ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава I. Педагогическое обоснование проблемы воспитания бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Роль экологического воспитания в работе с детьми 6
дошкольного возраста 6
1.2. Экологические знания в воспитании бережного отношения .... 12
к природе старших дошкольников 12
1.3. Потенциал экологических знаний в условиях комплексного ... 19
использования разных видов деятельности детей 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента) ... 25
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию
бережного отношения к природе старших дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы
Глава I. Педагогическое обоснование проблемы воспитания бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Роль экологического воспитания в работе с детьми 6
дошкольного возраста 6
1.2. Экологические знания в воспитании бережного отношения .... 12
к природе старших дошкольников 12
1.3. Потенциал экологических знаний в условиях комплексного ... 19
использования разных видов деятельности детей 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента) ... 25
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию
бережного отношения к природе старших дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы
Актуальность исследования. В последние десятилетия стал активно исследоваться этический, нравственный аспект отношения человека к природе (Н. Ф. Виноградова, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачёв). Авторы выдвинули положение о необходимости формирования нравственного, субъектноэтического типа отношения личности к природе. В этом случае природный мир выступает для человека в качестве субъекта, партнера (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), а животные, растения, целые экосистемы включаются в сферу человеческой этики. Бережное отношение к природе - одна из характеристик личностных качеств, определяющих экологическую культуру человека. Оно проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Я. З. Неверович подчеркивают роль труда в формировании у дошкольников бережного отношения к природе[22, с. 54]. В формировании нравственного правильного отношения необходимо наличие взаимосвязи между пониманием и переживанием, «словесным знанием» и «осознанием». В дошкольном возрасте отношение только закладывается и проявляется в действиях ребенка, направленной деятельности, в эмоциях и чувствах.
Тема исследования: «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать методические рекомендации по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников, направленный на формирование бережного отношения к природе.
Предмет исследования: использование игровых элементов в воспитании бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать организация и проведение диагностики сформированности изучаемого показателя, а также определение методики работы с детьми.
Исходя из объекта, предмета и гипотезы исследования, мы выдвинули следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) раскрыть содержание и особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3) изучить уровень отношения к природе старших дошкольников на начальном этапе исследования и контрольном этапах исследования;
4) разработать методические рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе.
Методы работы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения;
- педагогическая диагностика.
База исследования: МАДОУ д/с №13 «Звездочка» г. Казань РТ. Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Тема исследования: «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать методические рекомендации по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников, направленный на формирование бережного отношения к природе.
Предмет исследования: использование игровых элементов в воспитании бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать организация и проведение диагностики сформированности изучаемого показателя, а также определение методики работы с детьми.
Исходя из объекта, предмета и гипотезы исследования, мы выдвинули следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) раскрыть содержание и особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3) изучить уровень отношения к природе старших дошкольников на начальном этапе исследования и контрольном этапах исследования;
4) разработать методические рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе.
Методы работы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения;
- педагогическая диагностика.
База исследования: МАДОУ д/с №13 «Звездочка» г. Казань РТ. Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В связи с поставленной нами целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколе, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо, не в полной мере используются инновационные формы работы со старшими дошкольниками.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МАДОУ Детский сад № 13 «Звездочка» г. Казань РТ. Была прослежена динамика изменения уровня сформированное™ экологических знаний в процессе проведенного. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня - с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным.
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
- в-третьих, активного включения детей;
-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание бережного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо, не в полной мере используются инновационные формы работы со старшими дошкольниками.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МАДОУ Детский сад № 13 «Звездочка» г. Казань РТ. Была прослежена динамика изменения уровня сформированное™ экологических знаний в процессе проведенного. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня - с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным.
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
- в-третьих, активного включения детей;
-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание бережного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.



