Современные компьютерные технологии обучения на уроках английского языка выступают в качестве эффективного педагогического средства изyчeния иноязычной КУЛЬТУРЫ и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся К предмету, совершенствует качество усвоения материала, содействует индивидуализации процесса обучения и дает возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием компьютерных технологий отличаются разнообразием, наглядностью, красочностью, повышенным интересом учащихся К иностранному языку, продуктивностью и результативностью.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы всё чаще выявляется необходимость обсуждения вопроса о применении новых компьютерных технологий в старшей школе. К которым, помимо новых технических средств, относятся новые формы и методы преподавания, непосредственно новый подход К самому процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование современных компьютерных технологий развивает новейшие возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более эффективным, насыщенным и интересным.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе, впервые на основе практического исследования в общеобразовательной школе, сформулирована гипотеза об интенсивном использовании современных компьютерных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка и эффективности формирования лексических навыков у учащихся старшей школы. Предполагается, что эта гипотеза станет
возможной, если, во-первых, разработать оригинальный комплекс упражнений, во-вторых, грамотно организовать совместную деятельность ИКТ и учащихся, и, в-третьих, оперативно внедрить подготовленный материал в учебный процесс. Эта гипотеза нуждается в дальнейшем исследовании и доказательстве.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы.
Предметом изyчeния является применение информационно - коммуникационных технологий на уроке английского языка.
Целью данной работы является выявление условий эффективного применения компьютерных технологий в обучении лексики учащихся 10-х классов.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся старших классов;
- описать методические основы обучения иноязычной лексике;
- раскрыть сущность и роль ИКТ на уроке иностранного языка;
- в качестве педагогического эксперимента, разработать комплекс лексических упражнений для обучения учащихся 10-х классов иноязычной лексике с применением современных компьютерных технологий;
- апробировать комплекс упражнений на уроке английского языка и проанализировать результаты апробации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы, синтез, обобщение, моделирование, пробное обучение, тестирование.
В основу исследования легли работы таких ученых, как Азимов Э.Г., Выготский Л.С., Гальскова Н.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Сысоев П.В., Щукин А.Н.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
расширяет представление о роли ИКТ в учебном процессе, способствуя тем самым эффективному его применению на уроках иностранного языка.
Практическая ценность: результаты проведенного исследования дают понять, что использование ИКТ в ходе изучения иностранного языка дает положительную динамику роста интереса к языку среди учеников, а также положительные результаты в усвоении изучаемого материала. Компьютерные технологии могут быть широко применены в ходе преподавания иностраннго языка в среднеобразовательных школах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении определены объект, предмет работы, его цель и задачи, доказана актуальность. В первой главе дается психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранному языку, раскрываются методические основы обучения лексическому материалу, а также раскрывается сущность и роль современных компьютерных технологий на уроке иностранного языка. Во второй главе описывается педагогический эксперимент - комплекс упражнений для двух экспериментальных групп(классов), использования описанных упражнений в ходе уроков и проведение контрольного теста. Так же проведен анализ полученных результатов обоих классов и их сравнение. В заключении сделаны выводы по проделанному исследованию. В приложении приведены задания контрольного теста, таблицы и диаграммы результатов успеваемости учащихся.
После завершения проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Эффективность обучения лексической стороне речи в большей степени зависит от того, насколько его подходы: и методы ориентированы на возрастные психологические особенности личности yчaщиxcя старшего этапа oбyчeния: развивается абстрактное мышление, меняется самосознание и самоопределение на личностном и профессиональном уровне, вырабатывается ориентир интересов и стремление к новизне. Эти факторы являются основными, которые должны быть приняты во внимание педагога. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Лексика - это весь словарный состав языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие. Обучение лексике представляет собой организованный процесс с воспроизведением и усвоением определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Владение лексикой является важной предпосылкой развития продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Проанализировав литературу по методике, психологии, педагогике и собственный опыт, можно сказать, что проблемы отбора лексического минимума и разработки специальных упражнений остаются актуальными. Статистические, лингвистические и методические принципы являются базовыми для отбора лексики. Основными способами семантизации лексических единиц являются переводные и беспереводные способы, имеющие определенные преимущества и недостатки, активное использование которых приводит к более эффективному запоминанию лексического материала. Необходимо в системе выполнять комплексы лексических упражнений, для того чтобы увеличивать активный лексический
минимум.
Также в результате исследования сделан вывод, что информационнокоммуникационная технология - это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). C помощью ИКТ осуществляются принципы наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Современные компьютерные технологии разнообразны и включают в себя мультимедийные презентации, готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет - ресурсы.
В практической части исследования был описан педагогический эксперимент - комплекс лексических упражнений по теме «Бооб апб Неа1Ш» на уроках английского языка по УМК «8роШ§Ы: 10» (Английский в фокусе 10 класс) O. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс для учеников 10-х классов. Он был составлен с учётом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, методических принципов и правил, возможностей использования ИКТ на уроках иностранного языка. Данный комплекс был апробирован на уроках английского языка в старшей школе. Классы были поделены на контрольный и экспериментальный. После выполнения тренировочных упражнений в обоих классах было проведено тестирование на знание лексики. Сравнивая результаты тестирования в обеих группах, стало известно, что использование разработанного комплекса упражнений с применением компьютерных технологий в экспериментальной группе эффективнее влияет на процесс усвоения лексики, нежели в контрольном классе, который обучался по традиционной методике.
Полученные учениками оценки доказывают эту теорию.
52
Итак, анализируя опыт использования компьютерных технологий при изучении лексического материала на уроках английского языка, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечить высокую степень дифференциации обучения, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность и результативность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности учащихся.
1. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., В. Оби. Английский в фокусе 10 (Spotlight 10). 5-е изд., М.: Просвещение, 2018. - 248 с.
2. Афaнaсьeвa О.В., Дули Д., Миxeeвa И.В., В. Оби. Английский в фoкусe 10 (Spotlight 10), Сбopник тeстoв (Test Booklet). 5-е изд., М.: Пpoсвeщeниe, 2018. - 248 с.
3. Бeлкoвa М.М. Инфopмaциoнныe томпьютерные тexнoлoгии нa ypoKax aнглийскoгo языка // Английский язык в штоле. - 2012. - № 3. - С. 7375.
4. Беляева Л.А, Шатова Н.В. Презентация PowerPoint и
ее вoзмoжнoсти при oбyчeнии итостранным языкам // Итостранные языки в шкoлe. - 2008. - №4. - С. 36- 40.
5. Беляев Б.В. Псиxoлoгия oвлaдeния итостранным языкoм. - М.: Пpoсвeщeниe, 1965. - 229 с.
6. Блoнский П. П. Память и мышление. - СПБ: Питер. -2001. - 288 с.
7. Брушлинский А.В. Псиxoлoгия мышления и пpoблeмнoe oбyчeниe. - М.: Знание, 1983. - 96 с. (Hoвoe в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и псиxoлoгия, № 6).
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Мoсквa: Директ-Медиа, 2014. -570 с.
9. Галкина Л. С. Применение сетевых сервигов Googte в учебтом пpoцeссe // Сибирский педагогический журнал, 2012. - №3. -С. 257-262.
10. Гальстова Н.Д. ^временная методика oбyчeния инoстpaнным языкам: Шгобие для учителя. - 2-е изд., М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гез Н.И. Методика oбyчeния инoстpaнным языкам в средней штоле. - М.: Высшая штола, 1982. - 252 с.
12. Евстигнеев М.Н. Кoмпeтeнтнoсть учителя итострантого языка в
oблaсти испoльзoвaния инфopмaциoннo-кoммyникaциoнныx тexнoлoгий //
54
Иностранные языки в школе. - 2011. - №9. - С. 2- 9.
13. Захарова И.Г. Информационные технологии вобразовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика : учебно-методическое пособие / Г. А. Китайгородская. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Высшая школа : Научнообразовательный центр «Школа Китайгородской», 2010. -277 с.
16. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
17. Лазутова Л. А. Ресурс Google YouTube как средство
формирования лексических навыков при обучении иностранному языку // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции в 2 ч. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. -217 с.
18. Макотрова Г.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство творческого саморазвития старшеклассника // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 75 - 80.
19. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? - М.: Готика, 1999.- 176 с.
20. Морозова М. А., Климова С. А. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку // Молодой ученый, 2015, №3.
C. 819-821.
21. Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. - М.: Глосса- Пресс, 2010. - 336 с.
22. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках
иностранного языка - потребность времени // Иностранные языки в школе. - 2006. - №5. - С. 5- 7.
23. Подласый И.П. Педагогика : учебник для СПО - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2018. -576 с.
24. Семенчук Ю. А. Интерактивное обучение студентов английской экономической лексике. Тернополь: Вектор, 2017. - 212 с.
25. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
26. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
27. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2013. № 2(2). С. 45-48.
28. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные тexнoлoгии в лингвистическом образовании -М.: Книжный дом «Либроком», 2013. -185 с.
29. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современные информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - С. 12- 21.
30. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. -
2012. - №2. - С. 2- 9.
31. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку использованием новых информационно - коммуникационные интepнeт-тexнoлoгий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 205 с.
32. Толбатова Е. В. Психолого-педагогические особенности
организации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Научный результат. - Белгород: ФГАОУВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2015. - №3. - С. 68-75.
33. Ткачева М., Хилько М. Возрастная психология: конспект лекций.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 200 с.
34. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016.
- 384 с.
35. Туйгунова И.Р. Межличностное взаимодействие как условие успешного обучения взрослых иностранному языку: автореф. дис. канд. психол. наук. Астрахань: 2007. -22 с.
36. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингво дидактические основы). - М.: ВК, 2012. - 208 с.
37. Jacobs G. Cooperative Learning Principles Enhance Online Interaction / G. Jacobs & P. Seow // Journal of International and Comparative Education: Volume 4. Issue 1, 2015. - P. 28-38.
38. Richards C. J. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: CUP, 1994. -171 p.
39. Christina Latham - Koenig, Clive Oxeden. English file. Intermediate student’s book. - Oxford university press, 2013. -169p.
Энциклопедии и словари
40. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь мeтoдичeскиx терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2010.
- 448 с.
41. Лузина Л.М. Словарь педагогического oбиxoдa / под ред. Л.М. Лузиной [и др.]. - Гсков: ПГПИ, 2003. - 71 с.
42. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
Электронные ресурсы
43. Булхараускене М. П. Обучающе - контролирующие
мультимедийные ресурсы на уроках английского языка // Сборник статей «Современный учитель английского языка» - 2012. URL:
http://vedga.ucoz.ru/_ld/0/19_2--.pdf (дата обращения 26.03.2019).
44. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе // Всерос. фест. пед. идей «Открытый урок» изд. дома «Первое сентября». [URL: http://festival.1september.ru/articles/559341/ (дата обращения: 23.03.2019).
45. Краснова Т. И. Видео Интернет ресурсы в учебном процессе // Молодой ученый, 2012. -№9. -281-283 с. (дата обращения 11.02.2019)
46. Ольховский Д.В., Лоскутов А.А. Педагогический эксперимент: Методика проведения и внедрения в образовательную дефтельность // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28153 (дата обращения:
08.05.2019) .
47. Патрова Л.В. Формирование лeксичeскиx навыков учаш^ся в
старшей школе // Учебно-методическое пособие // Педагогика онлайн. - Спб. 01.08.2013. URL: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-
inostr-iazyku/formirovanie-leksicheskikh-navykov-uchashchikhsia-v-starshei- shkole.html (дата обращения 02.01.2019).
48. Пичугина В.А. Информационно-коммуникативные тexнoлoгии в
работе // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» изд. Дома «Первое сентября». URL:
http://festival.1september.ru/articles/639493/ (дата обращения: 15.03.2019).
49. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
подросткового возраста// Электронный журнал «Обучение и воспитание». URL: http://www.fiteducation.ru/fivoqs-276- 1.html (дата обращения: