ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста .. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов педагогического
эксперимента 48
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Общение является одной из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью благодаря взаимодействию с окружающими его людьми. Наиболее интенсивно это взаимодействие развивается в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений детей со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться развитие личности ребенка. От этого первого опыта будет зависеть отношение человека к самому себе, к окружающим, к миру в целом. Особую актуальность этот вопрос приобретает в наши дни, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и со сверстниками. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками, в дальнейшем может почувствовать себя отвергнутым, а это может привести к снижению самооценки, замкнутости, тревожности, или, наоборот, к агрессивному поведению [48, с. 14].
В дошкольный период происходит дифференциация позиции в группе: некоторые дети 4-5 лет становятся предпочтительными для многих сверстников, а остальные являются не очень популярными, либо отвергаются, или остаются незамеченными [36, с. 132]. Первые контакты со сверстниками становятся основой, на которой потом строится социальное и нравственное развитие дошкольника [40, с. 67]. Поэтому вопрос о том, что влияет на коммуникацию детей в группе сверстников, является крайне важным.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [45].
Уровень овладения ребенком коммутативными способностями влияет не только на адаптацию детей в образовательном учреждении, но и на их социализацию, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, даже на личное благополучие. Личность ребенка строится благодаря постоянному контакту с окружающими. С первых дней жизни адаптация детей к окружающей среде достигается с помощью социальных средств, основанных на общении, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения [27, с. 164].
Недостаточно сформированные коммуникативные способности препятствуют пониманию мотивов поведения партнера, а также установлению и поддержанию межличностных отношений [24, с. 85].
В последние годы большинство учебных и образовательных изданий часто публикуют информацию об игровом общении, и о том, что оно превосходит обучающее. Это не удивительно, потому что личность ребенка преимущественно раскрывается в игровой активности, потому что в игре исчезает напряжение, и дети начинают вести себя естественнее.
Известно, что именно сюжетно-ролевая игра в большей степени способствует повышению коммуникативных способностей дошкольников, и делает процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, поэтому так важно использовать игры в дошкольных учреждениях [13]. Развитие коммуникативных способностей может привести к развитию таких качеств, как сострадание, терпимость, бесконфликтность и интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
Игра, несомненно, является основной ведущей деятельностью дошкольников. Благодаря игре дети познают мир и готовятся к взрослой жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности дошкольников. В игре ребенок играет роль, пытаясь подражать тем взрослым, чьи образы он сохранил в своей памяти. В игре ребенок действует независимо ни от кого и свободно выражает свои желания, мысли и чувства [23, с. 56].
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; общение делает игру приятной, желанной, веселой и креативной; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения [49, с. 6].
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре осуществляется социализация дошкольников, и развиваются их коммуникативные способности.
Цель данной работы - выявить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
3. Провести эмпирическое исследование уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести статистическую обработку результатов эксперимента с последующим качественным анализом.
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры.
6. Оценить эффективность разработанных нами рекомендаций.
Объект - процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
- эмпирические: изучение литературы по данной теме, наблюдение, беседа, эксперимент;
- методы математической статистики.
Методологической основой исследования являются:
- идеи о развитии коммуникативных способностей (Е.О. Смирнова, Т.И. Бабаева, А.А. Бодалев) [2, 3, 40];
- положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника [10, 50];
- исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка [27].
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что комплекс игр, предоставленный в данной работе, может быть использован педагогами дошкольных организаций в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.
В рамках данной исследовательской работы мы изучали процесс развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что в современном мире развитого общества, особое внимание уделяется развитой коммуникативной способности, умению взаимодействовать с окружающими людьми.
От уровня развития коммуникативных способностей зависит адаптации человека в окружающем социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее.
У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками и за счет этого происходит формирование следующих коммуникативных навыков: сотрудничества, умения слушать и слышать собеседника, способность воспринимать и понимать информацию и умение правильно говорить.
Как мы уже упоминали, основным видом деятельности у дошкольников выступает игра. В свою очередь, именно благодаря сюжетно-ролевой игре у детей дошкольников формируются умения построить и поддержать общение. При построении сюжетно-ролевой игры у дошкольников развивается словарный запас, формируются коммуникативные навыки: умение начать и завершить беседу, подстроится под собеседника и если нужно поменять тему диалога, следить за грамотностью речи.
Чтобы определить значение ролевых игр в формировании у старших дошкольников коммуникативных способностей, нами была проведена исследовательская работа. Эта работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состояло из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, которое позволило выявить уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников по предложенным методикам. Результат показал, что в среднем, в обеих группах преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию коммуникативных способностей в экспериментальной группе с использование сюжетно-ролевых игр.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика развития коммуникативных способностей у старших дошкольников, с целью выявления эффективности разработанного плана работы.
Сравнение результатов двух групп показало значительную динамику в развитии уровня коммуникативных способностей детей экспериментальной группы и незначительную детей контрольной группы.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через сюжетноролевую игру оказалась эффективной.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, была доказана.
1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
2. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 384 с.
3. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. - 2-е изд. - М.: Энциклопедист-Максимум, 2015. - 240 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-синтез, 2016. - 80 с.
6. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
7. Венгер, А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - С. 37-45.
8. Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 219 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков. - М.: Академия, 2014. - 280 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 199 с. - Серия: Антология мысли.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Г алигузова, С. Ю. МещеряковаЗамогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 284 с.
12. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Гребенкина, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социальноличностного развития дошкольников / Н.В. Гребенкина, А.А. Капнина, Л.М. Пашкевич // Молодой ученый. - 2017. - №40. - С. 166-168.
14. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: метод. пособие / М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2008. - 124 с.
15. Запорожец, А.В. Психология действия: избр. психол. труды / А.В. Запорожец. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 732 с.
16. Зворыгина, Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжет, игр малышей: пособие для воспитателей и родителей / Е.В. Зворыгина. - М.: Просвещение, 2010. -112 с.
17. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2011. - 144 с.
18. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольник: учебно-методическое пособие/ Е. И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 132 с.
19. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
20. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 184 с
21. Короткова, Н.Я. Сюжетная игра дошкольника / Н.Я. Короткова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. - 256 с.
22. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 150 с.
23. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - 7-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 251с.
24. Кумова, И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей
6- го года жизни: Дис. канд. пед. Наук / И.А. Кумова. - Ростов н/Д, 2004. - 142 с.
25. Лаврухина, И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И.В. Лаврухина // Путь науки. - 2014. - № 6. - С. 23-25.
26. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл, 2010. - 509 с.
27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
28. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
29. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2012. - 319 с.
30. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание / ред. Т.И. Гризик. - 2018. - № 6. - С. 12-23.
31. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
32. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.
33. Новоселова, С. Л. Генетически ранние формы мышления: учебное пособие / С.Л. Новоселова. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж.: МОДЭК, 2010. - 351 с.
34. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже - М.: Римис, 2008. - 416 с.
35. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов / Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова, Н.О. Пичугина. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 384 с.
36. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей: специфика воспитания детей разного пола / Т.А. Репина. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 288 с.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
38. Самохвалова, А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде / А.Г. Самохвалова, Н.М. Иванова // Современное дошкольное образование. - 2017. - №9. - С. 1020.
39. Синченко, Л.Т. Игра как средство развития познавательных процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе / Л.Т. Синченко // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарносоциальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
40. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2016. - 280 с.
41. Смирнова, Е.О. Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Русское слово, 2016. - 176 с.
42. Смирнова, Е.О. Социально-коммуникативное развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О Смирнова, В.М Холмогорова. - М.: Русское слово, 2019. - 160 с.
43. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
44. Усова, А.П. Игра - форма организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание / Ред. Т.И. Гризик. - 2016. - №1 2016. - С. 19-22.
45. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г). - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013.
46. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 255 с.
47. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 576 с.
48. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). / Л.М. Шипицына и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 381 с.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013 - 228 с.