Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №35249

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы132
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления в сфере здравоохранения 11
1.1. Понятие и функции управленческой системы 11
1.2. Управление как инструмент государственной политики в сфере
здравоохранения 34
Глава 2. Особенности информационной политики в системе здравоохранения РФ 55
2.1. Практика информационного обеспечения населения в сфере
здравоохранения Российской Федерации 55
2.2. Результативность информационного обеспечения политики региона
Татарстана по укреплению здоровья населения и организации здравоохранения 80
Заключение 101
Библиографический список 109
Приложение 120


Актуальность темы исследования. Исследование состояния системы здравоохранения, её функционирования связано с необходимостью выявления существующих проблем и нахождения средств для оптимизации управления этой сферой.
Большую роль в решении этого вопроса играет информационное обеспечение государственной политики по укреплению здоровья населения и организации здравоохранения.
Избранная проблематика актуализируется уровнем эффективности отечественной системы здравоохранения. Так, в соответствии с рейтингом эффективности систем здравоохранения, составленным крупнейшим в мире информационным агентством Bloomberg, Россия занимает последнее место — 55-ю строчку.1
Данный рейтинг подтверждают статистические данные о заболеваемости в Российской Федерации. По сравнению с предыдущими годами, продолжается рост заболеваемости населения. Согласно данным Росстата, в 2015 году зарегистрировано 234331,7 тыс заболевших граждан, в 2016 - 237067,7 тыс пациентов, прирост составляет 1.17%, а по сравнению с 2010 годом - 4.82%.2 Особо остро стоят вопросы относительно ВИЧ - за 6 лет прирост зарегистрированных больных составляет 67%. Процент выявления злокачественных новообразований увеличился на 14.96%. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г., отмечается рост заболеваемости коклюшем - на 27,4%, краснухой - в 2,2 раза, эпидемическим паротитом - в
5,7 раза, энтеровирусными инфекциями - в 1,8 раза (в том числе
энтеровирусным менингитом - на 45,6%), туляремией - в 1,8 раза, лихорадкой Западного Нила - в 3,3 раза, Крымской геморрагической лихорадкой - на 16,4%, лихорадкой Ку - в 2 раза, сальмонеллезными инфекциями (кроме брюшного тифа) - на 2,7%, острыми кишечными инфекциями, вызванными возбудителями неустановленной этиологии - на 5,5%, лептоспирозами - 29,5%, внебольничными пневмониями - на 23,8%, трихинеллезом - в 4 раза.
Приведенные данные во многом объясняют тенденцию к повышению недоверия населения к системе здравоохранения. Так, по исследованиям ВЦИОМ, в 2017 году только 36% респондентов подтвердили, что они доверяют врачам, хотя на протяжении 2010-2015 годов такую позицию выражали более половины опрошенных.
Не преодолена и ситуация с самолечением. «В случае возникновения заболеваний 46% опрошенных сегодня, как и два года назад, обращаются в государственную поликлинику, более трети (35%) занимаются самолечением, каждый десятый (11%) идет в платное медучреждение. Остальные либо пускают все на самотек, либо прибегают к помощи целителей (4% и 1% соответственно)», - говорится в отчете ВЦИОМ.
Выявленные проблемы во многом препятствуют оссуществлению реформ в сфере здравоохранения, и прежде всего привлечению населения к профилактическим и лечебным мероприятиям.
Одним из главных условий увеличение количества здорового
населения является синхронизация технологических и социальноэкономических изменений с созданием положительной атмосферы вокруг медицинских тем и здорового образа жизни. В данном случае речь идет об осознании ответственности населения за свое здоровье, готовность прилагать усилия по сохранению здоровья, а также поддержание продуктивного партнерства с органами власти в развитии системы здравоохранения.
Интерес представляет открытость системы здравоохранения при предоставлении информации, законодательное регулирование деятельности по информационному обеспечению, а также место, отводимое внедрению телекомуникационных технологий для усовершенствования информационного обеспечения в сфере здравоохранения. Кроме того, актуальным вопросом в рамках стремления к демократизации является диалогичность и качество выстраиваемой коммуникации между органами здравоохранения и населением. Существующая проблема, которая также не теряет актуальности в Российской Федерации больше десятилетий - способность общественности посредством диалога с властью влиять на принимаемые решения в сфере государственного управления, в том числе и в области охраны здоровья граждан. Ведутся постоянные дискуссии относительно реакции государственных органов на обратную связь по поводу проводимой политики, учета реального мнения граждан.
В этой связи теоретическую и практическую значимость имеет исследование современного состояния системы здравоохранения и выявление роли информационного обеспечения государственной политики в сфере здравоохранения.
Степень разработанности темы. Проблема коммуникации между системой здравоохранения и населением много раз подвергалась качественному анализу, но в исследовательских работах она зачастую рассматривается как прямая коммуникация «власть-общество» без учета посредников в передаче информации и не учитывает формы подачи информации через СМИ. Так или иначе, рассмотрение вопросов информационного обеспечения управления, изучение способов усовершенствования информационного обеспечения в управленческой деятельности опирается на широкий спектр научных взглядов зарубежных и отечественных ученых.
Необходимо выделить работы двух направлений. Первая группа литературных источников включает в себя издания, посвященные изучению системы государственного управления и рассмотрению управленческой деятельности как ключевой функции организованных систем различной природы, обеспечивающих сохранение их структуры. К ним можно отнести авторов фундаментальных работ, таких как Атманчук Г.В, Голенищев Э. П., Афанасьев В.Г., Радченко А.И., Пикулькина А.В. и других.
Второй пласт научных работ включает в себя исследования, посвященные непосредственно информационному обеспечению: Киселёв А. Г., Огнева В.В., Васютин Ю.С., Лысенко Г.В. Перечисленные авторы рассматривают информационное обеспечение органов исполнительной власти на региональном уровне, дают основные характеристики информации, циркулирующей в рамках управленческой деятельности.
Интерес представляет работа Киричека П. Н. «Журналистика в системе
О
информационного управления» в которой автор основательно рассматривает взаимосвязь социальных феноменов массово-информационных импульсов и управленческих алгоритмов.
Кроме того, особый интерес представляет глубокий анализ тенденций информационного развития системы здравоохранения, проведенный Ковалёвым В.П. Автор отмечает роль информационных технологий, а также возможность восполнить существующие пробелы и оптимизировать процессы управления в сфере здравоохранения путем их внедрения.
В отличие от перечисленных исследований, в данной работе примером для изучения информационного обеспечения являлось управление здравоохранением как на федеральном, так и на региональном уровне (Министерство здравоохранения Республики Татарстан), что позволило более широко раскрыть тему реализации информационной политики.
Таким образом, была выявлена необходимость в глубоком анализе информационного обеспечения в управлении здравоохранением в Российской Федерации, дополнении существующих знаний новыми исследовательскими данными в указанном аспекте, так как тема информационно-коммуникационной работы в системе здравоохранения остаётся недостаточно изученной.
Объектом исследования в данной работе служит система государственного управления системой здравоохранения.
Предмет исследования - информационное обеспечение государственной политики в сфере здравоохранения.
Целью данной магистерской работы является оценка результативности информационного обеспечения в реализации государственной политики по
укреплению здоровья населения Республики Татарстан.
Задачи, поставленные для достижения цели работы:
1. Проанализировать сущность и функции системы государственного управления в сфере здравоохранения;
2. Рассмотреть роль управления как инструмента реализации государственной политики в сфере здравоохранения;
3. Изучить практику информационного обеспечения населения в сфере здравоохранения Российской Федерации;
4. Определить результативность информационного обеспечения политики региона Татарстана по укреплению здоровья населения и организации здравоохранения.
5. Разработать предложения по оптимизации системы информационного обеспечения государственной политики в сфере здравоохранения.
Хронологические рамки определяются целью и задачами исследования. Они включают в себя временной промежуток с 2016 по 2017 год, что обусловлено существованием наиболее полных статистических данных по заболеваемости на данный момент и возможностью наиболее точной оценки деятельности органов власти путем сопоставления планов и конечных итогов работы по организации здравоохранения.
Теоретическую базу исследования составили монографические труды отечественных авторов по проблемам государственного управления здравоохранением, информационной политики в сфере здравоохранения, информатизации, открытости данных исполнительной власти.
Решение поставленных задач потребовало комплексного использования целого ряда методов. В данной работе были использованы следующие теоретические, общенаучные и экспериментальные методы: системный метод, метод контент-анализа, сравнительного анализа, метод статистики, анализ документальных источников.
В решении поставленных задач использование системного подхода позволило изучить сферу здравоохранения как систему, изучить её структуру и функции.
Статистический метод позволил провести анализ данных для получения обоснованных выводов о состоянии информационного обеспечения системы здравоохранения и закономерностях его усовершенствования.
Контент-анализ позволил проанализировать качество публикаций в средствах массовой информации, перевести качественные показатели в количественные для объективной оценки состояния информационного обеспечения посредством распространения информации через коммуникационные каналы.
Эмпирическая база исследования включает в себя нормативноправовые акты, регулирующие деятельность государственных органов в сфере здравоохранения (федеральные законы, постановления Федерального собрания, постановления Правительства РФ, приказ Министерства здравоохранения и др.); данные служб государственной статистики (Росстат, Татстат), данные исследований ВЦИОМ, информация из сети Интернет.
Научная новизна исследования. Выявлено, что государственная информационная политика в системе здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне уделяет пристальное внимание технологической составляющей информационного обеспечения (информатизация), тогда как коммуникационная составляющая (формы подачи информации, разнообразие информационных сообщений) не входит в сферу государственного регулирования. Было установлено, что средства массовой информации, благодаря потенциалу своему влияния в условиях информационного общества, в качестве инструмента по взаимодействию государства и общества, могут повысить эффективность управления системой здравоохранения.
Определены основные и преобладающие формы подачи информации Министерством здравоохранения РТ в средствах массовой информации.
Кроме того, в данной работе было выявлено, что существующие темы публикаций в СМИ соответствуют актуальным проблемам в сфере охраны здоровья.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования, а также предложенные рекомендации, могут быть применены при разработке информационной политики по работе с населением, а также внедрены в деятельность пресс-служб организаций сферы здравоохранения. Результаты исследования также могут быть использованы при разработке учебных пособий для студентов, изучающих коммуникации в системе управления, а также связи с общественностью в государственных структурах.
Структура магистерской работы. Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из неё задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав с двумя параграфами в каждой, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены.
В рамках исследования рассмотрены теоретические основы изучения системы управления в сфере здравоохранения. Были отмечены и проанализированы сущность и функции управленческих систем. Кроме того, были изучены теоретические основы управления как инструмента реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
При определении роли информационного обеспечения в управлении системой здравоохранения были выделены особенности информационной политики в системе здравоохранения Российской Федерации. Анализу подверглась практика информационного обеспечения населения в сфере здравоохранения Российской Федерации, а также результативность информационного обеспечения политики региона Татарстана по укреплению здоровья населения и организации здравоохранения.
В исследовательской части работы был произведен анализ результативности деятельности по охране здоровья в РТ - статистические показатели здоровья, данные опросов общественного мнения, а также события, которые могли повлиять на имидж Министерства здравоохранения в последние годы.
Также проанализированы нормативно-правовые акты, протоколы, планы, выступления первых лиц Министерства здравоохранения, проекты кабинета министров, планы общественного совета при Министерстве здравоохранения, а также методические указания по обеспечению систем информирования в регионах РФ.
Произведен анализ Интернет-ресурсов, являющихся
представительствами Министерства здравоохранения РФ, а также Интернетресурсов Министерства здравоохранения РТ как эффективных и технологичных инструментов связи с населением.
Центральным исследованием данной работы являлся контент-анализ публикаций главного информационного агентства Республики Татарстан ИА «Татар-информ». В рамках исследования была проанализировано 1631 статья по теме здоровья и медицины, выделены основные формы подачи материала Министерства здравоохранения для широкой общественности, а также определены основные актуальные темы в сфере здравоохранения, которые по мнению Министерства, подлежали широкому освещению в 2016 году.
Система здравоохранения, согласно классификации систем, по своей сути является сложной системой организационного типа. Система управления - процесс создания, сохранения и постоянного совершенствования функционирующей структуры при помощи реализации принятых управленческих решений и следования разработанному плану мероприятий.
Государство как часть системы управления является одним из ключевых звеньев в управлении системой здравоохранения. Управленческий процесс - последовательные действия, которые включают в себя следующий алгоритм действий: сбор информации о целях и задачах управления; отправка полученной информации в пункты накопления и переработки; анализ полученной информации и выработка решения; доведение управляющего воздействия до объекта управления.
Результативность работы всей системы управления здравоохранением можно улучшить при помощи более качественной обратной связи, полноты и актуальности информации, циркулирующей в системе, а также учета всех условий и характеристик элементов для обеспечения оптимальной работы всей структуры.
Информационное обеспечение населения в системе здравоохранения связано с донесением до граждан Российской Федерации полной и достоверной информации о проводимой государственной политике в сфере здравоохранения, деятельности по охране здоровья, обозначение позиции Министерства Здравоохранения по поводу социально значимых событий, обеспечение доступа населения к открытым данным и иным официальным информационным ресурсам.
Переход к информационному обществу, а также процессы глобализации обуславливают необходимость повышенных требований к государственной информационной политике Российской Федерации в том числе в сфере здравоохранения. В данном случае подразумевается острая необходимость в усовершенствовании методов регулирования информационной среды, формирование информационного поля вокруг сферы здравоохранения, создание положительного имиджа государственных органов по охране здоровья и проводимой ими политики, повышение доверия к медицинским учреждениям, приглашение население к диалогу для решения социально значимых проблем в сфере здравоохранения.
Здоровье населения является не только индивидуальной ценностью, но и аспектом, ведущим к благополучию государства. По состоянию здоровья населения можно определить уровень социального благосостояния и прогресс в развитии общества. Чем здоровее население, тем выше производительность труда в целом по стране, эффективнее осуществляются социальные задачи и биологические функции.
Система здравоохранения как государственный институт несет ответственность за жизнь и здоровье граждан, что является высшей человеческой ценностью. Любые искажения, неверные интерпретации распространяемой информации могут иметь серьезные последствия.
Недостаточная работа по созданию отлаженной системы коммуникаций между населением и органами здравоохранения является причиной появления различных негативных мнений и формирование негативного имиджа государственного здравоохранения. Например, в России сформировался стереотип о низком качестве медицинских услуг, нерезультативной законодательной базы в сфере управления здравоохранением. Кроме того, население придерживается мнения об отсутствии заинтересованности власти в обеспечении медицинскими услугами в полном объеме, то есть в невыполнении своих основных задач. Это говорит о том, что в большинстве случаев у общественности отсутствует достоверная и актуальная информация о деятельности и ситуации в государственном здравоохранении, проблемах и текущих методах их преодоления, реализуемых программах по профилактике здоровья, что ведет за собой возникновение недоверия со стороны населения.
Результативность государственной информационной политики в сфере здравоохранения может быть достигнута только в том случае, когда она формируется и реализуется на системной основе и на всех уровнях государственного управления.
Эффективное и плодотворное сотрудничество органов власти и средств массовой информации является одним из основных критериев успешной реализации государственной информационной политики в сфере охраны здоровья населения, как основного фактора оптимизации государственного управления здравоохранением при переходе России в открытое информационное общество.
Взаимоотношения между властными структурами и общественностью в рамках управления здравоохранением должны строиться на основе демократических принципов. В данном контексте нельзя недооценивать возможности населения для участия в управленческих отношениях. Общественное мнение выступает важным средством анализа и оценки управленческой информации.
Информация как один из ресурсов в сфере здравоохранения производится в том числе для разъяснения государственной политики в области здравоохранения. Ответственность за распространение необходимой информации возложена на пресс-службы различных государственных учреждений в сфере здравоохранения: от министерств до медицинских организаций. Данная информация распространяется при помощи медийных средств для всех слоев общественности.
Средства массовой информации, как посредник между властью и общественностью, имеют значимое влияние на общественность. Главной задачей СМИ являются донесение информации о деятельности власти до населения, формирование общественного мнения по поводу деятельности власти. В условиях демократии средства массовой информации имеют возможность создать такую информационно-коммуникационную среду, в которой общественность может повлиять на государственное управление.
Делая выводы по поводу места информационного обеспечения в деятельности по управлению системой здравоохранения, необходимо отметить, что государство уделяет должное внимание регулированию информационных потоков на законодательном уровне. Оно определяет в большей степени минимальный объем доводимой до населения информации, необходимые усовершенствования коммуникационных каналов (информатизация, создание и развитие представительств государственных органов в Интернете, введение интерактивных форм взаимодействия через Интернет-ресурсы, интернет-приемные и так далее). Более того, самыми ключевыми аспектами регулирования можно назвать степень открытости управленческой информации и доступность открытых данных для населения.
Законодательная база является основой информационного обеспечения населения. Тем не менее, она носит формальный характер, создаёт «каркас» для информационной работы с общественностью в сфере охраны здоровья.
При данных условиях, ответственность за формы подачи информации и организацию информационных мероприятий ложится на пресс-службу при Министерстве здравоохранения и контролируется политикой самого министерства.
Информация, создаваемая пресс-службой и распространяемая через средства массовой информации, должна заинтересовывать широкую общественность, привлекать внимание среди множества других новостей и информационного шума.
Таким образом, был сделан вывод о том, что при реализации информационной политики в системе здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне стоит уделить более пристальное внимание коммуникационной составляющей (формы подачи информации, разнообразие информационных сообщений) наряду с технологической составляющей (информатизация).
На уровне Министерства Здравоохранения Российской Федерации для распространения информации организованы различные эффективные каналы, такие как официальный сайт Министерства Здравоохранения РФ, базы открытых данных, социальные сети, тематические сайты по пропаганде здорового образа жизни, форумы для общения посетителей между собой, онлайн-опросы на Интернет-ресурсах.
На уровне Министерства Здравоохранения Республики Татарстан также проведена обширная деятельность по модернизации работы с населением: информатизация региона достигает 100%, функционирует сайт Министерства, интернет-приёмная, электронные госуслуги и портал ЛПУ.
Вся деятельность по информированию населения должна повышать вовлеченность граждан по отношению к деятельности Министерства, а также к культуре здорового образа жизни.
Вне всяких сомнений - вовлеченность - осознанный самостоятельный выбор каждого гражданина. Государственная политика, проводимая для повышения вовлеченности населения в деятельность Министерства здравоохранения, не может принудительными методами воздействовать и стимулировать искреннюю активность населения. Целью информационно - разъяснительной работы является создание среды и условий, позволяющих проявлять данную активность, проявлять активную гражданскую позицию по отношению к вопросам по охране здоровья. К требуемым условиям можно отнести формирование общественного актива, имеющего положительную оценку по отношению к власти; нахождение сплочающих идей для государства и общественности; создание общих целей; учет мнений и взглядов граждан, организация условий для развития их взаимодействия и участия в мерах по ее регулированию.
Культура здорового образа жизни, поддерживаемая не только организациями в сфере здравоохранения, но и включающая инициативу самой общественности, в дальнейшей перспективе может повысить качество жизни, а также привьет подрастающему поколению чувство ответственности за своё здоровье: это может включать как отказ от вредных привычек и укрепление своего здоровья, так и раннее выявление заболеваний при помощи регулярной диспансеризации, ежегодная вакцинация и другие мероприятия, служащие для снижения заболеваемости людей.
Снижение заболеваемости, укрепление здоровья населения, то есть увеличение процента здорового населения - это и является первостепенной целью, которую преследует система здравоохранения. Эффективность управления здравоохранением измеряется степенью реализации этой главной цели и степенью выполнения задач, стоящих перед системой здравоохранения.
Обращая внимание на отношение населения к системе здравоохранения в Российской Федерации, необходимо отметить, что недоверие может возникать по разным причинам, но в задачи пресс-служб, работающих в сфере здравоохранения, входит нейтрализация недоверия к институту власти, развенчание мифов и повышение осведомленности о новых способах лечения, модернизированном оборудовании, положительных изменениях в законодательном регулировании здравоохранения. Актуальная информация, преподнесённая понятно, объективно и своевременно через эффективные каналы коммуникации, является основой для укрепления взаимоотношений между общественностью и органами здравоохранения.
Открытость при информировании, интерактивная форма подачи материала, учет потребностей населения при реализации информационной политики, использование новых и эффективных каналов коммуникации, привлечение населения к общественным дискуссиям способны уменьшить влияние сложившихся негативных установок относительно медицины в регионе и увеличить вовлеченность населения в деятельность по охране
здоровья.


I. Официальные материалы
1. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система], 1997-2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 84602/. (дата обращения: 20.04.2018).
2. Федеральный Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система], 1997-2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/. (дата обращения:
20.04.2018) .
3. Постановление Совета Федерации Федерального собрания «О
приоритетных направлениях развития здравоохранения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL:
http://council.gov.ru/media/documents/pdf/r8QkSQyLD4DPzgayPf6gizwBWb yPSjh3.pdf (Дата обращения: 21.04.18)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения " [Электронный ресурс] / Российская газета, 1998-2018. URL: https://rg.ru/2012/08/31/informacia- dok.html (дата обращения: 20.04.2018).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2008 № 1662-р
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система], 1997-2018. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09 d7244d8033c66928fa27e527/ (Дата обращения: 21.04.18)
6. Об итогах работы Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год. [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2016-2018. URL: https://static- 1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/034/410/original/%D0%B4 %D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4 2016.pdf?1493043486 (дата обращения: 20.04.2018).
7. "План деятельности Министерства здравоохранения Российской
Федерации на период с 2016 по 2021 год" (утв. Минздравом России
14.06.2016) [Электронный ресурс] // // КонсультантПлюс
[Информационно-правовая система], 1997-2018. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=663421# 05707616049782172 (дата обращения: 20.04.2018).
8. Приложение к письму Минздрава России от 29.04.2015 N 21-3/839 «О
направлении Методических рекомендаций по обеспечению системы информирования населения о порядке и условиях бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система], 1997-2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 204796/. (дата
обращения: 20.04.2018).
9. Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от
07.04.2016 № 738 «Об утверждении Комплекса мероприятий
Министерства здравоохранения Республики Татарстан, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи» [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2016-2018. URL: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_980053.pdf (дата обращения:
20.04.2018) .

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ