Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №35283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
764
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УСЕЧЕНИЕ В СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ГРАММАТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 7
1.1. Усечение как способ словообразования. Основные подходы к изучению
усечения в русском языке 7
1.2. Усечение имен нарицательных 10
1.2.1. Аморфемное усечение от основ имен существительных 10
1.2.2. Морфемные усечения от основ имен существительных 11
1.2.3. Усечение с суффиксацией 12
1.2.4. Усечения от основ имен прилагательных 13
1.3. Усечение имен собственных 14
1.4. Морфонологические изменения при усечении 15
1.5. Лексические явления в сфере усечений 17
1.5.1. Омонимия в сфере усечений 17
1.5.2. Синонимия в сфере усечений 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСЕЧЕНИЙ В РЕЧИ 23
2.1. Функции усечений 23
2.2 Трансформация усечений в речи 26
2.2.1. Усечения - синонимы 27
2.2.2. Усечения с семантической трансформацией 36
2.2.3. Усечения с грамматической трансформацией 39
2.2.4. Усечения с семантико-грамматической трансформацией 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УСЕЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 52
3.1. Теоретические основы изучения усечения в школе 52
3.2. Методические рекомендации по изучению усечения в средней школе 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Современный русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, выходит за рамки давно сформировавшихся норм, разрушает сложившиеся стереотипы мышления, становится раскованным и еще более красочным. Происходящие в языке процессы заставляют лингвистов задуматься о некоторой «порче» языка, которая, по их мнению, выражается в увеличении количества заимствований, а так же в стилистической сниженности слов, употребляемых не только в повседневной разговорной речи, но и встречающихся в художественных и публицистических текстах.
Тем не менее, многие лингвисты уверены, что нет оснований полагать, что русский язык «портится». Так, В.Г. Гак высказал свое мнение, что для того, чтобы оценить состояние современного русского языка нужно разграничить два аспекта, которые, к сожалению, не так ярко дифференцируются в лингвистике в настоящее время, это: структура языка и языковая способность, подразумевающая под собой умение пользоваться языком. Согласно мнению В.Г. Гака, структуре языка ничего не угрожает, а вот языковые нормы меняются, что является вполне естественным явлением, ведь язык развивается вместе с обществом [Гак, 2000, с.5]. В настоящее время язык обогащает свое функционально-смысловое многообразие и вырабатывает новые стилистические нормы, что не меняет его структуру, а лишь раскрепощает и делает еще более свободным.
Эти тенденции хорошо проявляются в современных текстах, которые отражают две основные формы существования языка: язык разговорный, и язык литературный. Если при анализе текстов обратиться к словообразовательным процессам, происходящим в современном языке, то можно выявить, насколько развита языковая способность носителей языка. В ведь именно в процессе словообразования создаются новые необходимые для коммуникации наименования, распространенные в разговорной речи, жаргонах, языке художественной литературы, языке СМИ.
На данный момент одним из самых используемых словообразовательных способов в русском языке является усечение, которое реализует закон экономии языковых средств, используя в качестве номинации меньший эквивалент, чем мотивирующее его слово.
Современные лингвисты не оставили усечение без внимания.
Е.А. Земская, Д.Н. Шмелев, Н.С. Валгина и др. посвятили множество работ изучению данного словообразовательного способа. Но, несмотря на заинтересованность лингвистов в изучении данного словообразовательного способа, проблема усечения в современном русском языке остается по-прежнему актуальной, т.к. ученые так и не смогли прийти к единому мнению, к тому же многие аспекты усечения так и остались не изучены.
Актуальность нашего исследования заключается во всестороннем изучении усечения в современном русском языке. Несмотря на многообразие толковых словарей, они не успевают фиксировать все появляющиеся в языке слова, и, как следствие, достаточно большой пласт активно употребляемой лексики остается без внимания со стороны лингвистов.
Таким образом, объект исследования - процесс образования новых слов в современном русском языке.
Предметом исследования являются слова, образованные путем усечения и другие языковые явления, смежные с усечением.
Целью нашей работы является словообразовательный, лексикограмматический и речевой анализ усечений в современном русском языке.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть научные подходы к определению усечения;
2. Изучить особенности образования усечений в современном русском языке;
3. Описать морфонологические изменения, происходящие при усечении;
4. Рассмотреть семантические процессы, связанные с функционированием усечений;
5. Определить функции усечения;
6. Дать классификации усечения;
7. Предложить методические рекомендации по изучению усечения в школе.
Научной базой исследования послужили труды Маркова В.М., Николаева Г.А., Мариновой Е.В., Шанского Н.М., Земской Е.А., Улуханова И.С.,Шмелева Д.Н. и др.
Материалом исследования послужили толковые словари русского языка Кузнецова С.А., Ожегова С.И., Ефремовой Т.Ф., тексты периодических изданий, произведения художественной литературы, и живая разговорная речь.
Основные методы исследования - описательный и сопоставительный. Применяя данные методы, мы смогли создать рабочую классификацию рассматриваемых в работе усечений, определить их общие и отличительные семантико-грамматические черты. Также были использованы приемы компонентного и стилистического анализа слов.
Научная новизна работы заключается в том, что мы рассмотрели усечение не только в словообразовательном аспекте, но и проанализировали данный словообразовательный способ с семантической и морфологической точки зрения, что послужило основой для разработки рабочей классификации усечений и определения их функции в речи.
Теоретическая новизна заключается в наличии словника, содержащего достаточное количество усечений, активно употребляемых в речи в наши дни.
Практическое применение результатов. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике в школах, вузах, а также на специализированных курсах по словообразованию.
Апробация работы. Основные результаты работы нашли отражение в докладе на ежегодной итоговой студенческой научной конференции (05.04.2019) и в опубликованных тезисах доклада.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе усечение рассматривается в словообразовательном и грамматическом аспектах. Поднимается проблема разного определения понятия усечения в языке, рассматривается образование усечений, а так же морфонологические явления, сопровождающие процесс образования усеченных слов, их синонимия и омонимия.
Вторая глава раскрывает особенности функционирования усечений в речи, а также включает в себя рабочую классификацию усечений.
В третьей главе даны методические рекомендации по изучению усечений в школе.
Приложение включает в себя две технологические карты уроков по русскому языку для 6 и 10 классов, а также словник наиболее распространенных усечений в современном русском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время актуальной проблемой для лингвистов является изучение «живого» языка. Слова, образованные путем усечения, активно проникают в современный русский язык, закрепляются в нем и являются одним из способов пополнения словарного запаса языка.
Современной русской речи свойственны яркость, выразительность, эмоциональность, точность, краткость. Все это находит свое воплощение в использовании усечений. Именно поэтому употребление усечений в настоящее время заметно увеличилось.
Усечения, которые изначально использовались с целью экономии языковых средств, теперь наделены яркой экспрессивностью, которая несет дополнительную смысловую нагрузку: от пренебрежительной: следак - следователь, азер - азербайджанец, до добродушно-насмешливой: Пэм - Памела Андерсон, Владик - Владивосток.
Усекаться могут не только самостоятельные морфологические единицы, но и морфемообразные сегменты. Как следствие, усечения, образованные от основ имен существительных, могут быть разделены на аморфемные усечения (чел - человек, универ - универитет), морфемные усечения (инет - интернет, фаг - бактериофаг) и усечения с суффиксацией (бассик - бассейн, музон - музыка). А помимо усечений, образованных от основ имен прилагательных (наив - наивный), можно выделить усечения от основ прилагательных с семантической конденсацией (автомат - автоматический зачет).
Процесс усечения затронул как имена нарицательные, так и имена собственные. Широко используется усечение при образовании топонимов: Багамы - Багамские острова, Битлы - The Beatles и др.
Большая информативность начала слова привела к тому, что в большинстве случаев усечению подвергается конечная часть слова (кроссы - кроссовки). Однако не стоит забывать, что усекаться могут и середина (инет - интернет), начало (ситет - университет), середина (кондер - кондиционер).
Процесс усечения может сопровождать различными морфонологическими процессами. Так, изменение рода (дембель - демобилизация) и, как следствие, изменения склонения - наиболее распространенные изменения. Помимо них усечение также сопровождается изменением числа, например: Кузнецы - Кузнецкий мост, Тимки - Тимерязевская.
Перенос ударения (музон - музыка), выпадение и изменение гласных (дембель - демобилизация), а также оглушение/озвончение (примитив - примитивный), смягчение/отвердение (нелегал - нелегальный) также нередко сопровождают процесс усечения.
Рассмотрев лексические изменения в сфере усечения мы пришли к выводу, что усечения распространены в разных социальных группах, что способствовало возникновению синонимии в данной сфере.
Предложенная нами классификация показала, что изменения, происходящие при усечении слов, затрагивают не только грамматические изменения, но и семантические, в ходе которых значение производного слова может расширяться или сужаться.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее широкую группу составляют усечения - синонимы, которые могут служить вариантами мотивирующим словам, и отличаться от них лишь стилистической окраской.
Сферы функционирования усечений постепенно расширяются, т.к. они активно принимаются языком. Так, характерные для характерной речи усечения начали активно проникать в художественные и публицистические тексты, что значительно расширило их функции. Так, усечение в языке выполняет следующие функции: компрессивную, стилистическую, назывную, аттрактивную, функцию выражения «социальной солидарности», языковой игры, функцию стилизации.
Однако, несмотря на то, что усечения уже хорошо освоены языком, у лингвистов они вызывают разногласия. Ученые так и не смогли прийти к единому взгляду на усечение. Одни считают, что это разновидность аббревиации, другие рассматривают усечение как нулевую суффиксацию, третьи считают, что это самостоятельный словообразовательный способ. Как итог, в школьных учебниках произошло смешение понятий усечение, нулевая суффиксация и аббревиация, что в настоящее время является проблемой при изучении усечения в школе.
Мы предлагаем рассматривать усечение как разновидность аббревиации, которая имеет некоторые особенности. Такой подход к обучению усечению поможет избежать путаницы и даст более точное представление об усечении.
Таким образом, усечение является активным способом расширения словарного состава языка, который требует дальнейшего изучения. Усечения довольно активно образуются в речи и, как следствие, не всегда фиксируются современными словарями. Однако их активное проникновение в тексты разных жанров и стилей современного русского языка требует пристального внимания учёных.


1. Алексеев Д.И. Сокращенные слова в русском языке / Д.И. Алексеев. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. — 328 с.
2. Алексеев, Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов / Д.И. Алексеев // Развитие словообразования современного русского языка — М.: Наука, 1966. - 211 с.
3. Бабайцева В.В. Единый учебник по теории для 5-9 класса; В.В.
Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2012. — 319 с.
4. Бакина М.А. Словотворчество / М.А. Бакина // Языковые процессы современной русской художественной литературы — М., 1977. — С.41-44
5. Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс. / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова. — М.:Провещение, 2015. — 194 с.
6. Борисов В.В. Аббревиация и акронимия / В.В. Борисов. — М., 1972. —319 с.
7. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. Пособие для студентов и учителей / А.А. Брагина. — М.: Просвещение, 1973. — 224 с.
8. Валгина Н.С. Современный русский язык./ Н.С. Валгина, Д.Э.
Розенталь, М.И. Фомина. — М.: Логос, 2002. — 528 с.
9. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или лексикологии / В.В. Виноградов. — М., 2001. — с.207.
10. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования / В.Н. Виноградова. — М, 1984. — с.184.
11. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию/ Г.О.
Винокур // Избранные работы по русскому языка. — М., 1959. — С. 419
442.
12. Гаврилкина Т.Ю. Нулевая суффиксация в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Ю. Гаврилкина. — Астрахань, 2009. — 17 с.
13. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г.
Гак. — М.: Наука, 2000. — 832 с.
14. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис / Е.Л. Гинзбург. —М.: Наука, 1997. — 264 с.
15. Горшунов Ю. В. Новая аббревиатурная и отаббревиатурная лексика английского языка/Ю. В. Горшунов. — Бирск: БГПИ, 1998. — 99 с.
16. Грамматика русского языка: в 2 т. — Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — М.: Наука, 1982. — С.1129-1143.
17. Елистратов B.C. Словарь русского арго / В.С. Елистратов. — М.:
Русские словари, 2000. — 694 с.
18. Ермакова О.Г. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона / О.Г. Ермакова, Е.А. Земская, Р.И. Розина. — М.: Азбуковник, 1999. — 320 с.;
19. Земская Е.А. Активные процессы в словообразовании современных славянских языков / Е.А. Земская, О.П. Ермакова, Рудник-Карват // Славянское языкознание. — М.: Логос, 2003. — 304 с.
20. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. — М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
21. Земская Е.А. Словообразование и текст / Е.А. Земская // Вопросы языкознания. М.: Флинта, 1990. — №6. — С.17-31.
22. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. — М.
: Наука, 1992. — 220 с.
23. Касаткин Л.Л. Русский язык / Л.Л. Касаткин — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 768 с.
24. Корнеева Т.А. Нулевая суффиксация и конверсия как способы словообразования / Т.А. Корнеева // Филология и культура. — №1. — 2018. — С.77-82
25. Корнеева Т.А. Нулевая суффиксация и усечение в современном русском языке / Т.А. Корнеева //Сборник тезисов Международного научного симпозиума «Русская грамматика 4.0.» (Москва, 13-15 апреля 2016 года). М.:ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина», 2016. — С.900-906.
26. Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского
словообразования / В.В. Лопатин // Вопросы языкознания. №1
1966. — С. 76 - 87.
27. Лопатин В.В. Русская грамматика / В.В. Лоптин. — М.: Дрофа, 2000. —
657с.
28. Лопатин В.В. Сходства и различия в словообразовательных системах славянских языков / В.В. Лопатин, И.С. Улуханов // Славянские языки. — М.: Наука, 1983. — С. 169-184.
29. Львов С.И. Русский язык, 6 класс. / С.И. Львов, В.В. Львова. —М.: Мнемозина, 2013. — 205 с.
30. Маринова Е.В. Синонимия и вариантность в лингвистической терминологии: На материале терминов морфемики и словообразования: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Е.В. Маринова. — Нижегородский ун-т. — Нижний Новгород, 1998. — 20 с.
31. Марков В.М. Избранные работы по русскому языку / В.М.
Марков. — Казань: Издательство «ДАС», 2001. 275 с.
32. Николаев Г.А. Лекции по современному образованию / Г.А.
Николаев. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. — 188 с.
33. Николина Н.А. Словообразовательная игра в художественном тексте / Н.А. Николина. — М.: Наука, 1999. — 337 с.
34. Новиков Л.А. Современный русский язык / Л.А. Новиков — СПб.: Лань, 2001. — С. 115-150, 302 - 305.
35. Осипова Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксация, универбация, усечение). дисс. докт. филол. наук / Л.И. Осипова . — М., 1999. — 208 с.
36. Разумовская М.М., П.А. Лекант. Русский язык. 6 класс / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. — М.: Дрофа, 2012. — 154 с.
37. Реформаторский А.А. Введение в языковедение / А.А.
Реформаторский. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 536 с.
38. Рихтер Г. И. Обратное словообразование в русском языке / Г.И. Рихтер // Проблемы словообразования русского и украинского языков. — Киев; Донецк, 1976. — С. 158-194.
39. Русская грамматика: в 2 т. — М.: Наука, 1980. — Т.1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — 789 с.
40. Скляревская, Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка / Г.Н. Скляревская. — М.: Эксмо, 2004. —448 с.
41. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь и др. — М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. — С. 81-110, 113 - 116.
42. Современный русский язык: Теория: Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: В 2 ч. — М.: Академия, 2001. — Ч 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование — 544с.
43. Тихонов, А. Н. Все трудности русского словообразования. Словарь- справочник / А.Н. Тихонов, Т.Л. Беркович. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 816 с.
44. Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. / Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. — М.: Провещение, 2014. — 189 с.
45. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов — М., 2008. — 221 с.
46. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке / И.С. Улуханов. — М.: Наука, 1977. — 256 с.
47. Улуханов И.С. О видах усечения основ мотивирующих слов в русском словообразовании / И.С. Улуханов // Развитие современного русского языка. М., 1975. — С.117-125.
48. Улуханов И.С. Обратное словообразование (образование окказионализмов путем усечения) / И.С. Улуханов // Русская речь. №2. - М.: Наука, 1977. — С.298-299.
49. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 300 с. 
50. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию /
Шанский. — М.: Ленанд, 2016. — 332 с.
51. Шанский Н.М.. Современный русский язык учебник для студентов
педагогических институтов: в 3 ч. — М.:Просвещение, 1987. — ч.2:
Словообразование. Морфология. — 213 с.
52. Ширшов И. А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И. А. Ширшов. — Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1981. — 117 с.
53. Ширшов И.А. Типы словообразовательной мотивированности / И.А. Ширшов // Филологические науки. М.: Флинта, 1995, № 1. — С.26-28.
54. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. / Д.Н.
Шмелев. — М., 1977. — 146 с.
55. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык / Л.В.
Щерба // Избранные работы по русскому языку. — М.:Просвещение, 1967. — С.133-139.
56. Янко-Триницая Н.А. Словобразование в современном русском языке /
Н.А. Янко-Триницкая. — М.: Изд-во «Индрик», 2001. — 98 с. Электронные ресурсы:
57. Национальный кор URL
58. Толковый словарь https: //gufo. me/dict/kuznetsov]
С.А.Кузнецова. — URL
59. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. — URL: https://www.efremova.info/
60. Грамота.ру. — URL: http://gramota.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ