Технология развития позитивного общения у дошкольников
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Управленческие аспекты по созданию условий в ДОУ по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО 8
1.2. Понятие общения в детской психологии 14
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
Застенчивость как причина трудностей общения 23
1.4. Сказкотерапия, как метод преодоления нарушений общения 30
Выводы по I главе 36
Глава II. Влияние использования элементов сказкотерапии на преодоления нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет 39
2.2. Использование на занятиях элементов сказкотерапии
для формирования позитивных качеств общения и преодоления застенчивости 46
2.3. Результат исследования 53
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы
Приложения
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Управленческие аспекты по созданию условий в ДОУ по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО 8
1.2. Понятие общения в детской психологии 14
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
Застенчивость как причина трудностей общения 23
1.4. Сказкотерапия, как метод преодоления нарушений общения 30
Выводы по I главе 36
Глава II. Влияние использования элементов сказкотерапии на преодоления нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет 39
2.2. Использование на занятиях элементов сказкотерапии
для формирования позитивных качеств общения и преодоления застенчивости 46
2.3. Результат исследования 53
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы
Приложения
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ развития человека и условие успешной самореализации. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мета деятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально - коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных организаций. Так, в требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 13) говорится о создании в учреждениях образования условий для адаптации личности к жизни в обществе и её актуализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
К сожалению, современные дети с трудом усваивают те или иные нравственно-общественные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, что обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью) ребёнка. Родителями и педагогами замечено, что у большинства детей отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Например, жалобы на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую псевдоложь, т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и т.д. Эти и многие другие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно сделать вывод о том, что несмотря на изменения в обществе дошкольники остаются детьми, и они продолжают любят играть. [1] Игра - не развлечение, а особый вид ведущей деятельности, метод стимулирования детской активности. Игра - это школа новых социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Наилучшим образом освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре остаются те методы и приемы, которые создавались веками и передавались из поколения в поколения. Это - сказки. Именно они готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко. Часто мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, ведь это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, а не бежать от них, то можно добиться своей цели. [17] Однако, педагогами детских садов, сказка, как способ развития навыков общения со сверстника используется очень редко. Исходя из этого противоречия, мы определили цель исследования: выявить влияние сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
Объект исследования - общение как механизм социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - сказкотерапия как метод развития навыков позитивного общения между детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования элементов сказкотерапии для развития навыков общения
4. Разработать программу по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Методологической основой исследования явились положения классиков психологической и педагогической науки: А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые такие как: Р. Гарднер, В. Пропп, Э. Фромм, Л. H. Толстой, Д. К. Ушинский и др.
Методы исследования:
I. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - наблюдение, беседа, социометрия, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
Организационная база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
В эксперименте принимали участие 54 ребенка старших групп детского сада.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе - теоретическом - изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, работы по истории создания метода сказкотерапии, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи. Был изучен педагогический опыт педагогов по данному направлению.
На втором этапе исследования - практическом - были определены методики исследования, подобран диагностический пакет, методы развития навыков позитивного вербального общения в социально- коммуникативном развитии, разработаны диагностические критерии и показатели для выявления уровня развития общения детей 5 - 6 лет; проведена опытно - поисковая работа.
На третьем - контрольном - этапе обобщался и систематизировался накопленный материал, оценивались результаты исследовательской работы; формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость исследования.
Разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию навыков позитивного общения посредством сказкотерапии «В гостях у сказки».
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных организаций. Так, в требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 13) говорится о создании в учреждениях образования условий для адаптации личности к жизни в обществе и её актуализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
К сожалению, современные дети с трудом усваивают те или иные нравственно-общественные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, что обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью) ребёнка. Родителями и педагогами замечено, что у большинства детей отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Например, жалобы на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую псевдоложь, т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и т.д. Эти и многие другие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно сделать вывод о том, что несмотря на изменения в обществе дошкольники остаются детьми, и они продолжают любят играть. [1] Игра - не развлечение, а особый вид ведущей деятельности, метод стимулирования детской активности. Игра - это школа новых социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Наилучшим образом освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре остаются те методы и приемы, которые создавались веками и передавались из поколения в поколения. Это - сказки. Именно они готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко. Часто мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, ведь это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, а не бежать от них, то можно добиться своей цели. [17] Однако, педагогами детских садов, сказка, как способ развития навыков общения со сверстника используется очень редко. Исходя из этого противоречия, мы определили цель исследования: выявить влияние сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
Объект исследования - общение как механизм социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - сказкотерапия как метод развития навыков позитивного общения между детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования элементов сказкотерапии для развития навыков общения
4. Разработать программу по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Методологической основой исследования явились положения классиков психологической и педагогической науки: А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые такие как: Р. Гарднер, В. Пропп, Э. Фромм, Л. H. Толстой, Д. К. Ушинский и др.
Методы исследования:
I. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - наблюдение, беседа, социометрия, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
Организационная база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
В эксперименте принимали участие 54 ребенка старших групп детского сада.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе - теоретическом - изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, работы по истории создания метода сказкотерапии, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи. Был изучен педагогический опыт педагогов по данному направлению.
На втором этапе исследования - практическом - были определены методики исследования, подобран диагностический пакет, методы развития навыков позитивного вербального общения в социально- коммуникативном развитии, разработаны диагностические критерии и показатели для выявления уровня развития общения детей 5 - 6 лет; проведена опытно - поисковая работа.
На третьем - контрольном - этапе обобщался и систематизировался накопленный материал, оценивались результаты исследовательской работы; формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость исследования.
Разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию навыков позитивного общения посредством сказкотерапии «В гостях у сказки».
Выпускная квалификационная работа на тему «Технология развития позитивного общения у дошкольников» написана на актуальную в дошкольном образовании тему. Актуальность исходит из того, что общение - в современном мире является основным способом развития человека и условие успешной самореализации. В связи с этим проблема социально- коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо значимой на современном этапе. Основные федеральные документы (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция модернизации российского образования; ФГОС ДО) выдвигают требования к социально
коммуникативному развитию детей дошкольного возраста и ставят задачи, направленные на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и умению быть конкурентноспособным в стремительно изменяющемся мире.
Однако, данные статистики отмечают определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, в нашем исследовании мы рассматривали подходы российских ученых, основоположников отечественной школы психологии, занимающихся проблемами общения и базовые понятия темы социально - коммуникативного развития дошкольников. Подробно описали те способы и приемы, которые оказывают эффективное влияние на стимулирования общения у детей дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость и ее симптомы. Далее была раскрыта особая форма освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре - сказки.
В практической главе исследования, была проверена гипотеза о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
Целью практического исследования стало выявление влияния сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
На входящем этапе эксперимента мы выявили уровни развития общения детей и отобрали группу детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость. В течении двух месяцев с детьми старшей группы, имеющих такую трудность общения как застенчивость, была организована и проведена психолого - педагогическая работа в соответствии с программой «В гостях у сказки». Через восприятие сказок мы пытались воспитать ребёнка, развить его внутренний мир, привить навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, снять напряжение в общении, устранить такие негативные качества как: замкнутость, неуверенность, робость.
Мы провели 15 занятий. Данные занятия способствовали формированию у ребенка адекватной самооценки, частично сняли тревожность, застенчивость, робость, развили навыки позитивного общения.
При составлении программы использованы техники сказкотерапии Т.М. Грабенко, психогимнастики М.И. Чистяковой, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
В рамках программы реализовывались следующие задачи:
Повышение самоуверенности, развитие способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, снижение уровня тревожности, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, страхов; развитие коммуникативных навыков.
По окончанию формирующего этапа нами была повторно проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на входящем этапе. Результаты обобщения диагностического материала позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость, подтвердилась.
коммуникативному развитию детей дошкольного возраста и ставят задачи, направленные на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и умению быть конкурентноспособным в стремительно изменяющемся мире.
Однако, данные статистики отмечают определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, в нашем исследовании мы рассматривали подходы российских ученых, основоположников отечественной школы психологии, занимающихся проблемами общения и базовые понятия темы социально - коммуникативного развития дошкольников. Подробно описали те способы и приемы, которые оказывают эффективное влияние на стимулирования общения у детей дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость и ее симптомы. Далее была раскрыта особая форма освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре - сказки.
В практической главе исследования, была проверена гипотеза о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
Целью практического исследования стало выявление влияния сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
На входящем этапе эксперимента мы выявили уровни развития общения детей и отобрали группу детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость. В течении двух месяцев с детьми старшей группы, имеющих такую трудность общения как застенчивость, была организована и проведена психолого - педагогическая работа в соответствии с программой «В гостях у сказки». Через восприятие сказок мы пытались воспитать ребёнка, развить его внутренний мир, привить навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, снять напряжение в общении, устранить такие негативные качества как: замкнутость, неуверенность, робость.
Мы провели 15 занятий. Данные занятия способствовали формированию у ребенка адекватной самооценки, частично сняли тревожность, застенчивость, робость, развили навыки позитивного общения.
При составлении программы использованы техники сказкотерапии Т.М. Грабенко, психогимнастики М.И. Чистяковой, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
В рамках программы реализовывались следующие задачи:
Повышение самоуверенности, развитие способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, снижение уровня тревожности, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, страхов; развитие коммуникативных навыков.
По окончанию формирующего этапа нами была повторно проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на входящем этапе. Результаты обобщения диагностического материала позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость, подтвердилась.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагогов ДОУ по развитию социальной активности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ КОМБИНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2006 - Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности (Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА))
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



