ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ В ГОРОДЕ: СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 5
1.1 Ситуация с безопасностью пассажирских перевозок в Республике
Татарстан 5
1.2 Всероссийские меры по повышению эффективности перевозок
пассажиров автобусами 10
1.3 Республиканский опыт оптимизации системы управления перевозками
пассажиров автобусами 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ В КАЗАНИ 26
2.1 Оценка существующей системы управления автобусными
перевозками пассажиров в городе Казань 26
2.2 Мероприятия по оптимизации системы управления пассажирскими
перевозками в городе Казань 29
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Мировой опыт показывает важную роль государства в развитии рыночной экономики. Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей не только плюсы, но и минусы своего функционирования. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму, направляя экономические ресурсы на удовлетворение потребностей людей, создавая разнообразные общественные блага и услуги.
Как известно, важнейшей задачей любого государственного образования является повышение благосостояния населения страны, которое достигается не только за счет увеличения количества потребляемых материальных и духовных благ, но и ощущением у человека защищенности своей жизни. В связи с этим государство осуществляет свою деятельность в области поддержания безопасности во внешнем и внутреннем пространстве страны, создавая и предлагая общественные блага в виде товаров и услуг, предназначенных для обеспечения безопасности людей.
Одной из задач органов местного самоуправления является задача организации транспортного обслуживания населения в границах поселения. Составляющие этого процесса: выбор перевозчика; изучение пассажиропотоков; разработка и утверждение маршрутных схем; распределение транспортных средств различных перевозчиков по маршрутам; нормирование скоростей и составление расписаний движения автобусов; разработка текущих и перспективных планов развития; контроль соответствия транспортного обслуживания условиям договора перевозок и др.
Повышение качества пассажирских перевозок, в том числе безопасности дорожного движения, приведет не только к сохранению жизни людей на дорогах, но и позволит, повысив уровень их защищенности и получения большей полезности от безопасной езды по дорогам, решить важнейшую государственную задачу.
Объект исследования: управление пассажирскими перевозками в городе: ситуация в Республике Татарстан.
Предмет исследования: эффективность системы управления
пассажирскими перевозками в Казани.
Цель исследования - разработать рекомендации по достижению наибольшей эффективности для предприятия организации перевозок пассажиров.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ситуацию с безопасностью пассажирских перевозок в Республике Татарстан.
2. Изучить российский и республиканский опыт оптимизации системы управления перевозками пассажиров автобусами.
3. Оценить существующую систему управления автобусными перевозками пассажиров в городе Казань.
4. Составить мероприятия по оптимизации системы управления пассажирскими перевозками в городе Казань.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов, статистический анализ, натурные наблюдения.
Практическая значимость
Рекомендации по достижению наибольшей эффективности организации перевозок пассажиров могут быть использованы как предприятиями Казани, в отношении которых проводилось исследование, так и прочими, заинтересованными в повышении коммерческого результата и безопасности транспортных услуг.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованных источников.
Организация регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом, в условиях рынка и конкуренции, несомненно, влияет на развитие системы транспортного обслуживания населения, следовательно, повышение эффективности этой деятельности на данный момент является весьма актуальным.
Перевозка пассажиров в Казани осуществляется под контролем современной автоматизированной системы управления транспортом на базе спутниковых навигационных систем. Имеются интересные технические решения, например, алкозамки, препятстсвующие выходу на маршрут нетрезвому водителю.
К совершенствованию условий работы автобусов следует отнести предложения по развитию используемых технических решений. Например, можно включить данные алкозамка в блок информации, передаваемой по каналам спутниковой связи, что технически осуществимо, так как школьные автобусы контролируются системой GPRS, то обмануть алкозамок, блокирующий двигатель, станет просто невозможно, а сам нарушитель будет своевременно отстранен от работы. Но пока на пути появления в «окне состояния» РАИУС-РТ данных о самочувствии водителя стоит проблема технической интеграции алкозамков в бортовую систему обработки и передачи данных уже эксплуатирующих систем спутниковой навигации.
Вместе с тем, анализ показал, что на предприятиях автомобильного транспорта уровень безопасности перевозок пассажиров, а следовательно, и эффективности не обеспечен на должном уровне.
В связи с этим была обоснована необходимость построения алгоритма повышения эффективности автотранспортных предприятий, учитывающего влияние внешней среды и внутренней структуры системы на процесс управления.
Описаны преимущества развития в Казани каршеринговых и райдшеринговых сервисов, а также предложена организация мультимодальных пассажирских перевозок.
1. Антонов, М. Н. Совершенствование методов обоснования параметров транспортного обслуживания населения по автобусным маршрутам регулярных перевозок : дис. канд. техн. наук / М. Н. Антонов. - М., 2010. - 157 с.
2. Бачурин, А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие / под. ред. З. И. Аксеновой. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
3. Большая советская энциклопедия. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00065/67500.htm.
4. Бондаренко, В. А. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: учеб. Пособие / В. А. Бондаренко [и др.] - М.: Машиностроение, 2002. - 464 с.
5. В Татарстане на 20% увеличилось количество ДТП по вине водителей
автобусов. - Режим доступа: : https://www.tatar-
inform.ru/news/2018/12/17/636613/
6. Герами, В. Д. Методология формирования системы городского пассажирского общественного транспорта / дис. д-ра техн. наук. / В. Д. Герами. М., 2001, - 328 с.
7. ГИБДД Казани против лихачей за рулем автобусов. - Режим доступа: https://sntat.ru/proisshestviya/est-li-svet-v-kontse-tonnelya-gibdd-kazani-protiv- likhachey-za-rulem-a/
8. Глазков, М. В. Экономико-организационный механизм управления пе ревозками городским общественным пассажирским транспортом / М.В. Глазков. - СПб., 2000. - 198 с.
9. ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. - М. : Госстандарт России, 1996. - 12 с.
10. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. - М. : Госстандарт России, 2001. - 46 с.
11. ГОСТ Р 51825-2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования. - М. : Госстандарт России, 2001. - 8 с.
12. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : Госстандарт России, 2001. - 27 с.
13. Гринченко, А. В. Повышение эффективности управления процессами перевозок на городских автобусных маршрутах : дис. канд. экон. наук / А.В. Гринченко, Липецк, 2006. - 155 с.
14. Гудков, В. А. Качество пассажирских перевозок: возможность исследования методами социологии: учеб. пособие / В. А. Гудков [и др.]. - Волгоград : ВолгГТУ, 2008. - 163 с.
15. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта. - М.: Утв. Минтрансом РФ 29.08.1995.
16. Каршеринг. - Режим доступа: https://www.cars-sharing.ru/carsharing
17. Комарова, И. А. Экономические методы управления качеством пассажирских автомобильных перевозок : дис. канд. экон. наук / И. А. Комарова. - М.,
2007. - 184 с.
18. Кононова, Г. А. Экономика автомобильного транспорта : учеб. пособие / Г. А. Кононова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
19. Логистика : общественный пассажирский транспорт : учебник / под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М.: 2003. - 224 с. 69. Ложкин В. Н. Исследование эффективности управления экологической безопасностью городского транспорта в долгосрочной перспективе (на примере Санкт-Петербурга) / В. Н. Ложкин // Автотранспортное предприятие. - 2010. - №4. - С. 25-27.
20. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь / Л.И. Лопаткин. - М.: Дело, 2003.- 520с.
21. Лукинский, В. С. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В. С. Лукинский [и др.] - М.: Финансы и статистика, 2002. - 280 с.
22. Ляпин, С. А. Повышение эффективности управления процессами пере- возок в открытых автотранспортных системах : дис. д-ра техн. наук / С. А. Ляпин, Липецк.: 2008. - 302 с.
23. Навигационный рынок. - Режим доступа: http://glonassunion.ru/navigation-market
24. Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Приор, 2011. - 406 с.
25. Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации : проект Федерального закона №423427-4 // http://rg.ru/.
26. Оленина, Е. А. Совершенствование методов экономической оценки качества и эффективности пассажирских перевозок: дис. канд. экон. наук / Е. А. Оленина. - М.: 2001. - 167 с.
27. О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации : государственный доклад. - М. : 2003. - 73с.
28. Оценка численности населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г. -
Режим доступа:
http://www.gks.ru/free doc/new site/population/demo/Popul2019.xls
29. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / под ред. В. А. Гудкова. - М., 2006. - 448 с.
30. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / под. ред. Н. Б. Островского. - М., 1986. - 220 с.
31. Показатели состояния безопасности дорожного движения. - Режим доступа: http://stat. gibdd.ru/
32. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. № 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319291/6d89a22372ef0c511 d75d72c9de7e81c89235255/
33. Райдшеринг: плюсы и минусы. - Режим доступа: http://www.nat-
geo.ru/travel/299951 -raydshering-chto-eto-zachem-i-kak/
34. Сафиуллин, Н.3. Качественная основа роста общественного благосостояния / Н.З. Сафиуллин, Л.П. Сафиуллин // Вестник СПГАУ. - 2006. - №3. - С. 15-17.
35. Стандарт международный ISO 31000:2009. Управление рисками пред приятия. - М. : Изд-во стандартов, 2009. - 176 с.
36. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007г. №16- ФЗ. (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/.
37. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/.
38. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 113658/
39. Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72388/
40. Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан.
- Режим доступа:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/resources/64ec280049620f1 4a900ff3fbd401489/%D0%9C%D0%9E%D 1 %87%D0%B8%D 1 %81 %D0%BB20 19.pdf
41. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, Р.А. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: Инфра-М. 2003. - 715 с.
42. Эмерсон, Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эиерсон // Управление это наука и искусство. - М.: Экономика, 1992. - 112с