ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ 6
1.1 Особенности лирических стихотворений 6
1.2 Компоненты выразительного чтения 10
1.3 Особенности выразительного чтения лирики 17
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ 23
2.1 Эстетическое воспитание детей в процессе обучения выразительному чтению лирических стихотворений 23
2.2 Роль воображения при выразительном чтении лирических стихотворений 25
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ 31
3.1 Умения, необходимые для выразительного чтения. Формирование интонационных умений 31
3.2 Возможности учебников по литературному чтению для осуществления работы над выразительным чтением лирическими стихотворениями 39
3.3 Особенности формирования у учащихся 4-го класса умения выразительно читать лирические стихотворения (описание педагогического эксперимента) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Отсюда одна из первоочередных забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.
Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.
Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а потом передать эти чувства и переживания другим слушателям.
Ребенка можно научить выразительно читать лирику, применяя специальное обучение. И эмоциональность младших школьников создает все предпосылки для работы над навыком выразительного чтения.
Но, к сожалению, на уроках чтения мало внимания уделяется этому навыку, о чем говорят результаты констатирующего эксперимента.
Поэтому возникает проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных путей формирования навыка выразительного чтения при изучении лирических стихотворений в начальной школе.
Объектом исследования является процесс изучения лирических произведений на уроках чтения в начальных классах.
Предметом исследования является навык выразительного чтения учащихся начальных классов.
Проблема, объект и предмет исследования указывают на необходимость постановки цели: определить наиболее эффективные способы формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений в начальной школе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определение у учащихся 4-х классов начального уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения;
2. Разработка и апробация методических условий формирования у учащихся 4 класса умения выразительно читать лирические стихотворения;
3. Определение у учащихся 4 класса уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения после специального обучения;
Гипотеза исследования:
1. Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.
2. Успешность формирования умения выразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующих условий:
- практическое знакомство с признаками лирического стихотворения;
- выразительное чтение стихотворения учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста учениками;
- наличие у ученика комплекса жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, вызвавших переживания, переданные в стихотворении.
- установление связи между композиционными особенностями лирического стихотворения и компонентами выразительного чтения.
Методы исследования:
• анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• изучение результатов учебно-познавательной деятельности школьников;
• наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения.
Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 4-го класса сведений о лирическом стихотворении, в определении компонентов выразительного чтения, над которыми следует работать, а также эффективных приемов и заданий, направленных на формирование умения выразительно читать лирическое стихотворение.
Экспериментальная база:
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
В проведенной работе были раскрыты многие вопросы, касающиеся изучения лирических стихотворений в начальной школе. В частности, была сделана попытка рассмотреть лирику, как особый вид искусства со своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов. Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике роботы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями.
Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.
При чтении лирики главным является предать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.
Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.
Для того чтобы дети научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения.
Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе.
Для того чтобы у детей формировать навык выразительного чтения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению лирических стихотворений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после текста стихотворения, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения при чтении лирического стихотворения.
Но, несмотря на то, что учебники не предполагают работу над выразительным чтением лирических стихотворений, этот навык можно сформировать у учащихся младших классов, если на каждом уроке проводить работу по формированию этого навыка.
Для выявления эффективности формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений был проведен педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.
Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.
Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.
Все проведенные исследования еще раз подтвердили актуальность и необходимость серьезного подхода к теме данной квалификационной работы.
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. С. 101-135.
2. Аксенов В.Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954, С. 64-125
3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - Книга для учителя и руководителей худож. самодеятельности. - М.: Просвещение, 1978. С. 192-211
4. Баранова С.П., Сластенин В.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1976. С. 256 – 277
5. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М.: Просвещение, 1946. С. 153 - 165
6. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1950. С. 245- 368.
7. Галкина – Федорук Е.М. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: 1958. С. 113-121
8. Голованова М.В., Горецкий В.Г. Родная речь – Учебн. по чтению для учащихся нач.шк. В 3 кн. – М.: Просвещение, 1996. – 208 С.
9. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1979. С. 67-118.
10. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – Учебн. пособие для студентов пед. училищ. Изд. 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975. 135 С.
11. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. - М.: Просвещение, 1955. С. 12 -228.
12. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: Просвещение, 1966. С. 23 -60.
13. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. – М.: Сов. писатель, Изд. 3-е, доп., 1960. С. 28 – 43.
14. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1985. С. 57-59.
15. Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1950. С. 356-518.
16. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят… - М.: Просвещение, 1991. С. 29- 173.
17. Общая психология. - М: Просвещение, 1973. С. 243 – 264.
18. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе // Нач.шк. - 1994. - №3. - С. 81-85
19. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе - Киев: Рад. шк., 1987.С. 123- 190.
20. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. С.398- 464.
21. Теория эстетического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1995. С. 45-55.
22. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982. С. 135-219.
23. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.: Учпедгиз, 1967. С. 40 – 41.
24. Найденов Б. С., Завадская Т. Ф., Соловьева Н.М. Выразительное чтение. – Пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1972. – С. 34 -190.
25. Рождественский Н.С. Основы методики начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1965. С. 345-534
26. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1975 С. 156 – 164.
27. Рамзаева Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – С.153-163
28. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1954. С. 200-288.
29. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению - М.: Просвещение, 1996. С. 111- 154.
30. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1973. С. 65-66
31. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. – М.: Просвещение, 1968, с. 113 - 132