ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК
ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………………...7
§ 1. Приемная семья как правовая форма воспитания детей, оставшихся без
попечения родителей и ее место в системе иных форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………..7
§ 2. Особенности правового регулирования отношений по устройству
детей в приемные семьи в Республике Татарстан ………………………….16
Глава II. ДОГОВОР КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИЕМНОЙ
СЕМЬИ………………………………………………………………………...21
§ 1. Понятие и правовая природа договора о передаче ребѐнка в приѐмную
семью…………………………………………………………………………..21
§ 2. Изменение и расторжение договора о передаче ребѐнка в приѐмную
семью…………………………………………………………………………..28
Глава III. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ
В ПРИЁМНЫЕ СЕМЬИ, ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС………………………36
§ 1. Правовой статус приѐмных родителей………………………………. ..36
§ 2. Правовой статус приѐмных детей…………………………………….....41
§ 3. Роль органов опеки и попечительства при учѐте и устройстве детей,
оставшихся без попечения родителей……………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..……………….......63
Российская Федерация является социальным государством. На
каждом уровне государственной власти: федеральном, региональном,
муниципальном государство обязано оказывать социальную поддержку
гражданам.
Актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнения.
Президент и Правительство стали уделять внимание поддержке
воспитания детей в семьях, особенно детей, оставшихся без попечения
родителей. Семья играет важную роль воспитание ребенка. Именно
семья помогает ребенку стать полноценным членом общества. С самого
раннего детства родители закладывают в ребенка моральнонравственные принципы, которыми он будет руководствоваться в
будущем. Окружают его любовью, поддержкой и заботой. Каждый
ребенок, оказавшийся в детском доме или приюте, хочет обрести семью.
Дети, которые живут в детских домах, становятся социально не
адаптированными, не приспособленные к реальной жизни. Государство
по закону обязано предоставить после достижения восемнадцати лет
каждому жилое помещение.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства отцовства и детства, а также устанавливаются социальные
гарантии и пособия, для поддержки приемных детей
Если взять статистику Министерства Просвещения1 по устройству
детей в семью, за последние два года то мы увидим, что в 2018 году
выявлено и учено 48 290 детей. Из этих детей, устроены в семью:
- на усыновление – 1 623
- под опеку (попечительство) – 25 801
1 Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик за 2018 год по России.
– Электрон. дан. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/4
- переданные на безвозмездную форму опеки (попечительства)
– 7 223
- переданные на возмездную форму опеки (попечительства)
–3 636
- в приемную семью – 2 893
А в 20171 году было выявлено и учтено – 57 290
- на усыновление- 2 062
- под опеку (попечительство) – 32 382
- переданные на безвозмездную форму опеки (попечительства)
– 21 997
- переданные на возмездную форму опеки (попечительства)
– 10 385
- в приемную семью – 3 244
С каждым годом количество детей, устроенных в приемные семьи
растет.
Степень научной разработанности темы. Объем литературы по
данной тематике достаточно велик. И большинство цивилистов начали
проявлять интерес к правовому регулированию приемной семьи, только
с начала ХХӀ века. При написании выпускной квалификационной работы
было обращено основное внимание следующим авторам работ,
непосредственно касающиеся форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей: Беспалов Ю.Ф., Пчелинцева Л.М., Б.М. Гонгало,
П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева «Семейное право», Левушкин А.Н.,
Серебрякова А.А. «Семейное право».
Объектом исследования является приемная семья, ее правовое
положение и вытекающий отсюда правовой статус субъектов приемной
семьи.
1 Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик за 2017 год по России
[электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/5
Предмет исследования составляет семейное законодательство
Российской Федерации, нормы гражданского права, регулирующие
правовые отношение приемной семьи и органов опеки, судебная
практика и общетеоретические суждения, и вопросы по теме
исследования.
Целью дипломной работы является формирование комплексного
представления о приемной семье как форме устройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие приемной семьи и выявит ее место в системе форм
устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2. Определить особенности правового регулирования отношений по
устройству детей в приемные семьи в Республике Татарстан
3. Дать анализ правовой природе договора о передаче ребѐнка в
приѐмную семью
4. Изучить основание расторжение договора о передаче ребѐнка в
приѐмную семью
5. Раскрыть правовой статус приемных родителей
6. Определить правовой статус приемных детей
7. Определить какую роль играют органы опеки и попечительства при
учѐте и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей
Методологическая основа исследования. При написании выпускной
квалификационной работы были использованы, следующие методы:
историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, общенаучный
метод - анализ, метод системного анализа и другие методы.
Теоретическое значение ВКР заключается в сравнении и анализе
правового регулирования приемной семьи, определение его места в
системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативная правовая база исследования состоит из Семейного
Кодекса РФ, Федерального Закона «Об опеке и попечительстве»,6
действующих и отмененных российских и советских законодательных и
иных нормативно-правовых актов.
По своей структуре дипломная работа состоит из введения, трех
глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, посвященной
приемной семье как форме устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, можно сделать выводы.
Приемная семья это одна из форм устройств детей, оставшихся без
попечения родителей в основе, которой лежит договор о приемной семье.
Традиционно выделяют четыре формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, передача в
детский дом.
Беспризорные, больные и дети с ограниченными возможностями,
нуждаются в любви и заботе, намного больше, чем остальные, поэтому в
первую очередь, именно их необходимо устроить в семью. Такое
устройство называлось патронажем. Впервые правовую основу приемной
и патронажной семьи заложила Екатерина ІІ. Чаще всего на патронаж
передавались малолетние дети, не достигшие трехлетнего возраста, на
возмездной основе. Обязанность за выплату вознаграждений ложилась на
местную администрацию.
Рассмотрена более подробно правовая природа договора о приемной
семьи. Выявлены плюсы и минусы каждой формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
Также в дипломной работе была разобрана структура приемной
семьи. Уделено особое внимание правовому статусу субъектов
правоотношений, которые слудуют из договора о приемной семье. Главная
их задача это создать благоприятные условия для ребенка, его
дальнейшего развития и социализации в обществе.
В результате более детального рассмотрения прав и обязанностей
каждого из субъектов договора, мы выяснили, что наиболее широкий круг
прав и обязанностей имеют органы опеки.
Конечно, приоритетной формой устройства детей является
усыновление (удочерение). Важно отметить, что такие отношения между61
родителем и ребенком длятся на протяжении всей жизни, усыновителя. И
отменить это решение может только суд.
Но как показывает практика, не все дети благополучно устраиваются
в семью. Большинство из них так и остаются в детских домах и приютах.
И приемная семья в отличие от опеки еще имеет возмездную основу.
Приемными родителями могут стать совершеннолетние,
дееспособные граждане, как состоящие, так и не состоящие в браке.
Ограничением является только ст.153 СК РФ.
Приемные родители состоят в договорных отношениях с органами
опеки. За выполнение своих обязанностей им полагается вознаграждение.
В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее
число которых не должно превышать 8 человек. Срок, на который дети
передаются в приемную семью, как правило, указывается в договоре.
Приемные родители вправе предоставить ребенку хорошее
образование, воспитывать в достойных условиях, выступать в качестве
законных представителей несовершеннолетнего и.т.д.
Приемные дети имеют право на общение со своими кровными
родственниками, а также, на получение пенсий, алиментов, ежемесячные
выплата и на доход, полученный, от имеющегося имущества, если оно
есть.
Органы опеки и попечительства обязаны проверять один раз в месяц
подопечного и условия его проживания. Осуществлять надзор за
воспитанием ребенка в приемной семье.
Дети, которые попадают в детские дома школы-интернаты, не могут
адаптироваться в обществе, у них могут быть физические, психические
отклонения. Иногда наблюдается умственное отклонение. Но самое
главное они не доверяют людям. Зачастую у детей появляются
наркотическая, алкогольная зависимость и криминалистическая
направленность действий. Потому, что при всем желании сотрудники62
органов опеки и попечительства, а также воспитатели не могут дать им
заботу, внимание, ласку и любви.
Поэтому для органов опеки важно создать максимально
благоприятные условия для устройства детей в приемные семьи. И на
первоначальном этапе обучение приемных родителей и знакомстве
ребенка с будущей семье устранить все возникшие проблемы.
Ребенку нужна семья, надежный друг, где его будут принимать со
всеми недостатками, где у него будет мама или папа, который незаметно
направит его в нужном направлении. Каждому ребенку, независимо от
возраста, необходима поддержка, любовь и взаимопонимание. И только в
семье он получи то, что ему так необходимо.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 21.07. 2014 г.] // Собрание
Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. – Ст.4398
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ
[ред. от 01.01.2019 г.] // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.
3301.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [в
ред. от 18.03.2019 г.] // Собрание Законодательства Российской
Федерации. – 2019. - № 12. – Ст. 1225
4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [в ред.
от 01.04.2019 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. –
2002 . - № 1 (Часть І). Ст. 56.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ [в
ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание Законодательства Российской
Федерации. 2002 № 46. Ст. 4532
6. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ: [в ред.
от 31.12.2017 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации.
– 2008. №17 – Ст.1755
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
федер. закон от 24.07.1998 №124-ФЗ: [в ред. от 27.12.2018 г.]-
Ст.15Материал подготовлен и опубликован общероссийской сети
распространения правовой информации Законодательство Российской
Федерации: http://www. fzrf.su›zakon/ob-osnovnyh-garantiyah-prav…124-
fz/64
8.Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства
Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 // Рос. Газета.- 2009. – 27 мая.
9. О Координационном совете при Правительстве Российской
Федерации по реализации Концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года:
постановление Правительства Рос. Федерации от 06 февраля 2016 г. №85
// Собрание законодательства РФ. 2016 №7. Ст. 995.
10. О приемной семье: постановление Правительства Рос. Федерации от
17.07.1996 г. № 829 [в ред. от 18.08.2008 г.] // Собрание
Законодательства Российской Федерации. – 2008. № 31 – Ст.3721
11.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, и осуществлении контроля за его формированием и
использованием: постановление Правительства Рос. Федерации от 4
апреля 2002 г. №217 // Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, № 15, Ст. 1434
12. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо
не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку
(попечительство), взять в приемную или патронатную семью:
постановление Правительства Рос. Федерации от 14 февраля 2013 г.
№ 116 //Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 7,
Ст. 660
13. Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей: приказ Минобрнауки
РФ от 13 марта 2015 г. № 235 //Рос. газета. – 2015. – 19 мая.
14. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения №
103-рик за 2017 год по России. – Электрон. дан. - Режим доступа:
https://docs.edu.gov.ru/document/65
15. Молодая семья «Все о программах и выплатах для молодых семей». –
Режим доступа: http://molodsemja.ru/lgoti/kakie-vyplaty-i-lgoty-polozhenypriemnojseme.html (дата обращения: 28.04.2019)
Нормативно-правовые акты субъектов РФ и Республики
Татарстан
1. Семейный Кодекс Республики Татарстан 13 января.2009 г. [в ред. от 16
марта 2018 г.] Ведомости Государственного Совета Татарстана. – 2009.
- №1.- Ст.141.1
2. Закон РТ от 08.12.2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной
поддержке населения в Республике Татарстан» [с изм., внесенными
решением Верховного Суда РТ от 22.03.2011 № 3-17/11] – Ст.8 - Режим
доступа: http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/social.htm
3. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в 2019 году Режим доступа:
http://mon.tatarstan.ru/rus/family_year_poisk_family.htm
Нормативные акты, утратившие силу
1. О порядке и улови передачи воспитанников детских домов и других
несовершеннолетних трудящихся в городах и рабочих поселках:
постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. // Су РСФСР.
1928. № 64 - Ст. 462
2. О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и
материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей: постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
31.07.1987 г. № 872. – Режим доступа: https://www.libussr.ru
3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ // Собрание Законодательства Российской
Федерации. – 1996. - №52. – Ст.5880