Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации

Работа №35315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
549
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение игр экологического содержания как средства развития познавательного интереса у детей средней группы ДОУ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Особенности игр экологического содержания в дошкольном
возрасте 11
1.3. Особенности развития познавательного интереса детей среднего
дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование игр экологического содержания как средства развития познавательного интереса у детей средней группы ДОУ 26
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень
познавательного интереса дошкольников 26
2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса у детей
средней группы ДОУ средствами игр экологического содержания 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения


Современная социальная действительность характеризуется быстрыми темпами изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Сегодня от индивида требуется не просто владение определенной совокупностью знаний и умений, но, прежде всего, способность и желание самостоятельно получать новую информацию.
В связи с этим, в современной психолого-педагогической науке на передний план выходит проблема развития познавательных интересов детей на всех ступенях получения ими образования, в том числе и на этапе посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения, их теоретической сущности, особенностей формирования и развития.
Вместе с тем, в научной литературе все еще не преодолено противоречие между признанием необходимости развития познавательного интереса детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью вопроса о средствах его развития. В частности, в последнее время исследователи все чаще обращаются к изучению возможностей игровой деятельности и, в частности, игр экологического содержания в ходе развития познавательного интереса детей.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью разрешения данного противоречия, а также необходимостью ответа на социальный запрос, существующий в современном российском обществе.
Исходя из вышеизложенного, определена тема проводимого нами исследования - «Игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: провести теоретическое изучение и экспериментальную проверку возможностей использования игр экологического содержания в качестве средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством игр экологического содержания.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным в случае использования в работе игр экологического содержания.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- определить особенности игр экологического содержания в дошкольном возрасте;
- выявить особенности развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование игр экологического содержания как средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическим основанием исследования является современная психолого-педагогическая литература. В частности, специфика игр экологического содержания отражена в работах таких ученых как Т.В. Багаутдинова [5], А.В. Боровенская [6], Е.П. Еланева [15], С.А. Емельянова [16], В.А. Зебзеева [18], Г.А. Кожокарь [22], О.В. Коновалова [24], Л. Павлова [33], О.А. Редикульцева [36], М.Н. Тимофеева [44] и других современных исследователей.
Возможностям использования игры в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста посвящены исследования таких авторов как М.Е. Абричкина [2], Т.Л. Будникова [7], Е.В. Горева [12], Ю.В. Давыденко [13],
Г.В. Зиновьвева [19], Е.Е. Клопотова [21], В.И. Кунц [27], С.Ф. Митенева [31], А.А. Рысбаева [38], Л.Т. Синченко [40], И.С. Фельчук [45] и других отечественных авторов.
Методы исследования:
- анализ научной литературы, обобщение данных научных исследований;
- эмпирические - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, наблюдение за дошкольниками, анализ продуктивной деятельности детей;
- обработка результатов диагностики, математические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в его ходе был разработан план работы по развитию познавательного интереса у воспитанников средней группы ДОО посредством использования игр экологического содержания, показавший высокую результативность. На основе плана была создана картотека дидактических игр (Приложение 4), которая может быть использована в профессиональной деятельности воспитателей детских садов при организации работы, направленной на развитие познавательного интереса у воспитанников средней группы посредством дидактических игр.
Базой эмпирического исследования стало МБДОУ «Детский сад № 36 «Искорка» г. Елабуга. В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста, по 25 дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на теоретическое изучение и экспериментальную проверку возможностей использования игр экологического содержания в качестве средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Для достижения данной цели был проведен анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; определены особенности игр экологического содержания в дошкольном возрасте; выявлены особенности развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование игр экологического содержания как средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольного образовательного учреждения.
На основе проделанной работы были сделаны следующие основные выводы:
1. Одной из важнейших задач использования игр экологического содержания в воспитательно-образовательном процессе ДОУ при работе с детьми дошкольного возраста является формирование у детей познавательных способностей, активности, интереса к процессу познания явлений, объектов и закономерностей окружающего мира.
2. В период среднего дошкольного возраста познавательный интерес проходит развитие от ранней формы его проявления в виде любознательности, проявляющейся в непосредственном интересе ребенка к новым фактам, событиям, занимательным явлениям, в многочисленных вопросах к взрослым до познавательного интереса, направленного на познание сущностных свойств предметов и явлений, понимание значимых взаимосвязей между ними.
3. В ходе эмпирического исследования с воспитанниками средней группы были реализованы занятия, целью которых стало создание условий для развития их познавательного интереса посредством использования игр, имеющих экологическое содержание. Игровые занятия проводились в течение четырех месяцев, всего было проведено 24 игры. Кроме того, в группе была создана картотека дидактических игр экологического содержания, которые дети могли самостоятельно брать по желанию и играть в них в течение дня.
4. В результате проделанной работы, в то время, как в контрольной группе не произошло никаких изменений в уровне познавательного интереса, среди детей экспериментальной группы значительно увеличилось количество тех, кто имеет высокий уровень познавательного интереса в вербальной форме; произошло значительное повышение уровня развития содержательного и динамического компонентов познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Таким образом, по всем трем изученным показателям произошли существенные позитивные изменения. Благодаря проделанной работе дети стали чаще выражать свое познавательное отношение к окружающей действительности в вербальной форме, стремиться осуществлять разнообразные с точки зрения своего содержания действия с объектами. Все это позволяет сделать вывод о том, что, действительно, процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным в случае использования в работе с ними игр экологического содержания. Иными словами, гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута. Гипотеза исследования была подтверждена в ходе реализации педагогического эксперимента.



1. Абдуллина, Л.Б. Особенности организации экологического воспитания дошкольников / Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петрова, Р.Ф. Берзина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 5 - 6.
2. Абричкина, М.Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников / М.Е. Абричкина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2015. - № 1. - С. 71 - 74.
3. Аверьянов, Е.Н. Дидактическая игра в детском саду / Е.Н. Аверьянов // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 4. - С. 87 - 92.
4. Акованцева, Ю.В. Формирование экологической воспитанности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Ю.В. Акованцева, М.Н. Смирнова // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - № 3. - С. 97 - 101.
5. Багаутдинова, Т.В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики. - Уфа: Лето, 2013. - С. 43 - 47.
6. Боровенская, А.В. Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников / А.В. Боровенская, Т.В. Долгих, З.И. Кузнецова // Педагогический опыт: от теории к практике. - 2017. - С. 160 - 161.
7. Будникова, Т.Л. Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников / Т.Л. Будникова, А.И. Тимофеева // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 6-2. - С. 166 - 169.
8. Вербицкий, А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде / А.А. Вербицкий // Вестник Московского университета. - 2014. - № 4. - С. 40 - 51.
9. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации / Е.Л.
Виноградова // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - С. 47 - 56.
10. Воюшина, Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста / Е.А. Воюшина, Т.Е. Черноокова // Современное дошкольное образование -2014. - № 8. - С. 18 - 27.
11. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 254 - 256.
12. Горева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников / Е.В. Горева // Социосфера. - 2014. - № 14. - С. 202 - 203.
13. Давыденко, Ю.В. Дидактическая игра как средство формирования познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Давыденко // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом. - Пермь: ПГНИУ, 2013. - С. 191 - 193.
14. Дашевская, А.Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся / А.Е. Дашевская. - Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2013. - 97 с.
15. Еланева, Е.П. Роль дидактических игр экологического содержания в формировании экологического образования дошкольников / Е.П. Еланева, Н.А. Бережная, Е.В. Губарькова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2018. - Т. 1. - С. 91 - 93.
16. Емельянова, С.А. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста / С.А. Емельянова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. - 2017. - С. 66 - 69.
17. Жукова, Ю.Н. Роль игры в системе экологического образования дошкольников / Ю.Н. Жукова // Таврический научный обозреватель. -
2016. - № 1. - С. 131 - 135.
18. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами игры / В.А. Зебзеева, О.В. Иванова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 6. - С. 303 - 307.
19. Зиновьвева, Г.В. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Зиновьвева // Инновации в современной науке. - 2016. - С. 43 - 46.
20. Иванова, О.В. Дидактические игры в детском саду / О.В. Иванова // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 6. - С. 132 - 135.
21. Клопотова, Е.Е. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте / Е.Е. Клопотова, И.А. Самкова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - № 2. - С. 25 - 37.
22. Кожокарь, Г.А. Особенности организации дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста / Г.А. Кожокарь // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека. - Сергиев Посад, 2014.
- С. 175 - 177.
23. Кондрашова, М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки / М.А. Кондрашова. - Оренбург: ОрГУ, 2015. - 116 с.
24. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2014.
- С. 35 - 36.
25. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психологопедагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник ШГПИ. - 2013.- № 2. - С. 66 - 72.
26. Кругликов, В.Н. Методы активного обучения / В.Н. Кругликов. - СПб: ВИТУ, 2018. - 260 с.
27. Кунц, В.И. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников / В.И. Кунц // Наука и образование. - 2014. - С. 100 - 102.
28. Левина, И.А. Особенности и формы экологического воспитания детей / И.А. Левина // Проблемы педагогики. - 2017. - № 4. - С. 44 - 47.
29. Малай, А.А. Сущность понятия «познавательный интерес» / А. А. Малай // Проблемы современного экологического образования. - 2015. - № 46-1.- С. 295 - 300.
30. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 16 - 19.
31. Митенева, С.Ф. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся / С.Ф. Митенева // Современный научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 73 - 76.
32. Носкова, И.С. Изготовление дидактических игр в совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых / И.С. Носкова // Педагогика, психология, социология: теория и практика. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2017. - С. 101 - 105.
33. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С. 40 - 49.
34. Панченко, Е.М. Формирование познавательного интереса дошкольников / Е.М. Панченко // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие.
- 2016. - № 1. - С. 45 - 47.
35. Плетнева, Е.Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью / Е.Н. Плетнева // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 5. - С. 91 - 92.
36. Редикульцева, О.А. Игра как средство формирования экологических знаний / О.А. Редикульцева // Ямальский вестник. - 2015. - № 4. - С. 131 - 133.
37. Рудко, Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Рудко // Nauka-Rastudent. - № 5. - 2014. - С. 32 - 40.
38. Рысбаева, А.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников / А.А. Рысбаева, Г.Г. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 51. - С. 78 - 80.
39. Савенкова, И.В. Роль дидактической игры у детей дошкольного возраста / И.В. Савенкова // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 331 - 338.
40. Синченко, Л.Т. Игра как средство развития познавательных процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе / Л.Т. Синченко // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарно-социальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
41. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // 21 Царскосельские чтения. - 2015. - С. 89 - 92.
42. Солодовникова С.А. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников / С.А. Солодовникова, Н.М. Мальфанова, Л.В. Муракаева // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2017. - № 1. - С. 54 - 56.
43. Суркова, Е.С. Особенности развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Суркова // Молодежная наука: тенденции развития. - 2018. - № 4. - С. 34 - 41.
44. Тимофеева, М.Н. Развитие экологического воспитания дошкольников посредством дидактических игр / М.Н. Тимофеева, О.В. Сперанская // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. - 2018. - С. 54 - 56.
45. Фельчук, И.С. Дидактическая игра как средство психического развития детей дошкольного возраста / И.С. Фельчук // Дошкольное и начальное
школьное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - № 3. - С. 9 - 11
46. Фролова, Ю.А. Формирование познавательного интереса у дошкольников
/ Ю.А. Фролова // Дошкольное образование: опыт, проблемы,
перспективы развития. - 2015. - № 4. - С. 151 - 153.
47. Хикматова, А.С. Психологические аспекты готовности к школьному обучению / А.С. Хикматова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. - С. 89 - 96.
48. Ходакова, Н.П. Развитие познавательных интересов у дошкольников / Н.П. Ходакова, Н.В. Фролова, Э.Л. Ларшина, А.В. Мадумарова // Инновации в науке. - 2016. - № 10. - С. 126 - 133.
49. Чепайкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Чепайкина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 4. - С. 42 - 44.
50. Штепина, И.С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности / И.С. Штепина // Психологические науки: теория и практика. Материалы международной научной конференции. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ