг, Е.А. Сатыго, Г.Д. Тарасова), выяснили, что у детей частые ЛОР-болезни приводят к нарушению функции внешнего дыхания и формированию патологического дыхательного стереотипа. Анализ особенностей нарушения дыхания при ЛОР-патологии позволил сделать вывод о том, что у них могут быть нарушения фонационного дыхания.
Эта проблема является, на сегодняшний день, очень актуальной, т.к. число таких детей растет с каждым годом. В связи с ухудшением экологической обстановки она приобретает особую значимость. Однако, мы не нашли достаточно сведений о способах восстановления нарушенной функции у детей данной категории.
Опираясь на современные научные исследования мы определили, что коррекционную работу по развитию фонационного дыхания необходимо начинать с обучения ребенка навыкам диафрагмально-реберного дыхания, как наиболее физиологичного при речи.
Изучив существующие методики постановки диафрагмально-реберного дыхания выяснили, что субъективные методы коррекции зачастую сложны и не дают гарантии формирования правильного дыхательного паттерна. Анализ объективных методов диагностики и коррекции физиологического дыхания, позволил выбрать наиболее оптимальную, для применения у детей с ЛОР-заболеваниями. Метод обучения диафрагмально-релаксационному дыханию, основанный на биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца, широко применяется на практике для коррекции голосовых и речевых нарушений (О.С. Орлова, Ю.Е. Степанова, М.Н. Теречева, О.Ю. Федорова). Аппаратный комплекс ДАС-БОС, для оценки уровня развития дыхательной функции, фиксирует объективные физиологические показатели ЧД, ЧСС и ДАС. Величина ДАС — это показатель рабочей фазы фонационного выдоха. Мы предположили, что нормализация и развитие параметров физиологического дыхания с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, будет способствовать усовершенствованию фонационного дыхания.
В результате обобщения данных изученной литературы, была определена цель настоящего исследования: оптимизировать процесс формирования фонационного дыхания при помощи метода, основанного на биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца для детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Для изучения особенностей дыхательной функции у детей с заболеваниями ЛОР-органов необходимо было определить:
1) доминирующий тип дыхания;
2) время максимальной фонации;
3) значения физиологических показателей ЧСС, ЧД и ДАС при помощи аппаратного комплекса ДАС-БОС.
В результате проведенной диагностики, у детей с заболеваниями ЛОР-органов были, были выявлены нарушения фонационного дыхания, которые обусловлены недостаточным уровнем развития параметров внешнего дыхания. Патологический стереотип дыхания у них характеризовался минимизацией участия диафрагмы в дыхательном акте, уменьшением длительности фонации, рассогласованностью в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на что указывали низкие показатели ДАС. Важным звеном в формировании патологического дыхательного стереотипа являлось длительное затруднение носового дыхания.
Согласно данным, полученным при диагностике, для каждого участника эксперимента была разработана индивидуальная комплексная коррекционной программа, направленная на формирование диафрагмально-реберного типа дыхания и обучение навыкам саморегуляции, с целью увеличения длительности фонации.
Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, а также комплекса индивидуально подобранных фонопедических упражнений.
Обучение с применением аппаратного комплекса ДАС-БОС сопровождалось высоким уровнем мотивации к обучению. Проведение дыхательного тренинга в игровой форме и наличие визуального подкрепления правильности выполнения заданий, помогало детям осознанно контролировать и координировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также позволяло выработать у детей устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
В результате проведенного эксперимента по формированию нового паттерна дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов, увеличилось число участников эксперимента, использующих диафрагмально-реберный тип дыхания. У остальных детей новый дыхательный стереотип характеризовался наибольшим участием диафрагмы в дыхательном акте. Сформированный с помощью биоуправления по показателю ДАС тип диафрагмально-релаксационного дыхания, отличался синхронными изменениями ЧСС с фазами дыхания (возрастание ЧСС на вдохе и снижение на выдохе), снижением до нормативных возрастных показателей ЧСС, увеличением ДАС по сравнению с первоначальным значением.
На основе нового паттерна диафрагмально-релаксационного дыхания произошла оптимизация и коррекция фонационного дыхания, т.е. длительность фонации увеличилась у 38,46% участников эксперимента.
Исследование показало, что важными условиями формирования устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания является последовательное, постепенное увеличение сложности заданий, регулярность проведения занятий (как минимум 2-3 раза в неделю, при условии самостоятельных домашних тренировок под субъективным контролем), положительное отношение ребенка и родителей к сеансам дыхательного тренинга. Признаком устойчивости нового навыка дыхания являлось сознательное его использование для уменьшения эмоционального напряжения в различных бытовых ситуациях.
Таким образом, настоящим исследованием показано, что применение дыхательного тренинга, основанного на биоуправлении по показателю дыхательной аритмии сердца, целесообразно для разрушения патологического стереотипа дыхания и увеличения длительности фонации у детей с ЛОР-заболеваниями.
В результате анализа научной литературы выяснили, что растет число детей с хроническими и часто рецидивирующими заболеваниями ЛОР-органов и на них приходится до 20% от общей детской заболеваемости. Эти болезни оказывают влияние на становление и формирование всех систем детского организма, в том числе и на развитие речи. В то же время растет и число детей с различными речевыми нарушениями. По данным таких исследователей как, Т.А. Фотекова и А.В. Ястребова, наиболее частыми среди дошкольников и младших школьников являются нарушения произносительной стороны речи, главной составляющей которой является фонационное дыхание.
Изучив научные труды многих исследователей по вопросам физиологии и патологии периферического речевого аппарата (М.Р. Богомильский, Д.К. Вильсон, О.С. Орлова, Е.Ю. Радциг, Е.А. Сатыго, Г.Д. Тарасова), выяснили, что у детей частые ЛОР-болезни приводят к нарушению функции внешнего дыхания и формированию патологического дыхательного стереотипа. Анализ особенностей нарушения дыхания при ЛОР-патологии позволил сделать вывод о том, что у них могут быть нарушения фонационного дыхания.
Эта проблема является, на сегодняшний день, очень актуальной, т.к. число таких детей растет с каждым годом. В связи с ухудшением экологической обстановки она приобретает особую значимость. Однако, мы не нашли достаточно сведений о способах восстановления нарушенной функции у детей данной категории.
Опираясь на современные научные исследования мы определили, что коррекционную работу по развитию фонационного дыхания необходимо начинать с обучения ребенка навыкам диафрагмально-реберного дыхания, как наиболее физиологичного при речи.
Изучив существующие методики постановки диафрагмально-реберного дыхания выяснили, что субъективные методы коррекции зачастую сложны и не дают гарантии формирования правильного дыхательного паттерна. Анализ объективных методов диагностики и коррекции физиологического дыхания, позволил выбрать наиболее оптимальную, для применения у детей с ЛОР-заболеваниями. Метод обучения диафрагмально-релаксационному дыханию, основанный на биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца, широко применяется на практике для коррекции голосовых и речевых нарушений (О.С. Орлова, Ю.Е. Степанова, М.Н. Теречева, О.Ю. Федорова). Аппаратный комплекс ДАС-БОС, для оценки уровня развития дыхательной функции, фиксирует объективные физиологические показатели ЧД, ЧСС и ДАС. Величина ДАС — это показатель рабочей фазы фонационного выдоха. Мы предположили, что нормализация и развитие параметров физиологического дыхания с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, будет способствовать усовершенствованию фонационного дыхания.
В результате обобщения данных изученной литературы, была определена цель настоящего исследования: оптимизировать процесс формирования фонационного дыхания при помощи метода, основанного на биологической обратной связи по показателю дыхательной аритмии сердца для детей с заболеваниями ЛОР-органов.
Для изучения особенностей дыхательной функции у детей с заболеваниями ЛОР-органов необходимо было определить:
1) доминирующий тип дыхания;
2) время максимальной фонации;
3) значения физиологических показателей ЧСС, ЧД и ДАС при помощи аппаратного комплекса ДАС-БОС.
В результате проведенной диагностики, у детей с заболеваниями ЛОР-органов были, были выявлены нарушения фонационного дыхания, которые обусловлены недостаточным уровнем развития параметров внешнего дыхания. Патологический стереотип дыхания у них характеризовался минимизацией участия диафрагмы в дыхательном акте, уменьшением длительности фонации, рассогласованностью в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на что указывали низкие показатели ДАС. Важным звеном в формировании патологического дыхательного стереотипа являлось длительное затруднение носового дыхания.
Согласно данным, полученным при диагностике, для каждого участника эксперимента была разработана индивидуальная комплексная коррекционной программа, направленная на формирование диафрагмально-реберного типа дыхания и обучение навыкам саморегуляции, с целью увеличения длительности фонации.
Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент с помощью аппаратного комплекса ДАС-БОС, а также комплекса индивидуально подобранных фонопедических упражнений.
Обучение с применением аппаратного комплекса ДАС-БОС сопровождалось высоким уровнем мотивации к обучению. Проведение дыхательного тренинга в игровой форме и наличие визуального подкрепления правильности выполнения заданий, помогало детям осознанно контролировать и координировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также позволяло выработать у детей устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
В результате проведенного эксперимента по формированию нового паттерна дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов, увеличилось число участников эксперимента, использующих диафрагмально-реберный тип дыхания. У остальных детей новый дыхательный стереотип характеризовался наибольшим участием диафрагмы в дыхательном акте. Сформированный с помощью биоуправления по показателю ДАС тип диафрагмально-релаксационного дыхания, отличался синхронными изменениями ЧСС с фазами дыхания (возрастание ЧСС на вдохе и снижение на выдохе), снижением до нормативных возрастных показателей ЧСС, увеличением ДАС по сравнению с первоначальным значением.
На основе нового паттерна диафрагмально-релаксационного дыхания произошла оптимизация и коррекция фонационного дыхания, т.е. длительность фонации увеличилась у 38,46% участников эксперимента.
Исследование показало, что важными условиями формирования устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания является последовательное, постепенное увеличение сложности заданий, регулярность проведения занятий (как минимум 2-3 раза в неделю, при условии самостоятельных домашних тренировок под субъективным контролем), положительное отношение ребенка и родителей к сеансам дыхательного тренинга. Признаком устойчивости нового навыка дыхания являлось сознательное его использование для уменьшения эмоционального напряжения в различных бытовых ситуациях.
Таким образом, настоящим исследованием показано, что применение дыхательного тренинга, основанного на биоуправлении по показателю дыхательной аритмии сердца, целесообразно для разрушения патологического стереотипа дыхания и увеличения длительности фонации у детей с ЛОР-заболеваниями.
Подобные работы
- Профилактика и коррекция нарушений голоса у лиц педагогических профессий (Марийский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Профилактики нарушений голоса у педагогов ДОУ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



