Введение……………………………………………………………………. 4
1 Основные характеристики и показатели деятельности предпри-ятия... 5
1.1 Основные направления деятельности предприятия……………….. 5
1.2 Организационная структура предпри-ятия…………………………. 6
2 Обоснование и разработка инновационных мероприятий,
направленных на повышение эффективности работы предпри-ятия…. 8
2.1 Описание признаков существующих проблем…………………….. 8
2.2 Анализ и оценка стратегического состояния организа-ции………. 11
2.2.1 Исследование влияния внешних факторов на деятель-ность
организа-ции……………………………………………………. 11
2.2.2 Исследование влияния внутренних факторов на
деятельность организа-ции…………………………………….. 19
2.2.3 SWOT-анализ…………………………………………………… 22
2.3 Определение стратегии инновационных измене-ний……………… 25
3 Инновационные мероприятия для ООО «Сириус-ДВ»……………….. 29
3.1 Определение инновационных изменений………………………….. 29
3.2 Расчет потребности в ресурсах для осуществления
инновационных измене-ний…………………………………………. 32
Заключение………………………………………………………………… 35
Список использованных источни-ков…………………………………….. 39
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "иннова¬ционная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определе¬ний. Например, по признаку содержания или внутрен-ней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цик¬ла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), зако¬номерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие нов-шество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новше-ством может быть новый порядок, новый ме¬тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Все это делает актуальной тему данной курсовой работы.
Тема данной курсовой работы: разработка инновационных мероприятий направленных на повышение эффективности работы ООО «Сириус-ДВ». Для раскрытия темы работы следует решить следующие за-дачи:
- обосновать и разработать инновационные мероприятия, направлен-ные на повышение эффективности работы предприятия;
- разработать инновационный проект для рассматриваемого предприятия и составить его экономическое обоснование.
ООО «Сириус-ДВ» является предприятием оптовой торговли. Основным видом детельности компании является оптовая продажа морепродуктов.
Рассмотрим влияние факторов макроокружения на деятельность предприятия. В факторах экономического воздействия наиболее влиятельными факторами являются:
1) Платежеспособность населения. Данный фактор обращает население пользоваться группами товаров предлагаемых компанией. В зависимости от платежеспособности населения находиться спрос на реализуемую продукцию. Имеется продукция не первоочередного спроса, поэтому данный фактор оказывает самое непосредственное влияние на бизнес.
2) Уровень инфляции. Уровень инфляции влияет на деятельность организации в совокупности с фактором платежеспособности. Повышение уровня инфляции приводит к увеличению цен и снижению платежеспособности, что напрямую отразиться на деятельности компании.
3) Нормы налогообложения. Данный фактор воздействует на эффективность деятельности предприятия, в области финансов. Увеличение норм налогообложения может привести к росту цен и падению эффективности деятельности компании в виде уменьшения финансовых результатов, а снижение норм налогообложения (допустим снижение НДС, или налога на прибыль) может вызвать снижение цен и повысить прибыльность предприятия.
В факторах технологического воздействия наиболее влиятельными факторами являются технологические инновации. Предприятие сотрудничает с производителями напрямую, что позволяет применять технологические инновации.
Наибольшее влияние среды непосредственного окружения организации оказывают потребители. На первом месте в компоненте потребителей на предприятие воздействует фактор платежеспособности потребителей. Объем закупок напрямую влияет на финансовое состояние организации, поэтому оказывает наиболее весомое воздействие.
По результатам проведенного SWOT-анализа выявлены наиболее значимые возможности и угрозы для предприятия. Наиболее значимой возможностью для предприятия является внедрение информационных технологий.
Большинство крупных российских предприятий сталкивается с проблемами при соблюдении сроков выполнения заказов. Как правило, невыполнение сроков поставок сопровождается и сопутствующими проблемами, которые не влияют непосредственно на отношения с клиентами, но оказывают негативный эффект на экономическое состояние компании.
В первую очередь, это рост затрат и снижение качества из-за постоянно меняющихся производственных планов и многочисленных корректировок заявок на закупку материально-технических ресурсов.
На ООО «Сириус-ДВ» необходимо использовать процессный подход, при котором: исследование и оптимизация процессов планирования и контроля системы управления цепочками поставок осуществляется от момента возникновения заказа клиента до оплаты сметы, включая операции по обработке заказов в рамках сбытовых подразделений и размещения и исполнения заказов у поставщиков.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.
Был выявлен ряд организационных недостатков, устранение которых может повлечь за собой переход предприятия на более высокий уровень продаж, и позволит занять ООО «Сириус-ДВ» лидирующее место на рынке г. Комсомольска-на-Амуре. Руководители ООО «Сириус-ДВ» предпринимают правильные шаги, пытаясь наращивать объемы закупок, продаж, устанавливая связи с зарубежными партнерами. И правильно, за-частую это, на первый взгляд, единственный путь к укреплению своей компании. Но при этом они часто забывают о том, что рентабельность компаний строится не только на объемах продаж или закупок, но в не меньшей, а может и большей степени на эффективности труда всех ее сотрудников и подразделений. И вот здесь открывается достаточно серьезная проблема для предприятия - низкая производительность тру¬да. Неэффективность, не только в силу низкой компетенции сотрудников подразделений или их плохой мотивации на результат, а в силу слабой организованности бизнес-процессов.
Предприятие реализующие широкий ассортимент морепродуктов (с помощью торговых представителей) часто сталкиваются с рядом проблем, таких как:
- ошибки при вводе данных заказов, вследствие чего клиент не получает в полной мере того, чего ожидает;
- "недовозы", "пустые заказы";
- количество операторов на выписке заказов;
- сроки поставок и расходы на доставку.
Это перечень лишь основных проблем, которые есть на рассмотренном предприятии. Все они решаются тем или иным способом, но все до определенного уровня. При увеличении объемов продаж, а к этому стремится предприятие ООО «Сириус-ДВ», они становятся настолько актуальными, что часто от качества их решения зависит эффективность всего бизнеса.
Для решения имеющихся проблем, предлагается внедрение информационных технологий (автоматизация продаж) на предприятии. В ООО "Сириус-ДВ" мы столкнулись по¬чти со всеми перечисленными выше проблемами, так как продажи все время росли, то для увеличения рентабельности и повышения эффективности работы подразделений продаж, выписки, логистики необходимо было принять какое-то комплексное решение, которое не приостанавливало бы проблемы, а в корне их решало. Из всех вариантов, предложенных рынком, выбрана компания «Системные технологии», предлагающую решение на базе портативных карман¬ных компьютеров.
Суть проекта следующая - ООО "Сириус-ДВ" предлагается установить специальную программу на вы¬деленный персональный компьютер, оснастить всех агентов карманными портативными компьютерами с торговой системой для выписки и обработки заказов.
ООО "Сириус-ДВ" предлагается установить специальную про-грамму на вы¬деленный персональный компьютер, оснастить всех агентов карманными портативными компьютерами с торговой системой для выписки и обработки заказов.
Текущие затраты по содержанию проекта составят 47 тыс.р. в год. Данные расходы будут отнесены на коммерческие расходы ООО «Сириус-ДВ».
С реализацией проекта планируется увеличение как выручки от продаж так и себестоимости продукции. К сожалению, в последнее время на предприятии себестоимость реализуемой продукции растет более быстрыми темпами нежели выручка от продаж. Ожидается рост выручки от продаж на 15 %, и рост себестоимости в объеме 10 % (вследствие сокращения потерь упущенной выгоды и возврата пересортицы).
При росте выручки на 15 % и себестоимости на 10 %, валовая прибыль предприятия увеличивается на 41,9 %, что высокоэффективно. Темп роста чистой прибыли составит 240,3 % что так же демонстрирует эффективность предлагаемых мероприятий по улучшению сбыту продукции.
1 Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО Типография «Новости», 2000.
2 Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.-Финансы и статистика, 2004.
3 Ансофф, И. Стратегическое управление.-М.: Экономика,1989.
4 Бланк, И.А. Инновационный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 2002.
5 Богачев, В.Ф. Стратегия малого предпринимательства - СПб:Изд-во "Корвус", 2000.
6 Боумен, К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М: Юнити, 2002.
7 Винокуров, В.А. Организация стратегического менеджмента на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
8 Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии.-М.:Центр экономики и маркетинга, 2003.
9 Виссема, Х. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ, под ред. Ю. Джа-рова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2000.
10 Виханский, О.С. Стратегическое планирование: Учебник, М.: Гардарики, 2004 – 296 с.
11 Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ,2000.
12 Дойль, П. Маркетинговое управление и стратегии: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
13 Забелин, П.В. Основы стратегического управления: уч. пособие - М:Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2002.
14 Карлофф, Б. Деловая стратегия: Пер.сангл. М.:Экономика, 2001.
15 Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М:2002.
16 Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2003. С. 128—129
17 Мескон, М. Основы менеджмента/ Пер. с англ, под научи, ред. Л.И. Евенко. М.: Дело, 2000.
18 Петров, А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,2000
19 Портер, М. Международная конкуренция. /Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2001.
20 Тренев, В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятий (Методика и Опыт). М.:"Издательство ПРИОР", 2003.
21 Тренев, Н.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 2003.
22 Уткин, Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКСМОС, 2002.