Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРЕНИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Работа №35195

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом вузе 8
1.1 Понятие и структура коммуникативной компетенции 8
1.2 Основные подходы и принципы формирования иноязычной
коммуникативной компетенции в неязыковом вузе 11
Выводы по главе 1 17
Глава II. Образовательный потенциал технологии коммуникативного тренинга при обучении студентов неязыковых направлений 19
2.1 Психологические особенности тренинга 19
2.2 Технология коммуникативного тренинга в обучении иностранному
языку 25
2.3 Коммуникативный тренинг как способ организации
профессионально-ориентированного обучения в вузе неязыковых направлений 29
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Методика обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе на основе тренинговой технологии 36
3.1. Описание коммуникативных заданий, разработанных в рамках
тренинговой технологии обучения 36
3.2. Результаты апробации заданий, разработанных в рамках
технологии коммуникативного тренинга 41


3.3 Методические рекомендации по использованию технологии коммуникативного тренинга на
занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе 49
Выводы по главе 3 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 65



На сегодняшний день, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, необходимо иметь высокий уровень знаний и навыков, уметь применять их на деле, используя творческое мышление и желание развиваться постоянно. Именно такие требования к личности человека диктуют главные стандарты высшего образования.
Определить конкурентоспособность выпускника высшей школы помогает его способность правильно решать задачи при общении на иностранном языке, так как сегодня, в век глобализации, растет потребность в изучении иностранных языков, вместе с высоким профессионализмом в рабочей сфере. Поэтому от преподавателя требуется использование современных образовательных технологий в процессе обучения студентов. Один из факторов, который наиболее значимый для изучения языков, является необходимость формирования у обучающихся системы культурных компетенций для осуществления совместной работы в интернациональной среде. В связи с тем, что сегодня выделяется недостаточно аудиторных часов на дисциплины для изучения иностранных языков в вузе неязыковых направлений, решением вопроса об отсутствии лучшей технологии обучения может стать применение преподавателем различных форм обучения, а именно: активных и интерактивных форм.
Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология коммуникативного тренинга. Рассмотрение особенностей преподавания иностранного языка позволило выделить ряд серьезных противоречий между:
1. Нехваткой учебных часов для получения результата в обучении студентов, предъявляемые требования к уровню умений иноязычного общения в профессиональной среде, формирование учебного процесса в вузе;
2. Отсутствием необходимого внимания к развитию навыков устного общения на иностранном языке нелингвистических направлений;
3. Необходимостью в улучшении уровня по практико-ориентированным знаниям в сфере иностранного языка обучающимися неязыковых направлений, разработанностью педагогических технологий в недостаточном процессе развития исследуемой компетенции для достижения данных задач.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в вузе неязыковых направлений.
Предметом исследования становится тренинговая технология обучения в вузе неязыковых направлений.
Целью настоящего исследования выступает обоснование необходимости применения технологии коммуникативного тренинга в обучении иностранному языку.
Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
1) Определение главных способов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в вузе неязыковых направлений.
2) Выявление степени изученности вопроса в применении тренинговой технологии как возможности развития иноязычной компетенции студентов вуза.
3) Раскрытие особенностей и специфических черт технологии коммуникативного тренинга с точки зрения психологии, педагогики и лингводидактики, определение ее образовательного потенциала.
4) Разработка системы коммуникативно-направленных тренинговых упражнений для занятий по английскому языку у обучающихся неязыковых направлений.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что тренинговая технология обучения может стать более подходящей технологией для преподавателя в процессе обучения студентов нелингвистических направлений. Такая технология предполагает: интерактивный процесс обучения, улучшение у обучающихся способностей к устному иноязычному общению, применение системы упражнений, которая направлена на коммуникацию на иностранном языке.
Теоретическую базу исследования дополнили работы: О.И. Донецкой, Е.А.Щепетковой, Л.Бахмана, Р.Т. Белла, Н.М. Беленковой, И.Р. Гальперина, И.Л. Зимней, Н.В. Поповой, И.В. Рахманова, М.М. Степановой, Е.А.Щепетковой и других научных деятелей.
Для того, чтобы достичь такие цели и задачи, были использованы следующие методы:
Теоретические методы: разбор источников по изучаемой теме, описание, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение за учебным процессом, проведение опроса у студентов, анкетирование преподавателей, тщательный разбор учебных заданий и их образовательного потенциала.
Теоретическая значимость работы состоит в представлении и методическим доказательстве введения технологии коммуникативного тренинга в этапы обучения иностранному языку обучающихся нелингвистических направлений.
Практическая ценность работы в том, что материал, полученный в ходе исследования, может быть использован в практике преподавания иностранного языка.
Система заданий и предложенные материалы коммуникативного тренинга могут быть включены в различные учебные пособия, где предполагается развитие иноязычной коммуникативной компетенции среди студентов высшей школы. К тому же данный тренинг и методическое описание заданий могут быть применены при разработке данной технологии для различной целевой аудитории.
Структура диссертационного исследования. Данная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении определяется цель и задачи работы, описывается актуальность изучаемой темы, ее практическая и научная значимость, гипотеза.
В главе 1 «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции неязыкового вуза» рассматриваются определения понятия «иноязычная коммуникативная компетенция», раскрываются основные принципы и подходы к ее формированию в неязыковом вузе.
В Главе 2 «Образовательный потенциал технологии коммуникативного тренинга при обучении студентов неязыковых направлений» рассматривается возможность использования преподавателем технологии коммуникативного тренинга при обучении иностранному языку в неязыковом направление, исследуется специфика тренинговой технологии в контексте ее реализации в практике психологии, педагогики, лингводидактики.
Глава 3 содержит описание разработанных заданий в рамках исследуемой технологии, анализ результатов анкетирования и опроса студентов и преподавателей, а также приводятся методические рекомендации по внедрению технологии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.
В заключении содержатся главные итоги по результатам проделанной работы.
Список литературы состоит из 50 источников, 5 которых написаны на иностранных языках.
В приложении включается 2 опроса и система созданных коммуникативных упражнений.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (2019 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тренинговая технология обучения иностранному языку в неязыковом вузе была выбрана нами в качестве объекта изучения нашей научной работы.
В ходе, разбора уточнены цели, задачи и содержание обучения иноязычному общению студентов неязыкового вуза с учетом их будущей профессиональной деятельности. Сформулированы принципы обучения, которые были положены в основу предложенной в исследовании системы обучения иноязычному общению.
В работе рассмотрены основные приемы и стратегии развития умений устного иноязычного общения, базирующиеся на принципах активного обучения. В результате предложен отличный от традиционного подход к организации образовательного процесса - тренинговый. В процессе изучения научной литературы по теме исследования, сделан вывод о том, что использование тренинговой технологии обучения сегодня выступает одной из актуальных технологий коммуникативного-ориентированного обучения иностранному языку. Анализ педагогического, психологического, методического потенциала
тренинговой технологии обучения как формы активного обучения позволил определить потребность в его внедрении в процесс обучения на неязыковых направлениях. В работе представлено подробное описание структуры
коммуникативного тренинга, а также создана модель тренингового обучения, описаны ее структурные компоненты и особенности.
С опорой на коммуникативные, учебно-познавательные, профессиональные и социально-психологические потребности студентов спроектирована система коммуникативных тренинговых упражнений, которая позволила реализовать тренинговую технологию обучения на занятиях в рамках дисциплины «иностранный язык».
Выявлено, что коммуникативные задания тренинговой технологии способствуют формированию психологической готовности студентов к иноязычному взаимодействию, базирующемуся, в свою очередь, на принципах сотрудничества и кооперации. Была достигнута цель исследования, состоящая в разработке методики развития умений устного иноязычного общения у студентов неязыкового профиля на основе применения тренинговой технологии, а также осуществлена апробация предлагаемой методики на занятиях по иностранному языку. Разработаны методические рекомендации по использованию тренинговой технологии в обучении устному иноязычному общению.
Результаты диссертационного исследования позволяют создать методическое пособие для студентов нелингвистического направления, содержащее подсистемы тренинговых упражнений, спроектированнные с учетом изучаемых тематических блоков, что улучшит методическую обеспеченность учебного процесса в неязыковом вузе.
Предложенная методика может быть востребована в неязыковом вузе вследствие сложившейся в последнее время тенденции к сокращению количества аудиторных часов, отведенных на занятия по иностранному языку. Это закономерно приводит к тому, что вузы нуждаются в таких технологиях обучения иноязычному общению, которые требуют меньше учебного времени, при этом рационально организуя работу обучающихся по формированию и развитию умений иноязычного общения.
Для подтверждения рассмотренных теоретических положений, проведено педагогическое исследование по выявлению возможности использования тренинговой технологии, а также ее эффективности при обучении студентов иностранному языку в техническом вузе.
Методом анкетирования и анализа полученных данных было выявлено личное отношение студентов к технологии коммуникативного тренинга. Как показало исследование, студенты позитивно восприняли предложенную технологию. Более того, 60% опрошенных находят задания коммуникативного тренинга эффективным средством развития иноязычных коммуникативных умений.
Помимо опроса студентов был также проведен опрос преподавателей иностранного языка с целью выявления их мнения относительно предложенной технологии. Как и обучающимися, преподавателями признается технология коммуникативного тренинга. Беседа с преподавателями показала, что они видят в коммуникативном тренинге мощный образовательный потенциал, в частности при формировании коммуникативных навыков обучающихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследовательской работы достигнута и задачи решены.


1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов // М.: Икар, 2009. — 487 с.
2. Алмазова Н.И. Английский язык. Практический курс для студентов технического профиля: учеб. пособие / Н.И. Алмазова, М.С. Коган, О.А. Никитенко [и др.] // СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2011. — 272 с.
3. Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева // Тамбов: Изд-во Тамбов. Го.техн.ун-та, 2005. — 160 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом организации / Т.Ю. Базаров // М.: Юнити, 2000. — 300 с.
5. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций в инновационной развивающей среде / К.Э. Безукладников, Н.С. Рубина // М.: Педагогическое образование и наука, 2011. - № 6. — С. 95-98.
6. Беленкова Н.М. Реализация коммуникативного тренинга как лингводидактической технологии обучения иностранному языку в поликультурной образовательной среде современного университета. Дисс. ... канд. пед. Наук / Н.М. Беленкова // М.: 2010. — 310 с.
7. Беленкова Н.М. Вслед за Вирджинией Эванс и Дженни Дули: Методическое пособие к учебному комплексу Enterprise Plus/ Н.М. Беленкова // М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 274 с.
8. Беленкова Н.М. Let's Get Acquainted / Давайте познакомимся! Учебнометодическое пособие. / Н.М. Беленкова // М.: Тезаурус, 2012. — 28 с.
9. Беленкова Н. М. учебное пособие Talking like a lawyer. Английское право/ Н.М. Беленкова // М.: Тезаурус, 2012. — 44 c.
10. Беленкова Н. М. We learn National Traditions. Национальные традиции.Поговорим об этом! Учебно-методическое пособие / Н.М. Беленкова // М.: Тезаурус, 2012. — 24 c.
11. Белл Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы, проблемы / под ред. А. Д. Швейцера / Р.Т. Белл // М.: Международные отношения, 1980. — 50 с.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий/ В.П. Беспалько // М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
13. Вайсбурд Л. М. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам/ Л. М. Вайсбурд // М.: Высшая школа, 1981. - №1. — С. 24-27.
14. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М. Л. Вайсбурд // М.: Высшая школа,
2001. — 128 с.
15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А.А. Вербицкий // М.: Высшая школа, 1991. — 184 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям по направлению 512600 Экономика / О.С. Виханский, А.И. Наумов // М.: Экономист, 2006. — 669 с.
17. Вчерашняя М.А. Коммуникативный тренинг как форма организации профессионально-ориентированного иноязычного обучения специалистов индустрии туризма, автореф. на соиск. учен. Степени канд. пед. наук 13.00.08/ М.А Вчерашняя // Калининград, 2010. — С.22.
18. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // М.: Высшая школа, 1977. - № 6. — С. 38-45.
19. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова // М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
20. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. Тезисы докладов на всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка» / Гез Н. И. // М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. — С. 65-73.
21. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // М.: 1985. — 17 с.
22. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов // Л., 1985. — 89 с.
23. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетенции в общении / Ю.М. Жуков // М., 1990. — 62 с.
24. Жукова Г.С. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учеб. Пособие / Г.С.Жукова // М.: Издательство РГСУ, 2012. — 133 с.
25. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга / Т.В. Зайцева // Спб.: Речь,
2002. — 80 с.
26. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие /В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева // Л.: ЛГУ, 1989. — 56 с.
27. Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга: Учебное пособие / Г.И. Захарова // Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008. — 44 с.
28. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования. Проблема качества образования. - Кн. 2: Компетентность человека - новое качество результата образования: материалы XIII Всерос. Совещания / И.А. Зимняя // М.: Иссл. центр проблем кач-ва подг. спец., 2003. — С. 4-15.
29. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя // М.: Просвещение, 1991. — 221 с.
30. Иванова М. Е. Вестник мгоу. Серия «Психологические науки» / М.Е. Иванова// М., 2007. — 23 с.
31. Костюкова Т.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности
студентов неязыковых вузов Монография / Т.А.Костюкова // М.:
Издательство Томского политехнического университета, 2011. — 119 с.
32. Краснов М.Ю. Метод проектов как перспективная педагогическая технология / М.Ю. Краснов // М.: Народная света, 2005. - №10. — С. 15-18.
33. Левитес Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования
собственных технологий обучения [Текст] / Д.Г. Левитес // М.: Прогресс,
2003. — 320 с.
34. Наймушин Б.А. Обучение устному переводу как психологический тренинг. Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Материалы IV Международной научно-практической конференции 11 декабря / Б.А. Наймушин // Уфа: 2009. — С. 89-94.
35. Новиков А.М. Методология учебной деятельности/ А.М. Новиков // М.: Изд- во «Эгвес», 2005. — 176 с.
36. Новиков A.M. Профессиональное образование в России: основные
направления и вектор развития / A.M. Новиков // М.: АПО РАО, 1997. — 272 с.
37. Раицкая Л.К. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе. Материалы международной конференции. РУДН, 25-26 марта 2008 г. / Л.К. Раицкая // М.: РУДН, 2008. — С. 239-243.
38. Серый А. В. Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смысла будущей профессии / А. В. Серый // М.: Сибирский психологический журнал, 2007. - № 26. —184 с.
39. Скалкин В.Л. Психология речи и лингвопедагогическая психология / В.Л. Скалкин // М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. — 36 с.
40. Тихонова Е.В. Особенности реализации тренинга в обучении последовательному устному переводу на основе анализа дискурса аудио- и видеоматериалов автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания /Е.В. Тихонова // Томск: ФИЯ ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2014. — С. 22-25.
41. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing / L. Bachman // Oxford: Oxford University Press, 1990. — 235 pp.
42. Bates A.W. Managing Technological Change: Strategies for College and University Leaders / A.W. Bates // San-Francisco: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1991. — 256 pp.
43. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes // New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р.269 -293.
44. Mann M. Laser FCE / M.Mann // Macmillan, 2008. — 210 pp.
45. Taylor J. Direct Classroom Teaching of Cultural Concepts.Perspectives for Teachers of Latin American Culture / J. Taylor // Springfield: Superintendent of Public Instruction, 1970. — 249 pp.
Электронные ресурсы
46. Акопян Л.Г. Различные подходы в преподавании иностранного языка
студентам в неязыковых вузах. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции / Л.Г. Акопян // Оренбург: ОГУ, 2007. [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/30.pdf (дата обращения
06.10.2018) .
47. Бушуева М.А. О формировании иноязычной коммуникативной компетенции
студентов неязыкового вуза. Материалы международной научнопрактической конференции «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца» (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I. / М.А. Бушуева // Пермь, 2009. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_22.html (дата обращения
21.11.2018) .
48. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // М., 2010. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm (дата обращения:
27.02.2019) .
49. Мухтарова Н. Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения
иностранному языку в неязыковом вузе / Н.Р. Мухтарова // М.: Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки, 2009. -№ 2. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-
professionalnoorientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na- nevazykovyh-fakultetah-vuzov (дата обращения: 02.03.2019).
50. Яковченко Н.Д. Тренинг-современный учитель / Н.Д. Яковченко // М., 2013.
[электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.classs.ru/library1/articles/articles45/ (дата обращения: 14.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ