ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ 5
1.1. Общие понятия о плоскостопии и причины ее развития 5
1.2. Методы диагностики плоскостопия 11
1.3. Роль физической культуры в профилактике и коррекции
плоскостопия школьников 12
1.4. Анализ средств и методов физической реабилитации при
плоскостопии 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 7-16 ЛЕТ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Анализ исследования плоскостопия у школьников 7-16 лет 22
2.3. Содержание экспериментальной методики по профилактике
плоскостопия 26
2.4. Результаты исследования профилактики плоскостопия до и
после исследования 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА
По всему миру ученые бьют тревогу, ведь здоровье нашего будущего поколения вызывает сильную тревогу. По результатам множественных научных исследований, врачи и ученые констатируют присутствие неблагоприятных факторов, которые охарактеризовывают здоровье подрастающего поколения. По официальным данным Министерства Здравоохранения РФ совершенно здоровых школьников практически нет.
Достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое часто встречается у учащихся в школе - плоскостопие. Статистика такова: плоская стопа может выявляться у ребенка с самого рождения (в 3% случаев), к 2 - 4 годам оно наблюдается у 24 - 32 % детей, к 7 годам - у 40 - 45 %, к 11 годам у 50 % школьников.
Плоскостопие значительно нарушает функцию всего опорно - двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
Дети, которые столкнулись с таким заболеванием, как плоскостопие, быстрее по сравнению со здоровыми ровесниками устают от ходьбы и бега, так же плохо переносят статистические нагрузки.
Такие ученики не могут на одном уровне с одноклассниками участвовать в спортивных играх, ходить в туристические походы и т.д. Это приводит к тому, что ребенок может замкнуться в себе, т.к. через игры в детском возрасте, дети находят общий язык и повышают свою самооценку [30,с.24].
Уплощение стопы довольно таки часто встречается у учащихся в школе, для того, чтобы заболевание не принесло ребенку много проблем, важно во время его заметить и провести ряд профилактических мер.
К большому сожалению, развитие данного заболевания это результаты нашей халатности и рассеянного отношения к детям и их образу жизни. Ведь сами родители не следят за тем, чтобы ребенок вел активный образ жизни, а чаще подсаживают на «диванный» отдых и компьютерную жизнь.
Многими учеными доказано, что плоскостопие негативно воздействует на осанку ребенка. Т.е. имея такое заболевание, как плоская стопа и своевременно не выявив и не вылечив его, ребенок еще и будет страдать от плохой осанки, что в свою очередь повлияет на общее состояние учащегося. Низкие показатели развития мышц нижних конечностей и силы стоп, не благоприятно отражаются на активности двигательных движений и могут привести к преградам для занятий различными спортивными видами деятельности.
Проблеме плоскостопия ряд авторов посвятила свои труды: Н.А. Алексеева (2001), В.С.Аносов (2006), Н.С. Бабайцева (2008), О.С.Казарин (1990), М.В. Мандриков (2010), Н.Я.Прокопьев (2007), Д.А. Яременко (2009).
Исходя из темы, мы определили цель исследования:
Разработать экспериментальную методику по профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста и экспериментально обосновать ее.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень развития плоскостопия среди учащихся младших и средних классов.
3. Разработать и применить экспериментальную методику по профилактике плоскостопия на уроках физической культуры;
Объект исследования: Процесс профилактики плоскостопия у учащихся 7-11 лет.
Предмет исследования: профилактика плоскостопия у школьников 7-11 лет.
Гипотеза: Предполагается, что применение экспериментальной методики по профилактике плоскостопия на уроках физической культуры улучшат показатели физической подготовленности мышц ног у школьников.
Исследовательские методы, которые применялись для достижения задач:
1. Анализ литературных источников, посвященных проблеме плоскостопия.
2. Педагогический эксперимент.
3. Метод тестирования.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы учителями для работы с учащимися при профилактике плоскостопия.
Источниками информации для написания работы послужила базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды мыслителей в области медицины и физической культуры, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных изданиях, справочная литература.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что вопросы сохранения здоровья будущего поколения всегда были и будут актуальными. Эти вопросы приобретают особую актуальность в наше время, ведь в связи с ухудшением экологии, гиподинамией и т.д. дети часто болеют. Одной из самых часто встречающихся заболеваний у школьников считается плоскостопие. Врачи называют ее болезнью цивилизации.
В ходе эксперимента, который мы провели выявлена большая проблема при данном заболевании. В среднем школьном звене здоровых детей, без плоскостопия было выявлено 48%, что существенно заставляет задуматься о здоровье нашего будущего поколения и ставит вопрос об необходимости более большего применения на уроках физической культуры систематических физических упражнений, которые содействуют развитию и улучшению двигательного аппарата у детей.
В ходе педагогического эксперимента, в котором мы применили экспериментальную методику по профилактике плоскостопия на уроках физической культуры, мы добились не плохих результатов.
Показатели в тестах у экспериментальной группы значительно улучшились, это позволяет сделать вывод, что у учащихся 1 класса улучшились показатели силы стопы, соответственно это поможет в дальнейшем избежать плоскостопия.
В контрольной группе по показателям тестов произошли небольшие изменения.
Проведенный нами эксперимент, позволяет рекомендовать нашу экспериментальную методику по профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста, для применения на уроках физической
культуры.
Таким образом, цель нашей работы - разработать экспериментальную методику по профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста и экспериментально обосновать ее, была достигнута.
Задачи выполнены.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических
исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов/ Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 1999. - 222с.
2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех //Теория и практика физической культуры, 2014, №4
3. Болтрукевич С. И. Корригирующий латеральный
артроризподтаранного сустава для лечения нефиксированной формы плоскостопия у детей: инструкция по применению // Гродно. 2011. С. 32.
4. Валик Б.В.Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы / Б.В. Валик // Физическая культура в школе. - 2006. - № 8. - С. 59-62 .
5. Васильева, Александра Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения / Александра Васильева. - М.: ИК "Крылов", 2011. - 160 с.
6. Васичкин В. И. Лечебный и гигиенический массаж. - Мн.,1997.- С.35.
7. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: Медицина, 1991.-С.45.
8. Вейс М., Зембатый А. М., Физиотерапия. - Москва 2013 г.; -120 с.
9. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 2000.- С.18- 35.
10. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М. «Советский спорт», 2004.- С. 33-36.
11. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М. «Советский спорт», 2004.
12. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном
образовательном пространстве вуза //Физ. культура: воспитание,
образование, тренировка, 1996, № 1.- С.36-49.
13. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект). Учебное пособие - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 2015.- С.38.
14. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
15. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. - 2 из п.- М.: ФиС, 1990.
16. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Адаптивная физическая культура и функционально состояние инвалидов. - СПб, 2016.
17. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. «Советский спорт», 2004.
18. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 2013.- С.56-123.
19. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М. «Гэотар- мед». 2002.-С.56.
20. Ефимов А. П. Клинически значимые параметры походки / А. П. Ефимов // Травматология и ортопедия России. 2012. 63. № 1. С. 60-65.
21. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная
физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно - двигательного аппарата. - М.: Медицина, 2014.
22. Кириллова, Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников / Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 403 c
23. КотешеваИ.К.Оздоровительная методика при Сколиозе.
24. Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1979.
25. Лапкин Ю. А., Кенис В. М. Варианты статической плоско - вальгусной деформации стоп тяжелой степени у детей / Материалы II Евразийского конгресса и II съезда травматологов-ортопедов Кыргызстана // Медицина Кыргызстана. 2011. № 4. С. 176
26. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 2000.- С.34.
27. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1988. - 143 с.
28. Лосева В.С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: «Сфера», 2004.-С.46 - 112.
29. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов. //Теория и практика физической культуры, 2013, №З.
30. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 320 с. — (Домашний доктор).
31. Очерет, Александр Остеохондроз и плоскостопие у мужчин. Супермен и соломинка. Профилактика, диагностика, лечение / Александр Очерет. - М.: "Издательство Центрполиграф", 2014. - 160 с.
32. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура. 2016. № 2.
33. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. - К.: "Здоров’я", 2000.
34. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967.
35. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт- Петербург. «Речь» 2001.
36. Рассел, Джесси Плоскостопие / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 102 с.
37. Рыжова С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с
нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер-Мейер. - М. «Советский спорт», 2004.
38. Сергиенко К.Н. «Профилактика нефиксированных нарушений стопы младших школьников». Минск, Беларусь - 2007.
39. Сидоров С.П. Различные нарушения осанки у детей и
подростков и занятия физкультурой и спортом. Москва. 2005
40. Спирин В.К., Городничев Р.М. Развитие теории
оздоровительной физической культуры индивидуальной направленности для детей разного возраста //Матер. V Российского национального конгресса с международным участием. - СПб., 2000, с. 208 - 209.
41. Справочник по детской лечебной физической культуре /
Под.ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 2013.
42. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева. - СПб.: Лекарь, 2013. - 360 с. 31
43. Тишберг, Л.С. Применение лечебной физической культуры при заболеваниях плоскостопия / Л.С. Тишберг. - М.: Медицина, 2005. - 228 с. 32
44. Ушакова Е. Чтобы не было плоскостопия (текст) / Е.Ушакова, М. Ушакова //Здоровье детей. - 2009. - № 9 (май). - С. 12-15.
45. Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК. - М., 1983.
46. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей. // Ортопедия и травматология. № 8. 1960.
47. Фридланд, М.О. Статические деформации стопы / М.О. Фридланд. - М.: Просвещение, 2006 . - 305 с. 33
48. Хабибуллина И.Р., Тупиев И.Д. Спортивная морфология (практикум). - Уфа, 2006. - 24с
49. Хансен Р., Тейлор Дж. Человек в движении: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991.- 2014. - № 17 (411). - С. 7-11.
50. Храмцов П. И. Функциональная стабильность вертикальной позы у детей в зависимости от свода стоп / П. И. Храмцов, А. М. Курганский // Вестн. Росс.акад. мед. Наук. 2009. № 5. С. 41-4.
51. Хрущев, С.В. Компьютерные технологии мониторинга
физического здоровья школьников / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, А.М. Соболев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2004. - №4. - С.4-8.
52. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1999. - 239 с. 34
53. Чаклин В.Д.,Абальмасова Е.А. сколиоз и кифозы.
М. "Медицина",1975.
54. Чеховский, М.М., Н. Здоровье детей / М.М. Чеховский // Методическая газета для учителей. - 2014. - № 19 (413). - С. 14-17.
55. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей / С.Б.
Шарманова. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - 336 с. 36
56. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и игры в ДОУ / А.П. Щербак. - М.: Академия, 2014. - 421 с.
57. Яковлев Э. Спорт не просто увлечение // Социальное обеспечение. 1981. № 6.