ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Место дополнительного образования в системе обучения школьников 6
1.2 Технология холодного и горячего батика 11
1.3 Методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в
системе дополнительного образования 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА ПО ПРОГРАММЕ «БАТИК» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1 Понятие о графических редакторах 23
2.2 Методика обучения школьников работе с графическим редактором 26
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА В ТЕХНИКЕ БАТИК 39
3.1 Технология разработки эскизов с использованием графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе
дополнительного образования 39
3.2 Технологическая последовательность выполнения техники холодного
батика 43
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что обучение технике батик направлено на возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, культуры народов России; развитие искусства, художественного творчества, которое раскрывает систему миропонимания, выработанную предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которые нравственно и эстетически являются стержнем для любой эпохи.
В современном обучении, для того чтобы обеспечить новое качество образования подрастающему поколению, нужно построить другую функциональную модель своей деятельности, которая основывается на принципе полноты образования. По моему мнению, если объединить дополнительное и базовое образование, то обучение стало бы более эффективнее, так как для полноценного личностного развития ребенка важна целостность образования, что положительно влияет на развитие и успешную адаптацию личности в обществе.
Безусловно, школа дает общее образование, важное и значимое, но именно дополнительное образование разностороннее развивает личность, раскрывая ее способности. Оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Дети, которые обучались в дополнительных образовательных учреждениях, как правило, имеют больше возможностей для достижения своих целей в будущем.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и интересы.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные современными технологиями, которые
стимулируют учебную деятельность детей и дают возможность подойти к обучению дифференцированно.
Сегодня, в век цифровых технологий использование различных компьютерных программ в обучении расширяет круг получаемой учебной информации и дает возможность развивать свои творческие способности.
Использование графического редактора приводит к сотрудничеству педагогов с детьми и при условии использования новых программных выделяется три характеристики действий:
- несимметричность взаимодействия, т.е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;
- познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросом нового знания, т.е. обращение в случае незнания к педагогу без жалобы на свои трудности.
Использование графического редактора должно способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, увеличению производительности учебного труда, и получить знания в определенной области.
Из вышесказанного видно, что возможности системы дополнительного образования и использования графического редактора в обучении обучающихся технике холодного и горячего батика необходимо использовать.
Новизна исследования определяется использованием в образовательном процессе современных технических средств обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой комбинированной технологии, сочетающей различные техники исполнения.
Цель исследования: выявить особенности использования графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования
Предмет исследования: использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика будет эффективным при условии:
Задачи исследования:
1. Определить место дополнительного образования в системе обучения школьников.
2. Изучить технологию холодного и горячего батика.
3. Рассмотреть методику обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
4. Определить понятие о графических редакторах.
5. Раскрыть методику обучения школьников работе с графическим редактором.
6. Исследовать особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - разработка эскизов и описание объектов труда, технологическая последовательность изготовления изделия.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы 66 страниц
Целью исследования являлось выявление особенности использования графических редакторов в обучении школьников технике холодного и горячего батика.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Определено место дополнительного образования в системе обучения школьников.
Механизмом реализации содержания дополнительного образования выступает многообразие функций деятельности. С данной точки зрения, на основе целевых функций деятельности соответствующих учреждений выделяются два основных их типа: образовательные учреждения дополнительного образования, а также социально-педагогические, выполняющие два типа функций. К Первые из них реализуют, главным образом, такие функции как обучение, воспитание и развитие детей. При этом обучение в психолого-педагогической литературе понимается как процесс формирования знаний, умений и навыков, способов действия и новых понятий, системы научных и специальных знаний. С данной токи зрения специфика содержания дополнительного образования определяется тем, что оно не повторяет образовательные программы на различных ступенях (дошкольная, общеобразовательная или профессиональная).
В настоящее время система дополнительного образования рассматривается как один из ключевых элементов системы непрерывного образования.
2. Изучена технология холодного и горячего батика.
Основанием использования техник холодного и горячего батика является применение резервирующих составов, которые ограничивают растекаемость краски по полотну. При этом, при использовании техники холодного батика нанесение такого резервирующего состава на ткань происходит в виде замкнутого контура, внутри которого осуществляется в соответствии с эскизом уже непосредственно роспись изделия, происходящая с применением специальных красок. Основной художественной особенностью данной техники росписи является то, что для нее характерно наличие обязательного цветного контура, который используется для разного рода орнаментальных разработок и придает рисунку четкий с графической точки зрения характер.
3. Рассмотрена методика обучения школьников технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
С особенностью техники батика, с историей этого искусства дети могут познакомиться на занятиях в учреждениях дополнительного образования. Занятия, проводимые с использованием данной техники, открывают перед учащимися возможности для развития воображения и воплощения своих идей в создании различных изделий. Методы и приемы, использующиеся в процессе такой работы, могут быть разделены на три группы: объяснительные, демонстрационные, практические. Наибольшее значение имеет последняя группа методов, так как в ходе практической работы дети самостоятельно создают различные изделия.
Занятия, направленные на формирование у детей навыков и умений работать в технике батика, в системе дополнительного образования могут проводиться с использованием различных методов и современных материалов, работа с которыми позволяет повысить интерес учащихся к творческой деятельности. Устройство самого помещения, в котором проводятся занятия, и его оборудования, должно соответствовать требованиям эргономики и правилам техники безопасности.
4. Раскрыто понятие о графических редакторах.
Понятие «графический редактор» используется для обозначения компьютерных инструментов, использующихся для выполнения на экране монитора графических изображений: рисунков, картинок, чертежей, диаграмм, графиков и т.д., которые в последующем могут быть распечатаны. Это также программы, использующиеся для создания и изменения на компьютерных устройствах графических изображений.
5. Изучена методика обучения школьников работе с графическим редактором.
Особенность программы PhotoShop состоит в том, что, будучи устойчивой к действиям пользователей, она открывает широкие возможности для работы с растровой графикой. Эта особенность обуславливает возможности использования данной программы как в игровой деятельности, так и в профессиональном плане. Кроме того, особенности ее функционала позволяют просмотреть конечный результат выполнения функции еще до внесения соответствующих изменений, на этапе определения ее параметров.
В ходе проведения с учащимися работы, связанной с изучением графических редакторов и компьютерной графики в целом, наиболее целесообразным является применение методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной деятельности детей и формирование у них стремления к самостоятельному овладению необходимыми знаниями и умениями. С этой целью, в частности, может быть использован прием работы, сущность которого состоит расчленении сложного задания на несколько более простых, выполнение которых сопровождается обсуждением полученных результатов. Полезным также может стать отказ от оценочной деятельности и использование зачетной системы.
6. Изучены особенности использования графического редактора при обучении технике холодного и горячего батика в системе дополнительного образования.
Вне зависимости от конкретного метода, который используется в ходе образовательной деятельности, контроль усвоения материала все же необходим. Специфика разработанной методики состоит в первую очередь в том, что дает практические навыки в освоении программы, которые обучаемый может получить самостоятельно под контролем преподавателя.
1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. - М.: ОРТС,
2014. - 174 с.
2. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. - М.: ЛучиКо, 2014. - 258 с.
3. Богданова, Р. У. К проблеме оценивания результативности в системе дополнительного образования / Р. У. Богданова // Внешкольник. - 2018. - № 7. - С. 5-11.
4. Бруднов, А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник. - 2017. - № 6. - С. 2-11.
5. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В. П. Голованов - М.: Протос, 2015. - 231с.
6. Горский, В. А. Требования к программам дополнительного образования / В. А. Горский, А. Я. Жукова, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование - 2014. - №8. - С. 3-8.
7. Давыдов, С. Г. Батик. Энциклопедия. Техник, приемы, изделия / С. Г. Давыдов. - М.:АСКНИ, 2016. - 184 с.
8. Дворкина, И. Г орячий, холодный, узелковый батик / И. Дворкин. - М.: Радуга, 2014. - 240 с.
9. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей / E. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - М.: ГУМИС, 2014. - 239 с.
10. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева / Педагогика. - 2016. - №3. - С. 39-44.
11. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей / А. В. Золотарева. - Ярославль: Айрис, 2015. - 198 с.
12. Каргина, З. И. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом / З. И. Каргина Воспитание школьников. - 2015. - № 9. - С.27-30.
13. Кашепов, М. В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования / М. В. Кашепов // Внешкольник. - 2017. - № 11. - С.19-23.
14. Коель К. Искусство батика / К. Коель, Ж. Коель. - М.: Сигма-М, 2015. - 89 с.
15. Коротаева, Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации / Е. Коротаева // Директор школы. - 2016. - № 4. - С. 34-36.
16. Краснова, С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников: Монография / С. Н. Краснова. - Екатеринбург: Иунт, 2015. - 108 с.
17. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е. Н. Медынский // Педагогика и психология. - №5. - 2016. - С.22-26.
18. Махмутова, Х. И. Роспись по дереву / Х. И. Махмутова. - М.: Дрофа,
2014. - 287 с.
19. Осетров, Е. Живая Древняя Русь / Е. Осетров. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 256 с.
20. Осетров, Е. Живая древняя Русь / Е. Осетров. - М.: Просвещение; Издание 3-е, испр. и доп., 2015. - 304 с.
21. Бруднова, А. К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / под ред. Бруднова А.К. - М.: Терра-нова,
2015. - 258 с.
22. Робинсон, Р. Искусство батика. Техники и образцы / Р. Робинсон- М.: Неоль, 2014. - 96 с.
23. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б. Рождественская. - М.: Наука, 2014. - 208 с.
24. Роспись по дереву, бересте и папье-маше. - М.: Географгиз, Изобразительное искусство, 2014. - 607 с.
25. Сапожникова, Т. Практическая работа на уроках ИЗО / Т. Сапожникова // Искусство. - 2014. - № 9. - С. 18-19.
26. Смирнова, П. Р. Словарь / П. Р. Смирнова. - М.: Профит, 2016. - 1097 с.
27. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип / Н. М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 112с.
28. Левина, М. С. Рукоделие / под общ. ред. М. С. Левиной. - М.: Рольфо,
2015. - 384 с.
29. Самсонова, О. Б. Создание ситуации успеха на уроках через реализацию матричной модели школьной оценки / О. Б. Самсонова // Классный руководитель. - №6. - 2017. - С. 21-25.
30. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ИЦДО, 2014. - 576 с.
31. Стоку, С. Батик. Практическое руководство / С. Стоку. - М.: Неоль,
2017. - 96с.
32. Тангус, О. В. Технология росписи тканей / О.В. Тангус. - М.: Иррида,
2016. - 412 с.
33. Терешина, Г. В. Батик своими руками / Г. В. Терешина. - М.: Апкни,
2014. - 88 с.
34. Трубникова, Л. А. Красота ремесла и творчества / Л. А Трубникова. - Ростов н/Д.: Фреска, 2014. - 212 с.
35. Цукерман, Г. Л. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. Л. Цукерман. - М.: Марга, 2016. - 239 с.
36. Чекменева, О. Н. Авторская образовательная программа дополнительного образования «Батик» / О. Н. Чекменева. - Губкинский: Смолис, 2015. - 121с.
37. Чурилова, В. И. Техника художественной росписи тканей / В. И. Чу- рилова. - М.: АстДо, 2015. - 171 с.
38. Югетт, К. К. 400 цветочных мотивов. Вышивка гладью, роспись, декупаж / К. К. Югетт. - М.: Контэнт, 2015. - 228 с.
39. Юрьева, Т. Б. Мир росписи / Под ред. Т. Б. Юрьева. - М.: Искусство, 2015. - 725 с.
40. Якиманская, И. С. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года /И. С. Якиманская // Внешкольник. - 2018. - № 4. - С. 34-47.