Введение 3
1. Когнитивное развитие детей в разных образовательных средах
1.1. Понятие «когнитивное развитие» и факторы, влияющие на
него 15
1.2. Образовательная практика как построение социальной ситуации
развития в дошкольном и младшем школьном возрасте 22
1.3. Иноязычная образовательная среда как фактор когнитивного,
интеллектуального и личностного развития детей 34
2. Методы и организация исследования особенностей когнитивного
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях разной образовательной среды
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Процедура исследования 51
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 52
3. Исследование особенностей когнитивного развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста в условиях разной образовательной среды
3.1. Результаты исследования особенностей когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях
разной образовательной среды 55
3.2. Обсуждение результатов 62
Заключение 74
Литература 77
Приложения
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что сегодня в системе дошкольного и школьного образования происходят большие перемены, а именно, появился стандарт, изменяются образовательные программы, виды и формы образовательной деятельности, кардинально изменилась и продолжает меняться среда, в которой обучаются дети, поэтому на данном этапе наиболее актуальным является создание такой образовательной среды, которая будет направлена на развитие каждого ребенка и на его успешную социализацию. Образовательная среда, которая организована правильно, дает обучающемуся почувствовать себя уверенным, дает возможность полностью раскрыть и использовать свои способности, стимулирует развитие психических процессов, креативности и творчества.
За последние годы появилось большое количество похожих близких терминов к определению «образовательная среда»: «информационное
пространство», «образовательное пространство», «образовательная среда», «информационно-образовательное пространство» и «информационнообразовательная среда». Сравнивая данные феномены, мы заметим, что среда всегда ориентирована на субъекта и не существует без него, она является сферой жизненной активности человека, его развития и образования. По мнению Е.О. Ивановой и И.М. Осмоловской, образовательная среда - это «совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которым вступают во взаимодействие субъекты этого процесса». [17] Н.Б. Крылов понимает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребёнок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности. [19] Развивая данную точку зрения, Н.А. Спичко характеризует образовательную среду как «совокупность психологического, социального и пространственно - предметного факторов, куда входят также материальный фактор и межличностные отношения». [47] При этом автор отмечает, что все факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. С чисто педагогической точки зрения рассматривает данное понятие Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов- предметников и управленческого персонала учреждения». [5]
В.А. Ясвин выделяет ряд психологических закономерностей восприятия образовательной среды: образовательная среда не имеет определенных, твердо фиксированных границ; образовательная среда одновременно воздействует на все органы чувств; восприятие среды обусловлено характером деятельности; каждый элемент образовательной среды, наряду с физическими характеристиками, обладает также и социальным значением; в восприятии образовательной среды определенную роль играет представление «центр - периферия»; восприятие образовательной среды характеризуется целостностью. [53]
В настоящее момент существует большое количество описаний типов образовательной среды. Д.Б. Бережнова выделяет три типа образовательных сред: 1) стимулирующая среда - она имеет целью создание стимула в деятельности, который вызывает активность обучающегося; данная среда разработана в условиях гуманистической парадигмы образования. 2) информационная среда - создается с коммуникативной целью и направлена на передачу опыта и ценностей между поколениями; 3) экологическая среда - создается с адаптивной целью к климатическим и географическим условиям.
[7] А.И. Артюхина разделяет образовательные среды исходя из педагогических функций, следовательно, выделяются дидактическая, педагогическая, воспитательная, личностно - развивающая, образовательная образовательные среды. [1] Одна из первейших и интересных разделений образовательной среды на типы представлены в работе Януша Корчака. Он разделяет образовательную среду на следующие типы: «воспитывающая», «догматическая», «идейная», «безмятежного потребления» и «успеха и карьеры». [18] В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. реализуется на практике психодидактическая модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды школы. Эта модель предполагает организацию образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов и программ. Образовательный процесс становится вариативным как по содержанию, так и по средствам и формам обучения. [24] И.М. Улановская предлагает классифицировать образовательные среды по целевым установкам школ. В связи с этим школы бывают - ориентированные на детей и не ориентированные на них. Внутри первой группы выделяются обучающая, «гуманистическая», «развивающая» и «воспитывающая» школы. Школы, не ориентированные на детей, ориентируются или на престиж, или являются местом, где дети просто проводят положенное время. Такие школы не способствуют развитию детей, а иногда и препятствуют ему. [49]
Сейчас наука настолько продвинулась вперед, что образовательная среда рассматривается с очень разных ракурсов. В разных толкованиях выделяются разные признаки образовательной среды, но даже если существует много толкований данного феномена, практически все ученые говорят о том, что именно образовательная среда в единстве с внутренними и внешними факторами выступает источником воспитания, обучения и развития личности. Данный факт предъявляет требования к формированию образовательной среды, а именно то, чтобы создаваемая образовательная среда соответствовала образовательным целям. При этом анализ влияния образовательной среды дошкольного и младшего школьного учреждения на развитие личности ребенка и развитие отдельных качеств необходимо проводить в контексте особенностей восприятия образовательной среды самими обучаемыми и отношения к ней обучаемых. Как говорил Л.С. Выготский, для правильного понимания роли среды нужно подходить к ней не с абсолютной, а с относительной меркой. Ее нельзя рассматривать как «обстановку развития», которая в силу только ей самой присущих качеств определяет формирование личности. Результат воздействия среды будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности личности они преломляются и какие переживания у него возникают. Один и тот же «образец» для одного может стать притягательным: в то время как для другого - резко отрицательным. В результате влияние одного и того же фактора будет прямо противоположным.
В настоящее время появляется все больше возможностей образования и работы за рубежом. Вследствие этого резко изменилась роль иностранных языков в обществе: из обычного учебного предмета он превратился в главный элемент современного образования. В современных быстроменяющихся и развивающихся условиях одним из ключевых задач является создание именно иноязычной образовательной среды. Такая задача важна, так как обучение эффективной коммуникации на иностранном языке может полноценно осуществляться только в специальных условиях, в условиях новой иноязычной образовательной среды. Поэтому сейчас мы можем говорить о возникновении новой классификации образовательных сред: иноязычная образовательная среда и среда родного языка. Говоря конкретно об образовательной среде с особенностями углубленного обучения иностранному языку, Н.А. Спичко определяет ее как систему условий, создаваемую в целях достижения конкретного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, включающую предпосылки для личностного развития учащихся, обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебновоспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения. Следовательно, образовательная среда создается участниками учебно-воспитательного процесса с целью полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития субъекта обучения. Иноязычная образовательная среда обладает следующими особенностями:
1) повышает коммуникативную активность школьников
2) развивает когнитивные процессы
3) развивает речемыслительную деятельность
4) всесторонне развивает личность ребенка.
Иноязычная образовательная среда ориентирована не столько на обучение, главная ее цель - всестороннее развитие личности, это и развитие коммуникативного компонента, когнитивных процессов, поведенческого компонента, социализация.
Ориентация системы образования на личность учащихся и создание условий для ее полноценного развития и социализации выводит понятие образовательной среды в число базовых понятий современного образования (И.
А. Баева, С. Д. Дерябо, Т. Г. Ивошина, В. П. Лебедева, В. И. Панов. В. В. 3 Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин). Проблема образовательной среды - сравнительно новая научная проблема. В литературе и в исследованиях, проводимых за последние десятилетия, накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности, содержания образовательной среды, психолого-педагогической деятельности по развитию учащихся в образовательной среде. В литературе и в научной деятельности проводится достаточно много исследований изучения влияния образовательной среды на психическое развитие ребенка (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А.
A. Бодалев, JI. И. Божович, Б. С. Братусь, В. В. Давыдов, Ю. М. Забродин, JI. В. Занков, А. Г. Здравомыслов, О. А. Карабанова, В. А. Караковский, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Л. И. Новикова, В. А. Орлов, В. Франкл, Э Фромм, Д. Б. Эльконин). Известны такие работы как Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) [2]; Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование) [8]; Давыдов В.В., Кудрявцев
B. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней [12]; А.Н. Леонтьев Умственное развитие ребёнка [26]; Д.Б. Эльконин Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу [50]; Е.Б. Лактионова Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов [23]; Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний [42];
Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. [52] Дается целостное представление о сущности психолого-педагогической оценки эффективности образовательных сред в обучении, воспитании, ведущих за собой развитие учащихся (И. В. Дубровина, Е. А. Климов, В. И. Панов, В. Э. Пахальян, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин). Таким образом, образовательная сторона изучена с многих интересных ракурсов, но исследований развития именно психических процессов детей в разных образовательных средах пока еще в литературе встречается редко.
И на самом деле влияние образовательная среда имеет огромное влияние на развитие когнитивных процессов детей. В конкретном случае речь идет именно об иноязычной образовательной среде. Данная среда предполагает под собой углубленное изучение какого-либо иностранного языка, активное погружение в сферу этого языка. Такое углубленное изучение иностранного языка способствует активному развитию всех психических процессов. Потому что изначально предполагается, что у ребенка будет свой родной язык, а иностранный будет вторым языком, изучение второго иностранного языка активно развивает мышление, нужно уметь быстро переключаться с одного языка на другой, это заставляет работать мозг ребенка активнее. Изучение самого иностранного языка, требует огромный объем памяти у ребенка, запоминая иностранные слова объем памяти увеличивается, изучая грамматику иностранного языка и правописание развивается внимание ребенка, активно расширяется восприятие.
Исследованию взаимосвязи между когнитивной сферой и обучением иностранным языкам посвящены работы таких зарубежных авторов, как Грейша, Райхман (1975), Хилл (1976), Грегорк (1982), Колб (1984), Гилд, Гаргер (1985), Данн (1989), Ионассен, Грабовски (1993), Ливер, Оксфорд (1995), Каган (1998), Ливер (2001). Отечественные исследователи также обратились к теории когнитивных стилей (Бартошевич, 1991; Владимирова, 2002; Мелентьева, 2000; Фарисенкова, 2000; Чечик, 2005; Авдеева, 2005; Ким, 2010; Жирнова, 2011 и др.). Проблемой обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались такие ученые, как: Алексеева Е.О., Гальскова Н.Д., Денисенко О.А., Ленская Е.А., Леонтьев А.А., Негневицкая Е.И., Яценко Н.А., Яцковская Г.В. и др. В их трудах в основном были решены проблемы целей обучения, содержания, отбора лексического и грамматического материала для дошкольников. Вопрос об отборе социокультурного компонента для дошкольников практически решен не был. В последнее время появился ряд работ, посвященных приемам обучения иностранному языку дошкольников. В них исследуются вопросы, связанные с методической интеграцией развития речи и обучения иностранному языку (Н.А. Яценко), а также рассматриваются вопросы методики интенсивного обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (И.С. Гарамова), использования условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (Т.П. Блудова), использования синтетической и аналитической наглядности в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста (Е.А. Воронцова), рассматривается проблема национально-культурного компонента обучения английскому языку в начальной школе (О.М. Осиянова и другие).
Не смотря на то, что вопрос влияния образовательной среды на развитие личности в психологической литературе рассмотрен широко, однако, на наш взгляд, не достаточно изучен вопрос в ключе возрастных и когнитивных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте их успешности овладения иностранным языком. Таким образом, возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и необходимостью экспериментального исследования когнитивных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных образовательных средах - с другой. Это противоречие выражается в форме научной проблемы: каковы особенности когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных образовательных средах.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования «Исследование особенностей когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных образовательных средах».
Объектом исследования является когнитивное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предметом исследования - особенности когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях разной образовательной среды.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что особенности когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста зависят от условий образовательной среды.
Цель исследования - выявить особенности когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных образовательных средах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам когнитивного развития детей в разных образовательных средах.
2. Раскрыть содержание понятия «когнитивное развитие», «образовательная среда».
3. Выявить когнитивные особенности детей дошкольного возраста в контексте образовательной среды.
4. Выявить когнитивные особенности детей младшего школьного возраста в контексте образовательной среды.
5. Выявить взаимосвязь между типом образовательной среды и
особенностями когнитивного функционирования детей дошкольного возраста.
6. Выявить взаимосвязь между типом образовательной среды и
особенностями когнитивного функционирования детей младшего школьного возраста.
7. Интерпретация и анализ данных.
Методологической основой данной работы являются концепции социальной обусловленности развития личности (Л. И. Божович, JT. С, Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон); теории и концепции о влиянии социальной ситуации (О. А. Карабанова) и образовательной среды (А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова) на развитие ребенка; положение о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфенбреннер), Д. Брунер, JL С. Выготский, А. Р. Лурия, М. Мид, А.-Н. Перре-Клермон, В. В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.); принципы построения и роль образовательного пространства в развитии личности (Козырев В.А., Кривых С.В., Лебедева В.П., Орлова В.А., Панов В.И., Слободчиков В.И., Тубельский А.Н., Хуторской А.В., Шалаев И.К., Левин В.А. и др.); концептуальные представления об образовательной среде, ее роли в становлении и развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.)
Таким образом, специализированная образовательная среда с особенностями углубленного обучения иностранному языку определяется как система условий, создаваемых в целях достижения конкретного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, включает предпосылки для когнитивного и личностного развития в младшем возрасте. Раннее языковое развитие ребенка ориентировано не столько на обучение, главная ее цель - всестороннее развитие личности, развитие коммуникативных способностей, когнитивных процессов. Реализация возрастных возможностей к развитию будущей иноязычной компетентности ребенка обусловлена образовательной средой и оптимизируется в условиях повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми дошкольного возраста с помощью организации иноязычной образовательной среды.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблема влияния образовательной среды на эффективность обучения, формирование личности ученика занимает одно из главных мест в психологопедагогической науке и практике. Создание и функционирование иноязычных образовательных сред, обучение и развитие в этих средах имеют огромное влияние для развития учащихся. Изучение иностранных языков развивает психические процессы учеников, в особенности мышление; развивает речь учащихся; имеет огромное влияние на коммуникативный, личностный и социальный компоненты.
2. Система психологических показателей оценки «природосообразности» специализированного обучения дошкольников иностранному языку позволяет дифференцировать детей по типу речемыслительной деятельности. Можно предположить, что многообразие индивидуальных траекторий когнитивного плана речемыслительной деятельности дошкольников обусловлено влиянием условий разной образовательной среды.
3. Нами было выявлено, что дошкольники из иноязычной среды, обладают творческим типом речемыслительной деятельности и чаще имеют высокие показатели по всем параметрам. Такие дети не испытывают трудностей в построении индивидуального образа мира, отождествлении непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, у этих детей гибкое мышление, в каждой ситуации они находят нетипичное решение и с легкостью оперируют понятиями. Дети данного типа эффективно решают коммуникативные задачи, четко выражают свои мысли в словесной форме, правильно выстраивают предложения, умело оперируют понятиями, высказывают те или иные суждения о предметах, вступают в активный диалог, обладают большим словарным запасом; у них не возникает трудностей при взаимодействии с другими людьми; речь сформирована на высоком уровне, используются большое количество речевых конструкций, оборотов, что дает возможность сделать речь богатой и полной. Эти дети с легкостью сочиняют интересные истории с богатым сюжетом.
4. Среди дошкольников из не иноязычной среды чаще встречается непродуктивный тип речемыслительной деятельности. У данного типа наблюдается высокий или достаточный уровень развития восприятия и мышления, богатый словарный запас; дети с легкостью подбирают соответствующие окончания для слов, образуют логически правильные предложения, верно определяют данные заранее звуки в слове. Однако дети с данным типом характеризуются низким уровнем развития воображения и памяти, что негативным образом сказывается на развитии речевого творчества ребенка.
5. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка - дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации).
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают целесообразность раннего обучения иностранному языку и необходимость изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен:дисс. .. .канд.пед.наук. Волгоград,2004.- 377 с.
2. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности: от диагностики отбора - к диагностике развития // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. С. 1-2.
3. Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Коммуникативная иноязычная образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности учителя иностранного язык // Вестник ЧГПУ. - 2016. - № 5.
С. 14-20.
4. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен:дисс. .канд.пед.наук. Волгоград,2004.- 377 с.
5. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной
среды в различных типах образовательных учреждений: дис. .
канд.пед.наук. М.,2000. - 157 с.
6. Беляев Г.Ю. Формирование термина «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе конца XX - начала XXI века (Образовательная среда как предмет профессиональной деятельности педагога-воспитателя). -URL: http://dzd.rksmb.org/science/bel06.htm.
7. Бережнова Д.Б. Организация образовательной среды на основе источников фонового знания: дисс. .канд.пед.наук. Краснодар, 2003. - 206
с.
8. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурноисторическая психология. - 2006. - № 1. С. 1-3.
9. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной
среды в различных типах образовательных учреждений: дис. .
канд.пед.наук. М.,2000. - 157 с.
10. Бережнова Д.Б. Организация образовательной среды на основе источников фонового знания: дисс. ...канд.пед.наук. Краснодар,
2003. - 206 с.
11. Возрастная психология [Электронный ресурс] / ред. Г усарова Н.Ф. - Москва: Academia, 2004.
12. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. С. 1-3.
13. Диагностика памяти у детей дошкольного возраста (Тихомирова Л.Ф.). URL://
http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat
14. Дружинина В.Н. Психология: Учебное пособие / В. Н. ДРУЖИНИНА.- СПб.: Питер - СПб, 2009.
15. Информационная образовательная среда основной школы [Электронный ресурс] / ред. Коротенков Ю.Г. - Москва: Академия Айти,
2011.
16. Коджаспирова Г.М. Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2005.- 176 с.
17. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пособие.- СПб., 2005.
18. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 2007.
19. Крылова Н.Б. Культорология образования. М., 2000.
20. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. - 2001. - № 1. С. 6-7.
21. Корчак Я. Как любить ребенка.- М., 2007.
22. Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. - 2001. - № 1. С. 6-7.
23. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. - 2010. - № 128. С. 40-53.
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. -1996.- № 6. С. 25-30.
25. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук.М., 2011. - 24 с.
26. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. - М., 1950.
27. Мацумото Д.Психология и культура. - СПб., 2003.
28. Методика «Дорисовывание фигур». URL:// http://psylist.net/praktikum/00148.htm
29. Методика «Запомни и расставь точки». URL:// http://azps.ru/tests/pozn/tochki.html
30. Методика «Изучение логической и механической памяти». URL:// http://psylist.net/praktikum/00068.htm
31. Методика «Исключи слова
URL://https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika- testv/psihologiceskaa-diagnostika-i-testv-dla-detei-ot-7-do-11-let/metodika-na- myslenie-detej-7—14-let-iskluci-slova
32. Методика «Найди и вычеркни». URL://https://vsetesti.ru/53/
33. Методика «Определение понятий». URL:// http: //azps.ru/tests/3/ponopredel. html
34. Методика «Определение типа памяти. URL:// http: //psylist.net/praktikum/00067.htm
35. Методика «Самое непохожее». URL:// http://rastivmeste.ru/diagnostika-myshleniia-rebenka-metodika-samoe- nepohozhee/
36. Методика «Словарная мобильность». URL:// http://adalin.mospsy.ru/l 01a 00/l 01a041.shtml
37. Методика «Солнце в комнате». URL:// https: //www. kazedu. kz/referat/128147/6
38. Методика «Чего не хватает на этих рисунках». URL:// https: //vsetesti .ru/49/