Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие о нравственности и условия формирования нравственной
основы личности 6
1.2. Роль семейного воспитания в нравственном формировании личности..13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 25
2.1. Диагностика уровня нравственности подростков 25
2.2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию
детей в условиях современной семьи 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие о нравственности и условия формирования нравственной
основы личности 6
1.2. Роль семейного воспитания в нравственном формировании личности..13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 25
2.1. Диагностика уровня нравственности подростков 25
2.2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию
детей в условиях современной семьи 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения занимает учёных давно и не теряет актуальности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования в данном направлении. Так, А.М.Кондаков исследует особенности организации и реализации духовно-нравственного воспитания в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования [Кондаков, 2009]; С.Сероветникова исследует условия формирования ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета [Сероветникова, 2016]; В.В.Колесникова предлагает модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которая включает целевой, методологический, технологический компоненты [Колесникова, 2018]. Т.У.Гочияева подчёркивает необходимость ориентации воспитательного процесса «на приобщение детей к извечным общечеловеческим и национальным семейным ценностям: добропорядочности, уважительном отношении к членам семьи и окружающим, проявлении высоконравственных поступков, декларированных Кодексом чести» [Гочияева, 2017: 50] Мы считаем необходимым изучение воспитательного потенциала современной семьи, при этом нас более всего интересует проблема нравственного воспитания в условиях современной семьи детей подросткового возраста. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности» представляется актуальной.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили следующие труды:
1) по проблемам нравственного воспитания (К.Д.Ушинский [Ушинский, 1953], В.А.Сухомлинский [Сухомлинский, 1989], Н.И.Болдырев [Болдырев, 1979], Н.А.Абдуллаева [Абдуллаева, 2011], С.Б.Рябчикова [Рябчикова, 2009], М.И.Гореликов [Гореликов, 2017], В.В.Колесникова [Колесникова, 2018] и другие);
2) по проблеме семейного воспитания (Н.А.Ильчевская [Ильчевская, 2014], Е.А.Соловьева [Соловьева, 2014], П.Ф.Лесгафт [Лесгафт, 1991] и другие);
3) по проблеме психофизиологического развития подростков (О.Б.Дарвиш [Дарвиш, 2004], Н.Н.Палагина [Палагина, 2005], И.Носко [Носко, 2003], С.А.Сероветникова [Сероветникова, 2016] и другие).
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка роли семьи в становлении нравственной личности подростков.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.
Предмет исследования - роль семьи в становлении нравственной личности подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:
1) изучив научную педагогическую, психологическую и методическую литературу раскрыть сущность и содержание термина «нравственность»;
2) охарактеризовать условия формирования нравственной основы личности;
3) определить роль семьи, семейного воспитания в нравственном формировании личности;
4) выявить методы и формы нравственного воспитания детей в условиях современной семьи и проверить их эффективность экспериментальным путём.
Методы исследования. Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: общенаучные (анализ научной, педагогической, методической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования, обобщение и др.); практические (организация опытной работы, анкетирование, наблюдение).
Гипотеза исследования - организация семейного воспитания подростков как основной фактор формирования нравственной основы личности будет более эффективным при условии:
- учет возрастных особенностей;
- осуществления учёта сущностных и содержательных характеристик семейного воспитания;
- организации семейного воспитания с опорой на экспериментальную деятельность.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 - Центр национального образования» Елабужского муниципального района (шестнадцать семей с детьми-подростками).
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями при работе с родительским коллективом. Также, собранный фактический материал в рамках данной работы может быть использован на лекциях в высших учебных заведениях, кроме этого может служить источником для специальных курсов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретические основы, выделены объект и предмет исследования, определены цели, задачи, методы, гипотеза, база, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе изучается понятие о нравственности, условия формирования нравственной основы личности и определяющая роль семейного воспитания в нравственном формировании личности. Во второй главе проводится диагностика уровня нравственности подростков, описывается организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях современной семьи.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает литературу, которые пользовались при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследовательской работы были обсуждены на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические основы и результаты проделанной работы.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения занимает учёных давно и не теряет актуальности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования в данном направлении. Так, А.М.Кондаков исследует особенности организации и реализации духовно-нравственного воспитания в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования [Кондаков, 2009]; С.Сероветникова исследует условия формирования ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета [Сероветникова, 2016]; В.В.Колесникова предлагает модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которая включает целевой, методологический, технологический компоненты [Колесникова, 2018]. Т.У.Гочияева подчёркивает необходимость ориентации воспитательного процесса «на приобщение детей к извечным общечеловеческим и национальным семейным ценностям: добропорядочности, уважительном отношении к членам семьи и окружающим, проявлении высоконравственных поступков, декларированных Кодексом чести» [Гочияева, 2017: 50] Мы считаем необходимым изучение воспитательного потенциала современной семьи, при этом нас более всего интересует проблема нравственного воспитания в условиях современной семьи детей подросткового возраста. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы «Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности» представляется актуальной.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили следующие труды:
1) по проблемам нравственного воспитания (К.Д.Ушинский [Ушинский, 1953], В.А.Сухомлинский [Сухомлинский, 1989], Н.И.Болдырев [Болдырев, 1979], Н.А.Абдуллаева [Абдуллаева, 2011], С.Б.Рябчикова [Рябчикова, 2009], М.И.Гореликов [Гореликов, 2017], В.В.Колесникова [Колесникова, 2018] и другие);
2) по проблеме семейного воспитания (Н.А.Ильчевская [Ильчевская, 2014], Е.А.Соловьева [Соловьева, 2014], П.Ф.Лесгафт [Лесгафт, 1991] и другие);
3) по проблеме психофизиологического развития подростков (О.Б.Дарвиш [Дарвиш, 2004], Н.Н.Палагина [Палагина, 2005], И.Носко [Носко, 2003], С.А.Сероветникова [Сероветникова, 2016] и другие).
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка роли семьи в становлении нравственной личности подростков.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.
Предмет исследования - роль семьи в становлении нравственной личности подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:
1) изучив научную педагогическую, психологическую и методическую литературу раскрыть сущность и содержание термина «нравственность»;
2) охарактеризовать условия формирования нравственной основы личности;
3) определить роль семьи, семейного воспитания в нравственном формировании личности;
4) выявить методы и формы нравственного воспитания детей в условиях современной семьи и проверить их эффективность экспериментальным путём.
Методы исследования. Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: общенаучные (анализ научной, педагогической, методической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования, обобщение и др.); практические (организация опытной работы, анкетирование, наблюдение).
Гипотеза исследования - организация семейного воспитания подростков как основной фактор формирования нравственной основы личности будет более эффективным при условии:
- учет возрастных особенностей;
- осуществления учёта сущностных и содержательных характеристик семейного воспитания;
- организации семейного воспитания с опорой на экспериментальную деятельность.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 - Центр национального образования» Елабужского муниципального района (шестнадцать семей с детьми-подростками).
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями при работе с родительским коллективом. Также, собранный фактический материал в рамках данной работы может быть использован на лекциях в высших учебных заведениях, кроме этого может служить источником для специальных курсов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретические основы, выделены объект и предмет исследования, определены цели, задачи, методы, гипотеза, база, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе изучается понятие о нравственности, условия формирования нравственной основы личности и определяющая роль семейного воспитания в нравственном формировании личности. Во второй главе проводится диагностика уровня нравственности подростков, описывается организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях современной семьи.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает литературу, которые пользовались при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследовательской работы были обсуждены на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические основы и результаты проделанной работы.
Нравственное воспитание является одной из важнейших проблем современного общества. Несмотря на то, что проблемам нравственного воспитания уделяют внимание уже древнейшие философы, ученые и педагоги, проблема до сих пор не считается решенной. Отчасти, это связано с тем, что нравственные ценности на разных этапах развития общества менялись. В эпоху Петра Первого, например, главная ценность представлялась как служение отечеству, в эпоху социализма - патриотизм и коллективизм. Однако такие ценности как добро, справедливость, честь, забота о близких и нуждающихся, сострадание являются непроходящими. Часть ученых подчеркивает сложность формирования нравственной личности в современных условиях, которые до сих пор претерпевают негативные влияние конца девяностых годов. Однако нам кажется, что с тех пор прошло достаточно долгое время, поэтому необходимо искать не причину сложностей формирования нравственной личностей, а эффективные возможности на этом пути. Обращение к семейному воспитанию является одним из таких путей. Вместе с тем, классики общественных дисциплин показали, что такая ситуация противоречит сущности человека, приводит к его деградации, разрушает сами устои социального взаимодействия.
Семья является ближайшей средой для ребенка, родители - первыми авторитетами на протяжении долгого времени. Традиции семьи впитываются в сознании ребенка с рождения и на протяжении его проживания в отчем доме. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Мы в данной выпускной квалификационной работе рассматриваем роль семьи в формировании личности подростка. Подростковый возраст имеет ряд особенностей, в контексте которых работа над формированием нравственных качеств приобретает особую значимость: в это время подросток способен к сознательному принятию нравственных принципов. Духовно-нравственное воспитание учащихся подросткового возраста формирует ядро личности, оно влияет на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Важнейшей функцией семьи является помощь в социализации ребенка и его воспитание. К сожалению, нельзя отрицать, что семейные проблемы в настоящее время стают довольно остро и отрицательно сказываются на воспитательном процессе. Поэтому нами был составлен план по совершенствованию педагогического мастерства родителей и реализован на протяжении трех месяцев.
Формирование нравственной воспитанности определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для нравственной воспитанности подростков являются ее ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию. Важным условием нравственного воспитания детей в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Нами были проведены следующие мероприятия: научение родителей педагогически правильно вести беседы на нравственные темы, объяснение значимости возрождения традиций семейного чтения, тренинговые занятия, ориентированные на раскрытие эмпатии, сближения членов семьи.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий, нами была проведена диагностика ценностных ориентиров подростков. Примечательно, что после реализации запланированных мероприятий подростки больше ориентировались на нравственные ценности. Вероятность еще более существенных изменений в нравственном воспитании учащихся заметно повысится при условии, что семья будет пользоваться полученными знаниями, советами, рекомендациями.
Считаем нужным отметить, что проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.
В заключении хочется сказать, что роль семьи в формировании личности велика, данная тема требует дальнейших исследований, новых путей и приемов работы с семьями подростков.
Семья является ближайшей средой для ребенка, родители - первыми авторитетами на протяжении долгого времени. Традиции семьи впитываются в сознании ребенка с рождения и на протяжении его проживания в отчем доме. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Мы в данной выпускной квалификационной работе рассматриваем роль семьи в формировании личности подростка. Подростковый возраст имеет ряд особенностей, в контексте которых работа над формированием нравственных качеств приобретает особую значимость: в это время подросток способен к сознательному принятию нравственных принципов. Духовно-нравственное воспитание учащихся подросткового возраста формирует ядро личности, оно влияет на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Важнейшей функцией семьи является помощь в социализации ребенка и его воспитание. К сожалению, нельзя отрицать, что семейные проблемы в настоящее время стают довольно остро и отрицательно сказываются на воспитательном процессе. Поэтому нами был составлен план по совершенствованию педагогического мастерства родителей и реализован на протяжении трех месяцев.
Формирование нравственной воспитанности определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для нравственной воспитанности подростков являются ее ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию. Важным условием нравственного воспитания детей в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Нами были проведены следующие мероприятия: научение родителей педагогически правильно вести беседы на нравственные темы, объяснение значимости возрождения традиций семейного чтения, тренинговые занятия, ориентированные на раскрытие эмпатии, сближения членов семьи.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий, нами была проведена диагностика ценностных ориентиров подростков. Примечательно, что после реализации запланированных мероприятий подростки больше ориентировались на нравственные ценности. Вероятность еще более существенных изменений в нравственном воспитании учащихся заметно повысится при условии, что семья будет пользоваться полученными знаниями, советами, рекомендациями.
Считаем нужным отметить, что проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.
В заключении хочется сказать, что роль семьи в формировании личности велика, данная тема требует дальнейших исследований, новых путей и приемов работы с семьями подростков.
Подобные работы
- Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных представлений у младших школьников посредством отечественных и зарубежных мультфильмов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь стиля семенного воспитания и развития общения у
младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Детско-родительские отношения как фактор формирования гражданской идентичности старшеклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственной культуры дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



