Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Управленческие аспекты по созданию условий в ДОУ по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО 8
1.2. Понятие общения в детской психологии 14
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
Застенчивость как причина трудностей общения 23
1.4. Сказкотерапия, как метод преодоления нарушений общения 30
Выводы по I главе 36
Глава II. Влияние использования элементов сказкотерапии на преодоления нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет 39
2.2. Использование на занятиях элементов сказкотерапии
для формирования позитивных качеств общения и преодоления застенчивости 46
2.3. Результат исследования 53
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы
Приложения
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ развития человека и условие успешной самореализации. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мета деятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально - коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных организаций. Так, в требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 13) говорится о создании в учреждениях образования условий для адаптации личности к жизни в обществе и её актуализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
К сожалению, современные дети с трудом усваивают те или иные нравственно-общественные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, что обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью) ребёнка. Родителями и педагогами замечено, что у большинства детей отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Например, жалобы на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую псевдоложь, т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и т.д. Эти и многие другие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно сделать вывод о том, что несмотря на изменения в обществе дошкольники остаются детьми, и они продолжают любят играть. [1] Игра - не развлечение, а особый вид ведущей деятельности, метод стимулирования детской активности. Игра - это школа новых социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Наилучшим образом освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре остаются те методы и приемы, которые создавались веками и передавались из поколения в поколения. Это - сказки. Именно они готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко. Часто мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, ведь это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, а не бежать от них, то можно добиться своей цели. [17] Однако, педагогами детских садов, сказка, как способ развития навыков общения со сверстника используется очень редко. Исходя из этого противоречия, мы определили цель исследования: выявить влияние сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
Объект исследования - общение как механизм социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - сказкотерапия как метод развития навыков позитивного общения между детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования элементов сказкотерапии для развития навыков общения
4. Разработать программу по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Методологической основой исследования явились положения классиков психологической и педагогической науки: А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые такие как: Р. Гарднер, В. Пропп, Э. Фромм, Л. H. Толстой, Д. К. Ушинский и др.
Методы исследования:
I. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - наблюдение, беседа, социометрия, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
Организационная база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
В эксперименте принимали участие 54 ребенка старших групп детского сада.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе - теоретическом - изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, работы по истории создания метода сказкотерапии, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи. Был изучен педагогический опыт педагогов по данному направлению.
На втором этапе исследования - практическом - были определены методики исследования, подобран диагностический пакет, методы развития навыков позитивного вербального общения в социально- коммуникативном развитии, разработаны диагностические критерии и показатели для выявления уровня развития общения детей 5 - 6 лет; проведена опытно - поисковая работа.
На третьем - контрольном - этапе обобщался и систематизировался накопленный материал, оценивались результаты исследовательской работы; формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость исследования.
Разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию навыков позитивного общения посредством сказкотерапии «В гостях у сказки».
Выпускная квалификационная работа на тему «Технология развития позитивного общения у дошкольников» написана на актуальную в дошкольном образовании тему. Актуальность исходит из того, что общение - в современном мире является основным способом развития человека и условие успешной самореализации. В связи с этим проблема социально- коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо значимой на современном этапе. Основные федеральные документы (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция модернизации российского образования; ФГОС ДО) выдвигают требования к социально
коммуникативному развитию детей дошкольного возраста и ставят задачи, направленные на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и умению быть конкурентноспособным в стремительно изменяющемся мире.
Однако, данные статистики отмечают определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, в нашем исследовании мы рассматривали подходы российских ученых, основоположников отечественной школы психологии, занимающихся проблемами общения и базовые понятия темы социально - коммуникативного развития дошкольников. Подробно описали те способы и приемы, которые оказывают эффективное влияние на стимулирования общения у детей дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость и ее симптомы. Далее была раскрыта особая форма освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре - сказки.
В практической главе исследования, была проверена гипотеза о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
Целью практического исследования стало выявление влияния сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
На входящем этапе эксперимента мы выявили уровни развития общения детей и отобрали группу детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость. В течении двух месяцев с детьми старшей группы, имеющих такую трудность общения как застенчивость, была организована и проведена психолого - педагогическая работа в соответствии с программой «В гостях у сказки». Через восприятие сказок мы пытались воспитать ребёнка, развить его внутренний мир, привить навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, снять напряжение в общении, устранить такие негативные качества как: замкнутость, неуверенность, робость.
Мы провели 15 занятий. Данные занятия способствовали формированию у ребенка адекватной самооценки, частично сняли тревожность, застенчивость, робость, развили навыки позитивного общения.
При составлении программы использованы техники сказкотерапии Т.М. Грабенко, психогимнастики М.И. Чистяковой, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
В рамках программы реализовывались следующие задачи:
Повышение самоуверенности, развитие способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, снижение уровня тревожности, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, страхов; развитие коммуникативных навыков.
По окончанию формирующего этапа нами была повторно проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на входящем этапе. Результаты обобщения диагностического материала позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость, подтвердилась.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Асток-Пресс, 1998. 89-99 с.
2. Анцибор, Е. Ю. Ритуалы вхождения в сказку. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2017. № 5. 101-103 с.
3. Баширова, Н. Н. Помощь детям младшего школьного возраста в решении личностных проблем средствами формируемого регуляторного опыта // Психология и школа. 2005. № 4. 14-22 с.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов . — М: Аспект Пресс, 2003. 475 с.
5. Блинова, Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. - Казань: РИЦ Школа, 2007. 44 с.
6. Брежнева, М. В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве // Начальная школа плюс до и после. 2007. № 5. 51-53 с.
7. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. - М.: 2010. № 2. 149-153 с.
8. Выготский, Л.С. Психология возрастного развития. - М.: Современное слово, 2007. 506 с.
9. Гавриченко, О. В. К проблеме применения метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми // Журнал прикладной психологии. 2013. № 6. 21-25 с.
10. Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. Общение дошкольников со сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
11. Гончар, С. Б. Использование сказкотерапии в музыкальном воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. 2015. № 3 (63). 104-113 с.
12. Грачева, И. А. Контаминация песочной методики и сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Логопедия. 2016. № 4 (6) (октябрь-декабрь). 30-33 с.
13. Дуванова, С. П. Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии на основе сказок народов мира // Логопед в детском саду. 2015. № 4 (73). 46-77 с.
14. Запасной, Т. В. Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии. Практический психолог и логопед. 2013. № 3. 16-62 с.
15.Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н., Кулинцева Ю.С. Формирование адекватного поведения дошкольников и младших школьников в ситуации общения. Научный журнал Современные исследования социальных проблем. - М., 2017. № 2. 56-59 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек. Обруч: образование, ребенок, ученик. 2006. № 6. 13-16 с.
17. Издательство Научно-инновационный центр - Публикация статей ВАК, монографий, сборников статей. http://nkras.ru/. 27.11.2018г.
18. Карелова, И.И. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от 1 - 6 лет. - Волгоград.: Учитель, 2013. 141 с.
19. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007. 160 с.
20. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр Академия. 2000. 416 с.
21. Корепанова, М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 1. 53-58 с.
22. Костромина, Е. А. Использование двигательной сказкотерапии на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата // Логопед в детском саду. 2013. № 4. 82-84 с.
23. Костюнина, О. В. Сказкотерапия в эмоционально-поведенческой коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школа здоровья. 2006. № 4. 25-31 с.
24. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической- психокоррекционной работы. - М.: ЦГЛ, 2004. 80 с.
25. Крюк, Ю. П. Формирование у дошкольников мотивации к обучению посредством работы со сказками: [конспект развивающего занятия В гостях у гномов] // Современный детский сад. 2015. № 6. 53-57 с.
26. Кудряшова, А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками // Искусство в школе. 2010. № 6. 59-61 с.
27. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 90 с.
28. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 1997. 383с.
29. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - Москва : Центрполиграф, 2010. 157с.
30. Лощинина, Я.И., Алексеенко, В.В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. - М.: ООО Издательство Дом. XXI век, 2008.
31. Максимова, С. Ю. Использование двигательной сказкотерапии в физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 9. 62-65 с.
32. Малкина, Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 6. 95-101 с.
33. Мальчикова, А. А. Личность и книга: сочинение сказки как один из методов сказкотерапии // Молодые в библиотечном деле. 2005. № 9-10. 52-55 с.
34. Мозгачева, Н. Сказкотерапия как средство формирования гендерной идентичности дошкольников // Коррекционно-развивающее образование. 2012. № 2. 12-15 с.
35. Международный образовательный портал MAAM.RU. Сказки для детей и взрослых. Консультация для педагогов. www.maam.ru/ detskij sad/ skazka-dlj a- detei-i-vzroslvh-konsultacija-dlja-pedagogov.html. 01.12.2018.
36. Орлова, О. Сказки быстрого реагирования // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2010. № 3. 18-19 с.
37.Осадчая, В. В. Использование метода сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2014. № 4 (6) (октябрь-декабрь). 52-57 с.
38. Пермякова, М. Е. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с высоким уровнем тревожности // Известия Уральского федерального университета Сер. 1 Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2 (138). 139-147 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. 368 с.
40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
41. Разеева, М. Развивающая сказкотерапия: Сказка как метод физического развития детей. Программа занятий с дошкольниками // Учитель. 2003. № 5. 86-87 с.
42. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия,
музыкотерапия. — Москва: Форум, 2012. 190 с.
43. Садовникова, Е. Н. Димкины сказки или о приемах элементарной логопсихотерапии // Коррекционная педагогика. 2009. № 1. 65-68 с.
44. Силаева, А. Путь к мудрости // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2010. № 3. 20-22 с.
45. Сказки и сказкотерапия для дошкольников: краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени К. Д. Ушинского // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2010. № 3. 47 с.
46. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.
47. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Конфликтные дети. - М.: Эксмо, 2010. 176 с.
48. Тренинг по сказкотерапии: сб. программ по сказкотерапии под редакцией Зинкевич-Евстигнеевой, Т.З. Спб: Речь, 2002. 176 с.
49. Ульянова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР // Дошкольная педагогика. 2012. № 9. 44-47 с.
50. Фурман, В. А. Использование сказкотерапии в коррекционной работе детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2010. № 8. 50-54 с.
51.Чернега, Т. В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. 56-59 с.
52.Чижова, О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. 2014. № 9. 57-59 с.
53.Чистякова М.И. Психогимнатика / под ред. Буянова, М.И. 2-е изд. - М.: Просвещение Владос, 1995. 160с.
54. Щербакова, Т. Н. Детская психология в сказках и играх (сказкотерапия) // Школьные технологии. 1997. №1. 107-116 с.
55.Ярушина, И. Путешествие в страну сказок и приключений: Конспекты коррекционно-развивающие занятия для детей пяти лет / И. Ярушина // Школьный психолог: прил. к газете Первое сентября. 2003. №17. 15-17 с.