Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации

Работа №35236

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
665
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Организационные основы оказания государственной финансовой поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства 7
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимость их
финансовой поддержки 7
1.2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 18
2. Анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 30
2.1. Организация государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в субъекте Российской Федерации 30
2.2. Анализ практики государственной финансовой поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 42
3. Эффективность механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, возможности ее повышения 51
3.1. Оценка эффективности механизма государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 51
3.2. Совершенствование механизма государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 59
Заключение 69
Список использованных источников 74
Приложение

В настоящее время не только мировая, но и российская экономика находится на стадии изменений и серьезных трансформаций, вызванных появлением инноваций, развитием информационно-технических технологий, изменениями в социальной сфере, а также экономическими, политическими волнениями. В связи с этим происходят логические изменения в сфере малого и среднего предпринимательства, а именно: расширяются области функционирования и перечень выполняемых функций. Также увеличивается доля участия малых и средних предприятий в производстве новой высокотехнологичной продукции и оказании услуг. Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим показателем уровня эффективности конкурентной экономики.
Стоит отметить, что на сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. В большинстве случаев государственная поддержка направлена на малый бизнес - вновь открываемые фирмы, которые являются новичками на рынке. Если говорить о среднем бизнесе, то в данной сфере государство оказывает необходимые меры для поддержки компаний в устойчивом состоянии.
В настоящее время в России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства основана на экономических реформах государственной власти, которые проводились около 20 лет назад. Именно они легли в основу зарождения частного сектора в экономике России. Но, несмотря на то, что начало пути становления предпринимательства относится к 1990-м гг., в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации малый и средний бизнес все еще проходит путь перехода от теневого бизнеса, в котором преобладает торгово-посредническая деятельность, к более легальному бизнесу, направленному на осуществление востребованных задач социальноэкономического развития регионов.
Малое и среднее предпринимательство имеет ярко выраженный территориальный аспект, ведь субъекты бизнеса строят свою деятельность исходя из потребностей и спроса на местном рынке. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности предпринимателей. Именно малый и средний бизнес может оказать влияние на рост экономики в регионе и охарактеризовать уровень социально-экономического развития на конкретной территории.
Именно развитие малого бизнеса позволяет снизить социальное напряжение за счет того, что формирует средний класс населения, достаточно обеспеченный и уверенный в будущем, который не позволяет наращиваться протестным явлениям. Кроме того, возможность развивать малый и средний бизнес стимулирует и вознаграждает активность населения, направленную на решение стоящих перед ним проблем, позволяет активно развивать экономику, социальную сферу, технологии и технику.
Постоянное наращивание малого и среднего бизнеса в развитии экономики является одной из наиболее перспективных тенденций развития экономики развитых стран мира. Это особенно важно, потому что развитие малого и среднего бизнеса увеличивает экономический рост, решает множество проблем социального, политического и даже межнационального характера, повышает устойчивость функционирования государственного аппарата. К тому же малый бизнес - это система, которая быстро реагирует на внешние условия; бизнес, который может заниматься предприятиями такого рода и в таких масштабах, которые кажутся не перспективными и не рентабельным представителям крупного капитала. Важнейшей характеристикой малого бизнеса является способность заполнять любые, самые маленькие рыночные ниши, эффективнее функционировать, обеспечивая удовлетворение самых неожиданных потребностей. Это делает весь рыночный механизм государства достаточно гибким и способным быстро реагировать изменения ситуации на рынке.
Именно субъекты малого и среднего бизнеса в первую очередь формируют то, без чего немыслим рынок, то есть конкурентную рыночную среду. Кроме всего прочего, именно за счёт малого предпринимательства увеличивается эффективность эксплуатации основных средств, появляется устойчивый экономический рост, так как малое предпринимательство является высококонкурентной средой, что автоматически делает её более эффективной.
Малое и среднее предпринимательство имеет ярко выраженный территориальный аспект, ведь субъекты бизнеса строят свою деятельность исходя из потребностей и спроса на местном рынке. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности предпринимателей. Именно малый и средний бизнес может оказать влияние на рост экономики в регионе и охарактеризовать уровень социально-экономического развития на конкретной территории.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики растет. Благодаря деятельности малых и средних предприятий создаются новые товары, оказываются работы и услуги, при этом удовлетворяется растущая потребность населения. Таким образом, институт предпринимательства выполняет значимые социальные и экономические функции. В связи с этим заинтересованность государства в поддержке малого и среднего бизнеса увеличивается. Особую роль в поддержке малого и среднего предпринимательства имеют региональные органы власти, так как институт предпринимательства в большей степени имеет территориальный аспект.
Объектом исследования данной работы явилась государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступают деятельность органов власти Республики Татарстан, принятые региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, материалы конференций и других мероприятий, связанных с малым и средним бизнесом, проводимых в Республике Татарстан.
Цель работы заключается в анализе системы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методы и формы государственной поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства;
- обосновать необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты и механизм оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации;
- определить пути совершенствования механизма оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
Для достижения поставленных в работе цели и задач использовались следующие методы: анализ, прогнозирование, методы классификации, сравнения, анализ нормативно-правовой базы, расчетный метод, корреляционный анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпринимательство представляет собой процесс, направленный на получение прибыли, при котором происходит создание новых товаров, работ и услуг, а также удовлетворение постоянно растущих потребностей, в результате чего осуществляются значимые социальные и экономические функции. В современных условиях малые и средние предприятия являются необходимым элементом экономической системы страны, так как именно эти хозяйствующие субъекты существенно влияют на темпы экономического роста, а также на состав номинального и реального валового внутреннего продукта.
Сам процесс развития и роста предпринимательства весьма трудоемкий, и требует порой больших затрат времени, сил и ресурсов. Малому и среднему бизнесу намного тяжелее дается этот путь, нежели крупным коммерческим организациям, особенно в части приобретения новых технологий и высокотехнологического оборудования, переквалификации и иностранной стажировки кадров, доступа к ресурсам и инвестициям. В связи с этим органы государственной власти оказывают проведение целенаправленной политики поддержки и стимулирования предпринимательства, с учетом общенациональных интересов государства, тем самым снижая издержки связанные с развитием.
Существуют различные инструменты оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно законодательству Российской Федерации, оказание финансовой поддержки может осуществляться в форме предоставления субсидий, гарантий и бюджетных инвестиций. Кроме того, государство может оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству в виде предоставления бюджетных кредитов, упрощения условий кредитования предпринимателей, упрощения уплаты налогов и налогообложения субъектов предпринимательства в целом. Перечисленные инструменты поддержки не отнесены законодательством к формам государственной финансовой поддержки, но, тем не менее, активно используются.
Важно отметить, что для эффективного развития малого и среднего предпринимательства в России большая работа должна проводиться отдельно в каждом субъекте Российской Федерации.
Высокая роль малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Татарстан характеризуется положительной динамикой экономических показателей, таких как объем налоговых поступлений, количество предоставленных рабочих мест, объем валового регионального продукта, оборот и выручка организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Несмотря на снижение числа экономически активных субъектов предпринимательства в 2017 году, оборот продукции малых и средних предприятий составил 1700 млрд. руб., доля оборота продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте 25,6%, За последние несколько лет наблюдается рост данных показателей, а значит, это говорит о положительном влиянии на экономику региона. Правительство Республики Татарстан уделяет особое внимание поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе, тем самым создавая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе может оказываться как непосредственно субъектам малого и среднего бизнеса напрямую, так и через некоммерческие организации, входящие в систему поддержки малого и среднего предпринимательства.
В Республике Татарстан оказывается активная государственная поддержка. В части финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан в 2014 - 2017 годах выделено 555,9 млн. рублей, из них 288,9 млн. рублей - средства федерального бюджета, 267,0 млн. рублей - средства бюджета Республики Татарстан. С 2014 по 2016 год получили поддержку по договору "Лизинг-грант" с 2014 по 2016 год получили поддержку 884 предпринимателя, общая сумма финансирования составила 1 142.8 млн. рублей. В рамках субсидирования части затрат на приобретение оборудования до 5 млн. рублей и до 50% за этот же период было выделено 484.8 млн. рублей 171 резиденту. Субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство или реконструкцию воспользовалось 8 резидентов, им было выделено 12,5 млн. рублей.
На территории республики действовала подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Татарстан на 2014-2017 годы», в сейчас действует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Татарстан на 2018-2021 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы». В 2017 году финансирование данной подпрограммы составило 1255188,03 тыс. руб. В рамках действия подпрограммы для развития малого и среднего предпринимательства создана необходимая инфраструктура, к ней относятся следующие некоммерческие организации: «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства», «Гарантийный фонд Республики Татарстан», бизнес-инкубаторы, промышленные (индустриальные) парки, центры молодежного инновационного творчества региональные центры инжиниринга, центры прототипирования, и др.
Стоит отметить, что позиции Республики Татарстан все более утверждаются не только на внутреннем рынке. Кроме того, положительно были оценены темпы роста налоговых поступлений, внутреннего валового продукта, снижение безработицы и инвестиции в малое и среднее предпринимательство. Таким образом, Правительство Республики Татарстан положительно оценивают деятельность властей в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году. Так как все важнейшие экономические
показатели имеют положительную динамику, логично предположить, что в республике преобладает благоприятный климат для деятельности малого и среднего предпринимательства.
До сих пор нет единого мнения о том, как считать развитость малого и среднего предпринимательства. По результатам рейтинга эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства, Республика Татарстан в 2017 году заняла 3 место среди субъектов РФ, в которых государственная поддержка была признана «эффективной». Данный рейтинг определяется по количеству действующих на исследуемый период государственных программ поддержки, доле предприятий и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, а также числу занятых работников в сфере малого бизнеса в регионе, то есть анализ проводился только среди субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, такую оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства нельзя считать объективной.
На данный момент в Республике Татарстан сделано многое для создания благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства, об этом также говорят результаты исследования основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Из этого следует, что механизм оказания финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в целом имеет положительную динамику. Следует отметить, что небольшой спад наблюдается по показателям средних предприятий, так как в 2018 году уменьшилось их число, что повлекло за собой снижение и числа рабочих мест, и объема оборота продукции, поэтому региональным органам власти следует провести анализ причин, по которым в последнее время наблюдается их отрицательная динамика и провести работу по улучшению показателей, что позволит увеличить оборот предприятий, создать новые рабочие места, а также увеличить объем налоговых поступлений в бюджет.
Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и методики оценки эффективности государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса показал, что механизм оказания финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан требует некоторых изменений.
На наш взгляд, для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства необходимо:
- увеличить объем предоставления средств непосредственно субъектам малого и среднего бизнеса, не прибегая к помощи некоммерческих организаций, входящих в систему поддержки малого и среднего предпринимательства;
- упростить процедуру прохождения конкурса на предоставление государственной финансовой поддержки;
- усилить отслеживание расходования средств, предоставляемых субъектам малого и среднего бизнеса в качестве грантов;
- разработать систему предоставления государственной финансовой поддержки, которая будет индивидуально подходить каждому субъекту малого и среднего предпринимательства;
- предоставлять льготы на оплату коммунальных услуг, аренды, связи, транспортных и других расходов.
Устранение перечисленных выше проблем поможет усовершенствовать механизм предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, что обеспечит самостоятельный рост и развитие малых и средних предприятий в регионе, а значит, окажет положительное влияние на экономику региона.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998, №145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) // СПС «Консультант Плюс».
2. Закон Республики Татарстан №40 - ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Утвержд. Заседанием Государственного Совета Республики Татарстан от 10.06.2015 // Собрание законодательных актов РФ.- 24.11.2015. - №48. - ст. 6489.
3. Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы" Кабинета Министров Республики Татарстан N 823 от 31 октября 2013 // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209 - ФЗ (ред. от 27.012.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательных актов РФ. - 28.11.2016. - №49. - ст. 7489.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СПС «Гарант». - ст.171.
Книги и монографии
6. Буров. В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. — Чита: ЗабГУ, 2016. с. 31.
7. Бусыгин Л.В. Предпринимательство / Л.В. Бусыгин. — М.:Высшая школа, 2007. с. 26.
8. Гершанок Г.А. Основы инновационного предпринимательства: учебное пособие / Г.А. Гершанок. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. с. 167.
9. Забродская Н.Г., Круглик В.М. Экономика малого бизнеса и предпринимательства / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. — Москва: Амалфея, 2013. с. 288.
10. Кузнецова И.А., Петрухина Е.А., Руденко И.Ю. Большой справочник для малого бизнеса / И.А. Кузнецова, Е.А. Петрухина, И.Ю. Руденко. — Москва: Дашков и Ко. с. 201- 368.
11. Мангушев Д.Ф., Янышев И.А., Иванов Д.А., Колпаков С.В. Бизнес и безопасность в России. Практическое пособие для малого, среднего и крупного бизнеса / Д.Ф. Мангушев, И.А. Янышев, Д.А. Иванов, С.В. Колпаков.
— Москва: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 2001, с. 201- 400.
12. Рассел Джесси Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2012. с.201- 235.
13. Синельников С.М., Соломник Т.Г., Янборисова Р.В. Энциклопедический словарь предпринимателя / С.М. Синельников, Т.Г. Соломник, Р.В. Янборисова. — Спб.: Алга - фонд, АЯКС, 1992. с.137-138.
14. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие / А. Хоскинг — М.: Международные отношения, 1993, с. 146.
Статьи и материалы периодической печати
15. Балашев Н.Б., Лату А.А. Финансы индивидуальных
предпринимателей: особенности и проблемы функционирования / Н.Б.
Балашев, А.А. Лату // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2018. — №4-1. — с.54-60.
16. Власков И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса / И.П. Власков // Финансы и кредит. — 2014. — №9. - с.32- 35.
17. Воржецов А. Г., Марфина Л. Г. Состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан в условиях кризиса / А.Г. Воржецов, Л.Г. Марфина // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — №4. — с. 231-238.
18. Галяева Л.Е., Платонова Ю.Ю., Павличенко Е.С. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе / Л.Е. Галяева, Ю.Ю. Платонова, С.Е. Павлеченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — №12. — с. 6-9.
19. Г олик Р.И. Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России: актуальные вопросы российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности / Р.И. Голик // Российское предпринимательство. - 2012. - № 9. - с. 18-19.
20. Елпанова Я.В. Малое и среднее предпринимательство в российской Федерации / Я.В. Елпанова // Academy. - 2019. - №1 (40). с. 50-52.
21. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т.И. Заславская // Социс. - 1995. - №3. - с.18-24.
22. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики / О.Б. Иванов, Е.М. Бухвальд // ЭТАП. - 2018. - №5. - с. 7-25.
23. Иванова Ж. Поддерживай малый бизнес, страна! / Ж. Иванова // Российское предпринимательство. - 2015. - №4. - с. 12-18.
24. Исламова Н.В. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства / Н.В. Исламов // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №18. - с. 24-27.
25. Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и Совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / В.В. Карпов, А.А. Кораблева, Н.Т. Мозжерина // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №8 (383). - с. 38-49.
26. Копошова И. Поддержка малого бизнеса / И. Копошева // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2015. - №35. - С. 3-7.
27. Кремин А.Е. Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе / А.Е. Кремин // Проблемы развития территории. - 2017. - №3 (89). - с. 46-59.
28. Кулитынова И. Совершенствование действующего законодательства как фактор ускорения развития малого бизнеса / И. Кулитынова // Человек и труд. - 2013. - №10. - с. 12-17.
29. Половинкин П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства / П.Д. Половинкин, В.Е. Савченко // Вестник Московского университета. - 1996. - № 2. - с. 3-15.
30. Шулус. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки / А. Шулус // Российский экономический журнал. - 2012. - №5-6. - с. 15-18.
Электронные ресурсы
31. Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - официальный сайт. Режим доступа: https://www.nalog.rU/m77/related_activities/regbusiness/#t3
32. Корпорация малого и среднего предпринимательства - официальный сайт, режим доступа: https://corpmsp.ru/
33. Министерство финансов Республики Татарстан - официальный сайт, режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/
34. Министерство экономики Республики Татарстан - официальный сайт, режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/
35. Официальный сайт Бизнес-газеты, «ОПОРА России» задвинула
Татарстан в «желтую зону». Режим доступа: https://www.business-
gazeta. ru/article/71346
36. Официальный сайт газеты «Реальное Время, Дмитрий Потапенко:
«Если мы хотим поддерживать малый бизнес, нужно не программы создавать, а условия». Режим доступа: https://rn.realnoevremya.ru/articles/77014-tatarstan-
voshel-v-top-effektivnyh-regionov-dlya-biznesa/
37. Официальный сайт Опоры России, Александр Калинин: "Татарстан - в единицах регионов, где предприниматели позитивно настроены на развитие". Режим доступа: http://www.opora.ru/news/aleksandr-kalinin-tatarstan- v-edinitsakh-regionov-gde-predprinimateli-pozitivno-nastroeny-na-razvitie.html
38. Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http: //pravo .tatarstan.ru/
39. Рейтинг уровня социально-экономического развития регионов, РИА Рейтинг, официальный сайт. Режим доступа: http://www.riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html
40. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - официальный сайт. Режим доступа: http: //tatstat.gks. ru/
41. Федеральная служба государственной статистики - официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ