ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Место дополнительного образования в системе обучения школьников 6
1.2 Технология холодного и горячего батика 11
1.3 Методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в
системе дополнительного образования 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА ПО ПРОГРАММЕ «БАТИК» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1 Понятие о графических редакторах 23
2.2 Методика обучения школьников работе с графическим редактором 26
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА В ТЕХНИКЕ БАТИК 39
3.1 Технология разработки эскизов с использованием графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе
дополнительного образования 39
3.2 Технологическая последовательность выполнения техники холодного
батика 43
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Место дополнительного образования в системе обучения школьников 6
1.2 Технология холодного и горячего батика 11
1.3 Методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в
системе дополнительного образования 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА ПО ПРОГРАММЕ «БАТИК» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1 Понятие о графических редакторах 23
2.2 Методика обучения школьников работе с графическим редактором 26
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА В ТЕХНИКЕ БАТИК 39
3.1 Технология разработки эскизов с использованием графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе
дополнительного образования 39
3.2 Технологическая последовательность выполнения техники холодного
батика 43
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что обучение технике батик направлено на возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, культуры народов России; развитие искусства, художественного творчества, которое раскрывает систему миропонимания, выработанную предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которые нравственно и эстетически являются стержнем для любой эпохи.
В современном обучении, для того чтобы обеспечить новое качество образования подрастающему поколению, нужно построить другую функциональную модель своей деятельности, которая основывается на принципе полноты образования. По моему мнению, если объединить дополнительное и базовое образование, то обучение стало бы более эффективнее, так как для полноценного личностного развития ребенка важна целостность образования, что положительно влияет на развитие и успешную адаптацию личности в обществе.
Безусловно, школа дает общее образование, важное и значимое, но именно дополнительное образование разностороннее развивает личность, раскрывая ее способности. Оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Дети, которые обучались в дополнительных образовательных учреждениях, как правило, имеют больше возможностей для достижения своих целей в будущем.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и интересы.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные современными технологиями, которые
стимулируют учебную деятельность детей и дают возможность подойти к обучению дифференцированно.
Сегодня, в век цифровых технологий использование различных компьютерных программ в обучении расширяет круг получаемой учебной информации и дает возможность развивать свои творческие способности.
Использование графического редактора приводит к сотрудничеству педагогов с детьми и при условии использования новых программных выделяется три характеристики действий:
- несимметричность взаимодействия, т.е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;
- познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросом нового знания, т.е. обращение в случае незнания к педагогу без жалобы на свои трудности.
Использование графического редактора должно способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, увеличению производительности учебного труда, и получить знания в определенной области.
Из вышесказанного видно, что возможности системы дополнительного образования и использования графического редактора в обучении обучающихся технике холодного и горячего батика необходимо использовать.
Новизна исследования определяется использованием в образовательном процессе современных технических средств обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой комбинированной технологии, сочетающей различные техники исполнения.
Цель исследования: выявить особенности использования графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования
Предмет исследования: использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика будет эффективным при условии:
Задачи исследования:
1. Определить место дополнительного образования в системе обучения школьников.
2. Изучить технологию холодного и горячего батика.
3. Рассмотреть методику обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
4. Определить понятие о графических редакторах.
5. Раскрыть методику обучения школьников работе с графическим редактором.
6. Исследовать особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - разработка эскизов и описание объектов труда, технологическая последовательность изготовления изделия.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы 66 страниц
В современном обучении, для того чтобы обеспечить новое качество образования подрастающему поколению, нужно построить другую функциональную модель своей деятельности, которая основывается на принципе полноты образования. По моему мнению, если объединить дополнительное и базовое образование, то обучение стало бы более эффективнее, так как для полноценного личностного развития ребенка важна целостность образования, что положительно влияет на развитие и успешную адаптацию личности в обществе.
Безусловно, школа дает общее образование, важное и значимое, но именно дополнительное образование разностороннее развивает личность, раскрывая ее способности. Оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Дети, которые обучались в дополнительных образовательных учреждениях, как правило, имеют больше возможностей для достижения своих целей в будущем.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и интересы.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные современными технологиями, которые
стимулируют учебную деятельность детей и дают возможность подойти к обучению дифференцированно.
Сегодня, в век цифровых технологий использование различных компьютерных программ в обучении расширяет круг получаемой учебной информации и дает возможность развивать свои творческие способности.
Использование графического редактора приводит к сотрудничеству педагогов с детьми и при условии использования новых программных выделяется три характеристики действий:
- несимметричность взаимодействия, т.е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;
- познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросом нового знания, т.е. обращение в случае незнания к педагогу без жалобы на свои трудности.
Использование графического редактора должно способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, увеличению производительности учебного труда, и получить знания в определенной области.
Из вышесказанного видно, что возможности системы дополнительного образования и использования графического редактора в обучении обучающихся технике холодного и горячего батика необходимо использовать.
Новизна исследования определяется использованием в образовательном процессе современных технических средств обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой комбинированной технологии, сочетающей различные техники исполнения.
Цель исследования: выявить особенности использования графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования
Предмет исследования: использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика будет эффективным при условии:
Задачи исследования:
1. Определить место дополнительного образования в системе обучения школьников.
2. Изучить технологию холодного и горячего батика.
3. Рассмотреть методику обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
4. Определить понятие о графических редакторах.
5. Раскрыть методику обучения школьников работе с графическим редактором.
6. Исследовать особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - разработка эскизов и описание объектов труда, технологическая последовательность изготовления изделия.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы 66 страниц
Целью исследования являлось выявление особенности использования графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Определено место дополнительного образования в системе обучения школьников.
Механизмом реализации содержания дополнительного образования выступает многообразие функций деятельности. С данной точки зрения, на основе целевых функций деятельности соответствующих учреждений выделяются два основных их типа: образовательные учреждения дополнительного образования, а также социально-педагогические, выполняющие два типа функций. К Первые из них реализуют, главным образом, такие функции как обучение, воспитание и развитие детей. При этом обучение в психолого-педагогической литературе понимается как процесс формирования знаний, умений и навыков, способов действия и новых понятий, системы научных и специальных знаний. С данной токи зрения специфика содержания дополнительного образования определяется тем, что оно не повторяет образовательные программы на различных ступенях (дошкольная, общеобразовательная или профессиональная).
В настоящее время система дополнительного образования рассматривается как один из ключевых элементов системы непрерывного образования.
2. Изучена технология холодного и горячего батика.
Основанием использования техник холодного и горячего батика является применение резервирующих составов, которые ограничивают растекаемость краски по полотну. При этом, при использовании техники холодного батика нанесение такого резервирующего состава на ткань происходит в виде замкнутого контура, внутри которого осуществляется в соответствии с эскизом уже непосредственно роспись изделия, происходящая с применением специальных красок. Основной художественной особенностью данной техники росписи является то, что для нее характерно наличие обязательного цветного контура, который используется для разного рода орнаментальных разработок и придает рисунку четкий с графической точки зрения характер.
3. Рассмотрена методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
С особенностью техники батика, с историей этого искусства дети могут познакомиться на занятиях в учреждениях дополнительного образования. Занятия, проводимые с использованием данной техники, открывают перед учащимися возможности для развития воображения и воплощения своих идей в создании различных изделий. Методы и приемы, использующиеся в процессе такой работы, могут быть разделены на три группы: объяснительные, демонстрационные, практические. Наибольшее значение имеет последняя группа методов, так как в ходе практической работы дети самостоятельно создают различные изделия.
Занятия, направленные на формирование у детей навыков и умений работать в технике батика, в системе дополнительного образования могут проводиться с использованием различных методов и современных материалов, работа с которыми позволяет повысить интерес учащихся к творческой деятельности. Устройство самого помещения, в котором проводятся занятия, и его оборудования, должно соответствовать требованиям эргономики и правилам техники безопасности.
4. Раскрыто понятие о графических редакторах.
Понятие «графический редактор» используется для обозначения компьютерных инструментов, использующихся для выполнения на экране монитора графических изображений: рисунков, картинок, чертежей, диаграмм, графиков и т.д., которые в последующем могут быть распечатаны. Это также программы, использующиеся для создания и изменения на компьютерных устройствах графических изображений.
5. Изучена методика обучения школьников работе с графическим редактором.
Особенность программы PhotoShop состоит в том, что, будучи устойчивой к действиям пользователей, она открывает широкие возможности для работы с растровой графикой. Эта особенность обуславливает возможности использования данной программы как в игровой деятельности, так и в профессиональном плане. Кроме того, особенности ее функционала позволяют просмотреть конечный результат выполнения функции еще до внесения соответствующих изменений, на этапе определения ее параметров.
В ходе проведения с учащимися работы, связанной с изучением графических редакторов и компьютерной графики в целом, наиболее целесообразным является применение методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной деятельности детей и формирование у них стремления к самостоятельному овладению необходимыми знаниями и умениями. С этой целью, в частности, может быть использован прием работы, сущность которого состоит расчленении сложного задания на несколько более простых, выполнение которых сопровождается обсуждением полученных результатов. Полезным также может стать отказ от оценочной деятельности и использование зачетной системы.
6. Изучены особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Вне зависимости от конкретного метода, который используется в ходе образовательной деятельности, контроль усвоения материала все же необходим. Специфика разработанной методики состоит в первую очередь в том, что дает практические навыки в освоении программы, которые обучаемый может получить самостоятельно под контролем преподавателя.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Определено место дополнительного образования в системе обучения школьников.
Механизмом реализации содержания дополнительного образования выступает многообразие функций деятельности. С данной точки зрения, на основе целевых функций деятельности соответствующих учреждений выделяются два основных их типа: образовательные учреждения дополнительного образования, а также социально-педагогические, выполняющие два типа функций. К Первые из них реализуют, главным образом, такие функции как обучение, воспитание и развитие детей. При этом обучение в психолого-педагогической литературе понимается как процесс формирования знаний, умений и навыков, способов действия и новых понятий, системы научных и специальных знаний. С данной токи зрения специфика содержания дополнительного образования определяется тем, что оно не повторяет образовательные программы на различных ступенях (дошкольная, общеобразовательная или профессиональная).
В настоящее время система дополнительного образования рассматривается как один из ключевых элементов системы непрерывного образования.
2. Изучена технология холодного и горячего батика.
Основанием использования техник холодного и горячего батика является применение резервирующих составов, которые ограничивают растекаемость краски по полотну. При этом, при использовании техники холодного батика нанесение такого резервирующего состава на ткань происходит в виде замкнутого контура, внутри которого осуществляется в соответствии с эскизом уже непосредственно роспись изделия, происходящая с применением специальных красок. Основной художественной особенностью данной техники росписи является то, что для нее характерно наличие обязательного цветного контура, который используется для разного рода орнаментальных разработок и придает рисунку четкий с графической точки зрения характер.
3. Рассмотрена методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
С особенностью техники батика, с историей этого искусства дети могут познакомиться на занятиях в учреждениях дополнительного образования. Занятия, проводимые с использованием данной техники, открывают перед учащимися возможности для развития воображения и воплощения своих идей в создании различных изделий. Методы и приемы, использующиеся в процессе такой работы, могут быть разделены на три группы: объяснительные, демонстрационные, практические. Наибольшее значение имеет последняя группа методов, так как в ходе практической работы дети самостоятельно создают различные изделия.
Занятия, направленные на формирование у детей навыков и умений работать в технике батика, в системе дополнительного образования могут проводиться с использованием различных методов и современных материалов, работа с которыми позволяет повысить интерес учащихся к творческой деятельности. Устройство самого помещения, в котором проводятся занятия, и его оборудования, должно соответствовать требованиям эргономики и правилам техники безопасности.
4. Раскрыто понятие о графических редакторах.
Понятие «графический редактор» используется для обозначения компьютерных инструментов, использующихся для выполнения на экране монитора графических изображений: рисунков, картинок, чертежей, диаграмм, графиков и т.д., которые в последующем могут быть распечатаны. Это также программы, использующиеся для создания и изменения на компьютерных устройствах графических изображений.
5. Изучена методика обучения школьников работе с графическим редактором.
Особенность программы PhotoShop состоит в том, что, будучи устойчивой к действиям пользователей, она открывает широкие возможности для работы с растровой графикой. Эта особенность обуславливает возможности использования данной программы как в игровой деятельности, так и в профессиональном плане. Кроме того, особенности ее функционала позволяют просмотреть конечный результат выполнения функции еще до внесения соответствующих изменений, на этапе определения ее параметров.
В ходе проведения с учащимися работы, связанной с изучением графических редакторов и компьютерной графики в целом, наиболее целесообразным является применение методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной деятельности детей и формирование у них стремления к самостоятельному овладению необходимыми знаниями и умениями. С этой целью, в частности, может быть использован прием работы, сущность которого состоит расчленении сложного задания на несколько более простых, выполнение которых сопровождается обсуждением полученных результатов. Полезным также может стать отказ от оценочной деятельности и использование зачетной системы.
6. Изучены особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Вне зависимости от конкретного метода, который используется в ходе образовательной деятельности, контроль усвоения материала все же необходим. Специфика разработанной методики состоит в первую очередь в том, что дает практические навыки в освоении программы, которые обучаемый может получить самостоятельно под контролем преподавателя.



