ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Становление профессионального образования в области
миниатюрной росписи 7
1.2. Анализ действующих программ по декоративно-прикладному
искусству в среднем профессиональном образовании 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОЙ РОСПИСИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 16
2.1. Разработка программы факультативного курса «Миниатюрная
роспись» 16
2.2. Разработка цикла занятий по теме «Федоскинская лаковая
миниатюра» 30
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 40
3.1. Анализ и обработка поискового материала, разработка эскиза 40
3.2. Технологическая последовательность выполнения лаковой
миниатюры в технике Федоскинской росписи 44
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Социально-экономические изменения начала XXI века вносят коррективы в систему воспитания человека, формирования культуры личности. Современный человек не имеет точных ориентиров для выбора идеалов, а средства массовой информации, литература, кино и др. обрушивают на людей поток насилия и агрессии, культ потребления. С другой стороны, в результате процесса глобализации в экономике, туризме, культуре «размываются» особенности этносов и государств. Эти тенденции - общемировые, но, в то же время, во всех странах существует стремление сохранить национальную идентичность, показать исторический вклад регионов в развитие цивилизации, сохранить преемственность поколений, начиная с традиций быта до предметов народного искусства и культуры в целом. Кроме того, для специалиста важно быть как профессионалом, так и как носителем культуры, следовательно, одной из задач образования является задача воспитания профессионала для своего региона, знающего конкретные условия труда и быта.
Регионом называют большой район, объединяющий несколько областей (районам) страны, объединенный историко-культурными, экономическими, географическими и иными особенностями. Этот социум одновременно и более понятен человеку, человек рождается и часто проходит жизненный путь в одном регионе. Здесь человек познает мир, формируется как личность, развивает свою культуру и мировоззрение; основы культуры всегда в народных истоках, а формирование культуры - это процесс длительный, он начинается с детского сада, длится всю жизнь и закрепляется в системе образования [15].
Народные промыслы дошли до нас с давних времён - роспись, резьба, кружево, есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства - деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали в России испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга.
Наиболее известные народные промыслы, такие как Федоскинская, Хохломская, Жостовская, Гжельская и другие росписи характеризуются своими стилевыми особенностями, своей технологией и приемами.
Изучение народных промыслов имеет большой потенциал, так как находится во взаимосвязи с формированием образного мышления, развитием культурных навыков, выработкой способности человеком чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала декоративно-прикладного искусства.
Многие ученые - искусствоведы, культурологи, психологи, педагоги изучают вопросы преподавания декоративно-прикладного искусства. Вопросы художественного творчества в процессе формирования личности, развитие талантов изучают Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, С.П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева и др. Проблему включения регионального компонента в педагогический процесс изучали А.И. Арнольдов, СН. Иконникова, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев. Особенности народного искусства рассматриваются в работах П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, М.А. Некрасовой.
В.Ф. Максимович рассматривает вопросы теории и практики профессионального обучения на примере учебных заведений декоративно- прикладного искусства. В педагогике разрабатываются пути приобщения детей к декоративно - прикладному искусству (Н.Л. Горяева, B.C. Кузин, Ю.В. Максимов, A.H Усова и др.). Имеют большое значение исследования П.Р. Атутова, A.M. Новикова, С.Д. Смирнова, Т.Н. Шамовой и др., где изучалось состояние и изменения системы образования в России. Научно-методические публикации о дидактике учебного процесса в области декоративноприкладного искусства есть у А.Д. Алехина, В.В. Корешкова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др. Декоративная живопись исследована достаточно хорошо такими учеными, как Д.И. Киплик, Б.Д. Сланский, Б.Н. Графов. Основные методы и приемы декоративной живописи подробно описал в своих книгах А.Н. Куприн. В работах О.В. Федотовой исследуется взаимосвязь мастерства и композиции в процессе обучения миниатюрной живописи и т.д.
В наши дни профессиональные дизайнеры все чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы, берущим начало в народных промыслах. Одним из таких направлений, является декоративная живопись и, в частности, ее составляющая - миниатюрная роспись.
Это направление интересно и востребовано не только в специализированных профессиональных учебных заведениях, но и в любом типе образовательного учреждения - средней общеобразовательной школе, системе профессионального или дополнительного образования, системе высшего образования как дополнительные факультативные занятия и в методическом обеспечении педагогического процесса.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена методике изучения декоративно - прикладного искусства на примере миниатюрной росписи. Методика изучения миниатюрной росписи опирается на научное обоснование с точки зрения педагогической и психологической науки, она учитывает и традиции народных мастеров, так и особенности современного общества, современной культуры, требования изобразительного искусства в развивающемся мире.
Проблема исследования - каковы педагогические условия разработки и внедрения методики изучения миниатюрной росписи в учебновоспитательный процесс учебного заведения?
Цель исследования: разработать методику изучения декоративно - прикладного искусства на примере миниатюрной росписи и обосновать педагогические условия ее реализации.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении.
Предмет исследования: педагогические условия изучения
миниатюрной росписи в системе среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Провести теоретический анализ проблемы исследования и обобщить имеющийся педагогический опыт по теме исследования;
3. Разработать программу факультативного курса «Миниатюрная роспись» и апробировать методику изучения в среднем профессиональном учебном заведении;
4. Разработать эскизы и выполнить роспись комплекта шкатулок в технике федоскинской росписи.
Методы исследования:
• Теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме,
• Анализ предмета и проблемы исследования,
• Изучение и анализ педагогического опыта ученых - теоретиков и практиков, а также практикующих преподавателей,
• Абстрагирование, анализ, синтез, обобщение в разработке методики изучения миниатюрной росписи.
Практическая значимость работы:
- предложено научно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса рекомендованной методикой изучения миниатюрной росписи как направления декоративно-прикладного искусства;
- разработан курс «Миниатюрная роспись» и цикл занятий по теме «Федоскинская лаковая миниатюра»;
- подготовлен набор шкатулок в технике Федоскинской росписи, которые могут быть использованы в качестве наглядного методического пособия по миниатюрной росписи.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников.
К изучению народных промыслов с их безусловным педагогическим, воспитательным, культурологическим потенциалом на протяжении десятилетий обращаются ученые- теоретики культуры, практики, педагоги профессиональной школы и просто любители. В частности, проанализировав определенное количество научных трудов по обучению, развитию и использованию декоративной росписи в современной культуре и повседневной жизни, можно отметить труды искусствоведов Н.С. Боголюбовой, Е.И. Игнатьевой, С.П. Ломовой, A.A. Мелик-Пашаевой, H.H. Ростовцевой, социологов культуры
А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачева, Н.Р. Тура- вец, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, М.А. Некрасовой, педагогов Н.Л. Горяевой, B.C. Кузина, Ю.В. Максимова, А.Н. Усовой, П.Р. Атутовой, A.M. Новиковой, С.Д. Смирновой, Т.Н. Шамовой, педагогов - художников
А.Д.Алехиной В.В. Корешковой, и многих других. Их работы изучают развитие культурных навыков, выработку способности человеком чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала декоративно-прикладного искусства, распознавать познавательную, эстетическую и бытовую функции декоративной росписи и художественную ценность образцов декоративной живописи. Ряд ученых прослеживает историю и методику развития, а также вопросы теории и практики подготовки учащихся в профессиональной школе в области декоративной живописи (В.Ф. Максимович, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикалова, Д.И. Киплик, Б.Д. Сланский, Б.Н. Графов). Основные методы и приемы декоративной живописи описывают в своих книгах А.Н. Куприн,
О.В. Федотова и др.
В результате изучения научной литературы и практического опыта, накопленного в центрах декоративной росписи (Палех, Жостово, Городецк, Хохлома, Гжель, Мезень и др.) мы решили первую и вторую поставленные в исследования задачи.
Далее разработали программу факультативного курса «Миниатюрная роспись» и предложили методику изучения в среднем профессиональном учебном заведении. Таким образом, Раскрыли взаимосвязь компонентов обучения (теоретического, практического, художественного творчества) с методами обучения миниатюрной росписи (информационно-поисковый; показательный; наблюдения и поэтапного изображения; восприятия творческой деятельности; продуктивно-поисковый; эвристический, исследовательский; обобщения и структурирования; экспертный; контроля знаний, умений и навыков) и сформированностью профессионализма студентов в среднем профессиональном образовании в рамках реализации разработанной программы факультативного курса «Миниатюрная роспись».
Разработали цикл занятий по теме «Федоскинская лаковая миниатюра», подтвердилась эффективность методики обучения лаковой миниатюрной росписи будущих выпускников среднего профессионального образования, актуальность выбора темы и практическая ценность результатов дипломной работы.
Практическое наполнение исследования состояло в разработке эскизов и выполнении росписи набора шкатулок в технике федоскинской росписи. Далее в ходе полученной информации велась работа над проектом. На основании сделанных эскизов, определился окончательный вид будущих шкатулок в технике декоративной росписи. В ходе изготовления и декорирования набора шкатулок тщательно подбирались инструменты и материалы, а также были приобретены навыки работы с ними. В ходе росписи строго соблюдались правила работы с инструментами и техника безопасности. Шкатулки получились именно такими, какими задумывались - в соответствии с требованиями современного изобразительного искусства и традициями народных мастеров, они могут быть использованы в быту или в качестве подарка. Результат представлен комиссии.
1. Алексеева, И. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: учебник / И. В.Алексеева, Е. В.Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет". - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. - 184 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
2. Алексеева, И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук:
13.0. 02/ И.В. Алексеева. - Ростов н/Д, 2005. - 500 с.
3. Амиргазин, К. Ж., Удалов, С. Р. Инновационные процессы в художественном образовании. Методика преподавания./ К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов - Омский научный вестник , N 2, 2012. - С. 221-222.
4. Анисимов, П.Ф. Инновации в среднем профессиональном образовании / П. Ф. Анисимов., Н.Г. Ярошенко, Т.Д. Барер - М.: Новый учебник, 2004. - 352 с. Инициалы перед фамилией должны быть
5. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно- методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.
6. Бабияк, В. В. Русский академический учебный рисунок: XVIII - начало XX века : дисс ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / В. В. Бабияк, - СПб., 2005. - С. 740.
7. Бадаев, В. С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"/ В. С. Бадаев. - М.: Владос, 2013. - 71 с.
8. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / Баку- шинский А. В.- М.: Карапуз, 2009 - 304 с.
9. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 354 с.
10. Бесчастнов, Н. П. Сюжетная графика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. П. Бесчастнов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 432 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
11. Бесчастнов, Н. П. Цветная графика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. П. Бесчастнов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 224 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
12. Васильева, Е. И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. И Васильева.- М.: 2009.- 215 с.
13. Величко, Н. К. Мезенская роспись / Н. К. Величко. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2014. - 128 с.
14. Величко, Н. К. Русская роспись: энциклопедия / Н. К. Величко. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2016. - 224 с.
15. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Т. А. Поровской. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
16. Габдуллина, Л.Б. Национальные культурные ценности как фактор
формирования личности специалиста сервисной службы: дисс кандидата
педагогических наук: 13.00.01 / Л.Б.Габдуллина,- Казань, 2003.-170 с.
17. Грязнов, А. И. Федоскинские таланты: [история федоскинской лаковой миниатюры] / А. И. Грязнов. - М.: Московский рабочий, 1970. - 128 с.
18. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие / К. Т. Даглдиян. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 312 с.
19. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: сб. метод. работ. Вып. 1 / сост. О. В. Юзова; НОККиИ. - Новосибирск, 2008. - 72 с.
20. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: сб. метод. работ. Вып. 2 / сост. Л. А. Порошина; НОККиИ. - Новосибирск, 2011. - 72 с.
21. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Вып. 4 / сост. Е. П. Шнурко; Новосибирский областной колледж культуры и искусств. - Новосибирск, 2013. - 68 с.
22. Жегалова, С. К. Русская народная живопись: книга для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
23. Ильинская, И.Б. Секреты иконописца. Энциклопедия мастерства. -М. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской, 2010. - С. 178.
24. Искусство: прил. к журналу. - М., 2012. - N 6 Электрон. текстовые, граф., зв. дан. - 1 электрон. опт. диск (CD -ROM). (No 355)
25. Иттен, И. Искусство цвета. Пер. с нем.; 2-е изд.; Предисловие Л. Монаховой. - М.: издатель Д. Аронов, 2001. - 96 с.
26. Кадыйрова, Л. Х. Пленэр: практикум по изобразительному искусству: учебное пособие в комплекте с CD-диском для студентов худ.-графич. факультетов / Л. Х. Кадыйрова. - М.: Владос, 2012. - 95 с.
27. Как построить композицию и перспективу / под ред. О. Максимовой; пер. с исп. К. Мишиной. - М.: АСТ Астрель, 2004. - 32 с.
28. Кандинский, В.В. Значение теоретического обучения в живописи // Пер. Дружковой Н.И. - М.: Искусство и образование, 1998. - 59-98 с.
29. Каплан, Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и дальнего Востока: книга для учащихся старших классов / Н. И. Каплан. - М.: Просвещение, 1980. - 125 с.
30. Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций / С. С. Константинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.
31. Корепанова, О. А. Композиция от А до Я. Ассоциативная композиция / О. А. Корепанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 458 с.
32. Костина, Г. Н. Мастерская мезенской росписи: учебно- методическое пособие / Г. Н. Костина; Новосибирский областной Центр русского фольклора и этнографии. - Новосибирск: Книжица, 2005. - 56 с.
33. Лебедев, С.В. Философия и традиционно-прикладное искусство России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / под общ. ред. С.А. Тихомирова. - СПб.: ВШНИ, 2013. - С. 178.
34. Максимович, В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративноприкладного искусства) дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Максимович Валентина Федоровна; РАО ин-т худож. образования - М., 2000. - 293 С.
35. Мастерская-студия художников «Федоскино» http: // fedoskinotoday.
com
36. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
37. Портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов России «РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО РОССИИ» http://www.remeslennik.ru
38. Шиков, М. Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учебное пособие / М. Г. Шиков, Л. Ю. Дубовская. - Минск: Высшая школа,
2011. - 167 с.
39. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988
1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio- online.ru/bcode/441332 (дата обращения: 08.06.2019).
40. Энциклопедия народных промыслов / сост. И. Панкеев. - М.: Олма- Пресс, 2000. - 464 с.
8. Библиографический список