Формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы
|
Βведение…………………………………….……………………………...3
Γлава I. ΤEOPEТИЧECКИE OCНOВЫ ПPOЦECCA OБУЧEНИЯ
ИНOЯЗЫЧНOЙ ЛEКCИКE НA CТAPШEМ ЭТAПE C ПOМOЩЬЮ
COВPEМEННЫX КOМПЬЮТEPНЫX
ТEXНOЛOГИЙ..………………………………………………………………..…6
1.1 Πcиxoлoгo-пeдaгoгичecкaя xapaктepиcтикa yчaщиxcя cтapшиx
клaccoв c тoчки зpeния oбyчeния инocтpaннoмy
языкy…………………………………………………………………….……..…..6
1.2 Μeтoдичecкиe ocнoвы oбyчeния инoязычнoй
лeкcикe………...…11
1.3 Ρoль и мecтo coвpeмeнныx кoмпьютepныx тexнoлoгий в пpoцecce
фopмиpoвaния лeкcичecкиx нaвыкoв………………………………………...…18
Γлава II. ΠPAКТИЧEСКAЯ PAЗPAБOТКA ОВЛАДЕНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НA УPOКAХ ИНOСТPAННOГO ЯЗЫКA
УЧAЩИXCЯ 10-X КЛACCOВ C ИCПOЛЬЗOВAНИEМ ИΚΤ К УΜΚ
«SPOTLIGHT 10» AВТOPOВ Ο.Β. ΑФAНAСЬEВA, И.Β. ΜИХEEВA, Д.ДУЛИ, Β.ΟБИ………………….….……………………………………………..25
2.1 Οпиcaниe и пpимeнeниe кoмплeкca лeкcичecкиx упpaжнeний для
инoязычнoй лeкcики нa уpoкaх 10-х клaссoв c иcпoльзoвaниeм
кoмпьютepных тexнoлoгий и мaтepиaлoв УΜΚ «Spotlight 10» (пo мaтepиaлaм
тeмы «Food and
Ηealth»)………………………………………………………………………..….25
2.2 Αнaлиз peзультaтoв aпpoбaции кoмплeкca лeкcичecкиx
упpaжнeний учaщихся 10-х клaссoв нa уpoкe aнглийcкoгo
языкa…………………………………………………………………………..….37
2.3 Τехнология проведения эксперимента в 10-ых классах по теме
«Food and Ηealth»……………………………………………………………......434
Заключение……………………….…………………………………….…48
Список литературы…………………….……….......……………....….....51
Πриложения.......……………….………….……………….………….…..57
Γлава I. ΤEOPEТИЧECКИE OCНOВЫ ПPOЦECCA OБУЧEНИЯ
ИНOЯЗЫЧНOЙ ЛEКCИКE НA CТAPШEМ ЭТAПE C ПOМOЩЬЮ
COВPEМEННЫX КOМПЬЮТEPНЫX
ТEXНOЛOГИЙ..………………………………………………………………..…6
1.1 Πcиxoлoгo-пeдaгoгичecкaя xapaктepиcтикa yчaщиxcя cтapшиx
клaccoв c тoчки зpeния oбyчeния инocтpaннoмy
языкy…………………………………………………………………….……..…..6
1.2 Μeтoдичecкиe ocнoвы oбyчeния инoязычнoй
лeкcикe………...…11
1.3 Ρoль и мecтo coвpeмeнныx кoмпьютepныx тexнoлoгий в пpoцecce
фopмиpoвaния лeкcичecкиx нaвыкoв………………………………………...…18
Γлава II. ΠPAКТИЧEСКAЯ PAЗPAБOТКA ОВЛАДЕНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НA УPOКAХ ИНOСТPAННOГO ЯЗЫКA
УЧAЩИXCЯ 10-X КЛACCOВ C ИCПOЛЬЗOВAНИEМ ИΚΤ К УΜΚ
«SPOTLIGHT 10» AВТOPOВ Ο.Β. ΑФAНAСЬEВA, И.Β. ΜИХEEВA, Д.ДУЛИ, Β.ΟБИ………………….….……………………………………………..25
2.1 Οпиcaниe и пpимeнeниe кoмплeкca лeкcичecкиx упpaжнeний для
инoязычнoй лeкcики нa уpoкaх 10-х клaссoв c иcпoльзoвaниeм
кoмпьютepных тexнoлoгий и мaтepиaлoв УΜΚ «Spotlight 10» (пo мaтepиaлaм
тeмы «Food and
Ηealth»)………………………………………………………………………..….25
2.2 Αнaлиз peзультaтoв aпpoбaции кoмплeкca лeкcичecкиx
упpaжнeний учaщихся 10-х клaссoв нa уpoкe aнглийcкoгo
языкa…………………………………………………………………………..….37
2.3 Τехнология проведения эксперимента в 10-ых классах по теме
«Food and Ηealth»……………………………………………………………......434
Заключение……………………….…………………………………….…48
Список литературы…………………….……….......……………....….....51
Πриложения.......……………….………….……………….………….…..57
Современные компьютерные технологии обучения на уроках английского языка выступают в качестве эффективного педагогического средства изyчeния иноязычной КУЛЬТУРЫ и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся К предмету, совершенствует качество усвоения материала, содействует индивидуализации процесса обучения и дает возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием компьютерных технологий отличаются разнообразием, наглядностью, красочностью, повышенным интересом учащихся К иностранному языку, продуктивностью и результативностью.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы всё чаще выявляется необходимость обсуждения вопроса о применении новых компьютерных технологий в старшей школе. К которым, помимо новых технических средств, относятся новые формы и методы преподавания, непосредственно новый подход К самому процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование современных компьютерных технологий развивает новейшие возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более эффективным, насыщенным и интересным.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе, впервые на основе практического исследования в общеобразовательной школе, сформулирована гипотеза об интенсивном использовании современных компьютерных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка и эффективности формирования лексических навыков у учащихся старшей школы. Предполагается, что эта гипотеза станет
возможной, если, во-первых, разработать оригинальный комплекс упражнений, во-вторых, грамотно организовать совместную деятельность ИКТ и учащихся, и, в-третьих, оперативно внедрить подготовленный материал в учебный процесс. Эта гипотеза нуждается в дальнейшем исследовании и доказательстве.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы.
Предметом изyчeния является применение информационно - коммуникационных технологий на уроке английского языка.
Целью данной работы является выявление условий эффективного применения компьютерных технологий в обучении лексики учащихся 10-х классов.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;
- описать методические основы обучения иноязычной лексике;
- раскрыть сущность и роль ИКТ на уроке иностранного языка;
- в качестве педагогического эксперимента, разработать комплекс лексических упражнений для обучения учащихся 10-х классов иноязычной лексике с применением современных компьютерных технологий;
- апробировать комплекс упражнений на уроке английского языка и проанализировать результаты апробации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы, синтез, обобщение, моделирование, пробное обучение, тестирование.
В основу исследования легли работы таких ученых, как Азимов Э.Г., Выготский Л.С., Гальскова Н.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Сысоев П.В., Щукин А.Н.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
расширяет представление о роли ИКТ в учебном процессе, способствуя тем самым эффективному его применению на уроках иностранного языка.
Практическая ценность: результаты проведенного исследования дают понять, что использование ИКТ в ходе изучения иностранного языка дает положительную динамику роста интереса к языку среди учеников, а также положительные результаты в усвоении изучаемого материала. Компьютерные технологии могут быть широко применены в ходе преподавания иностраннго языка в среднеобразовательных школах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении определены объект, предмет работы, его цель и задачи, доказана актуальность. В первой главе дается психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранному языку, раскрываются методические основы обучения лексическому материалу, а также раскрывается сущность и роль современных компьютерных технологий на уроке иностранного языка. Во второй главе описывается педагогический эксперимент - комплекс упражнений для двух экспериментальных групп(классов), использования описанных упражнений в ходе уроков и проведение контрольного теста. Так же проведен анализ полученных результатов обоих классов и их сравнение. В заключении сделаны выводы по проделанному исследованию. В приложении приведены задания контрольного теста, таблицы и диаграммы результатов успеваемости учащихся.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы всё чаще выявляется необходимость обсуждения вопроса о применении новых компьютерных технологий в старшей школе. К которым, помимо новых технических средств, относятся новые формы и методы преподавания, непосредственно новый подход К самому процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование современных компьютерных технологий развивает новейшие возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более эффективным, насыщенным и интересным.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе, впервые на основе практического исследования в общеобразовательной школе, сформулирована гипотеза об интенсивном использовании современных компьютерных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка и эффективности формирования лексических навыков у учащихся старшей школы. Предполагается, что эта гипотеза станет
возможной, если, во-первых, разработать оригинальный комплекс упражнений, во-вторых, грамотно организовать совместную деятельность ИКТ и учащихся, и, в-третьих, оперативно внедрить подготовленный материал в учебный процесс. Эта гипотеза нуждается в дальнейшем исследовании и доказательстве.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы.
Предметом изyчeния является применение информационно - коммуникационных технологий на уроке английского языка.
Целью данной работы является выявление условий эффективного применения компьютерных технологий в обучении лексики учащихся 10-х классов.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;
- описать методические основы обучения иноязычной лексике;
- раскрыть сущность и роль ИКТ на уроке иностранного языка;
- в качестве педагогического эксперимента, разработать комплекс лексических упражнений для обучения учащихся 10-х классов иноязычной лексике с применением современных компьютерных технологий;
- апробировать комплекс упражнений на уроке английского языка и проанализировать результаты апробации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы, синтез, обобщение, моделирование, пробное обучение, тестирование.
В основу исследования легли работы таких ученых, как Азимов Э.Г., Выготский Л.С., Гальскова Н.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Сысоев П.В., Щукин А.Н.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
расширяет представление о роли ИКТ в учебном процессе, способствуя тем самым эффективному его применению на уроках иностранного языка.
Практическая ценность: результаты проведенного исследования дают понять, что использование ИКТ в ходе изучения иностранного языка дает положительную динамику роста интереса к языку среди учеников, а также положительные результаты в усвоении изучаемого материала. Компьютерные технологии могут быть широко применены в ходе преподавания иностраннго языка в среднеобразовательных школах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении определены объект, предмет работы, его цель и задачи, доказана актуальность. В первой главе дается психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранному языку, раскрываются методические основы обучения лексическому материалу, а также раскрывается сущность и роль современных компьютерных технологий на уроке иностранного языка. Во второй главе описывается педагогический эксперимент - комплекс упражнений для двух экспериментальных групп(классов), использования описанных упражнений в ходе уроков и проведение контрольного теста. Так же проведен анализ полученных результатов обоих классов и их сравнение. В заключении сделаны выводы по проделанному исследованию. В приложении приведены задания контрольного теста, таблицы и диаграммы результатов успеваемости учащихся.
После завершения проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Эффективность обучения лексической стороне речи в большей степени зависит от того, насколько его подходы: и методы ориентированы на возрастные психологические особенности личности yчaщиxcя старшего этапа oбyчeния: развивается абстрактное мышление, меняется самосознание и самоопределение на личностном и профессиональном уровне, вырабатывается ориентир интересов и стремление к новизне. Эти факторы являются основными, которые должны быть приняты во внимание педагога. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Лексика - это весь словарный состав языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие. Обучение лексике представляет собой организованный процесс с воспроизведением и усвоением определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Владение лексикой является важной предпосылкой развития продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Проанализировав литературу по методике, психологии, педагогике и собственный опыт, можно сказать, что проблемы отбора лексического минимума и разработки специальных упражнений остаются актуальными. Статистические, лингвистические и методические принципы являются базовыми для отбора лексики. Основными способами семантизации лексических единиц являются переводные и беспереводные способы, имеющие определенные преимущества и недостатки, активное использование которых приводит к более эффективному запоминанию лексического материала. Необходимо в системе выполнять комплексы лексических упражнений, для того чтобы увеличивать активный лексический
минимум.
Также в результате исследования сделан вывод, что информационнокоммуникационная технология - это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). C помощью ИКТ осуществляются принципы наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Современные компьютерные технологии разнообразны и включают в себя мультимедийные презентации, готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет - ресурсы.
В практической части исследования был описан педагогический эксперимент - комплекс лексических упражнений по теме «Бооб апб Неа1Ш» на уроках английского языка по УМК «8роШ§Ы: 10» (Английский в фокусе 10 класс) O. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс для учеников 10-х классов. Он был составлен с учётом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, методических принципов и правил, возможностей использования ИКТ на уроках иностранного языка. Данный комплекс был апробирован на уроках английского языка в старшей школе. Классы были поделены на контрольный и экспериментальный. После выполнения тренировочных упражнений в обоих классах было проведено тестирование на знание лексики. Сравнивая результаты тестирования в обеих группах, стало известно, что использование разработанного комплекса упражнений с применением компьютерных технологий в экспериментальной группе эффективнее влияет на процесс усвоения лексики, нежели в контрольном классе, который обучался по традиционной методике.
Полученные учениками оценки доказывают эту теорию.
52
Итак, анализируя опыт использования компьютерных технологий при изучении лексического материала на уроках английского языка, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечить высокую степень дифференциации обучения, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность и результативность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности учащихся.
Эффективность обучения лексической стороне речи в большей степени зависит от того, насколько его подходы: и методы ориентированы на возрастные психологические особенности личности yчaщиxcя старшего этапа oбyчeния: развивается абстрактное мышление, меняется самосознание и самоопределение на личностном и профессиональном уровне, вырабатывается ориентир интересов и стремление к новизне. Эти факторы являются основными, которые должны быть приняты во внимание педагога. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Лексика - это весь словарный состав языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие. Обучение лексике представляет собой организованный процесс с воспроизведением и усвоением определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Владение лексикой является важной предпосылкой развития продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Проанализировав литературу по методике, психологии, педагогике и собственный опыт, можно сказать, что проблемы отбора лексического минимума и разработки специальных упражнений остаются актуальными. Статистические, лингвистические и методические принципы являются базовыми для отбора лексики. Основными способами семантизации лексических единиц являются переводные и беспереводные способы, имеющие определенные преимущества и недостатки, активное использование которых приводит к более эффективному запоминанию лексического материала. Необходимо в системе выполнять комплексы лексических упражнений, для того чтобы увеличивать активный лексический
минимум.
Также в результате исследования сделан вывод, что информационнокоммуникационная технология - это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). C помощью ИКТ осуществляются принципы наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Современные компьютерные технологии разнообразны и включают в себя мультимедийные презентации, готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет - ресурсы.
В практической части исследования был описан педагогический эксперимент - комплекс лексических упражнений по теме «Бооб апб Неа1Ш» на уроках английского языка по УМК «8роШ§Ы: 10» (Английский в фокусе 10 класс) O. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс для учеников 10-х классов. Он был составлен с учётом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, методических принципов и правил, возможностей использования ИКТ на уроках иностранного языка. Данный комплекс был апробирован на уроках английского языка в старшей школе. Классы были поделены на контрольный и экспериментальный. После выполнения тренировочных упражнений в обоих классах было проведено тестирование на знание лексики. Сравнивая результаты тестирования в обеих группах, стало известно, что использование разработанного комплекса упражнений с применением компьютерных технологий в экспериментальной группе эффективнее влияет на процесс усвоения лексики, нежели в контрольном классе, который обучался по традиционной методике.
Полученные учениками оценки доказывают эту теорию.
52
Итак, анализируя опыт использования компьютерных технологий при изучении лексического материала на уроках английского языка, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечить высокую степень дифференциации обучения, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность и результативность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности учащихся.



