Введение 3
Глава 1. Теоретические представления о структуре и формирования Я- концепции 7
1.1. Проблема Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии ..7
1.2. Закономерности развития Я-концепции в онтогенезе 21
1.3. Особенности формирования Я-концепции при различных видах
дизонтогенеза 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ средних показателей самооценки и уровня притязаний в
исследуемых группах 34
2.3. Исследования когнитивного компонента Я-концепции 57
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения
Детский церебральный паралич является основной причиной неврологической инвалидности в мире, распространенность зарегистрированных случаев составляет 2,2-3,3 случая на 1000 новорожденных.[11] Статистические данные по распространённости заболевания подтверждают актуальность исследования особенностей компонентов Я-концепции детей с детским церебральным параличом с целью оказания помощи в преодоления дезадаптации и благополучного развития личности.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Среди основных компонентов выделяют когнитивный, содержащий все знания индивида о себе; эмоциональный, отражающей эмоционально-ценностное отношение к своим характеристикам; поведенческий - соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении.
Глобальная Я-концепцию рассматривается в виде системы установок индивида, направленных на самого себя и имеющих различные модальности. Среди этих модальностей в качестве основных Р. Бернс выделяет следующие: 1) Я реальное, установки, определяющие восприятие личностью своего актуального положения; 2) Я идеальное, установки индивида, связанные с идеальным образом его личности; 3) Я зеркальное или я социальное, совокупность установок, связанные с представлениями личности о том, как его воспринимают окружающие [6].
Развитие позитивной Я-концепции особо важно, так как ее особенности во многом определяют успешность социального познания и взаимодействия индивида, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на внутреннее состояние, на поведенческие реакции, деятельность и межличностное общение.
Для развития детей с различными видами дизонтогенеза этот процесс особенно важен, поскольку нарушенное развитие самоотношения и образа Я препятствуют их полноценной интеграции и адаптации в среде. Актуальность этой проблемы подтверждают экспериментальные исследования Романовой, Ипатовой В. В., Я. А. Манухиной, Н.Л. Белопольской, Т.И. Кузьминой, Causgrove Dunn, Cheong S.K., Johnston L.M. в ходе которых было выявлено неблагополучие процесса развития самосознания у детей и подростков с разнообразными вариантами нарушенного развития [5,18, 28, 34, 44, 63, 64].
И.А. Конева, И. В. Кривонос, И.В. Коротенко, занимающиеся вопросом развития Я-концепции детей и подростков, аргументируют, что негативное развитие образа Я, самосознания и самооценки имеют ранние предпосылки [22, 23, 27]. Известно, что младший школьный возраст имеет особую важность для развития позитивной и целостной Я-концепции, так как именно в этот период закладываются основные способы реализации индивидуальных качеств личности, формируется устойчивое мировоззрение [7, 15, 50, 52]. Совокупность описанных факторов диктует необходимость исследования особенностей Я-концепции детей с нарушениями развития именно в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: Я-концепция личности.
Предмет исследования: Особенности Я-концепции у детей с неврологическими нарушениями на примере детей с детским церебральным параличом.
Цель: Изучить особенности компонентов и модальностей Я-концепции детей с неврологическими нарушениями на примере детей с детским церебральным параличом.
Гипотеза: Особенностями Я-концепции детей младшего школьного возраста с ДЦП являются неадекватный уровень самооценки, специфическое содержание и соотношение образа Я. К особенностям Я-концепции детей с ДЦП, развитие которых отягощено задержкой психического развития, относятся сходство образов Я реальное и Я идеальное, упрощённость содержание образа Я.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа проблемы Я-концепции в психологии.
2. Исследование Я-концепции детей с неврологическим нарушениями на примере детей с ДЦП.
3. Выявление значимых различий компонентов Я-концепции у детей младшего школьного возраста с ДЦП и нормальным умственным развитием, детей с ДЦП и ЗПР и здоровых детей.
Методы исследования:
Литературный обзор по проблеме изучения Я-концепции в психологии; психодиагностические методики, метод контент-анализа, методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Пирсону).
Методики исследования:
1. Методика Т. В. Дембо- С.Я. Рубинштейн.
2. Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская).
3. Методика Куна- Макпартленда «Кто я?»
4. Методика «Полярные профили» В.Е. Кагана и И.К. Шаца Эмпирическая основа исследования.
В исследовании приняло участие 47 младших школьников в возрасте от 8 до 11 лет. В первую группу вошли 15 детей с диагнозом ДЦП и ЗПР, учащиеся в специальной (коррекционной) школе-интернат для детей с ОВЗ № 4 г. Казани в возрасте от 8 до 11 лет.
Вторую экспериментальную группу составили 12 детей в возрасте 9-10 лет с диагнозом детский церебральный паралич, проходящие реабилитацию и обучающихся в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный» г. Казани.
Третью группу составили 20 человек 8-9 лет, учащиеся 3го класс в общеобразовательной школе №18 г. Казани.
Теоретико-методологическая основа исследования:
В основу исследования легли положения теории Л. С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития личности; положение В.Н. Мясищева о взаимосвязи отношений человека с его самосознанием и Я-Концепцией; теория личности и периодизация развития Э. Эриксона; работы C. JI. Рубинштейна о личности как субъекте отношений; теории структуры развития Я-концепции Р. Бернса, У. Джемса, Ч. Кули и Дж. Мида, К. Роджерса [3, 6, 47, 50, 60,61].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования специалистами различных областей, работающих с детьми с нарушениями развития: специальных и клинических психологов, педагогов и социальных работников. А также, во включении полученных данных в современные программы психокоррекции.
В исследовании аспектов развития личности детей с различными видами дизонтогенеза особое место в современной психологии занимает проблема специфики компонентов Я-концепции: сформированность и содержание образа Я, уровня самооценки и притязаний.
Распространенность ДЦП среди новорождённых диктует необходимость исследования особенностей их самосознания: самооценки и образа Я. Я-концепция как итоговый продукт процесса самосознания во многом определяет уровень успешность социального познания и взаимодействия индивида, является регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на внутреннее состояние, на поведенческие реакции, деятельность, взаимоотношения со сверстниками. Особо важным периодом для развития позитивной Я-концепции является старший дошкольный и младший школьный возраст.
Целью исследования явилось описание особенностей эмоционального и когнитивного компонентов Я-концепции младших школьников с диагнозом детский церебральный паралич. Для изучения влияния интеллектуальных нарушений при ДЦП на качественные особенности содержания и соотношение образа Я и самооценки в модальностях Я-реальное и Я- идеальное группа испытуемых с ДЦП была разделена на группу с диагностированной задержкой развития высших психических функций и группу с нормальным развитием интеллекта.
Гипотеза исследования заключалась в предположение, что существуют определенные особенности компонентов Я-концепции у детей с ДЦП с сопутствующими когнитивными нарушениями и без них.
Для проверки выдвинутой гипотезы была разработана батарея психодиагностических методик, направленных на изучение качественных и количественных показателей самооценки и содержания образа Я.
Среди условий включения методики в исследования значилось возможность всестороннего изучения самооценки и качественного анализа образа Я.
Литературный обзор существующих исследования по проблеме Я- концепции у детей с различными видами дизонтогенеза показал, что существует тенденция к развитию неадекватного уровня самооценки (завышенного или заниженного), низко выраженная критичность как свойство личности, неразвитое содержание образа Я, аномалии половозрастной идентификации.
Проверка значимости выявленных различий осуществлялась с использованием методов математической статистики: t критерий Стьюдента, U критерий Манна-Уитни, ранговые корреляции Пирсона.
Проведенное исследование выявило следующие значимые различия компонентов Я-концепции в исследуемых группах.
1. Переживание двигательного дефекта у младших школьников находит отражение в завышенном уровне самооценки, схожести образов Я-реальное и Я-идеальное. Младшие школьники с ЗПР обнаруживают большую удовлетворенность своими физическими качествами, социальными и учебными навыками. При этом выявляется низкая заинтересованность в личностном развитии, невысоком уровне притязаний Характерной особенность самосознания таких детей проявляется в инфантильной ориентации на внешние атрибуты образа и пример значимого взрослого при исследовании Я-перспективного. Важным критерием привлекательного образа будущего служит для них физическое здоровье. В отдельных случаях присутствует стремлении вернуться на прежний возрастной этап, связанное с растущими требованиями в младшем школьном возрасте со стороны учителей и родителей.
2. Анализ когнитивного компонента позволили описать структура образа Я младших школьников с ДЦП и ЗПР. К особенностям данной группы относится бедность образа Я, сниженная критичность. Склонность к использованию формальных категорий при самоописании говорит о слабом развитии рефлексии. Таким образом, можно сделать вывод, что дети данной категории прибегают к искусственной переоценке качеств личности и отличаются неспособностью к объективной оценки своей личности, что может приводить к чрезмерной зависимости от мнений окружающих.
3. Анализ структурных различий детей с ДЦП и разным уровнем интеллектуального развития позволил описать специфику компонентов Я - концепции вследствие задержки психического развития. Проведенное исследование показало, что младшие школьники с ДЦП и нормальным развитием интеллекта характеризуются более низкой самооценкой по сравнению со здоровыми детьми. Также был выявлен сниженный уровень притязаний. Таким образом, к особенностям эмоционального компонента детей с ДЦП и сохранным интеллектом относится сниженная оценка своих физических, социальных и иных качеств. Также, отмечается более негативные характеристики образа Я-идеального, что свидетельствует о недостатки личностных ресурсов для положительных преобразований и самоактуализации. Структурообразующими качествами личности для младших школьников с ДЦП обеих групп являются социально значимые характеристики личности, характеристики участвующие в учебной деятельности и межличностном общении.
4. Исследование когнитивного компонента показал, что структура образа Я детей схожа в группах детей с ДЦП второй группы и здоровыми младшими школьниками. Процентное распределение по категориям отличается не значительно. Обеим группам свойственен адекватный уровень критичности самоотношения.
Стоит отметить, что результаты исследования позволяют сделать вывод о отсутствии четко выраженных искаженной Я-концепции в группах. Подобная ситуация может быть объяснена эффективностью существующих программ психокоррекции, а также тем, что обе группы детей с ДЦП обучались и проходили реабилитацию в специализированных учреждениях.
Таким образом, можно заключить, что представленная гипотеза была подтверждена. Я-концепция младших школьников с диагнозом ДЦП характеризуется особенностями когнитивного компонента (образ Я) и эмоционального компонента (самооценка и уровень притязаний).
Практические рекомендации: проведенное исследование подтверждают наличие особенностей в развитии Я-концепции детей с ДЦП. Данные исследования могут быть учтены при разработке психокоррекционных программ в работе с детьми с диагнозом ДЦП специалистами различного профиля: психологов, педагогов, социальных работников.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст]: Учебное пособие / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Агапов, В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика [Текст]: монография. - М.: Ин-т молодежи, 1999. - 163 с.
4. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития [Текст]: монография / Т. В. Архиреева. - В. Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 158 с
5. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания [Текст] / Белопольская Н. Л. М; Фолиум, 1995. Вып. 2. 24 с.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович - СПб.: Питер, 2008.
8. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
9. Валицкас, Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 1989.
- № 1. - С. 45-54.
10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов / Л. С. Выготский. - СПб.: Изд-во, 2003. 656 с.
11. Детская неврология. Клинические рекомендации / Под. ред. В. И. Гузевой.
- М.: Специальное издательство медицинских книг, 2014.- 37 с.
12. Джемс У. Психология [Текст] / Под ред. Л.А. Петровской. М., 1991. - 320 с.
13. Дьякова, Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях [Текст] / Е. В. Дьякова // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 781-783.
14.Захарова, А. В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / А. В. Захарова, Е. Ю. Худобина // Новые исследования в психологии. — 1990. — № 1. — С. 24—26.
15.Захарова , А. В. Генезис самооценки [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол.
наук / А. В. Захарова. — М. 1989. — 32 с.
16.Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] / А.
B. Захарова // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 5—14. 17.Звягина Д. В. Особенности формирования «Я-концепции» подростков с
задержкой психического развития в условиях специального образования [Текст] / Д. В. Звягина // Символ науки. 2016. №11
4 .(https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ya-kontseptsii- podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-spetsialnogo- obrazovaniya (дата обращения: 06.12.2018).
18. Ипатова, В. В. Развитие "Я-концепции" у детей с двигательными нарушениями [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук СПб., 2006. - 27 с.
19. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст]: учеб. - метод, пособие / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
20. Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И. С. Кон. — М. : Политиздат, 1978. — 376 с.
21. Кон , И. С. Категория «Я» в психологии. Понятие и проблема [Текст] / И.
C. Кон // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 25—37."
22. Конева, И.А. Особенности высших психических функций у дошкольников
с задержкой психического развития [Текст] / Конева, И.А., Романова С.В.
// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6 (1). - С. 15 -
31.
23. Конева, И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР [Текст]: автореф. дисс. ... канд. нсихол. наук. / И. А. Конева. - Нижний Новгород, 2002. - 26с.
24. Конева, И.А. Коррекция волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития продуктивными видами деятельности [Текст] / И. А. Конева, Ю. В. Рыжова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 9-5- С. 53-55.
25. Конева, И. А. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития [Текст] /И. А. Конева, Л. Э. Кузнецова // Современная психология - 2015.-№ 2-3 - С. 149.
26. Коротенко, И.В. Особенности личностно дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития [Текст]: автореф, дис. ... канд. психол. наук. / И. В. Коротенко.- Н. Новгород, 2005. - 206 с.
27. Кривонос И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте) [Текст] / И. В. Кривонос // Дефектология. - 2001.- №3. - с.45-48.
28. Кузмина, Т.И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности [Текст] / Т. И. Кузьмина // Изв. Саратовского ун-та. Психология развития. 2015. Т. 4. С. 310—314.
29. Кузмина, Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Т. И. Кузьмина. - М.: НКЦ, 2016. 192 с.
30. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак . - СПб.,1998. - 271 с.
31. Липкова, О. И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения [Текст]: автореф. . канд. психол. наук / О. И. Липкова. - М., 2001. - 24 с.
32. Лобастова, И. В. Динамика изменений, происходящих в
психоэмоциональной сфере у детей с ДЦП в процессе физической реабилитации [Текст] / Лобастова И. В., Языков К. Г., Корнетов А. Н // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №338. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-izmeneniy-proishodyaschih-v-psiho- emotsionalnoy-sfere-u-detey-s-dtsp-v-protsesse-fizicheskoy-reabilitatsii (дата обращения: 19.12.2018).
33. Майерс Д. Социальная психология [текст] / Д. Майерс. - СПБ: «Питер» 2010. - 800 с.
34. Манухина, Я. А. Особенности проявления феномена Я-концепции у детей с задержкой психического развития как условие учебной адаптации / Манухина Я. А., Шигашов Д. Ю., Худик В. А. [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №1. (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- proyavleniya-fenomena-ya-kontseptsii-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya-kak-uslovie-uchebnoy-adaptatsii (дата обращения: 07.12.2018).
35. Муравьева, К. В. О ролевом компоненте Я-концепции [Текст] / Муравьева,
К. В., Шильштейн Е. С. // Вестник МГУ. - 2000. -Сер. 14. Психология. № 1. - С. 29-35.
36. Намазбаева, Ж.И. Развитие уровня притязаний и самооценки умственноотсталых в процессе обучения в вспомогательной школе и в условиях самостоятельной трудовой деятельности [Текст]: автореф. дисс канд. психол. наук. / Ж. И. Намазбаева. -М., 1971.-141с.
37.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. — 460 с.
38. Омарова, М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте [Текст]: автореф. дисс. ...канд. психол. наук / М. К. Омарова. - СПб, 2001 - 164 с.
39.Оксфордский толковый словарь по психологии [Текст] / Под ред. А. Ребера. — М.: Вече, АСТ, 2002. 403 с.
40. Прихожан, А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога [Текст] / А. М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С. 110-118.
41. Проблема анализа методики «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда при помощи процедуры многомерного шкалирования [Текст] / Кузьмин М. Ю., Конопак И. А., Синёва О. В. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2015. - (https://cyberleninka.rU/article/n/problema-analiza-metodiki-dvadtsat:- utverzhdeniy-m-kuna-i-t-makpartlenda-pri-pomoschi-protsedury- mnogomernogo-shkalirovaniya).
42. Пятакова, Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Г. В. Пяткова. - СПб., 2000. - 45 c.
43. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: "Прогресс", 1994. - 251с.
44. Романова, И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста [Текст] / И. О. Романова // Успехи современного естествознания.
- 2013. - № 10. - С. 162-164
45. Романова, О. Л. Экспериментально-психологическое исследование особенностей личности больных страдающих физическими недостатками [Текст] / О. Л. Романова // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1982. - №2. - 98 с.
46. Ростомашвили, И. Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации [Текст]: автореф. ... канд. псих.наук / И. Е. Ростомашвили. - СПб., 2000. - 24 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие / С. Л. Рубинштйен. - СПб., 1998. 688 с.
48. Семенова , Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов [Текст] / Л. Э. Семенова // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 25—32.
49. Сивуха, С. В. Практикум по социальной психологии [Текст] / С. В. Сивуха.
- Минск: ЕГУ, 2002. - 132 с.
50. Сорокоумова, Е. А. Гендерная психология. Я-концепция в становлении личности младшего школьника : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Е. А. Сорокоумова, Е. А. Талакова. — 2-е изд. — М.
: Издательство Юрайт, 2018. — 151 с.
51. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст] / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
52. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст]: монография / В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
53. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход [Текст] / И. М. Белова, Ю. А. Парфенов, Д. В. Сологуб, Э. А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 620-628.
54. Талакова, Е. А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Е. А. Талакова - Н. Новгород, 2012 24 с.
55. Худик, В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: на материале исследования детей и подростков [Текст] / Худик В. А. - СПб.: Образование, 2000. - 298 с.
56. Фрейд, А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов [Текст] / А. Фрейд, З. Фрейд. - СПБ. : Вост. - Европейский институт психоанализа. 2000. - 390 с.
57.Чеснокова , И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. — М. : Наука, 1977. —144 с.
58. Шац, И. К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи [Текст]: учебное пособие / И. К. Шац. — Санкт- Петербург : СпецЛит, 2016. — 303 с.
59. Шац, И. К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) [Текст] /
И. К. Шац // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2002 (2). - С. 99-105.
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. — М., 1996. — 348 с.
61.Эриксон , Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. — СПб. : Летний сад, 2000. — 415 с.
62. Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. -М., 1989. № 6. С. 3441.
63. Causgrove Dunn J. Self-concept research in cerebral palsy: development of a population-specific measure // Dev. Med. Child Neurol. 2017. Vol. 59, № 6. P. 573-573.
64. Cheong S.K., Johnston L.M. Systematic review of self-concept measures for primary school aged children with cerebral palsy // Res. Dev. Disabil. 2013. Vol. 34, № 10. P. 3566-3575.
65. Dababneh K.A.H. The socio-emotional behavioural problems of children with cerebral palsy according to their parents’ perspectives // Int. J. Adolesc. Youth. 2013. Vol. 18, № 2. P. 85-104.
66. Elad D. et al. Sense of autonomy and daily and scholastic functioning among children with cerebral palsy // Res. Dev. Disabil. 2018. Vol. 80. P. 161-169.
67. Dababneh K.A.H. The socio-emotional behavioural problems of children with cerebral palsy according to their parents’ perspectives // Int. J. Adolesc. Youth. 2013. Vol. 18, № 2. P. 85-104
68. Jones J.E. Social anxiety and self-concept in children with epilepsy: a pilot intervention study. // Seizure. NIH Public Access, 2014. Vol. 23, № 9. P. 780785.
69. Riad J., Brostrom E., Langius-Eklof A. Do Movement Deviations Influence SelfEsteem and Sense of Coherence in Mild Unilateral Cerebral Palsy? // J. Pediatr. Orthop. 2013. Vol. 33, № 3. P. 298-302.