Введение 3
Глава I. Общая характеристика выразительных средств
художественного произведения 6
1.1. Лингвистические средства лексического уровня 6
1.2. Лингвистические средства грамматического уровня 13
1.3. Лингвистические средства синтаксического уровня 19
1.4. Прямая речь как средство характеристики героя 25
Глава II. Специфика создания подростковых образов в художественном произведении (на материале французского рассказа «Ранние всходы»).32
2.1. Краткое описание произведения «Ранние всходы» 32
2.2. Характеристика подростковых образов на лексическом уровне 32
2.3. Характеристика подростковых образов на грамматическом
(морфологическом) уровне 39
2.4. Характеристика подростковых образов на синтаксическом
уровне 41
2.5. Речевая характеристика подростковых образов 46
Заключение 52
Библиография
В современной художественной литературе произведения, описывающие жизнь подростка и рассказывающие о его проблемах, занимают достаточно большое место. Среди завоевавших всеобщую популярность: «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера, «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски и др. В связи с развитием литературы такого жанра в настоящее время возникают и работы, в которых авторы делают попытки анализировать материал, что говорит о высокой актуальности подобных исследований.
В отечественной и зарубежной лингвистике, таким образом, существует значительное количество работ, где рассматривается «образ подростка в современных произведениях». Как правило, в качестве объекта исследования авторы подбирают различные произведения как из отечественной, так и зарубежной литературы. Иногда авторы сравнивают образы родной и зарубежной литературы. Примером может послужить статья «Образ подростка в современной русской и зарубежной литературе (на примере произведений А. Лиханова «Никто» и К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс») Ивановой О.А. Предметом многих работ выступают проблемы современных подростков, их психологический портрет (например, диссертация Федотовой Л.В. под названием «Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе: вторая половина XX века», работа Д.С. Чайниковой «Образ подростка в некоторых произведениях современной норвежской литературы, переведенной на русский язык»). Отчасти в этих работах присутствует лингвистический анализ речи самого героя, например, в работе Федотовой Л.В. в отдельном пункте рассматривается типология речевых характеристик персонажа. В этой связи стоит упомянуть еще один научный труд, посвященный «характеристике синтаксических особенностей речевого портрета школьников-подростков» Шмульской Л.С. и Мамаевой С.В. Однако, несмотря на кажущуюся всестороннюю проработанность тематики, из общего числа найденных вариантов, ни в одной работе не уделяется достаточное место изучению широкого спектра лингвистических средств создания того самого образа, чем и обусловлена научная новизна представленного исследования.
Наша работа, таким образом, направлена на выявление лингвистических средств, которыми автор пользуется, чтобы создать современный образ в современном произведении. Как следствие, цель данной работы - комплексный анализ языковых средств, с помощью которых автор рисует образ подростка. Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи исследования:
• выявить инвентарь языковых средств создания образности на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях;
• описать функциональную специфику средств создания образности;
• провести лингвистический анализ подростковых образов на материале выбранного произведения;
• определить лингвистические особенности создания образа подростка.
Объектом нашего исследования выступают лингвистические средства выразительности в художественном произведении. Предмет данной выпускной квалификационной работы - специфика создания образа подростка в художественном произведении.
В нашей работе мы опирались на такие общенаучные методы исследования как анализ (при изучении отдельных уровней языка в практической части) и синтез (в изучении теоретического материала). Кроме того, в ходе исследования использовались традиционные для подобного рода исследований метод сравнительно-переводческого анализа, прагмалингвистический и функционально-стилистический методы.
Теоретическая база настоящего исследования представлена трудами вышеперечисленных ученых. Кроме того, в качестве иллюстративного материала нами привлекались данные, полученные ведущими специалистами в области стилистики и перевода художественных произведений, И.Б. Голуб и Т.А. Казаковой.
Материалом исследования послужил роман Сидони-Габриэль Колетт «Ранние всходы». Иллюстративный материал теоретической части дополнен примерами из русских художественных произведений. Для этого были использованы рассказы М. Горького, И.А. Бунина, басни И.А. Крылова. Французские примеры в теоретической части представлены в нашем переводе.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что она вносит некоторый вклад в существующие научные концепции в области стилистики и прагматики художественного произведения, обобщая теоретический материал, представленный в работах авторов, изучающих средства выразительности уточняя, конкретизируя некоторые положения современной науки и дополняя ее новым фактологическим материалом.
Практическая значимость нашей работы определяется возможностью использовать результаты исследования в рамках курсов филологического анализа художественного текста, стилистики и лексикологии французского языка, а также для разработки методических комментариев по художественному переводу.
Апробация работы. Основные положения настоящей выпускной квалификационной работы излагались на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и актуальные проблемы современной науки» (Ставрополь, 17-19 апреля 2018 г.). Материалы были опубликованы в сборнике «Молодежь и актуальные проблемы современной науки».
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и библиографии.
Объем работы: 57 с.
Любая попытка изучения комплексного процесса создания образа персонажа художественного произведения - многоаспектное исследование, отличающееся полифункциональным подходом. Поскольку цель нашей выпускной квалификационной работы состояла в проведении системного описания специфики использования лингвистических средств для создания образа подростка, нами был осуществлен комплексный анализ языковых единиц рассказа «Ранние всходы», использованных автором для характеристики образов основных персонажей, на лексическом и грамматическом уровнях, а также на уровне метатекстуальной организации повествования. В первой главе нашей работы мы выяснили, какие лексические, грамматические и синтаксические средства могут быть использованы в художественных произведениях, опираясь на труды Николаева А.И., Кухаренко В.А. и др. Поскольку для анализа мы выбрали произведение французской писательницы Колетт Сидони-Габриель, мы включили в теоретическую часть работу Долинина К.А., посвящённую стилистике французского языка. Опираясь на теоретический материал, мы проанализировали вышеупомянутое произведение на наличие этих лингвистических средств. Выяснилось, что в силу различий в характере и в отношении к миру, ко взрослой жизни и в целом взрослению, к признанию своих чувств автор подбирает для подростков разные средства, или по крайней мере можно говорить о преобладании некоторых.
Таким образом, наиболее релевантными средствами характеристики образа подростка являются синтаксический повтор, градация, риторический вопрос, парцелляция, разговорная лексика, которые появляются в речи героя и ярче и точнее передают его чувства. В авторской речи наиболее экспрессивными средствами для создания подростка, в зависимости от его характера, являются эмоциональные глаголы, гиперболы, синтаксический повтор, бессоюзие или же метафора, сравнение, многосоюзие.
Теоретический материал нашего исследования может послужить дополнительным источником ознакомления с лингвистическими экспрессивными средствами. Практическая же часть работы заключается в возможности использовать полученные выводы при анализе художественных произведений, в частности при анализе подростковых образов.
Данная работа расширяет ту базу литературы, освещающую образ подростка в художественном произведении. Мы рассмотрели не только речь подростка, ключевой фактор при характеристике героя, но и те средства выразительности, которыми пользуется автор, преследую цель создания подросткового образа.
В связи с тем, что очень часто мы обращали внимание на то, как поведение подростка отражается в языке автора и самого героя, наша работа имеет отношение к такой области науки, как психолингвистика. Поэтому дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением языка этого художественного произведения, как отражения мышления и поведения подростков.
1. Адамчук Т.В. Природа символа и художественный текст / Т.В.
Адамчук [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // study-
english.info/article089.php, дата обращения 12.03.18.
2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: уч. Пособие / Г.Н. Акимова. - М.: Высшая школа, 1990. -168 с.
3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 416 с.
4. Боднарук Е.В. Способы передачи внутренней речи персонажей в
художественном произведении / Е.В. Боднарук // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2010. - № 5. -С. 71-76.
5. Власевская И.А. Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста / И.А. Власевская // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2009. - Том 6. № 2. С. 64-69.
6. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е.М. Галкина-Федорук // Сборник статей по языкознанию. - 1958. - . С. ЮЗ- 124.
7. Гамгия Л.А. Речевая характеристика как один из стилистических приемов создания образа: сущность, понятия / Л.А. Гамгия // Новая наука: стратегия и векторы развития. - 2016. - № 4-3 (76). - С. 99-102.
8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4603250/, дата обращения 16.03.18.
9. Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: Учебное пособие. Изд. 4-е. / К.А. Долинин. - М.: КомКнига, 2010. - 304 с.
10. Долинин К.А. Стилистика французского языка 2-е изд., дораб. / К.А. Долинин. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
11. Казакова Т.А. Художественный перевод: Учебное пособие / Т.А. Казакова. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 112 с.
12. Колетт С.-Г. Ранние всходы / С.-Г. Колетт [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://knigogid.ru/books/808344-rannie-vshody/toread, дата
обращения 04.02.18.
13. Короткова А.А. Несобственно-прямая речь как прием синтаксической стилистики / А.А. Короткова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //j ournal .mrsu.ru/arts/nesobstvenno-pryamaya-rech-kak-priem-sintaksicheskoj - stilistiki, дата обращения 14.05.18.
14. Красовский В.Е. Внутренняя речь / В.Е. Красовский [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6b3395.pdf, дата обращения 15.05.18.
15. Кузнецова С.В. Внутренняя речь персонажа художественного произведения и аспекты ее изучения / С. В. Кузнецова // Вопросы современной науки и практики Университет им. В.И. Вернадского. - 2007. - №1(7). - C. 99104.
16. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». - 2-е изд., перераб. / В.А. Кухаренко. - М.: Просвещение, 1988. -192 с.
17. Лингвистический анализ художественного текста (учебное пособие) /
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://superinfru/view_helpstud.php?id=291, дата обращения 15.02.18.
18. Михайлюк Ю.В. Экспрессивные синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника / Ю.В. Михайлюк // Научная мысль Кавказа. - 2013. - №1. С. 151-155.
19. Набокова Ю. Речевая характеристика. Как разнообразить речь персонажа / Ю. Набокова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://juliana.livejournal.com/109389.html, дата обращения 25.02.18.
20. Николаев А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. / А.И. Николаев. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. - 255 с.
21. Основное коммуникативное членение на тему и рему. Типы ремы и темы. Влияние актуального членения на семантические процессы предложения / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3156527/, дата обращения 19.05.18.
22. Писарева А.А. Речевая характеристика как приём создания образов персонажей и проблемы перевода (на материале художественных произведений): выпускная квалификационная работа: 45.03.02 / А.А. Писарева. - Челябинск, 2017. - 136 с.
23. Словарь лингвистических терминов / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //dic.academic.ru/dic. nsf/lingvistic/866/%D0%BD%D0%B5 %D 1 %81 %D0%BE%D0%B1 %D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 0%BE, дата обращения 22.04.18.
24. Трощинская-Степушина Т.Е. Несобственно-прямая речь как средство создания лингвистического портрета героя / Т.Е. Трощинская-Степушина // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2013. - Том 26 (65). № 1. - С. 63-67.
25. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.
26. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций / В.И. Шаховский. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
27. Шигаревская Н.А. Очерки по синтаксису современной французской речи / Н.А. Шигаревская [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://digilib.phil.muni.cz/handle/11222.digilib/100846, дата обращения: 17.04.18.
28. Colette S.- G. Le ble en herbe / S.- G. Colette - Paris: Flammarion, 1923. -
249 с.
29. Di Cecco D. P. L’adolescence dans le ble en herbe de Colette / D. P. Di
Cecco [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/ubctheses/831/items/1.0086503, дата обращения 07.05.18.
30. Garda S.P. Saveurs et senteurs dans le ble en herbe de Colette / S. P. Garda // Economie et finances. - 2017. - С. 571-579.
31. Maget F. Le ble en herbe / F. Maget [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //murielle 1423.free. fr/michael2/choupette/CO_FLAM_Le_ble_en_herb e_college.pdf, дата обращения: 16.05.18.
32. The role of clothing in Colette’s Green Wheat / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fashionabecedaire.tumblr.com/post/14570253254/the-role-of- clothing-in-colettes-green-wheat, дата обращения 25.04.18.
33. Tupamaki N. Analyse de la description physique des personnages feminins dans le Ble en herbe de Colette / N. Tupamaki [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //jyx.jyu. fi/bitstream/handle/123456789/23381/noora_tupam%e4ki_col ette.pdf?sequence=1, дата обращения 05.05.18.