ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования
социально-экономического развития территории 6
1.1. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития
страны в системе государственного регулирования экономики 6
1.2. Принципы и методы разработки планов-прогнозов социально-экономического развития страны 15
1.3. Методические подходы к анализу планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны и система оценочных показателей 20
2. Анализ системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития (на примере Нидерландов) 26
2.1. Характеристика уровня социально-экономического развития Нидерландов 26
2.2. Организация системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Нидерландов 46
2.3. Оценка эффективности действующей системы планирования и
прогнозирования социально-экономического развития страны 57
3. Особенности планирования и прогнозирования социально-экономического
развития российских территорий 80
3.1 Организация стратегического планирования и прогнозирования в России . 80
3.2. Совершенствование системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития России с учетом передового зарубежного опыта 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Одна из самых больших забот экономического аналитика заключается в том, чтобы понять состояние, в котором находится экономика в данный момент времени, и правильно отслеживать его, чтобы предвидеть возможные изменения. Однако, несмотря на то, что социальная и экономическая жизнь ускорилась и стала более бурной, многие соответствующие экономические переменные отсутствуют с желаемой периодичностью.
В Западной Европе с 1950 года роль правительства в экономике становится все более значимой. Этому развитию способствовал ряд факторов, среди которых можно отметить увеличение доли коллективного сектора в национальном доходе, повышение открытости национальной экономики, все более интервенционистский характер антициклической политики и презумпции ответственности правительств в различных областях. В то же время доступные инструменты для правительства с целью проведения успешной политики становятся все более разнообразными. С одной стороны, теоретические достижения в области экономики и эконометрики позволили выявить и количественно оценить все более сложные наборы взаимосвязей, а с другой стороны, совершенствование статистических методов позволило получить более точные данные, на которых основываются принимаемые решения. Эти две тенденции привели к лучшему пониманию прошлого и к более успешной оценке нынешнего экономического состояния страны. Поэтому вполне естественно, что правительства должны стремиться использовать эти методы для прогнозирования последствий принимаемых ими экономических и стратегических решений. Результатом стало рождение индикативного планирования и экономического прогнозирования. Концепция планирования на Западе больше похожа на предсказание, чем на предписание; скорее на прогнозы, чем на обязательства.
Актуальность темы исследования объясняется важнейшей ролью планирования и прогнозирования социально-экономического развития государства в системе госуправления, поскольку в настоящее время ни одно государство не способно эффективно осуществлять управление без планирования будущего. Прогнозирование сегодня является эффективным инструментом для установления приоритетных направлений социальноэкономического развития стран.
Состояние изученности проблемы. Анализ библиографических источников показывает, что современная отечественная и иностранная экономическая наука накопила достаточно большой опыт в развитии макроэкономического прогнозирования и планирования социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Научную основу теории макроэкономического планирования и прогнозирования составляют идеи, А. М. Лоу, Ф. Джиббса, Э. Биркенхеда, И.В. Бестужева-Лады. Современные тенденции и проблемы планирования и прогнозирования экономического развития получили освещение в работах Дж. Армстронга, К. Грина, А. Грефе, Дж. Роу, А. Келера, Р. Хиндмана и др. зарубежных ученых-экономистов.
В России проблемами планирования и прогнозирования социально-экономического развития стран занимались такие ученые как А.И. Анчишкин, С.С. Шаталин, Ю.М. Швырков, О.Г. Поздеева, Ю.В. Яременко и др.
Цель данной работы состоит в исследовании системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития отдельных стран для использования передового зарубежного опыта в планировании и прогнозировании социально-экономического развития России и ее отдельных территорий.
Для достижения поставленной цели при написании работы решались следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к планированию и прогнозированию социально-экономического развития стран и территорий;
- рассмотреть основные принципы и методы разработки планов- прогнозов социально-экономического развития страны;
- провести анализ существующей системы планирования и прогнозирования в Нидерландах и выявить ее особенности;
- сделать оценку эффективности нидерландской системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
- обосновать преимущества нидерландской системы планирования и прогнозирования;
- изучить российскую систему планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
- выявить сильные и слабые сторона российской системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
- выработать рекомендации по внедрению и использованию наиболее эффективных элементов системы планирования и прогнозирования Нидерландов в практике планирования и прогнозирования социальноэкономического развития РФ.
Объектом исследования является система планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории как эффективный инструмент государственного управления.
Предметом исследования выступает существующие зарубежные модели планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны и ее территорий.
Информационной базой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, а также нормативноправовые документы и материалы министерств и ведомств России и Нидерландов, например, Министерства экономического развития Российской Федерации, Нидерландского бюро анализа экономической политики (CPB) и Центрального бюро статистики (CBS), а также данные с портала Правительства Нидерландов и Нидерландского банка.
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Система планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории является составной частью комплекса мер государственного регулирования экономики страны. С помощью макроэкономического прогнозирования и планирования достигаются поставленный перед государством экономические и социальные цели и задачи. Прогноз и план являются взаимодополняющими понятиями. Планирование и прогнозирование как инструменты государственного регулирования позволяют непосредственно сформировать предпосылки и осуществить практическую реализацию управленческих решений. Прогнозы и планы разрабатываются органами власти и специализированными учреждениями, которые обеспечивают успешное проведение политики государством для достижения экономического роста в будущем. Планированием и прогнозированием территорий занимается государственный орган не только на национальном уровне, но также и на региональном и муниципальном. Такое разделение способствует сепаративному развитию каждой из территорий, обеспечивая аккумулированный эффект вложенных усилий по достижению целей в заданных направлениях.
В данной научной работе была исследована система планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны в мировой практике (на примере Нидерландов). Нидерланды входят в список самых высокоразвитых стран мира и показывают стабильный экономический рост экономики. Разработкой прогнозов и планов социально-экономического развития занимается Нидерландское бюро анализа экономической политики.
Согласно последним данным, опубликованным бюро, последние 3 года экономика страны имеет положительные тенденции к росту. В экономических обзорах выявлена связь между экономической и социальной сферами: чем выше доходы населения и чем больше оно имеет доступ к различным общественным благам, тем выше уровень потребления в стране, что приводит к улучшению экономической конъюнктуры. Также следует сказать, что получение прогнозируемого среднегодового значения ВВП Нидерландов, оцениваемого в 1,5%, является результатом многократного анализа внутреннего положения экономики в зависимости от международной экономической ситуации. Во второй главе были подробно рассмотрены причины регулярного пересмотра и изменений макроэкономических показателей, а также их сравнение между собой в каждом периоде. Используемые бюро модели для прогнозирования будущей экономической ситуации позволяют осуществлять данный процесс с наиболее возможной минимальной вероятностью ошибки. Данная система постоянно совершенствуется благодаря регулярно проводимым эконометрическим исследованиям в области макроэкономического прогнозирования. Вследствие регулярного опубликования прогнозных документов, бюро анализа экономической политики способно четко отслеживать международные тенденции и анализировать их влияние на экономику страны, что, в свою очередь, позволяет правительству Нидерландов вести грамотную политику в экономической и социальной сферах.
Несмотря на то, что Россия применяет систему стратегического планирования, страна имеет возможность проанализировать успешную реализацию системы индикативного планирования ряда зарубежных стран, в том числе Нидерландов. Министерству экономического развития Российской Федерации следует не только анализировать экономическую политику и систему планирования и прогнозирования западных стран, но и способствовать тому, чтобы проводить совместные исследования в этих областях, которые могут привести к обоюдной выгоде.
К положительным чертам российской модели можно отнести единую систему стратегического планирования, где документы всех уровней согласуются по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.
Можно добавить, что российской системе планирования и прогнозирования развития следует перенять некоторые особенности индикативного планирования западноевропейских стран, а также усовершенствовать законодательную базу и работу департамента по сбору статистических данных, повысить качество прогнозов и проводить более глубокий анализ экономической ситуации в стране и в мире. Основным недостатком модели является формальное проецирование стратегии национального уровня на нижестоящие, что не позволяет регионам самостоятельно развиваться в намеченных направлениях.
Следует отметить, что несовершенство методов прогнозирования и планирования можно объяснить тем, что современная децентрализованная экономика довольно обременительна, т.к. требует огромных затрат на создание и функционирование громоздкой инфраструктуры.
Использование опыта системы индикативного планирования Нидерландов, а также других европейских стран, успешно применивших его на практике, для России должно носить адаптивный характер и учитывать специфику социально-экономических и политических условий, а также пережитый опыт директивного планирования во времена СССР.
Таким образом, можно сделать вывод, что система планирования и прогнозирования социально-экономического развития России имеет достаточный потенциал для последующего совершенствования при условии, что данная система исправит недостатки в функционировании и обретет рекомендованные в данной работе преимущества и положительные особенности системы, которую применяют Нидерланды при планировании и прогнозировании развития территории в экономической и социальной сферах.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Книги, монографии
2. Андреева Т.В. Планирование и прогнозирование социальноэкономического развития территорий: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. - 104 с.
3. Арманшина Г.Р. Прогнозирование и планирование национальной экономики: учеб. пособие / Г.Р. Арманшина, Ю.Г. Голоктионова, С.А. Ильминская, И.Б. Илюхина, Н.П. Красоченкова, А.В. Крылова, Н.В. Лисичкина, В.В. Матвеев, Д.Е. Морковкин, А.В. Степанов, С.В. Шманёв, Л.В. Шманёва, И.Л. Юрзинова. - Орел: Изд-во ОрелГИЭТ, 2017. - 256 с.
4. Бутылина М.П. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / М.П. Бутылина, М.М. Малясова. - Саранск: Изд-во ООО "13 РУС", 2017. - 150 с.
5. Бушенева Ю.И. Основы социально-экономического прогнозирования: учеб. пособие / Ю.И. Бушенева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - 92 с.
6. Гапоненко Т.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / Т.В. Гапоненко, С.А. Гавриленко, М.П. Глызина, Л.Л. Орехова. - Ростов н/Д: издательство Донского гос. техн. университета, 2018. - 130 с.
7. Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Невская. -
М. : Издательство Юрайт, 2016. - 542 с.
8. Трацевская, Л.Ф. Планирование и прогнозирование экономики : курс лекций / Л.Ф. Трацевская. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. - 56 с.
9. Чегерова Т.И. Прогнозирование и планирование социальноэкономических процессов: учебно-методический комплекс / сост. Т.И. Чегерова.- Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. - 92 с.
Ю.Юкиш В.Ф. Макроэкономическое прогнозирование, планирование и программирование: практикум / В.Ф. Юкиттт. - М.: МАДИ, 2017. - 164 с.
11. Dawes, R. M. Forecasting one's own preference. International Journal of Forecasting, 1986. 15 р.
12. Graham Elliott, Allan Timmermann. Economic forecasting. Princeton University Press. 2016. - 552 p.
13. Lucas, R. E. Econometric policy evaluation: a critique in K. Brunner and A. H. Meltzer (editors), The Phillips Curve and Labour Markets. Carnegie-Rochester Conferences on Public Policy, supplement to Journal of Monetary Economics, Amsterdam: North-Holland. 1976. - 156 р.
Диссертации
14. Величенко Е.А. Совершенствование инструментария индикативного планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Величенко Елена Анатольевна - Ставрополь, 2018. - 212 с.
15.Sander Geenen. The Tax Multiplier in the Netherlands: New Estimates from a Narrative Study. Master’s Thesis: 344058. Erasmus University Rotterdam,
2017. - 96 р.
Печатная периодика
16. Акулиничева Е.О. Система организации макроэкономического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Бизнес и общество: электрон. журнал. - 2017. - №3 (15). - С. 5.
17. Андриченко Л.В. Стратегия государственного регионального развития Российской Федерации: правовые основы // Журнал российского права. - 2017. - №5 (245). - С. 5.
18. Баранова Ю.К. Актуальные вопросы развития системы государственного
прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики //
94
Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций : ст. в сб. трудов конф. - 2019. - С. 7.
19. Бойцова А.А. Макроэкономическое программирование, прогнозирование и планирование как высшие формы государственного регулирования // Актуальные проблемы управления национальной экономики: сб. науч. трудов по мат-лам II-ой Всерос. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 69.
20. Ватлина А.О., Пучкова Г.Р. Макроэкономическое планирование в историческом аспекте // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. - 2019. С. 21.
21. Войтишина М.А., Кистрина Э.И., Локтеева Г.Е. Подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2016. №2 (51).
22. Гагарина Г.Ю., Губарев Р.В., Дзюба Е.И., Файзуллин Ф.С. Прогнозирование социально-экономического развития российских регионов // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 1080.
23. Глебова О.А. Методы планирования и прогнозирования, используемые при разработке программ социально-экономического развития региона // Актуальные вопросы экономики и экономической безопасности на макро- и микроуровнях: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 18.
24. Гусева М.Н., Рыжов И.В., Шиженский А.А. Сравнительный анализ зарубежного опыта целеполагания в системе государственного прогнозирования и планирования проектов социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3(92). - С. 105.
25. Демидова С.Е. Особенности индикативного планирования в России // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2016. - №3.
26. Джанибекова Х.А. Исторический аспект планирования и прогнозирования // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сб. ст. IX Межд. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 111.
27. Ермолаева Н.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в Российской Федерации // ст. в журн. Novainfo.ru. - 2017. - Т.3 №58. -
С.149.
28.Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - №65. - С. 188.
29.Зарук Н.Ф. Тихонова А.В., Сергеев А.В. Эконометрическое моделирование индикаторов финансовой системы как инструмент макроэкономического планирования // Финансы и кредит. - 2017. - Т.23 №33 (753). - С. 1956.
30. Клепикова М.В., Васильева Е.В. Планирование и прогнозирование экономики в Российской Федерации // Научные исследования и разработки 2018. - 2018. С. 193.
31. Ладыкова Т.И. Теоретические аспекты индикативного планирования в современных условиях // Oeconomia et Jus. - 2017. - №2. - С. 12.
32. Макарова Е.Л., Николаенко Д.М. Анализ показателей социальноэкономического развития Российской Федерации // Вестник ТИУиЭ. -
2016. №1 (23).
33. Маковкина С.А. Формирование института стратегического планирования в Российской Федерации: региональный аспект // Вопросы управления. -
2018. - №6 (36). - С. 60.
34. Мамяшева В.М. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в Российской Федерации // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. -
2017. - С. 89.
35. Молчанова Н.П. Новые акценты в развитии государственного макроэкономического планирования // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2.
36. Молчанова С.М., Самойлов А.В. Проблемы макроэкономического планирования и прогнозирования // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 6 №9. - С. 50.
37. Новоселов А.С., Маршалова А.С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона // Вестник КузГТУ. - 2017. - №3 (121). - С. 189.
38. Носов А.Л. Прогнозирование социально-экономического развития как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. - 2018. - №3 (45). - С. 306.
39. Писарева О.М. Обзор теоретических и прикладных моделей обоснования и оценки стратегических решений в задачах планирования и программирования национального развития // Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научных трудов/ вып. 43. - 2018. С. 51.
40. Потапов Л.В. Методология и организация системы стратегического
планирования социально-экономического развития региона //
Регионалистика. - 2018. - №3. - С. 45.
41. Пуляев А.В. О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики // Проблемы и перспективы экономики и управления: мат-лы VI Межд. науч. конф. - 2017. - С. 197.
42. Соколов А.А., Кононыхина Е.С. Некоторые проблемы
макроэкономического планирования // Актуальные проблемы
гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - С. 105.
43. Сургуладзе В.Ш. Стратегическое прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на
современном этапе // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета: ст. в журн. - 2017. - Т.7 №1 (25). - С. 47.
44. Сурков А.А. Роль стратегического планирования в развитии государства и регионов // Могущество Сибири будет прирастать!? : сб. докл. Межд. науч. форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». - 2018. - С. 297.
45. Суркова С.А., Земляных Е.С. Стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития территорий // Исследование проблем повышения устойчивости, инновационности и конкурентоспособности экономики региона в условиях нестабильной внешней среды: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 300.
46. Тихомиров Б.И., Френкель А.А. О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании // Экономическая политика. - 2017. - №4. - С. 82.
47. Шамардина О.В., Глушко В.О. Статистический анализ социальноэкономического развития России [Электронный ресурс]. Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(28).
48. Южаков В.Н. Государственное управление по результатам. Модель для России // Вопросы государственного и муниципального управления. -
2016. - №2. - С. 165.
49.Эседова Э.Н., Ибрагимова В.Б. Современные факторы влияния на разработку методики долгосрочного прогнозирования социальноэкономического развития // Аллея науки. - 2018. - Т. 2 №2 (18). - С. 260.
Электронные ресурсы
50. Картина экономики. Январь 2019 года [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/885e0909-e8cf-4e9a-83ad- 5d0681f7105b/190211_econ_pic.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=885e090
9- e8cf-4e9a-83ad-5d0681f7105b (дата обращения: 18.03.2019).
98
51. Обзор экономики Нидерландов [Электронный ресурс] / Официальный
сайт The Observatory of Economic Complexity. URL:
https://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/nld/ (дата обращения:
01.03.2019) .
52. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской
Федерации [Электронный ресурс]. Департамент макроэкономического анализа и прогнозирования. URL: http://economy.gov.ru
/minec/about/structure/depmacro/ index (дата обращения: 17.03.2019).
53. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. Март, 2013. URL: http://static.govemment.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата
обращения: 20.03.2019).
54. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. Октябрь, 2018. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/60223a2f-38c5-4685-96f4-6c6476ea 3593/prognoz24svod.pdf?MOD=AJPERES&CACHEro=60223a2f-38c5-4685 -96f4-6c6476ea3593 (дата обращения: 17.02.2019).
55. Совершеннолетний прогноз. Шесть вопросов о перспективах развития российской экономики на 18 лет [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/! 1/23/5bf6da519a794778c851fcd0 (дата обращения: 19.03.2019).
56. Структура Нидерландского бюро анализа экономической политики [Электронный ресурс] / Официальный сайт CPB. URL: https://www.cpb.nl/en/organisation%20chart (дата обращения: 05.03.2019).
57. Andre Mares, Frank Notten. De Nederlandse economie in 2017 [Электронный
ресурс]. CBS, 2018. - 23 р. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q
=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjj_9-4xa3hA
hUFs4sKHUEYAiQQFjABegQIAxAC&url=https%3A%2F%2Fwww.cbs.nl%
99
2F-%2Fmedia%2F_pdf%2F2018%2F19%2F2018dne06%2520dne2017.pdf&u sg=AOvVaw2OvN92DCZKyRIe0-R-N3Mj (дата обращения: 04.03.2019).
58. Certificering budgettaire ramingen fiscale maatregelen Belastingplan 2019 [Электронный ресурс] / CPB, 2019. URL: https://www.cpb.nl/sites/default/ files/omnidownload/CPB-Notitie-18sept2018-Certificering-budgettaire- ramingen-fiscale-maatregelen-belastingplan-2019.pdf (дата обращения:
11.03.2019) .
59. Country Report: The Netherlands 2018. Including an In-Depth Review on the prevention and correction of macroeconomic imbalances [Электронный ресурс] / European Comission Report, 2018. URL: https://ec.europa. eu/info/sites/info/files/2018-european-semester-country-report-netherland-en. pdf (дата обращения: 11.03.2019).
60. Decemberraming: Economisch vooruitzicht 2019 [Электронный ресурс] / CPB, 2019. - 13 р. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjN3KnXx63hAhVv pYsKHTVGAy4QFjABegQIBRAC&url=https%3A%2F%2Fwww.cpb.nl%2F sites%2Fdefault%2Ffiles%2Fomnidownload%2FCPB-Policy-Brief- decemberraming-2018.pdf&usg=AOvVaw23fdqEYkyCfHB0ohv2GuRm (дата обращения: 11.03.2019).
61. DELFI 2.0, DNB's Macroeconomic Policy Model of the Netherlands [Электронный ресурс]. De Nederlandsche Bank N.V., 2018. - 144 р. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=r ja&uact=8&ved=2ahUKEwig6pmoyK3hAhWSuIsKHeaaAusQFjACegQIBBA C&url=https%3A%2F%2Fwww.dnb.nl%2Fbinaries%2FDELFI_tcm46-24749
6. pdf&usg=AOvVaw3GcVoKOZCvBz5sg3wuDHiK (дата обращения:
10.03.2019) .
62. Economy of the Netherlands / Сайт Энциклопедии Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/place/Netherlands/Economy (дата обращения: 01.03.2019).
63. Floris Jansen. De invloed van de overheid op het bbp [Электронный ресурс] / CBS, 2018. - 13 р. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s& source=web&cd=2&ved=2ahUKEwj4tNyHxa3hAhXi-ioKHR8eAmQQFjABe gQIBhAC&url=https%3A%2F%2Fwww.cbs.nl%2F-%2Fmedia%2F_pdf%2F2 018%2F04%2F2018dne01 %2520rol%2520overheid%2520economie.pdf&usg =AOvVaw2Q0VB5q90FAo7MJp9zB6P (дата обращения: 11.03.2019).
64. Forecast Central Economic Plan 2018 [Электронный ресурс]. CPB Policy Brief, 2018. - 20 р. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s& source=web&cd=4&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj5naufx63hAhXloosKH WjhAiIQFjADegQIAhAB&url=https%3A%2F%2Fwww.cpb.nl%2Fen%2Fpu blication%2Fcentral-economic-plan-2018&usg=AOvVaw1y2CXOVxUavey1F p6QU0pr. (дата обращения: 05.03.2019).
65. MacroEconomic outlook 2019 [Электронный ресурс]. CPB, 2019. -16 p. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5 &cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiC4IG-xq3hAhVFw4sKHb49B6wQFjAEe gQIARAC&url=https%3A%2F%2Fwww.cpb.nl%2F sites%2F default%2Ffiles %2Fomnidownload%2FCPB-Macro-Economic-Outlook-MEV-2019-translatio n-chapter1.pdf&usg=AOvVaw3-kBq4EI-BN2Zu7_3bLryX (дата обращения:
01.03.2019) .
66. Miljoenennota 2019. Rijksoverheid report [Электронный ресурс]. 2018. - 72
p. URL: https://www.rijksoverheid.nl/binaries/rijksoverheid/documenten/
begrotingen/2018/09/18/miljoenennota-2019/0+Miljoenennota+2019.pdf (дата обращения: 09.03.2019).
67. National accounts of the Netherlands 2017 [Электронный ресурс] / CBS, 2017 - 156 р. URL: https://www.cbs.nl/-/media/_pdf/2018/30/2018a413- national-accounts-2017-web-new.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
68. Preliminary Forecast March 2019 (Central Economic Plan 2019) [Электронный ресурс] / CPB, 2019. - 18 р. URL:
https://www.cpb.nl/sites/default/files/omnidownload/CPB-Policy-Brief-Central
-Economic-Plan-2019.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
69. Principles for independent fiscal institutions and case studies [Электронный ресурс] /OECD Journal on Budgeting. 2017. URL: https://www.oecd.org/gov/budgeting/Netherlands.pdf (дата обращения:
04.03.2019) .
70.Sectorprognoses 2019 en 2020: krapte op de arbeidsmarkt kan groei sectoren remmen [Электронный ресурс]. Rabobank/RaboResearch, Utrecht, 2019. - 4
р. URL: https://economie.rabobank.com/publicaties/2019/januari/sectorprogno ses-2019-en-2020-krapte-op-de-arbeidsmarkt-kan-groei-sectoren-remmen/ (дата обращения: 02.03.2019).
71.Trends in the Netherlands 2017 [Электронный ресурс] / CBS, 2017. URL: https: //www.cbs. nl//media/_pdf/2017/44/trends_in_the_netherlands_2017_web .pdf (дата обращения: 01.03.2019).