СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста .. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов педагогического
эксперимента 48
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста .. 40
2.3. Сравнительный анализ результатов педагогического
эксперимента 48
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Общение является одной из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью благодаря взаимодействию с окружающими его людьми. Наиболее интенсивно это взаимодействие развивается в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений детей со сверстниками и взрослыми является тем фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться развитие личности ребенка. От этого первого опыта будет зависеть отношение человека к самому себе, к окружающим, к миру в целом. Особую актуальность этот вопрос приобретает в наши дни, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и со сверстниками. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками, в дальнейшем может почувствовать себя отвергнутым, а это может привести к снижению самооценки, замкнутости, тревожности, или, наоборот, к агрессивному поведению [48, с. 14].
В дошкольный период происходит дифференциация позиции в группе: некоторые дети 4-5 лет становятся предпочтительными для многих сверстников, а остальные являются не очень популярными, либо отвергаются, или остаются незамеченными [36, с. 132]. Первые контакты со сверстниками становятся основой, на которой потом строится социальное и нравственное развитие дошкольника [40, с. 67]. Поэтому вопрос о том, что влияет на коммуникацию детей в группе сверстников, является крайне важным.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [45].
Уровень овладения ребенком коммутативными способностями влияет не только на адаптацию детей в образовательном учреждении, но и на их социализацию, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, даже на личное благополучие. Личность ребенка строится благодаря постоянному контакту с окружающими. С первых дней жизни адаптация детей к окружающей среде достигается с помощью социальных средств, основанных на общении, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения [27, с. 164].
Недостаточно сформированные коммуникативные способности препятствуют пониманию мотивов поведения партнера, а также установлению и поддержанию межличностных отношений [24, с. 85].
В последние годы большинство учебных и образовательных изданий часто публикуют информацию об игровом общении, и о том, что оно превосходит обучающее. Это не удивительно, потому что личность ребенка преимущественно раскрывается в игровой активности, потому что в игре исчезает напряжение, и дети начинают вести себя естественнее.
Известно, что именно сюжетно-ролевая игра в большей степени способствует повышению коммуникативных способностей дошкольников, и делает процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, поэтому так важно использовать игры в дошкольных учреждениях [13]. Развитие коммуникативных способностей может привести к развитию таких качеств, как сострадание, терпимость, бесконфликтность и интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
Игра, несомненно, является основной ведущей деятельностью дошкольников. Благодаря игре дети познают мир и готовятся к взрослой жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности дошкольников. В игре ребенок играет роль, пытаясь подражать тем взрослым, чьи образы он сохранил в своей памяти. В игре ребенок действует независимо ни от кого и свободно выражает свои желания, мысли и чувства [23, с. 56].
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; общение делает игру приятной, желанной, веселой и креативной; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения [49, с. 6].
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре осуществляется социализация дошкольников, и развиваются их коммуникативные способности.
Цель данной работы - выявить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
3. Провести эмпирическое исследование уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести статистическую обработку результатов эксперимента с последующим качественным анализом.
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры.
6. Оценить эффективность разработанных нами рекомендаций.
Объект - процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
- эмпирические: изучение литературы по данной теме, наблюдение, беседа, эксперимент;
- методы математической статистики.
Методологической основой исследования являются:
- идеи о развитии коммуникативных способностей (Е.О. Смирнова, Т.И. Бабаева, А.А. Бодалев) [2, 3, 40];
- положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника [10, 50];
- исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка [27].
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что комплекс игр, предоставленный в данной работе, может быть использован педагогами дошкольных организаций в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.
В дошкольный период происходит дифференциация позиции в группе: некоторые дети 4-5 лет становятся предпочтительными для многих сверстников, а остальные являются не очень популярными, либо отвергаются, или остаются незамеченными [36, с. 132]. Первые контакты со сверстниками становятся основой, на которой потом строится социальное и нравственное развитие дошкольника [40, с. 67]. Поэтому вопрос о том, что влияет на коммуникацию детей в группе сверстников, является крайне важным.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [45].
Уровень овладения ребенком коммутативными способностями влияет не только на адаптацию детей в образовательном учреждении, но и на их социализацию, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, даже на личное благополучие. Личность ребенка строится благодаря постоянному контакту с окружающими. С первых дней жизни адаптация детей к окружающей среде достигается с помощью социальных средств, основанных на общении, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения [27, с. 164].
Недостаточно сформированные коммуникативные способности препятствуют пониманию мотивов поведения партнера, а также установлению и поддержанию межличностных отношений [24, с. 85].
В последние годы большинство учебных и образовательных изданий часто публикуют информацию об игровом общении, и о том, что оно превосходит обучающее. Это не удивительно, потому что личность ребенка преимущественно раскрывается в игровой активности, потому что в игре исчезает напряжение, и дети начинают вести себя естественнее.
Известно, что именно сюжетно-ролевая игра в большей степени способствует повышению коммуникативных способностей дошкольников, и делает процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, поэтому так важно использовать игры в дошкольных учреждениях [13]. Развитие коммуникативных способностей может привести к развитию таких качеств, как сострадание, терпимость, бесконфликтность и интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
Игра, несомненно, является основной ведущей деятельностью дошкольников. Благодаря игре дети познают мир и готовятся к взрослой жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности дошкольников. В игре ребенок играет роль, пытаясь подражать тем взрослым, чьи образы он сохранил в своей памяти. В игре ребенок действует независимо ни от кого и свободно выражает свои желания, мысли и чувства [23, с. 56].
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; общение делает игру приятной, желанной, веселой и креативной; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения [49, с. 6].
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре осуществляется социализация дошкольников, и развиваются их коммуникативные способности.
Цель данной работы - выявить возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
3. Провести эмпирическое исследование уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести статистическую обработку результатов эксперимента с последующим качественным анализом.
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры.
6. Оценить эффективность разработанных нами рекомендаций.
Объект - процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
- эмпирические: изучение литературы по данной теме, наблюдение, беседа, эксперимент;
- методы математической статистики.
Методологической основой исследования являются:
- идеи о развитии коммуникативных способностей (Е.О. Смирнова, Т.И. Бабаева, А.А. Бодалев) [2, 3, 40];
- положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника [10, 50];
- исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка [27].
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что комплекс игр, предоставленный в данной работе, может быть использован педагогами дошкольных организаций в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.
В рамках данной исследовательской работы мы изучали процесс развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что в современном мире развитого общества, особое внимание уделяется развитой коммуникативной способности, умению взаимодействовать с окружающими людьми.
От уровня развития коммуникативных способностей зависит адаптации человека в окружающем социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее.
У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками и за счет этого происходит формирование следующих коммуникативных навыков: сотрудничества, умения слушать и слышать собеседника, способность воспринимать и понимать информацию и умение правильно говорить.
Как мы уже упоминали, основным видом деятельности у дошкольников выступает игра. В свою очередь, именно благодаря сюжетно-ролевой игре у детей дошкольников формируются умения построить и поддержать общение. При построении сюжетно-ролевой игры у дошкольников развивается словарный запас, формируются коммуникативные навыки: умение начать и завершить беседу, подстроится под собеседника и если нужно поменять тему диалога, следить за грамотностью речи.
Чтобы определить значение ролевых игр в формировании у старших дошкольников коммуникативных способностей, нами была проведена исследовательская работа. Эта работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состояло из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, которое позволило выявить уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников по предложенным методикам. Результат показал, что в среднем, в обеих группах преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию коммуникативных способностей в экспериментальной группе с использование сюжетно-ролевых игр.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика развития коммуникативных способностей у старших дошкольников, с целью выявления эффективности разработанного плана работы.
Сравнение результатов двух групп показало значительную динамику в развитии уровня коммуникативных способностей детей экспериментальной группы и незначительную детей контрольной группы.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через сюжетноролевую игру оказалась эффективной.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, была доказана.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что в современном мире развитого общества, особое внимание уделяется развитой коммуникативной способности, умению взаимодействовать с окружающими людьми.
От уровня развития коммуникативных способностей зависит адаптации человека в окружающем социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее.
У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками и за счет этого происходит формирование следующих коммуникативных навыков: сотрудничества, умения слушать и слышать собеседника, способность воспринимать и понимать информацию и умение правильно говорить.
Как мы уже упоминали, основным видом деятельности у дошкольников выступает игра. В свою очередь, именно благодаря сюжетно-ролевой игре у детей дошкольников формируются умения построить и поддержать общение. При построении сюжетно-ролевой игры у дошкольников развивается словарный запас, формируются коммуникативные навыки: умение начать и завершить беседу, подстроится под собеседника и если нужно поменять тему диалога, следить за грамотностью речи.
Чтобы определить значение ролевых игр в формировании у старших дошкольников коммуникативных способностей, нами была проведена исследовательская работа. Эта работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состояло из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, которое позволило выявить уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников по предложенным методикам. Результат показал, что в среднем, в обеих группах преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию коммуникативных способностей в экспериментальной группе с использование сюжетно-ролевых игр.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика развития коммуникативных способностей у старших дошкольников, с целью выявления эффективности разработанного плана работы.
Сравнение результатов двух групп показало значительную динамику в развитии уровня коммуникативных способностей детей экспериментальной группы и незначительную детей контрольной группы.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через сюжетноролевую игру оказалась эффективной.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, была доказана.
Подобные работы
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Игра как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста (Донецкий Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



