Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в колледже (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)

Работа №35326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ 7
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональное самоопределение
студентов 7
1.2 Мотивация и ценностные ориентации в структуре профессионального
самоопределения студентов колледжа 15
1.3 Этапы, факторы и условия профессионального самоопределения
студентов 22
2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
СТУДЕНТОВ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 30
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ НПК 30
2.2 Особенности профессионального самоопределения студентов НПК 39
2.3 Анализ особенностей профессионального самоопределения студентов
ГАПОУ НПК 45
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ 56
3.1 Оценка особенностей профессионального самоопределения студентов НПК 56
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию условий профессионального самоопределения студентов и их предполагаемый эффект 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74



Динамично развивающееся общество оказывает большое влияние на молодежь и ее различные стороны жизнедеятельности. Новые социально-экономические условия нашей страны, рынок труда требуют роста производственных сил на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки студентов. Поэтому возникает необходимость повышения внимания к вопросам профессионального самоопределения молодежи, улучшения знаний теоретической части и совершенствования практических навыков подготовки студентов.
Тема профессионального самоопределения всегда имела актуальный характер. Её возникновение было обусловлено появлением различных видов профессий ещё в глубокой древности. И по мере развития общества изучение данного понятия в теоретическом и практическом плане только возрастает. По словам Н.С. Пряжникова [18, с.320] дальнейшее развитие общества невозможно без особого внимания к проблеме профессионального самоопределения и с этим нельзя не согласиться.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения, который и определил современные подходы к данному вопросу. Внимание ученых к данной проблеме обуславливается усиливающимся вниманием к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Проблема профессионального определения всегда возникает перед молодыми людьми, а в настоящее время она особенно актуальна. Большая часть молодежи не имеет ясной жизненной перспективы, они учатся и работают по специальностям, которые не соответствуют их индивидуальным возможностям и запросам. Правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только для определения и развития жизненного пути человека, но и развития всего нашего общества.
Теоретическая актуальность работы - умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные навыки и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций студента современного колледжа и образовательной организации высшего образования.
Практическая актуальность заключается в том, что изучен опыт профессионального самоопределения студентов НПК; полученные рекомендации можно использовать в воспитательной работе по профессиональному самоопределению студентов колледжей.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в способах исследования и повышения уровня профессионального самоопределения студентов колледжа.
Объектом данной работы стал ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» (НПК).
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс профессионального самоопределения студентов НПК.
Гипотеза - изменение уровня профессионального самоопределения личности зависит от влияния субъективных и объективных факторов.
Цель выпускной квалификационной работы - оценить условия профессионального самоопределения студентов НПК.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в колледже;
2. Проанализировать профессиональное самоопределение на примере студентов ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж;
3. Выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию условий профессионального самоопределения студентов НПК. Методологические основы психологического подхода к проблемам самоопределения были заложены С. Л. Рубинштейном. Изучением теории и практики в области профессиональной ориентации занимались такие ученые, как: Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П.Г. Щедровицкий, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха, С.С. Гриншпун , Т. И. Ильина и многие другие. Из числа зарубежных ученых, которые были заняты изучением данной проблемы, можно выделить:
A. Адлера, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга.
В соответствии с целью и задачами были выбраны следующие методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, беседа со студентами колледжа.
Источниками информации для данной работы послужили: Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» [10]; различные труды Э.Ф. Зеера [6;7;8], Э.Э. Сыманюк «Психологический журнал» [20]; Пряжников Н. С. «Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие» [18]; Чистякова С.Н. «Концепция профессионального самоопределения молодежи» [29]; С.Н. Чистякова «Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита» [30].
Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований:
1. Анализ результатов по методике «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской и методике для изучения уровня рефлексивности A.B. Карпова,
B. В. Пономаревой. Выборочную совокупность составили студенты 4 курса Набережночелнинского политехнического колледжа.
2. Анализ результатов по анкете мотивов выбора профессии и методике «Мотивация обучения в вузе». Выборочную совокупность составили студенты 4 курса Набережночелнинского политехнического колледжа.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования будут полезны преподавателям не только Набережночелнинского политехнического колледжа, но и других колледжей, при проведении мероприятий, посвященных профориентации учащихся, также родителям, которые принимают непосредственное участие в профессиональном самоопределении детей и самим студентам.
Результаты выпускной квалификационной работы апробированы на Х Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников - «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Во введении поставлены задачи, объект, цели выпускной квалификационной работы, а также описана ее актуальность в современном обществе. В первой главе рассматривается сущность и содержание профессионального самоопределения, а также этапы самоопределения студентов. Во второй главе дана краткая характеристика Набережночелнинского политехнического колледжа, описаны особенности профессионального самоопределения студентов НПК и осуществляется анализ профессионального самоопределения учащихся в рамках выбранной образовательной организации. В третьей главе выделены проблемы, даны рекомендации по совершенствованию условий профессионального самоопределения студентов НПК и их предполагаемый эффект. В заключении подведены итоги, сформулированы выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема профессионального самоопределения является актуальной в наши дни, т.к. правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Данное понятие можно трактовать как одну из форм личностного самоопределения, процесс формирования отношения к профессиональной трудовой сфере в результате анализа своих внутренних возможностей и способностей.
Многообразие точек зрения к определению понятия профессионального самоопределения еще раз подчеркивает важность и сложность данного вопроса для нашего общества. Множество определений и трактовок позволяет более точно и полно проникнуть в суть данного понятия и изучить его влияние на личность. Исследователи пытаются с разных сторон раскрыть и изучить данное явление, для того чтобы проблема профессионального выбора для молодежи не была столь проблематичной.
В ходе анализа, проведенного во второй главе, было использовано четыре методики для определения особенностей профессионального самоопределения студентов Набережночелнинского политехнического колледжа. По результатам исследования методики «Профессиональная готовность» в НПК было выявлено, что:
- фактор автономности у студентов колледжа находится на уровне среднем и высоком, что говорит о высокой степени принятия решений индивидами в процессе самоопределения;
- фактор информированности показал, что не все студенты колледжа отлично владеют информацией об окружающем их мире профессий, это в свою очередь свидетельствует о возможности неправильного выбора профессии тестируемого. По данному критерию были разработаны пути решения, которые впоследствии изложены в комплексе мероприятий по повышению уровня профессионального самоопределения студентов;
- фактор принятия решений показал, что студенты отлично владеют своими желаниями и могут самостоятельно и четко следовать своим идеям и целям;
- фактор планирования показывает, что студенты не до конца распределяют свою будущую жизнь, что может сказываться и на процессе профессионального самоопределения. Исходя из результатов были разработаны пути решения, которые позже изложены в комплексе мероприятий по повышению уровня профессионального самоопределения студентов;
- фактор эмоционального отношения имеет больший процент студентов колледжа, среди других факторов, по низкому уровню, т.е. большое количество студентов подвластны эмоциональным порывам в процессе принятия какого- либо решения. Данный факт на наш взгляд также требовал проработки, поэтому были разработаны мероприятия с психологом по его решению.
По итогам методики «Уровень рефлексивности», сделан вывод, что рефлексивность студентов группы 4 ТЭ -12 НПК находится в диапазоне от низкой до средней нормы, это является не совсем уверенным результатом. Рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями. Исходя из полученных по методике результатов, нами были расписаны пути решения, которые впоследствии образовали комплекс мероприятий, решающий обнаруженные проблемы.
Тест - опросник «Мотивы Выбора Профессии» С.С. Груншпуна дал следующие результаты: равное количество студентов на первое место ставят интерес к новым технологиям, а также материальную заинтересованность в будущей профессии. Нужно сказать, что материальное обеспечение будущей профессией не является угрозой для профессионального самоопределения, если оно не ставится главной целью, вместо получения знаний, умений и навыков.
Заключительной методикой для оценки уровня профессионального самоопределения студентов НПК стала методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Т.И. Ильиной. Анализируя полученные данные методики можно понять, что ведущими целями обучения студентов НПК являются овладение своей будущей профессией и приобретение знаний. Студенты стремятся получить необходимые навыки и умения, а также освоить необходимые компетенции для своей будущей сферы деятельности.
Таким образом сделан вывод, студенты группы 4 ТЭ - 12 Набережночелнинского политехнического колледжа находятся в благоприятных условиях обучения. Однако, выявленные проблемы говорят о наличии некоторых недочетов в обучении студентов. В связи с этим, нами был разработан комплекс мероприятий по их решению. Разного рода конференции, чемпионаты, внеклассные мероприятия, ярмарки профессий, всё это станет для студентов дополнительными путями развития и совершенствования своих знаний и умений в рамках профориентации. Предложенные нами мероприятия комплексно, с уже существующими и действующими на базе колледжа, будут воздействовать на всестороннее развитие и совершенствование навыков студентов.
В соответствии с задачами данной выпускной квалификационной работы была изучена научная литература по данной проблеме исследования, раскрыты основные понятия, такие как «самоопределение» и «профессиональное самоопределение». Также рассмотрены и проанализированы особенности профессионального самоопределения учащихся колледжа НПК на основании выбранных методик и сделаны соответствующие выводы. Разработанные рекомендации по результатам исследования для студентов ГАПОУ НПК позволяют решить важные проблемы, выявленные в ходе исследования и анализа особенностей профессионального самоопределения студентов. Таким образом, все поставленные задачи выпускной квалификационной работы были решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Научная и учебная литература:
2. Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. - М., 2006. - С. 20.
3. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема// Известия АПН РСФСР. - Вып. 36. - М., 1999. - С. 3 - 104.
4. Живага А. Ю. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи (на материалах Сахалинской области): автореф. дис. канд. социолог, наук / А.Ю. Живага Москва, 2008.- С. 2 - 4.
5. Жуковская. Характеристика мотивов выбора профессии учащимися 910 классов// Психология. Вып.1. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. Ред. Ф.И, Иващенко. - Минск, 1998.
6. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. - Москва, 2005. - 157 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008
8. Зеер Э.Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования. Практикум - М.,2008. С - 104.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотив: Теория и методы изучения / Е.Ильин. — Киев, 2008.-190с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 356.
11. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование /Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. М., 1997.- с. 39 - 44.
12. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания /Т.В. Кудрявцев. -М., 2001. 207 с.
13. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2010. - №1. - С.57-65.
14. Логинова Г.П., Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М. : Знание, 2007. - С. 78
15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения— М.: Просвещение, 1990. — С. 192
16. Пахальян В.Э. Психологические предпосылки возникновения и развития у учащихся ответственного отношения к учению// Повышение ответственности школьников за качество учебы. - Омск, 2002.
17. Пряжников, Н. С. Направления и методы профориентации / Н. Пряжников // Директор школы. 2006. - №2.
18. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - С. 320.
19. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007. - с.359.
20. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с.
21. Рожкова, Л.В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи/ Л.В. Рожкова// Социология образования. - 2010. - №11
22. Реан, A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии /A.A. Реан.-№1.- 2010- С.83.
23. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии.
Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в
онтогенезе/ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев: Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416с.
24. Тихомиров, М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов. В кн.: Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной науч.-практ. конф., Волгоград: ВГСПУ,
2011. - с. 127-132.
25. Фадеева, Е. И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно- методич. пособие/ Е.И. Фадеева, М. И. Ясюкевич - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.
26. Фукуяма Ф. Теоретические основы профессиональной ориентации / Ф. Фукуяма. - М.: МГУ, 2013. -108 с. 20.
27. Чебышев В.В. Психология трудового обучения /В.В. Чебышева. — М.,
1999. -С. 28-41.
28. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001. - С. 189.
29. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие/ С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. — М.: Издательский центр «Академия»,2012.
30. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2005. 216 с.
31. Щепотин А.П. Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения /А.П. Щепотин. М., Изд-во ИПР СПО, 2003. - С. 20 - 24.
32. Ягуфарова, С.В. Профессиональное самоопределение - фактор социализации студентов колледжа/ С. В. Ягуфарова// Учитель. - 2009. - №4.
Электронные ресурсы:
33. ГАПОУ "Набережночелнинский политехнический колледж" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nchpk.ru/wordpress/
34. Тренинг на тему «планирование» [Электронный ресурс] - http://vision- trainings.ru/trening-po-planirovaniu


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ