Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №35153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
752
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ проблем аддиктивного поведения подростков.. 7
1.1. Особенности подросткового возраста 7
1.2. Аддиктивное поведение 19
1.3. Исследование взаимосвязи личностных особенностей и аддиктивного
поведения подростков в современной психологии 27
2. Методы и организация исследования личностных особенностей
подростков склонных к зависимому поведению 38
2.1. Описание выборки исследования 38
2.2. Методы исследования 38
2.3. Процедура исследования 40
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 41
3. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков
склонных к зависимому поведению 41
3.1. Выявление группы подростков, склонных к аддиктивному поведению... 41
3.2. Исследование личностных особенностей подростков, склонных к
аддиктивному поведению 46
3.3. Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей и
склонности к аддиктивному поведению 59
Выводы 67
Заключение 70
Литература 72
Приложения

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят процессы, которые характеризуются негативными тенденциями: происходит изменение уклада и образа жизни людей, углубление разделения людей на социальные группы, усиление конфликтности и агрессивности населения, расшатываются нравственные и духовные устои, увеличивается чисто детей и подростков с аддиктивным поведением.
Система нравственных ценностей, мировоззрение подрастающего поколения складывается в условиях острых противоречий и социально-психологической незащищенности. К сожалению, на подростков оказывает негативное воздействие политическая и социально-экономическая ситуация, провоцируя среди несовершеннолетних рост различных аддикций. Среди подростков часто формируется негативное стереотипное поведение, распространяется алкоголизм и наркомания, приобретает норму эгоизм и иждивенчество, не менее актуальным в этой связи продолжающийся нравственный кризис.
Во времена, когда происходит существенная перестройка социума и переосмысление многих ценностей в обществе одной из самых беззащитных категорий населения, наиболее подверженных негативным влиянием, являются подростки. Это обусловлено их еще слабым социально-психологическим иммунитетом, которые в данном возрасте зачастую гораздо легче приобщаются к плохим привычкам, чем к общественным идеалам и ценностям, а в своей дальнейшей жизни могут даже принимать различные аддикции за норму.
Понятие «аддикция» (зависимость) подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение представляет собой пристрастие, зависимость к определенным препаратам или занятиям для получения физического или психического удовлетворения. Суть аддиктивного поведения - в постоянном стремлении зависимого человека (аддикта) при помощи предметов или действий удовлетворить свои потребности, к которым возникла данная зависимость.
Проблема аддиктивного поведения среди подростков обладает особой актуальностью также потому, что алкоголь, табак и наркотики имеют более пагубное воздействие на организм подростков по сравнению со старшими возрастными группами. Поэтому данная проблема небезосновательно предстает как одна из наиболее значительных социально-психологических угроз будущему общества и страны. Проблема аддиктивного поведения подростков осложняется еще и тем, что в современном обществе, зачастую, наблюдается тенденция толерантного отношения к проявлениям аддиктивного поведения, нет выраженного психологического противодействия. Поэтому особое значение приобретает работа по выявлению личностных особенностей подростков склонных к аддиктивному поведению.
В настоящее время значительное внимание проблемам аддиктивного поведения подростков уделяют: Н.В. Гришиной, Е.А. Донченко, В.Г. Казанской, A. С. Чернышева, М.В. Давыдкиной, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, B. И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие. Однако в данных работах недостаточно освещена тема выявления личностных особенностей подростков склонных к аддиктивному поведению.
Нередко отношения государства и педагогов с подростками, склонными к аддиктивному поведению сводятся к мерам ограничения и по своей сути не устраняют психологические причины, которые вызывают зависимое поведение подростка и его психологическую дезориентацию, а только их усугубляют. Особенностью подросткового возраста является негативизм, проявления максимализма, что способствует возникновению у подростков аффективных состояний, которые в итоге приводят к общественно-отрицательным формам поведения, при длительном сохранении переходящие в устойчивые. Некоторые случаи сопровождаются тем, что подростки бросают обучение, становятся потенциальной группой риска, что как следствие порождает целый ряд новых проблем.
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос изучения склонности к аддиктивному поведению у подростков и ее взаимосвязи с личностными особенностями. Поэтому все более возрастает изучение психологических особенностей подростков с аддиктивным поведением, так как именно подростки являются, наиболее уязвимы, к влиянию социума, а подростковый возраст является основой для закладывания фундамента норм и правил поведения.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности взаимосвязи, между личностных особенностей подростков и склонности к аддиктивному поведению.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Цель работы: Изучить специфические особенности личности подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Объект исследования - личностные особенности подростков.
Предмет исследования - взаимосвязь личностных особенностей и склонность к аддиктивному поведению подростков.
Задачи исследования:
- провести анализ теоретических данных о проблеме аддиктивного поведения подростков;
- выявить группу подростков, склонных к аддиктивному поведению;
- изучить личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению;
- выявить взаимосвязь личностных особенностей и склонности к аддиктивному поведению подростков;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Гипотеза: предполагается, что подростки, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются специфическими личностными особенностями, что отличает их от подростков, не склонных к аддиктивному поведению.
База исследования: Частное Образовательное Учреждение «Академия социального образования». В исследовании приняли участие 100 подростков 1617 лет учащиеся I - III курсов факультета среднего профессионального образования Частного Образовательного Учреждения «Академия социального образования»
Методы исследования. В данной работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки: методы теоретического анализа и синтеза; тестирования; интерпретации результатов исследований.
Методики исследования:
1. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич).
2. Большая пятерка личных качеств, автор А. Г. Грецов.
3. Методика «Сквозной биполярный перечень» Голдберга;
4. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый период является особенным периодом в развитии человека, во время которого осуществляются важные шаги к достижению эмоциональной, интеллектуальной и социальной зрелости. Для этого возраста характерны острые эмоциональные переживания, повышение значимости общения со сверстниками, стремление принадлежать к референтной группе и следовать ее нормам. Особенности подросткового возраста, с одной стороны, повышают риск формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте, а с другой стороны, актуализируют значимость исследования внутренних факторов аддиктивного поведения подростков. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос изучения склонности к аддиктивному поведению у подростков и ее взаимосвязи с личностными особенностями.
Проблемой нашего исследования была недостаточная изученность взаимосвязи между личностными особенностями подростков и склонности к аддиктивному поведению. Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению». В ходе изучения литературы по теме мы сформулировали гипотезу, что подростки, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются специфическими личностными особенностями, что отличает их от подростков, не склонных к аддиктивному поведению. Целью работы было изучить специфические особенности личности подростков, склонных к аддиктивному поведению.
В рамках поставленной цели нами проанализированы теоретические данные о проблеме аддиктивного поведения подростков; выявлена группа подростков, склонных к аддиктивному поведению; изучены личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению; выявлены взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к аддиктивному поведению подростков; полученные данные детально проанализированы и проинтерпретированы.
В результате было обнаружено, что представители выявленной нами группы подростков, склонных к аддиктивному поведению, обладают специфическими личностными особенностями, по сравнению с подростками, не склонными к аддикциям: они менее общительны, менее уступчивы, менее эмоциональны, в меньшей степени открыты для нового опыта, в меньшей степени способны к осознанной саморегуляции своего поведения. В то же время, они более агрессивны, менее уверены в себе, в меньшей степени склонны доверять людям. Среди них чаще встречаются респонденты с высокими значениями по показателям истероидной, шизоидной и гипертимной акцентуаций.
Все вышеперечисленные особенности усложняют взаимодействие представителей этой группы подростков с окружающими людьми действительностью, регуляцию ими своего поведения, что, вероятно, и провоцирует развитие склонности к аддиктивному поведению. С одной стороны, они в большей степени нуждаются в дополнительных условиях облегчения взаимодействия с окружающим людьми и снижения эмоционального напряжения, а с другой стороны, менее предсказуемы и осознанны. Выводы, сделанные на этапе сравнения показателей экспериментальной и контрольной групп, подтверждаются так же корреляционным анализом взаимосвязей между личностными особенностями подростков и склонностью к аддиктивному поведению.
Таким образом, наша гипотеза о наличии специфических личностных особенностей, отличающих подростков, склонных к аддиктивному поведению, от подростков, не обнаруживающих данной склонности, подтверждается.



1. _Азарова Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164с.
2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова.- СПб.: Речь, 2013. - 120 с.
3. Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта, Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2014. - 360 с.
4. Аксючиц, И.В. Психологические проблемы наркозависимости / И.В. Аксючиц. - Брест: Академия, 2015. - 339 с.
5. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе / А.А. Александров, В.Ю. Александрова. - М.: Медиа-Сфера, 2016. - 70 с.
6. Анжела, Певнева und Елена Татарникова Личностные особенности подростков и стиль воспитания в неполной семье / Анжела Певнева und Елена Татарникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 337 с.
7. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: АПН СССР, 1990.
8. Березин, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 206 с. ISBN 5-230-06
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
10. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э.Е. Бехтель - М.: Медицина, 2016. - 272 с.
11. Булгаков, Алексей Наши неуправляемые подростки / А. Булгаков. - М.: Москва, 2008. - 432 с.
12. Быкадоров, Ю.А. Профилактика употребления наркотических средств и психоактивных веществ учащимися общеобразовательных школ и ПТУ / Ю.А. Быкадоров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 187 с.
13. Виничук, Н.В. Психология аномального поведения / Н.В. Виничук. - Владивосток, ТИДОТ ДВГУ, 2014. - 194 с.
14. Востриков В. В. Иммуноферментная диагностика алкоголизма на основании уровня аутоантител к глутаматным рецепторам / В.В. Востриков, Востриков М. В., Шабанов П. Д. // Сб. науч. тр. - Томск. - 2008. - Т. 3, № 4. - С.
70.
15. Гамалея Н. Б., Иммунодиагностические критерии хронической алкогольной интоксикации у людей / Н.Б. Гамалея, Л. С. Шимановская, Е. В. Мартемьянова // Матер. Междунар. конф. психиатров. - М., 2014. - С. 305-306.
16. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 240 с.
17. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 с.
18. Даренский, И.Д. Аддиктивный цикл / И.Д. Даренский. - М.: Издательская группа «Логос», 2015. - 255 с.
19. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
20. Ермолаев А.А. Новые подходы к оценке статуса курения у пульмонологических больных // Бюллетень физиологии и патологии дыхания./ А.А Ермолаев - 2013. - Вып. 13. - С.63-66.
21.Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию: Учеб. пособие для студентов вузов. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. - 224 с.
22.Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
23. Ипатов, Андрей Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / Андрей Ипатов. - М.: Речь, 2011. - 112 с.
24. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2011. - 288 с.
25. Калягин А.Н. Кафедра пропедевтики внутренних болезней в борьбе с табакокурением / А.Н. Калягин // Воспитательная работа в ИГМУ / Под ред. Ю.А. Горяева, А.В. Щербатых. - Иркутск, 2017. - С.124-126.
26. Каннингэм, Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ.
B. Н. Королева / Р. Каннингэм [и др.]. - М., 2013. - 496 с.
27. Карсон, Р. Анормальная психология, 11-е издание / Р. Карсон, С.
28. Качачов В. Г. Об аддикциях и аддиктивном поведении // Мир психологии No 3,2006.
29. Кови, Шон Как помочь нашим детям бросить курить. 7 навыков высокоэффективных тинейджеров (комплект из 2 книг) / Шон Кови , Аллен Карр. - М.: Добрая книга, 2014. - 536 с.
30. Королева, Марина Предпосылки употребления психоактивных веществ подростками / Марина Королева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 532 с.
31. Кулаков, С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. - Дисс... канд. псих. наук / C. А. Кулаков. - СПб., 2014. - 339 с.
32. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. - СПб.: Алетейя, 2015. - 206 с.
33. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1989. - 304 с.
34. Личко, А.Е. Подростковая наркология: Руководство. - СПб.: Медицина, 2014. - 267 с.
35. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 226 с.
36. Масленникова Г.Я. Профилактика и снижение курения табака в практическом здравоохранении / Г.Я. Масленникова, Оганов Р.Г. // Профилактическая медицина. - 2013. - №6. - С. 11-16.
37. Маюров, А.Н. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана / А.Н. Маюров, Я.А. Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 160 с.
38. Минека, Дж. Батчер. - СПб.: Питер, 2014. - 1168 с.
39. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 471 с.: ил.
40. Наш проблемный подросток: понять и договориться / А. Е. Ангервакс [и др.]; под ред. Л. А. Регуш. - СПб: Изд-во ГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2001. - 190 с.
41. Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов.- М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.
42.Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.
43. Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: материалы Международной заочной научно-практической конференции / И.П. Черкасова {и др.}; отв. ред. Д.В. Семенов; Федеральное аг- во по образованию ГОУВПО - редакционный совет ВГУ - Владимир - 2010. - 418 с.
44. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 239с.
45. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков / Т.И. Петракова. - М., 2000. - 178 с.
46. Петровский А. В. Общая психология. Изд. 3. М.: Просвещение, 1986. - 297 с.
47. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде"
48. Подхватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости / Н.В. Подхватилин. - М.: Сфера, 2002. - 104 с.
49. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт. - сост. Е.Ю.Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
50. Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс, Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 с.
51. Роберт, Т. Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 224 с.
52. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод, пособие/ Рожков М.И., Ковальчук М.А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
53. Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. - СПб. : Речь, 2017. - 768 с.
54. Савченко, С.Ф. Профилактика аддиктивного поведения школьников / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. - СПб. : КАРО, 2016. - 288 с.
55. Сахарова Г.М. Противодействие табачной эпидемии - сохранение здоровья людей / Г.М. Сахарова, Антонов Н.С. // Профилактическая медицина. - 2013. - №6. - С.3-7.
56. Сегал Б.М. Алкоголизм: клинические, социально-психологические и биологические проблемы.
57. Семенов, Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением: Дисс...канд. псих. наук / Д.В. Семенов. - Сургут, 2014. - 130 с.
58. Сизанов, А.Н. Модульный курс профилактики курения: Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. - М.: ВАКО, 2014. - С. 85-174.
59. Синичкина, Елена Практическая психология для подростков, или Как научиться любить себя и других / Елена Синичкина. - М.: АСТ-Пресс, 2001. - 304 с.
60. Скурат, Галина Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми / Галина Скурат. - М.: Речь, 2008. - 128 с.
61. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия
зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2016. - 367 с.
62. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения / Н.П. Фетискин.
- Кострома: КГУ, 2015. - 272 с.
63. Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. - М.: 2002. - 228
64. Хриптович, В.А. Использование компетентностного подхода в психопрофилактике аддиктивного поведения школьников / В.А. Хриптович // Психология - 2014. - № 2. - С. 39-44.
65. Хриптович, В.А. Механизм формирования табачной аддикции у подростков / В.А. Хриптович // Психологический журнал. - 2018. - № - С. 55-
66. Шейдер Р. Психиатрия. Перевод с английского. / Р. Шейдер - М.: «Практика». - 2014. - 321 с.
67. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с.
68. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.
69. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения: риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб: Речь, 2007. - 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ