РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГОДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №35» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 8
1.1. Сущность технологии развивающего обучения дошкольников в психологопедагогической литературе 8
1.2. Принципы организации развивающего обучения на этапе дошкольного
образования 15
1.3. Подходы к организации развивающего обучения в педагогической теории и
практике 22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 35 Г. ЕЛАБУГА» 33
2.1. Краткая характеристика МБДОУ «Детский сад № 35 г. Елабуга» 33
2.2. Описание технологии развивающего обучения детей дошкольного
возраста 40
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 52
3.1. Рекомендации по внедрению технологи развивающего обучения в МБДОУ
«Детский сад № 35 г. Елабуга» 52
3.2. Проект по реализации технологии развивающего обучения в дошкольных
образовательных учреждениях 57
3.3. Анализ эффективности реализации технологии развивающего обучения в
ДОУ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольное образование как начальная ступень развития потенциала личности выступает в качестве особого социального института, в котором закладывается ее фундамент, интенсивно формируются основы мировоззрения, базовые социальные установки, привычки, развиваются представления об окружающей действительности, формируется познавательная активность.
Вместе с тем, анализ текущего состояния системы дошкольного образования в нашей стране позволяет говорить о том, что здесь существует ряд проблем, среди которых можно выделить наличие социального заказа на формирование личности, готовой учиться и жить в современных, быстро изменяющихся условиях; необходимость обеспечения «равных стартовых возможностей» для детей вне зависимости от социального статуса их семей, индивидуально-личностных характеристик; необходимость ориентации образовательного процесса на личностное развитие ребенка, на самоактуализацию и самоопределение, воспитание человеческого достоинства, стремления к социальному партнерству; необходимость в обеспечении перехода со ступени дошкольного образования на ступень образования в начальной школе.
Существование перечисленных проблем и противоречий обусловливает потребность в развитии сети дошкольных учреждений, заинтересованных в разработке технологий развивающего обучения, обеспечивающих достижение целей, стоящих сегодня перед образовательной системной нашей страны, и, соответственно, значимость проведения соответствующего исследования.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью теоретических подходов в организации развивающего образовательного пространства современного ДОУ, реализующего образовательную деятельность в рамках необходимости поиска и создания необходимых условий для самореализации, развития каждого ребенка и обеспечения готовности детей к школе.
Современное состояние проблемы в психолого-педагогической науке обусловлено существованием повышенного интереса со стороны отечественных исследователей к различным вопросам разработки и реализации технологий развивающего обучения в ДОУ. В частности, особо можно отметить следующие направления приложения научного интереса в данной сфере:
- теоретическая сущность понятия «развивающее обучение» (Г.И. Ванюрихин, Е.Н. Воронова, О.В. Гневэк, С.Ф. Мельникова, Н.К. Чапаев и другие авторы);
- сравнительный анализ концепций традиционного и развивающего обучения (Ф.С. Верховод, В.И. Загвязинский, Ю.В. Ломакина и другие);
- научно-теоретические принципы построения систем развивающего обучения (Л.Н. Ачкасова, С.С. Библина, В.Д. Шадриков и другие ученые);
- особенности проектирования и реализации технологий развивающего обучения в ДОУ в соответствии с требованиями современных ФГОС (О.В. Бережнова, И.И. Волковская, Т.В. Горшенина, Н.А. Морева и другие).
Объектом исследования является развивающее обучение, предметом - разработка технологии развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить теоретикометодологические основы, а также произвести экспериментальную разработку и апробацию технологии развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что технология развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении является эффективной при соблюдении следующих условий:
- систематизация деятельности ДОУ по разработке и внедрению технологий развивающего обучения;
- базирование развивающих технологий на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- субъектная позиция ребенка в процессе реализации технологии, проведение занятий в условиях эмоционального комфорта, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- реализация проекта внедрения технологии развивающего обучения в
образовательный процесс ДОУ в четыре этапа: организационный,
внедренческий, подготовительный, аналитический, предполагающие решение различных задач и активное участие педагогов и воспитанников ДОУ.
Задачи исследования:
- произвести анализ проблемы развивающего обучения дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- выявить принципы организации развивающего обучения на этапе дошкольного образования;
- обозначить подходы к организации развивающего обучения в педагогической теории и практике;
- проанализировать исходное состояние организации развивающего обучения в ДОУ;
- дать описание технологии развивающего обучения детей дошкольного возраста и провести анализ ее эффективности;
- на основе проведенного исследования выявить концептуальные основы разработки технологий развивающего обучения детей дошкольного возраста;
- выявить организационно-педагогические условия реализации технологии развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в его содержании разработана технология развивающего обучения, прошедшая экспериментальную апробацию и подтвердившая свою эффективность, а также даны рекомендации по внедрению данной технологии в воспитательно - образовательный процесс ДОУ. Тем самым в проведенном исследовании дано научно-теоретическое обоснование использования технологий развивающего обучения в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования, заложена научно-теоретическая основа для преобразования дошкольного образования в нашей стране в соответствии с актуальными потребностями современного общества.
Методологические основания исследования составили положения психолого-педагогической науки об особенностях личностного развития в период дошкольного детства; теория системно-деятельностного и компетентностного подходов; теоретические основы дошкольной педагогики и возрастной психологии; теоретические принципы управления образовательными системами; положения теорий развивающего обучения, принципы индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам образовательной деятельности. В ходе исследования были использованы методы анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы индукции и дедукции, обобщения, метод педагогического эксперимента, тестирование, описание, методы математической обработки данных исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено внедрение технологии развивающего обучения в практику ДОУ с учетом требований современного ФГОС, а также разработаны методические рекомендации по ее сопровождению. Предложенная технология экспериментально доказала свою эффективность и может быть использована в профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования, административно-управленческого персонала ДОУ. Результаты исследования могут быть включены в содержание материала по повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников системы образования.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 «Лейсан» комбинированного вида Елабужского муниципального района (МБДОУ детский сад № 35).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении раскрываются методологические основания исследования. В первой главе «Теоретикометодологические основы изучения проблемы развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях» производится анализ проблемы развивающего обучения дошкольников в психолого-педагогической
литературе, выявляются принципы организации развивающего обучения на этапе дошкольного образования, обозначаются подходы к организации развивающего обучения в педагогической теории и практике.
Проведенное исследование было направлено на выявление теоретикометодологических основ, а также произведение экспериментальной разработки и апробации технологии развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Проделанная работа была направлена на:
- обеспечение потребности современного общества в поиске средств формирования гармоничной личности, соответствующей характеристикам информационного цифрового этапа развития, на котором сегодня находится человечество;
- поиск возможностей обеспечения дифференцированного подхода в процессе реализации дошкольного образования, осуществляющегося с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей детей, социального и экономического положения их семей;
- обеспечение в процессе освоения дошкольниками образовательной программы ДОУ личностного развития ребенка, самоактуализации и самоопределения воспитанников;
- обеспечение преемственности между дошкольной ступенью образования и обучением в младших классах современной общеобразовательной школы.
Достижение цели исследования предполагало последовательное решение ряда задач, работа над которыми позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Проблема развивающего обучения, его особенностей и способов организации привлекает сегодня активное внимание отечественных исследователей, в работах которых находят отражение вопросы теоретической сущности данного понятия, методологических оснований использования развивающих технологий в практике ДОУ, особенности разработки и практического внедрения такого рода технологий в образовательном процессе.
В качестве основных теоретических принципов организации развивающего обучения на этапе дошкольного образования выделяются деятельностный подход к развитию личности ребенка; принцип понятийного подхода к содержанию обучения; принцип опоры на поисковую активность дошкольников; принцип интерактивности; принцип диалогичности; принцип самоуправления обучающимися собственной познавательной деятельностью.
2. Экспериментальная разработка технологии развивающего обучения в условиях ДОУ предполагала проведение анализа текущего состояния его деятельности, на основании которого нами был разработан проект технологии развивающего обучения и выделены основные требования ее внедрения в педагогический процесс. Анализ эффективности использования технологии развивающего обучения в старшей группе в течение одного учебного года позволил говорить о том, что у детей произошло повышение уровней развития культуры общения, познавательной активности, воображения и речи.
4. Организационно-педагогическими условиями реализации развивающей технологии на базе ДОУ являются обеспечение субъектной позиции ребенка; направленность его деятельности на познание окружающей действительности; проведение занятий в условиях эмоционального комфорта; введение в структуру занятий игровых элементов; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; ориентация на создание ситуации успеха; связь с родителями; гуманистический характер обучения.
5. Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации по внедрению технологии развивающего обучения, которые с необходимостью должны учитываться в процессе ее разработки и включения в образовательный процесс ДОУ. В частности, нами отмечено, что этот процесс должен учитывать необходимость обеспечения педагогического, управленческого, научного и рефлексивно-оценочного, а также системного подходов к внедрению технологий развивающего обучения.
6. Реализация проекта практического внедрения технологии развивающего обучения в образовательный процесс ДОУ должна осуществляться в четыре этапа: организационный, внедренческий,
подготовительный, аналитический, на каждом из которых решаются определенные задачи, способствующие повышению эффективности
деятельности педагогов в рамках развивающей технологии.
Таким образом, проведенное исследование позволило экспериментально подтвердить эффективность предложенной технологии, а также сделать заключение о достоверности выдвинутой гипотезы, согласно которой результаты реализации технологии развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении являются высокими в случае систематизации деятельности ДОУ по разработке и внедрению технологий развивающего обучения; базировании развивающих технологий на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте; субъектной позиции ребенка в процессе реализации технологии; поэтапной реализации проекта внедрения технологии развивающего обучения в образовательный процесс ДОУ.
На основании проведенного исследования можно констатировать, что поставленные перед ним задачи были решены, а цель исследования - достигнута.
1. Ачкасова, Л.Н. Принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова как основа реализации ФГОС НОО / Л.Н. Ачкасова // Форум. Гуманитарные и экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 101 - 103.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. - 128 с.
3. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Каисса, 2008. - 95 с.
4. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации / О.В. Бережнова, И.Н. Тимофеева. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 с.
5. Библина, С.С. Теория развивающего обучения в контексте научного генезиса и современной системы дошкольного образования / С.С. Библина, О.П. Демиденко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 235 - 242.
6. Брянская, Е.И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Брянская // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 90 - 93.
7. Букатов, В.М. Дисциплина и игровые приемы обучения на уроке / В.М. Букатов. - М.: Академия, 2013. - 180 с.
8. Ванюрихин, Г.И. Развивающее обучение как веление времени: авторский взгляд / Г.И. Ванюрихин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - 2018. - С. 46 - 51.
9. Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание,
1994. - 240 с.
10. Верховод, Ф.С. Традиционное и проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки / Ф.С. Верховод // Педагогическое образование в системе высшей школы. - 2015. - С. 97 - 111. - С. 99 - 100.
11. Волковская, И.И. Основные направления поиска новых моделей и форм организации предшкольного образования на современном этапе / И.И. Волковская // Академический вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2014. - № 2. - С. 46 - 48.
12. Воронова, Е.Н. Современные технологии и методы обучения // Перспективы науки и образования. - 2014. - №7. - С. 189 - 194.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.
15. Гневэк, О.В. Принципы развивающего обучения / О.В. Гневэк // Мир детства и образование. - 2017. - С. 21 - 25.
16. Горшенина, Т.В. Создание развивающего образовательного пространства в ДОО посредством современных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО / Т.В. Горшенина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 169 - 170.
17. Гребенкина, О.А. Дидактические принципы развивающего обучения в экологическом воспитании дошкольников / О.А. Гребенкина, Е.И. Лапшина // Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи. -
2017. - Ч. 2. - С. 212 - 215.
18. Гребенников, Л.Р. Свобода и дисциплина / Л.Р. Гребенников // Монтессори в России. Новый взгляд / Под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: Московский Центр Монтессори, 2014. - С. 161 - 164.
19. Гуружапов, В.В. Педагогическая психология: учебник для бакалавров /
B. В. Гуружапова. - М.: Юрайт, 2013. - 493с.
20. Давыдов, В.В. Теории развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
21. Загвязинский, В.И. Теория обучения; современная интерпретация. / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2015. - 192 с.
22. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1990. - 494 с.
23. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 318 с.
24. Клюева, Н. Педагогическая психология / Н. Клюева, С. Батракова, Ю. Вареноза. - М.: Владос-Пресс, 2015. - 400 с.
25. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=046&id=726&cType=1 (26.08.2018).
26. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, 2001. - 511 с.
27. Ломакина, Ю.В. Влияние современных образовательных технологий на качество подготовки дошкольников / Ю.В. Ломакина // Концепт. - 2016. - № 46. - С. 234 - 237.
28. Мельникова, С.Ф. Дидактические принципы развивающего обучения /
C. Ф. Мельникова // Современные тенденции в образовании и науке. -
2013. - С. 84 - 85.
29. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. - М.: МПСИ, 2004. - 512 с.
30. Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. - Москва: АСТ: Астрель, 2006. - 349 с.
31. Морева, Н.А. Об использовании активных методов обучения старших дошкольников в образовательной практике детского сада / Н.А. Морева, Ю. Ван // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 3. - С. 41 - 45.