Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Краеведческий подход при изучении курса экономической и социальной географии (9-11 класс)

Работа №35281

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
687
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты организации краеведческой работы в школе
1.1 Историко-теоретический анализ использования краеведческого подхода при изучении экономической и социальной географии
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования краеведческого подхода в школе (9 класс)
1.3 Анализ школьных учебников и учебно-методических пособий по экономической и социальной географии
2. Использования краеведческого подхода в учебно-воспитательном процессе при изучении экономической и социальной географии
2.1 Применение педагогических технологий краеведческой направленности в учебном процессе
2.2 Использование краеведческого подхода во внеурочное время в образовательных учреждениях
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по краеведческой деятельности при изучении экономической и социальной географии
Заключение
Литература

В повышении научного уровня обучения географии большое значение имеет краеведение, которое в последние годы прочно вошло в систему обучения в школах. В связи с этим в учебные планы географических факультетов педагогических университетов введен предмет « Краеведение » . Задача предмета - научить студентов самостоятельно проводить краеведческую работу в процессе обучения географии.
Краеведение в школе - деятельность учащихся по изучению природы, социально - экономического и культурного развития края, которая осуществляется как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях.
Краеведение - важное средство связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует общему Образованию, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию школьников, всестороннему развитию их способностей.
Использование местного материала в процессе обучения географии помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у детей интерес к географическим и экологическим знаниям, воспитывает в них стремление к самостоятельному творчеству, помогает учащимся выбрать будущую профессию.
Краеведение является важным средством осуществления меж предметных связей. Наряду с образовательно - воспитательными задачами оно может решать задачи и общественно полезного характера.
Для правильной постановки обучения краеведению в школе большое значение имеет как содержание географических, исторических, культурологических, экологических , этно-экологических знаний и сведений, так и те приемы и методы, которые применяются при изучении родного края.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей школьного географического краеведения, а также выявление педагогического значения в современный период времени.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ школьного географического краеведения;
- анализ педагогического значения школьного географического краеведения;
- изучение методов осуществления краеведческого подхода в преподавании географии;
- исследование возможностей использования краеведческого компонента при изучении курса географии за 6-8 классы.
Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся в процессе краеведческого образования в школе; часть учебно-воспитательного воспитательного процесса; внеклассная работа.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления.
Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов в теории и практике методики преподавания географии, краеведения, педагогики и возрастной психологии.
Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:
- приобретение навыков исследовательской работы;
- поэтапное формирование в работе навыков, умений;
- работа на уроках и внеклассных мероприятиях;
- методическая работа; - полноценное выполнение исследовательских заданий.
В работе использованы следующие методы:
- теоретический анализ;
- анализ действующих программ;
- педагогический эксперимент;
- наблюдение.
Новизна работы заключается в том, что:
- краеведческий аспект востребован в практике современного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;
- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;
- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:
1. Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;
2. Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;
3. Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А.Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.
При написании исследовательской работы мы учитывали специфику регионального курса, которая подразумевает более широкое использование активных форм обучения: в рамках классно - урочной формы - лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы - экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты:
- интегративный характер, обеспечивающий формирование у учащихся целостного восприятия региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;
- особое значение воспитательной функции;
- выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес;
Краеведческий подход дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлении о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстрации в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края - средство для непосредственного познания географических явлений».
Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии.
Велико значение школьного краеведения в охране природы. В современное время охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее природных ресурсов.



1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Краеведческий подход в обучении географии" [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 166326/ (дата обращения
15.05.2019)
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08. 2002 №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации.
Книги, монографии
3. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие - М.; Народное образование Селевко Г. К. 2008 -324 c.
4. «Технология личностно-ориентированного обучения в
современной школе». Якиманская И. С. М.; 2015 - 184 c.
5. Баранский Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Баранский. Н.Н. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
6. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж: ВОИПКРО, 2002 - 156 c.
7. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия - 2003. - 202 c.
8. Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников. - 2011. - №12.- 32 с.
9. Алексахина, Е.М., Долгачева. В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию школьников. - М.,2011. -120 с.
10. Алексеев С.В., Симонова, Л.В. Идея ценности в системе экологического образования школьников. - 2014 - 194 c.
11. Бобылева Л. Д., Бобылева, О.В. Экологическое воспитание школьников. 2013.- №5. - 40 с.
12. Гайсин И.Т, Денмухаметов Р.Р, Зяблова О.В. Республика Татарстан: краткий географический справочник. - 2013. -134 с.
13. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 200 с.
14. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. - М.: Тобол, 2011.- 96 с.
15. География и экология в XXL веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.
16. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы. - М.: 2011.276 с.
17. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.
18. Моисеева Л.В. Экология и образование. - М., 2013.- 205 с.
19. Хусаинов З.А Краеведение. - Татар. кн. изд-во, 2011. - 224с.
20. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2012. - 270 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.; 2012. - 308 с.
22. Методика историко-краеведческой работы в школе: пос. для учителя / под ред. Н. С. Борисова. М.- Просвещение, 1982 - 223 с.
23. Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад - школа - ВУЗ). - Борисоглебск, 2010- 210 с.
24. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад - школа - вуз). - Борисоглебск: БГПИ, 2013. - 185 с.
25. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. - М., 2011.- 198 с.
26. Каджиспарова Г.А. Педагогика. - М.: Из-во КноРус, 2010. - 325 с.
27. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000. - 208 с.
28. Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. - Мн., Беларусь, 2003. - 288 с.
29. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 1979-187.с.
30. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 1988.-267с.
31. Аникина В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017- с. 9-11.
32. Квасова И.Н. Роль творческих заданий в формировании личностных и метапредметных компетенций обучающихся в старшей школе // Географические и геоэкологические исследования в Украине и сопредельных территориях: сборник научных статей / под общ. ред Б. Вахрущева. Симферополь: ДИАЙПИ, — 2013 — 570 с.
Диссертации
33. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
Печатная периодика
34. Авторская программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы Баринова И. И., Дронов В. П., Душина И. В.,. Сиротин В. И, издательство Дрофа, 2012. - 90с.
35. Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В, Липкиной Е.К - М.: Просвещение, 2014. - 88с.
36. Историческое краеведение и региональная энциклопедистка
Татарстана»: //https://www.youtube.com/watch?v=VAncHxGjIdo (дата
обращения 15.05.2019)
37. 41. Краеведческий принцип в преподавании географии - [Электронный ресурс]: URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/kvz/about/ (дата обращения 12.04.2019 г.).
38. Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Криксунов Е. А, Пасечник В.В., Сидорин А.П. - М.: Дрофа, 1995.
39. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
40. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
41. Матрусов И. С. Школьное краеведение. // География в школе. —
1963


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ