РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩИХ АМЕРИКАНСКИХ И БРИТАНСКИХ ТОК-ШОУ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования речевого поведения ведущих ток-шоу 6
1.1. Риторика и речевое поведение в контексте лингвистических
исследований 6
1.2. Массово-информационный дискурс. Основные жанровые особенности
ток-шоу 12
1.2.1. Типы телевизионных программ 13
1.2.2. Определение и история возникновения жанра ток-шоу 14
1.2.3. Виды ток-шоу 17
1.3. Речевые стратегии и тактики 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Этнолингвокультурные особенности речевого поведения ведущих ток-шоу 27
2.1. Речевые стратегии и тактики ведущих американских ток-шоу 27
2.2. Речевые стратегии и тактики ведущих британских ток-шоу 34
2.3. Сравнительный анализ коммуникативного поведения ведущих на
основе параметрической и аспектной модели коммуникативного поведения И.А. Стернина 41
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования речевого поведения ведущих ток-шоу 6
1.1. Риторика и речевое поведение в контексте лингвистических
исследований 6
1.2. Массово-информационный дискурс. Основные жанровые особенности
ток-шоу 12
1.2.1. Типы телевизионных программ 13
1.2.2. Определение и история возникновения жанра ток-шоу 14
1.2.3. Виды ток-шоу 17
1.3. Речевые стратегии и тактики 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Этнолингвокультурные особенности речевого поведения ведущих ток-шоу 27
2.1. Речевые стратегии и тактики ведущих американских ток-шоу 27
2.2. Речевые стратегии и тактики ведущих британских ток-шоу 34
2.3. Сравнительный анализ коммуникативного поведения ведущих на
основе параметрической и аспектной модели коммуникативного поведения И.А. Стернина 41
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56
Данная работа посвящена рассмотрению понятия «речевое поведение» и анализу коммуникативных стратегий и тактик в жанре ток-шоу на материале вечерних телепередач США и Великобритании. Ведущий телевизионной программы - лицо, от которого зависит настроение аудитории, гостей и зрителей. В процессе общения он демонстрирует, насколько социальный и профессиональный успех человека может зависеть от умения организовывать свое коммуникативное поведение, быстро ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Зритель хочет видеть того, кто сможет привлечь его внимание остроумными шутками, искусной подачей информации, и при этом будет обладать грамотной речью. Помочь этому могут знания о речевом поведении, речевом воздействии, умение пользоваться речевыми стратегиями и тактиками для достижения поставленных целей, а также средства повышения эффективности общения, установления контакта с собеседником и избегания конфликтов.
Актуальность данного исследования обусловливается тем, что именно знание основ коммуникативного поведения является залогом успешной коммуникации, в том числе и межкультурной коммуникации, их изучение становится источником знаний о способах реализации речевых стратегий и тактик.
Объектом исследования является речевое поведение британских и американских ведущих в жанре ток-шоу.
Предметом нашего исследования являются приемы речевого воздействия, способствующие достижению коммуникативной цели телеведущего.
Целью исследования является выявление особенностей речевого поведения в интервью и монологах ведущих ток-шоу, принадлежащих разным лингвокультурам, а также выявление сходств и различий их коммуникативного поведения.
Для достижения данной цели поставлен ряд задач:
1) изучить теоретические аспекты понятия речевого поведения и модели его описания;
2) выделить в речи ведущих британских и американских ток-шоу речевые тактики и стратегии, направленные на приглашенного гостя и зрителя;
3) осуществить сравнительной обзор британского и американского речевого поведения на основе параметрической модели, предложенной И.А. Стерниным.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных исследователей О.С. Иссерс, М.Н. Кима, разработавших классификации речевых стратегий и тактик, И.А. Стернина, Ю.Е. Прохорова - авторов, описавших модели коммуникативного поведения.
В работе использовались следующие методы исследования: метод наблюдения, описательный метод, сопоставительный метод, метод контекстуального анализа.
Материалом для исследования послужили фрагменты выпусков вечерних британских и американских ток-шоу общей продолжительностью 695 минут. Материал для анализа отбирался методом случайной выборки.
Новизна исследования определяется выбором материала и сравнительно-сопоставительным подходом к его описанию.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования вносят вклад в разработку методологии описания британского и американского речевого поведения ведущих ток-шоу в сопоставительном аспекте.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного материала и выводов при разработке элективных курсов по вопросам, связанным с успешным общением. Выявленные особенности могут использоваться при изучении межкультурной коммуникации, а также на занятиях по практике устной речи.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета 12 апреля 2019 года в форме доклада на тему «Речевое поведение ведущих британских и американских интерактивных ток-шоу (на материале речи Стивена Колбера и Грэма Нортона)». По результатам конференции были представлены к публикации тезисы. Некоторые проблемы, поднимаемые в данной ВКР, также были отражены в статье в сборнике научных трудов Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО К(П)ФУ Terra Linguae, выпуск 5 (сборник постатейно размещается в РИНЦ).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Актуальность данного исследования обусловливается тем, что именно знание основ коммуникативного поведения является залогом успешной коммуникации, в том числе и межкультурной коммуникации, их изучение становится источником знаний о способах реализации речевых стратегий и тактик.
Объектом исследования является речевое поведение британских и американских ведущих в жанре ток-шоу.
Предметом нашего исследования являются приемы речевого воздействия, способствующие достижению коммуникативной цели телеведущего.
Целью исследования является выявление особенностей речевого поведения в интервью и монологах ведущих ток-шоу, принадлежащих разным лингвокультурам, а также выявление сходств и различий их коммуникативного поведения.
Для достижения данной цели поставлен ряд задач:
1) изучить теоретические аспекты понятия речевого поведения и модели его описания;
2) выделить в речи ведущих британских и американских ток-шоу речевые тактики и стратегии, направленные на приглашенного гостя и зрителя;
3) осуществить сравнительной обзор британского и американского речевого поведения на основе параметрической модели, предложенной И.А. Стерниным.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных исследователей О.С. Иссерс, М.Н. Кима, разработавших классификации речевых стратегий и тактик, И.А. Стернина, Ю.Е. Прохорова - авторов, описавших модели коммуникативного поведения.
В работе использовались следующие методы исследования: метод наблюдения, описательный метод, сопоставительный метод, метод контекстуального анализа.
Материалом для исследования послужили фрагменты выпусков вечерних британских и американских ток-шоу общей продолжительностью 695 минут. Материал для анализа отбирался методом случайной выборки.
Новизна исследования определяется выбором материала и сравнительно-сопоставительным подходом к его описанию.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования вносят вклад в разработку методологии описания британского и американского речевого поведения ведущих ток-шоу в сопоставительном аспекте.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного материала и выводов при разработке элективных курсов по вопросам, связанным с успешным общением. Выявленные особенности могут использоваться при изучении межкультурной коммуникации, а также на занятиях по практике устной речи.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета 12 апреля 2019 года в форме доклада на тему «Речевое поведение ведущих британских и американских интерактивных ток-шоу (на материале речи Стивена Колбера и Грэма Нортона)». По результатам конференции были представлены к публикации тезисы. Некоторые проблемы, поднимаемые в данной ВКР, также были отражены в статье в сборнике научных трудов Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО К(П)ФУ Terra Linguae, выпуск 5 (сборник постатейно размещается в РИНЦ).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной выпускной квалификационной работе мы сравнили речевое поведение ведущих британских и американских ток-шоу на материале интервью в вечерних интерактивных ток-шоу. Выяснилось, что, несмотря на то, что жанр разговорного шоу зародился в США, его охотно переняли многие страны. Формат исследуемых ток-шоу был подобран практически идентичный для более качественного результата анализа. Характерного различия в речевом поведении выявлено не было, но были замечены некоторые особенности, обусловленные рамками коммуникативного поведения определенной лингвокультуры. Сравнительный анализ проводился на основе параметрической и аспектной модели коммуникативного поведения, разработанной И.А. Стерниным. Анализ выявил, что многие положения его характеристики подтвердились
В речи британских ведущих мы обнаружили большее разнообразие эмоционально окрашенных слов, но в речи американских ведущих они используются гораздо чаще. В речи британских ведущих наблюдается использование сравнений, эпитетов, идиом. В свою очередь, в речи американских ведущих встречается в большей степени игра слов, реакция на реплики гостей. Касательно этикетных формул, они использованы в большом количестве в качестве демонстрации вежливости.
Мы пришли к выводу, что чтобы быть достойным ведущим ток-шоу, выпуски которого имеют высокие рейтинги, необходимо: проявлять искренний интерес к другим людям, быть вежливым, быть хорошим слушателем, поощрять рассказы других о себе, давать людям почувствовать их значительность - и делать это искренне (задавать вопросы, заранее предвидеть реакцию человека). Незаменимую важность имеют также невербальные способы общения, такие как улыбка, зрительный контакт.
Судя по количеству подписчиков (см. Таблицу 9) и просмотров на официальном YouTube канале проанализированных нами ток-шоу, американские ток-шоу более популярны, следовательно, им лучше удается применять вышеперечисленные качества.
В речи британских ведущих мы обнаружили большее разнообразие эмоционально окрашенных слов, но в речи американских ведущих они используются гораздо чаще. В речи британских ведущих наблюдается использование сравнений, эпитетов, идиом. В свою очередь, в речи американских ведущих встречается в большей степени игра слов, реакция на реплики гостей. Касательно этикетных формул, они использованы в большом количестве в качестве демонстрации вежливости.
Мы пришли к выводу, что чтобы быть достойным ведущим ток-шоу, выпуски которого имеют высокие рейтинги, необходимо: проявлять искренний интерес к другим людям, быть вежливым, быть хорошим слушателем, поощрять рассказы других о себе, давать людям почувствовать их значительность - и делать это искренне (задавать вопросы, заранее предвидеть реакцию человека). Незаменимую важность имеют также невербальные способы общения, такие как улыбка, зрительный контакт.
Судя по количеству подписчиков (см. Таблицу 9) и просмотров на официальном YouTube канале проанализированных нами ток-шоу, американские ток-шоу более популярны, следовательно, им лучше удается применять вышеперечисленные качества.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛЕВЕДУЩИХ В БРИТАНСКОЙ И
АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



