ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие о нравственности и условия формирования нравственной
основы личности 6
1.2. Роль семейного воспитания в нравственном формировании личности..13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 25
2.1. Диагностика уровня нравственности подростков 25
2.2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию
детей в условиях современной семьи 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения занимает учёных давно и не теряет актуальности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования в данном направлении. Так, А.М.Кондаков исследует особенности организации и реализации духовно-нравственного воспитания в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования [Кондаков, 2009]; С.Сероветникова исследует условия формирования ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета [Сероветникова, 2016]; В.В.Колесникова предлагает модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которая включает целевой, методологический, технологический компоненты [Колесникова, 2018]. Т.У.Гочияева подчёркивает необходимость ориентации воспитательного процесса «на приобщение детей к извечным общечеловеческим и национальным семейным ценностям: добропорядочности, уважительном отношении к членам семьи и окружающим, проявлении высоконравственных поступков, декларированных Кодексом чести» [Гочияева, 2017: 50] Мы считаем необходимым изучение воспитательного потенциала современной семьи, при этом нас более всего интересует проблема нравственного воспитания в условиях современной семьи детей подросткового возраста. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности» представляется актуальной.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили следующие труды:
1) по проблемам нравственного воспитания (К.Д.Ушинский [Ушинский, 1953], В.А.Сухомлинский [Сухомлинский, 1989], Н.И.Болдырев [Болдырев, 1979], Н.А.Абдуллаева [Абдуллаева, 2011], С.Б.Рябчикова [Рябчикова, 2009], М.И.Гореликов [Гореликов, 2017], В.В.Колесникова [Колесникова, 2018] и другие);
2) по проблеме семейного воспитания (Н.А.Ильчевская [Ильчевская, 2014], Е.А.Соловьева [Соловьева, 2014], П.Ф.Лесгафт [Лесгафт, 1991] и другие);
3) по проблеме психофизиологического развития подростков (О.Б.Дарвиш [Дарвиш, 2004], Н.Н.Палагина [Палагина, 2005], И.Носко [Носко, 2003], С.А.Сероветникова [Сероветникова, 2016] и другие).
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка роли семьи в становлении нравственной личности подростков.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.
Предмет исследования - роль семьи в становлении нравственной личности подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:
1) изучив научную педагогическую, психологическую и методическую литературу раскрыть сущность и содержание термина «нравственность»;
2) охарактеризовать условия формирования нравственной основы личности;
3) определить роль семьи, семейного воспитания в нравственном формировании личности;
4) выявить методы и формы нравственного воспитания детей в условиях современной семьи и проверить их эффективность экспериментальным путём.
Методы исследования. Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: общенаучные (анализ научной, педагогической, методической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования, обобщение и др.); практические (организация опытной работы, анкетирование, наблюдение).
Гипотеза исследования - организация семейного воспитания подростков как основной фактор формирования нравственной основы личности будет более эффективным при условии:
- учет возрастных особенностей;
- осуществления учёта сущностных и содержательных характеристик семейного воспитания;
- организации семейного воспитания с опорой на экспериментальную деятельность.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 - Центр национального образования» Елабужского муниципального района (шестнадцать семей с детьми-подростками).
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями при работе с родительским коллективом. Также, собранный фактический материал в рамках данной работы может быть использован на лекциях в высших учебных заведениях, кроме этого может служить источником для специальных курсов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретические основы, выделены объект и предмет исследования, определены цели, задачи, методы, гипотеза, база, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе изучается понятие о нравственности, условия формирования нравственной основы личности и определяющая роль семейного воспитания в нравственном формировании личности. Во второй главе проводится диагностика уровня нравственности подростков, описывается организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях современной семьи.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает литературу, которые пользовались при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследовательской работы были обсуждены на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические основы и результаты проделанной работы.
Нравственное воспитание является одной из важнейших проблем современного общества. Несмотря на то, что проблемам нравственного воспитания уделяют внимание уже древнейшие философы, ученые и педагоги, проблема до сих пор не считается решенной. Отчасти, это связано с тем, что нравственные ценности на разных этапах развития общества менялись. В эпоху Петра Первого, например, главная ценность представлялась как служение отечеству, в эпоху социализма - патриотизм и коллективизм. Однако такие ценности как добро, справедливость, честь, забота о близких и нуждающихся, сострадание являются непроходящими. Часть ученых подчеркивает сложность формирования нравственной личности в современных условиях, которые до сих пор претерпевают негативные влияние конца девяностых годов. Однако нам кажется, что с тех пор прошло достаточно долгое время, поэтому необходимо искать не причину сложностей формирования нравственной личностей, а эффективные возможности на этом пути. Обращение к семейному воспитанию является одним из таких путей. Вместе с тем, классики общественных дисциплин показали, что такая ситуация противоречит сущности человека, приводит к его деградации, разрушает сами устои социального взаимодействия.
Семья является ближайшей средой для ребенка, родители - первыми авторитетами на протяжении долгого времени. Традиции семьи впитываются в сознании ребенка с рождения и на протяжении его проживания в отчем доме. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Мы в данной выпускной квалификационной работе рассматриваем роль семьи в формировании личности подростка. Подростковый возраст имеет ряд особенностей, в контексте которых работа над формированием нравственных качеств приобретает особую значимость: в это время подросток способен к сознательному принятию нравственных принципов. Духовно-нравственное воспитание учащихся подросткового возраста формирует ядро личности, оно влияет на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Важнейшей функцией семьи является помощь в социализации ребенка и его воспитание. К сожалению, нельзя отрицать, что семейные проблемы в настоящее время стают довольно остро и отрицательно сказываются на воспитательном процессе. Поэтому нами был составлен план по совершенствованию педагогического мастерства родителей и реализован на протяжении трех месяцев.
Формирование нравственной воспитанности определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для нравственной воспитанности подростков являются ее ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию. Важным условием нравственного воспитания детей в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Нами были проведены следующие мероприятия: научение родителей педагогически правильно вести беседы на нравственные темы, объяснение значимости возрождения традиций семейного чтения, тренинговые занятия, ориентированные на раскрытие эмпатии, сближения членов семьи.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий, нами была проведена диагностика ценностных ориентиров подростков. Примечательно, что после реализации запланированных мероприятий подростки больше ориентировались на нравственные ценности. Вероятность еще более существенных изменений в нравственном воспитании учащихся заметно повысится при условии, что семья будет пользоваться полученными знаниями, советами, рекомендациями.
Считаем нужным отметить, что проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.
В заключении хочется сказать, что роль семьи в формировании личности велика, данная тема требует дальнейших исследований, новых путей и приемов работы с семьями подростков.
1. Абдуллаева Н.А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2011. - 182 с.
2. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т. 4. - М.: Наука, 1984. - 830 с.
3. Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2012. -612 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 224 с.
5. Ботова Л.М. Педагогическая модель личности подростка-лидера в процессе воспитывающего взаимодействия в УДО // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 576 - 578.
6. Вознесенский Д.И., Завадской Ж.Е. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения. - Мн.: Народна асвета, 1991. - 175 с.
7. Гавриш И.А. Формирование нравственных ориентаций личности школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их гендерных различий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 26 с.
8. Гореликов М.И. Особенности духовно-нравственного воспитания в современных условиях социализации // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - С. 27 - 32.
9. Гочияева Т.У. Педагогические условия формирования семейных ценностей старшеклассников общеобразовательных школ: дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2017. - 186 с.
10. Гусейнов А.А. Мораль // Философский словарь. - М.: Республика, 2001. - С. 342 - 343.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
12. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в
современной школе: учебно-методическое пособие для студ. направления подготовки «Педагогическое образование». - Шуя: изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. - 151 с.
13. Ильчевская Н.А. Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX - начала ХХ века: дис. .. канд. пед. наук. - М., 2014. - 195 с.
14. Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. - 2009. - №1. - С. 129 -132.
15. Картамышева Л.В. Формирование субъектно-нравственной позиции учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2016. - 246 с.
16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
17. Колесникова В.В. Педагогическая модель формирования
духовно-нравственной культуры личности старшеклассника // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. -
2018. - №2. - С. 25 - 31.
18. Кондаков A.M. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - №9 - С. 13 - 20.
19. Кротова О.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственному воспитанию учащихся средствами предмета «литературное чтение»: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2016. - 209 с.
20. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
21. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. - М.: Владос, 2010. - 197 с.
22. Мартишина Н.В., Бобылева О.А. Ценности воспитания как
основа формирования духовно-нравственной личности // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы
международной науч.-практ. конф., 7 - 9 окт. 2010. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2010 . - С. 179 - 182.
23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
24. Никитина Н.М. Родительское собрание «Семейное чтение»: методические рекомендации // Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама - читающая страна» / составитель И.И.Тихомирова. - М.: РШБА, 2016. - С. 113 - 117.
25. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - Владивосток, 2003. - 127 с.
26. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
27. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
28. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2005. - 720 с.
29. Педагогика. Учеб. пособие / Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1996. - 604 с.
30. Педагогическое наследие: Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
31. Песталоцци И.Г. Книга для матерей. - М.: Карапуз, 2009. - 136 с.
32. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. - М.: «Книга», 1999. - 150 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
34. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры: автореферат канд. пед. наук. - Ярославль, 2009. - 21 с.
35. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников // Воспитание школьников. - 2014. - №1. - С. 3 - 8.
36. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников (продолжение) // Воспитание школьников. - 2014. - №2. - С. 67 - 72.
37. Сероветникова С.А. Воспитание ценностных ориентаций
старших подростков средствами учебного предмета: дис. ... пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - 208 с.
38. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
39. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание:
учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 256 с.
40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1980. - Т. 2. - 450 с.
41. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
42. Трудный возраст (книги о подростках, для подростков). Библиографический указатель / сост. Т.Н. Шулаева. - СПб., 2016. - 80 с.
43. Ушинский К.Д. Нравственное влияние как главная задача
воспитания. Предисловие к статье «О нравственном элементе в русском воспитании» // К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.1.. - М., 1953. - С. 327 - 332.
44. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
46. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 272 с.
Интернет-ресурсы
47. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания в модернизируемой системе образования. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-o- prioritete-vospitaniya; дата обращении: 18.01.2019.
48. Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-morali; дата обращения 18.01.2019.
49. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - URL: http://voeto .ru/nuda/karakovskij -v-a-state-chelovekom-obshechelovecheskie- cennosti/main.html; дата обращения 18.01.2019.
50. Нравственность капитализма / коллектив авторов. Под ред. Тома
Дж. Палмера. - URL:
https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/5000462.&uuid=64e4 486b-9245-11e2-a9ed-
002590591dd6&art=5000462&trials=1&user=439389159&file=7122997&trial=1 &price=80.00&texttrialbutton=Купить%20полную%20версию%20за%2080.00& uilang=ru&catalit2&half=1; дата обращении: 18.01.2019.
51. Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 - Центр национального
образования» Елабужского муниципального района. https://edu.tatar.ru/elabuga/gym1; дата обращении: 18.01.2019.