Введение 3
Глава 1. Мусульманское сообщество Республики Татарстан 6
1.1 Общество и умма Татарстана: историческая справка 6
1.2 Основы исламского вероубеждения: краткий обзор 9
1.3 Требования мусульман к образовательному пространству на
основании религиозных норм 14
1.4 Кейс конфликтов религиозного и светского в пространстве
школы 15
Глава 2. Общее образование в Российской Федерации 18
2.1 Правовые условия регулирования школьного образования в России;
Характеристики общего образования в России 18
2.2 Социально - педагогические условия внедрения курса «основы
религиозных культур и светской этики» в российских школах 26
2.3 Характеристика состояния общего образования в РТ 31
Глава 3. Проблемы школьной адаптации в педагогической психологии 32
Глава 4. Исследование психолого-педагогических характеристик общего образования с позиции родителей-практикующих мусульман... 40
4.1 Описание методики исследования 40
4.2 Организация исследования 44
4.3 Анализ полученных в ходе исследования данных 45
Вывод 49
Заключение 50
Список использованной литературы и
интернет - источников 52
Приложение
Религия - неотъемлемая часть жизни общества, в ходе исторического развития оказавшая на него неоспоримое влияние. Будучи одним из важных социальных институтов, религия определённым образом регламентирует жизнь общества, задаёт векторы его развития.
Актуальность данной работы исходит из необходимости понимания влияния религии на функционирование общества в целом и взаимодействие его частей между собой. Различные религиозные направления представляют собой разные пути развития, провозглашают различные ценности, порицают различные отступления от собственных норм. Направления существуют не изолировано, они так или иначе взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. При этом очень важным является и взаимодействие представителей религиозных течений с так называемой светской частью общества, которая так же неоднородна по своему составу. При столкновении систем убеждений возможны различные варианты развития событий, и далеко не всегда они несут конструктивный характер. Данная работа являет собой попытку анализа подобного взаимодействия.
Исходя из актуальности вопроса, тема данной работы может быть определена следующим образом: «Психолого - педагогические условия, благоприятные для обучения детей - мусульман в общеобразовательной школе: перспектива родителей (на примере республики Татарстан)».
Проблема исследования: каково содержание психолого-педагогических характеристик образования, по мнению родителей - мусульман необходимых для обучения их детей в общеобразовательных школах
Объектом исследования выступают семьи практикующих мусульман, чьи дети обучаются в общеобразовательных школах.
Предмет исследования - психолого - педагогические характеристики, благоприятные для обучения детей - мусульман в общеобразовательных школах.
Цель исследования - определить спектр психолого - педагогических характеристик образования с позиции родителей - мусульман, обозначаемый относительно обучения их детей в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретическую информацию относительно требований мусульман к образовательному пространству на основании религиозных норм;
2. провести интервью с родителями - практикующими мусульманами относительно критериев выбора ими формы получения образования собственными детьми;
3. проанализировать и систематизировать полученную в ходе интервью информацию;
4. определить спектр психолого - педагогических условий, благоприятных для обучения детей - мусульман в общеобразовательных школах на основании данных интервью.
Гипотеза исследования: анализ критериев выбора родителями - практикующими мусульманами формы получения образования собственными детьми поможет определить спектр психолого - педагогических характеристик образования, наиболее благоприятных для обучения детей - мусульман в общеобразовательных школах.
Методологическая основа исследования. Анализ литературы и интернет-источников по теме работы. Интервьюирование родителей - практикующих мусульман относительно критериев выбора формы получения образования их детьми; анализ и систематизация полученных в ходе исследования данных.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного анализа позиции родителей - практикующих мусульман относительно наиболее важных характеристик обучения, определяющих форму получения образования собственными детьми.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения взаимодействия религиозного и светского аспектов жизни современного общества, а так же для организации наиболее комфортного (для мусульман и не только) образовательного пространства на базе школы. Содержащиеся в работе теоретические обобщения и выводы представляют ценность для понимания динамики взаимодействия религиозного и светского в пространстве (общеобразовательной) школы. Материалы исследования могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: педагогика, религиоведение, психология религии, религиозная педагогика.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Религия - неотъемлемая часть жизни общества, в ходе исторического развития оказавшая на него неоспоримое влияние. Будучи одним из важных социальных институтов, религия определённым образом регламентирует жизнь общества, задаёт векторы его развития.
На территории Республики Татарстан, как и Российской федерации в целом, проживают представители разных национальностей и вероисповеданий - таким образом, и умма, и общество Татарстана являются эклектичными. В данной ситуации очень важно умение выстраивать диалог между представителями различных культур и сохранять баланс во взаимоотношениях между ними. Для этого очень важно воспитание, получаемое ребёнком - будущим членом социума - с самого детства: в семье, а далее - в образовательном пространстве.
Образование - сложный и многосторонний процесс, тесно взаимосвязанный с воспитанием, предполагающий не только получение знаний ребёнком, но формирование его личности через влияние родителей, преподавателей, сверстников и всего окружения. Влияние социума на развитие личности трудно переоценить, адаптация в социуме же для ребёнка - одна из важнейших задач: от её успешности (или неуспешности) зависит то, как пройдёт вся его будущая жизнь. Образовательная организация по своей сути представляет модель социума, в которой ребёнок осваивает новые роли и способы взаимодействия с окружением. Очень важно для успешной интеграции в социум ребёнку получить как можно более разнообразный опыт социального и межличностного общения, идеальной площадкой для чего является образовательное пространство. И конечно же, невозможно всё это без учтения образованием этнокультуральных особенностей общества. Важно понимать, что носители разных мировоззрений имеют разные картины мира, без хоть общего понимания которых выстроить позитивное взаимодействие бывает крайне затруднительно.
Выстраивать взаимодействие представителей разных мировоззрений можно только изучая их: историю, идеи, жизненные принципы. Данная работа представляет собой попытку своего рода анализа взгляда мусульманского сообщества (в лице родителей-практикующих мусульман) на образовательное пространство РФ и адаптацию в нём детей. Учитывая то, что образование является одним из инструментов социальной интеграции, разработка данной темы очень важна для дальнейшего гармоничного развития столь разнопланового общества России.
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования. - М.: Крокус, 2014. - 338 с.
2. Ганин О.Н. Развитие институтов гражданского общества в Республике Мордовия // «Теория и практика общественного развития», 2015. № 7, с.99 - 101
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 622 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
6. Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров
С.М. (ответственный секретарь) Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред.
А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
8. Салихов Х.С. История и основы ислама в контексте культуры мира. - Казань: Идел-Пресс, 2000. - 224 с.
9. Самигуллин К. И. (Камиль хазрат Самигуллин) Расскажи мне об Исламе. 2-е изд. - Казань: Хузур, 2016. - 232 с.
10. Тён А. ван Дейк Дискурс и власть: репрезентация
доминирования в языке и коммуникации. пер. с англ. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 344 с.
11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
12. Информационный портал МОН РФ (25.05.2018) https: //минобрнауки.рф/документы/3 3 6
13. Интернет - портал histarytatar (23.05.2018)
http://histarytatar.hol.es
14. Информационный портал islam-today (23.05.2018) http://xn--www-ydd9bqbn.huzur.ru/islam v rossii/tatarstan/muftii-rt- v-rt-v-2016-godu-raspahnuli-svoi-dveri-20-novyh-mecetei/
15. Информационный портал islam-today (23.05.2018) http://islam-todav.ru/islam v rossii/tatarstan/nasa-glavnaa-cel- razvitie-musulmanskogo-soobsestva-respubliki-na-baze- tradicionnogo-islama-s-oporoi-na-tatarskoe-bogoslovskoe-nasledie/
16. Приказ от 17 декабря 2010г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (25.05.2018) https://xn--80abuciiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D 0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/543
17. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года (26.05.2018)
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
18. http://orkce.apkpro.ru/ (03.06.2018)
19. http://orkce.apkpro.ru/255.html (03.06.2018)
20. https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii- rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html (03.06.2018)
21. Редакция сайта darulfikr.ru. Расскажи мне об Исламе. Краткая энциклопедия для начинающих. 5-е изд. - М.: Даруль-Фикр, 2018. - 190 с.
http://darulfikr.ru/knigi/znciklopediia-dlia-nachinaiushhih-rasskazhi- mne-ob-islame/ (12.06.18)
22. Комитет по стандарту «Халяль» ЦРО ДУМ РТ http://www.halalrt.com (12.06.18)
23. Конституция Российской Федерации http: //constitution. kreml in.ru (13.06.18)
24. Информационное агентство TatCenter http://tatcenter.ru/multimedia/deti-tatarstana-budushhee-oformlennoe- v-statistiku/ (14.06.18)
25. Официальный сайт Государственного Совета РТ http://www.gossov.tatarstan.ru (14.06.18)
26. https://rosregistr.ru/raznoe/91354.html (14.06.18)
27. Марат Ашимов на Facebook (16.06.18) https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1510930649189023&set= a.1441258589489563.1073741828.100008163070114&type=3&theat er
28. Деловая электронная газета Татарстана БизнесОпНпе (17.06.2018)
https://www.business-gazeta.ru/article/337158
29. Интернет - издание Вечерняя Казань (12.06.2017) http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazanskih-shkolah-i-detsadah- kormyat-po -zakonam- shariata. html
30. Интернет - портал ГолосИслама^и (12.06.2017) https://golosislama.com/news.php?id=31062
31. Федеральное информационное агентство ИТАР - ТАСС
(17.06.17)
http://tass.ru/info/1759836
32. Руслан Нагиев на Facebook (20.06.17) https://www.facebook.com/advokat.nagiev/posts/1251123418270260
33. Интернет - портал Народный журналист (12.06.2018) http://narzur.ru/article/2839
34. Интернет - ресурс Первого канала (12.06.2018) https://www.1tv.ru/news/2017-01-29/318777-
v mordovskom sele voznik konflikt po povodu umestnosti hidzha
bov na shkolnyh urokah nesmotrya na odnoznachnoe reshenie po etomu voprosu verhovnogo suda
35. Интернет - ресурс Реальное время (12.06.2018) https://realnoevremya.ru/articles/52973
36. Официальный сайт Ромодановского районного суда РМ
(13.06.18)
https://romodanovsky--
mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1&H date=20.
02.2017
37. Официальный сайт ЦРО ДУМ РТ (12.06.2018) http://dumrt.ru/ru/news/news 15901 .html
38. Официальный сайт ЦРО ДУМ РТ (14.06.18) http: //dumrt.ru/ru/news/news 16703. html
39. Руслан Нагиев на Facebook (20.06.18) https://www.facebook.com/advokat.nagiev/posts/1251123418270260
40. Интернет - портал Народный журналист (12.06.2018) http://narzur.ru/article/2839
41. Фатих Хабиб История хиджаба у татар (13.06.18) http://www.info-
islam.ru/stuff/religiia/istoriia islama/istorija khidzhaba u tatar/14-1- 0-1106
42. Интернет - издание posredi.ru (12.06.2018) http://posredi.ru/musulmanskoe-selo-belozere-v-mordovii-oplot-igil- html.html
43. Интернет - издание stolica-s.su (12.06.2018) https://stolica-s.su/incident/69698
44. Биккинин И.Д. Село Белозерье - справка // Ие1.Реалии
17.01.2017 (12.06.2018) https://www.idelreal.org/a/28237407.html
45. Интернет - издание ansar.ru (12.06.2018)
http://www.ansar.ru/person/kogda-smi-chto-dvshlo-
46. Марат Ашимов на Facebook (17.06.18) https://www.facebook.com/permalink.php7story fbid=181803252514 5499&id=10000816307011
47. Марат Ашимов на Facebook (17.06.18) https://www.facebook.com/permalink.php7story fbid=182405610454 3141&id=100008163070114
48. Марат Ашимов на Facebook (17.06.18) https://www.facebook.com/permalink.php7story fbid=182498051778 4033&id=100008163070114
49. Информационный портал islam-today (12.06.2018) http://xn--www-vdd9bqbn.huzur.ru/islam v rossii/tatarstan/muftij-rt- v-rt-v-2016-godu-raspahnuli-svoi-dveri-20-novyh-mecetei/
50. http://rosregistr.ru/raznoe/91354.html (17.06.18)