ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ ИГР 6
1.1 Понятие военно-патриотического воспитания в отечественной
педагогической науке 6
1.2 Особенности военно-патриотического воспитания учащихся старших
классов 9
1.3 Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных
игр 14
Глава II. Система военно-патриотического воспитания в старшей школе на уроках ОБЖ 28
2.1 Использование спортивных игр как средство патриотического
воспитания молодежи на уроках ОБЖ в 10-х классах 28
2.2 Разработка и внедрение школьной программы «Отечество» 32
2.3 Организация экспериментальной работы по внедрению школьной программы «Отечество» в 10 классах, ее формы и методы исследования
35
2.4 Результаты исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение
В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военноспортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Цель работы заключается в рассмотрении влияния военноспортивных игр на формирование патриотизма.
Задачи работы:
1. Дать характеристику военно-спортивных игр.
2. Раскрыть влияние военно-спортивных игр на формирование патриотизма.
3. Раскрыть суть патриотического воспитания школьников;
4. Показать эффективные методы и приемы патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ.
5. Провести эксперимент по теме исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание.
Предмет исследования: развитие патриотизма через участие в военно-спортивных играх.
если проанализировать и расширить работу по воспитанию патриотизма школьников с помощью военно-спортивных игр, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить интерес школьников к урокам ОБЖ;
- обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному Краю, а также его истории.
Методы исследования:
1. Анализ хрестоматийного материала педагогической и философской направленности;
2. изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Теоретическая значимость работы, состоит в возможности изучения материалов, предоставленных в работе, педагогами и учениками, с возможностью дальнейшего использования в работе.
Практическая значимость работы, состоит в возможности использования полученных результатов, в ходе изучения, проблем влияния военно-спортивных игр на уроках ОБЖ, на патриотическое воспитание молодежи.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военноспортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Военно-спортивная игра на местности - это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военнопатриотического воспитания детей.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
В результате работы по патриотическому воспитанию молодежи с применением военно-спортивных игр мы смогли достичь формирования следующих качеств личности школьников:
- Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним. Формирование в себе чувства любви к России.
- Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства, народных талантов.
- Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения.
- Делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, духовности, нравственности, социальной сферы.
- Способствовать возрождению и развитию истинных духовнонравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность национального самосознания русского народа.
Достижению наших целей способствовало введение экспериментальной программы по патриотическому воспитанию «Отечество».
В список проведенных мероприятий вошли:
- Преобразование кабинета ОБЖ и начальной военной подготовки;
- Проведение оборонно-спортивных мероприятий между классами:
Военно-спортивный праздник «День защитника Отечества»
Спортивные соревнования в рамках школьного конкурса
«Спортивный Олимп»
- Проведение открытого урока - дискуссии по ОБЖ по теме: «Патриотизм: знак вопроса».
- Помощь ветеранам Вооруженных сил РФ по хозяйству.
- Проведение беседы по военно-патриотической тематике для учеников начальной школы при помощи старшеклассников.
После внедрения программы патриотического воспитания мы провели контрольные работы в экспериментальных классах. Результаты которого, приятно удивили. Уровень знаний учащихся 10 «А» класса после введения экспериментальной программы патриотического воспитания «Отечество», возрос на 88 - 75,8=12,2%, по сравнению с результатами в 10 «Б» классе 80,8-76,4=4,4%.
Вывод: как показывают представленные данные, учащиеся
экспериментальных классов заметно улучшили свой результат по всем вопросам патриотического воспитания. При выполнении всех заданий наблюдается положительная динамика.
Цель нашего исследования достигнута, гипотеза доказана. Мы выявили, что военно-спортивные игры применяемые в аспекте изучения вопросов патриотического воспитания повышают интерес, а также уровень знаний учащихся к изучаемому предмету.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2016- 195 с.
2. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2016. - 186 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2017.- 704 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 144 с.
5. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 - 1844 // Полн. собр. соч.: В 13-ти т. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 2016. - Т.5. - 863 c.
6. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 2015. - 240 c.
7. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2014.- 98 c.
8. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 2017.- 144c.
9. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 2016. - 213 c.
10. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.- 369 c.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 2017.- 364 c.
12. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2016.- 211 с.
13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 2016. - №5.- С. 12-15
14. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: Интердиалект, 2017. - 697 с.
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2018 годы».
16. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов. - М.: Педагогика, 2017. - 387 с.
17. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2016.- №8 - С.17-25.
18. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 2015.- 144 с.
19. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С.29-33.
20. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. - М.: Русская вера, 2016. - 478 с.
21. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 64 с.
22. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 2016.- 369 с.
23. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2016. - 346 с.
24. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2016.- 369 с.
25. Курс «Гражданское образование» в начальной школе // Начальная школа. - 2016. - № 9. - С.23-26.
26. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 2017. - №5 - С.52-55.
27. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М.: Педагогика, 2017 - 234 с.
28. Национальная доктрина образования до 2025 года в Российской Федерации Правительство РФ Постановление от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва.
29. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2016. - 224 с.
30. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. - 2017. № 5. - С.97-103.
31. Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 2017. - Т.1. - С.153.
32. Самойлова, Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников: Автореф дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2015. - 21 с.
33. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск 2017.- 98 с.
34. Склянова, Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н. и др. Современные тенденции развития курса Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] //Сибирский учитель. - 2016. - № 4 - С. 10 -14.
35. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 240 с.
36. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 2015. - Т.1.- С.25-30.
37. Сорокина, Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ [Текст] / Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2016. - №12. -
С.13-15.
38. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Y4e6. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] // Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2017. - 358 с.
39. Толстой А.Н. Отечество - рассказы, очерки, статьи, письма /
A. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 2016. - 478 с.
40. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред.М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России - 2015.- 311 с.
41. Цукерман Г .A. Инновации в мировой педагогике[Текст] - М.: 2016. - 180 с.
42. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под ред.
B. Я. Кирпотина. - М.: ОГИЗ Госуд. изд-во худож. литер., 2017. - Т 3. - 884 с.
43. Шабаева М.Ф. Герцен о воспитании / М.Ф. Шабаева. - М.: Учпедгиз, 2018. - 179 С.