ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1 Традиции прежних лет в обучении скульптуре 6
1.2 Демонстрация покадровой съемки скульптуры в ранний период 10
Выводы по первой главе 12
2 ГЛАВА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СКУЛЬПТУРЕ 14
2.1 Обзор методик обучения скульптуре в век цифровых технологий 14
2.2 Электронная книга как один из способов обучения скульптуре 18
2.3 Компьютерные технологии в образовательном процессе
(опыт применения) 20
Выводы по второй главе 24
3 ГЛАВА. ТЕХНОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ
СКУЛЬПТУРЫ 26
3.1 Прототипирование будущего образа скульптуры 26
3.2 Вылепливание модели-образца из пластилина 28
3.3 Технология создания скульптуры купца в натуральную величину 36
3.4 Процесс скульптурной резьбы по пеноплексу 38
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема исследования и ее актуальность. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в целях базового направления, касающегося кадров и образования, заявляется о совершенствование системы образования, которая, согласно требованиям Программы, должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами, при этом в документе подчёркиваются недостаточность уровня подготовки кадров и применения цифровых инструментов учебной деятельности, отсутствие целостности включения процесса в цифровую информационную среду. Цифровизация образования, включающая активное использование современных цифровых технологий на всех ступенях образования, оказывает влияние и на методику обучения скульптуре в условиях современного СПО.
Скульптура считается одним из самых древнейших видов изобразительного искусства. Она ведет свое начало от палеолитических «венер», найденных на стоянках первобытных людей. Несмотря на то, что процесс создания скульптуры представляет собой сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей материалов, художественных техник и таланта, интерес человечества к данному виду изобразительного искусства не ослабевает, а, наоборот, крепнет. Естественным образом встает вопрос о создании методики обучения скульптуре. Раньше будущие творцы годами обучались у именитых мастеров, развивая и оттачивая свой талант. Сегодня обучение происходит в стенах специальных образовательных учреждений - колледжей, институтов и т.д. Методика обучения скульптуре, как и все образование в целом, претерпевает изменения, связанные с веянием времени. Традиционные методики преподавания скульптуры, безусловно, важны, но не нужно забывать о том, что технологии идут вперёд, и их применение в искусстве не только может облегчить процесс обучения студентов, процесс создания самих скульптур, но и поможет будущим молодым специалистам стать более востребованными.
Объект исследования - преподавание скульптуры в системе
профессионального художественного образования.
Предмет исследования - использование современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в СПО.
Цель исследования - педагогическое обоснование целесообразности применения современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в условиях образовательного процесса современного СПО.
Задачи исследования.
1) изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе среднего профессионального художественного образования;
2) сделать обзор возможностей современных цифровых технологий в обучении;
3) экспериментально проверить эффективность цифровых технологий в обучении скульптуре.
Гипотеза исследования, обучение скульптуре в современных условиях образовательного процесса СПО будет эффективно, если профессиональная подготовка студента осуществляется во взаимодействии традиционных методов и современных цифровых технологий.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы
составили,
- работы об истории искусства скульптуры в Европе и в России (Б.И. Бродский и А.С. Варшавский, Л.А. Рапицкая др.);
- вопросы преподавания изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры (Н.Ф. Каратайева, Э. Лантери и др.)
- теоретические работы о цифровизации образовательного процесса (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.В. Герасимова, А.В. Хорошунова, Е.А. Цветкова и
др.)-
Методы исследования:
- теоретические, анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в системе курсов повышения квалификации педагогов художественных школ, училищ, колледжей.
База исследования . Елабужский институт, инженерно-технологический факультет, кафедра теории и методики профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении дано обоснование актуальности избранной для выпускной квалификационной работы темы, определены цель и задачи, объект и предмет, методологическая основа исследования, сформулированы гипотеза, доказана практическая значимость работы.
В первой главе «История процесса образования скульптуры» даны теоретические основы исследования и предложен исторический экскурс в методику обучения скульптуре.
Во второй главе «Методика обучения скульптуре» предложены методические основы использования цифровых технологий в обучении скульптуре.
В третьей главе «Технолого-практическая часть создания скульптуры»
предложено поэтапное представление практической работы - создания скульптуры.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В данной работе нами исследуется проблема покадрового представления процесса создание скульптуры при работе со студентами современных СПО. Особенности обучения скульптуре всегда были тесно связаны с развитием самого искусства скульптуры. Искусство скульптуры было очень распространено в Древней Греции, эти произведения искусства вызывают восхищение и в настоящее время. В Древней Греции создание скульптуры считается ремеслом, а не искусством, а обучение происходило в мастерских. Только в эпоху Ренессанса появляется профессиональное обучение скульптуре в специальных учебных заведениях. В Древней Руси такого массового распространения скульптуры не наблюдается отчасти из-за религиозных догм, в то же время в целях украшения храмов элементы скульптуры использовались достаточно часто. Во времена правления Петра I в России данный вид искусства испытывает торжество: открывается Академия художеств, которая становится центром развития искусства скульптуры.
В обучении скульптуре важным является покадровка, то есть поэтапное представление создание скульптуры. Такой метод обучения представлен во многих учебниках, однако в мире цифровых технологий она уже не может считаться удачной, методически целесообразной, так как, во-первых, студент видит создание скульптуры в статике, а не непосредственно в работы; во-вторых, представленные в пособиях фотографии не всегда имеют высокое качество.
В обучении скульптуре в условиях образовательного процесса современного СПО, необходимо не только использовать цифровые технологии как наглядный материал, но и учиться внедрять авторские электронные методические пособия, программы, разработки в педагогический процесс обучения скульптуре. Практическое применение электронных учебнометодических пособий многогранно, многоаспектно. Как пример нами представлен план-конспект урока по лепке из глины образа купца, а далее, на основании данного образа, создание скульптуры. Весь урок ведется на основе электронного поэтапного представления процесса работы. Сама поэтапная работа по созданию скульптуры представлена в 3-й части выпускной квалификационной работы. Практическая часть представлена как трехэтапное действие. На первом этапе происходит поиск образа. Для этого мы обращаемся к образу купца в литературе, искусстве, истории и создаем несколько эскизов. Выбор из подготовленных эскизов осуществляется исходя из цели создания скульптуры, а именно - обучающие цели. Далее следует этап лепки модели-образца из пластилина. В работе представлен покадровый процесс работы. Следующий этап работы - подготовка к выполнению скульптуры. Здесь мы представляем результаты замеров, обосновываем выбор материала, этап завершается изготовлением исходного блока. Наконец, конечным является этап вырезки скульптуры. Механическая обработка при этом выполнялась при помощи ножей и тонких резаков.
Таким образом, в практической части мы представили следующие этапы создания скульптуры: разработка эскизного проекта, создание рабочей модели скульптуры в мягком материале, создание скульптурного произведения в твердом материале - пеноплексе. Покадровое представление каждого из этапов было предложено использовать при работе с учащимися в современных СПО. Данная фигура служит наглядным пособием для студентов при создании скульптур.
Мы считаем, что в рамках поставленных задач наша цель достигнута. Представленный материал, на наш взгляд может считаться небольшим вкладом в цифровизацию обучения скульптуре.
1. Алешин, А.Б. Реставрация памятников истории и искусства в России в
XIX-XX веках. История, проблемы [Электронный ресурс] / А.Б. Алешин. - М.: Академический Проект, 2015. - 605 с. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/60360.html.
2. Амиржанова, А.Ш. История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья [Электронный ресурс] /
А.Ш. Амиржанова. - Омск: Омский государственный технический университет, 2017. - 192 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78434.html
3. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву. Техника. Инструменты. Изделия [Электронный ресурс] / А.Ф. Афанасьев - М.: Белый город, Даръ, 2014. - 176 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50513.html.
4. Бенуа, А.Н. История живописи всех времен и народов. История пейзажной живописи от древности до эпохи Возрождения [Электронный ресурс] /
А.Н. Бенуа - М.: Академический проект, 2015. - 544 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59960.html.
5. Гильдебранд Адольф. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей [Электронный ресурс] / Адольф Гильдебранд. - М.: Логос, 2014. - 144 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66327.html.
6. Громцев, С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс]: монография / С.А. Громцев. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 65 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23078.html.
7. Левин, И.Л. Способы творческой интерпретации изображений в скульптуре и архитектурном декоре [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И.Л. Левин. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 216 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80841.html.
8. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании [Электронный ресурс]: материалы к организации и проведению учебных занятий / В.Э. Пахальян. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 278 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/37676.html.
9. Никитина, Е.Ю., Куликов, И.А. Теоретико-методологические аспекты
развития компьютерной грамотности будущего учителя [Электронный ресурс] / Е.Ю. Никитина, И.А. Куликов, 2014. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-razvitiya- kompyutemoy-gramotnosti-buduschego-uchitelya.
10. Попова Н.С. История искусств [Электронный ресурс]: учебно -
методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 54.03.01 (072500) «Дизайн», профиль подготовки «Графический дизайн», и по направлению подготовки 54.03.02 (072600) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Н.С. Попова. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. - 143 c. - Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/55775.html.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/fi les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf .
12. Рубина Д. На Верхней Масловке [Электронный ресурс] / Д. Рубина, 2017. - Режим доступа: http://www.loveread.ec/read book.php?id=1567&p=1.
13. Сазиков, А.В. Школа рисования в жизни Сергея Григорьевича Строганова [Электронный ресурс] / А.В. Сазиков. - Режим доступа: https: //sazikov.livej ournal. com/74360. html.
14. Хамматова, В.В. Скульптура и пластическая анатомия [Электронный
ресурс] / В.В. Хамматова. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. - 84 c. - Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/79510.html.
15. Проектно-изыскательская практика [Электронный ресурс]: пленэр по рисунку и живописи. Методические указания студентам II курса направлений «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 48 с.
16. Апресян, В.Ю. Активный словарь русского языка / В.Ю. Апресян. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 404 с.
17. Бородай, А.Д. Развитие художественной культуры в современной России. Традиции и новые тенденции / А.Д. Бородай. - М.: Московский гуманитарный университет, 2016. - 148 с.
18. Бродский Б.И., Варшавский А.С. Века, скульпторы, памятники / Б.И. Бродский, А.С. Варшавский. - М.: Советский художник. 1962. - 229 с.
19. Бурлаков, М.В. CorelDraw 10. Справочник / М.В. Бурлаков - М.: СПб: Питер, 2015. - 592 с.
20. Вагнер, Г.К., Владышевская, Т.Ф. Искусство Древней Руси: монография / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. - М.: Искусство, 1993. - 255 с.
21. Вайндорф-Сысоева М.Е., Кузнецова Н.А., Дражан Р.В. Цифровизация системы непрерывного повышения квалификации преподавателей иностранного языка (на примере Института водного транспорта) / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.А. Кузнецова, Р.В. Дражан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2018. - №4. - С. 70-82.
22. Герасимова Г.В. Создание приложений для электронного учебника / Г.В. Герасимова // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. унт». Екатеринбург, 2011. Ч. 2 . - С. 35-38.
23. Дементьева, Ю.В. Основы работы с электронными образовательными ресурсами / Ю.В. Дементьева - Саратов: Вузовское образование, 2017. - 80 с.
24. Ермилова, Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего
специалиста / Н.Ю. Ермилова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 18 с.
25. Заринтс У. Анатомия для скульпторов / У. Заринтс, С. Кондратс - М.: Exonicus LLC. - 2014. - 226 с.
26. Ильина, Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография / Н.Ф. Ильина. - Красноярск, 2014. - 224 с.
27. Истрофилов, О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебнометодическое пособие / О.И. Истрофилов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. -133 с.
28. Каратайева, Н.Ф. Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства / Н.Ф. Каратайева: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 186 с.
29. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон- Винер. - М.: Ленанд, 2015. - 224 c.
30. Ковтанюк, Ю.С. CorelDRAW X3 на примерах / Ю. С. Ковтанюк. - М.: Диалог-Мифи, 2015. - 352 c.
31. Кужель, Ю.Л. XII веков японской скульптуры / Ю.Л. Кужель. - М.: Прогресс-Традиция, 2018. - 488 c.
32. Лантери Э. Лепка: учеб. пособие / пер. с англ. Е.А. Кроль / Э. Лантери. - М.: изд-во «В. Шевчук», 2006. - 336 с.
33. Лысак, И.В. Культура эпохи Возрождения / И.В. Лысак. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 47 c.
34. Мельник, А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа / А.А. Мельник. - М.: Высш. шк., 1985. - 112 с.
35. Одноралов, Н.В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В. Одноралов. - М.: изобразительное искусство, 1982. - 221 с.
36. Рапицкая Л.А. История художественной культуры России: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А Рапицкая. - М.: Академия,
2008. - 384 с.
37. Ровнейко, Л.В. Лепка / Л.В. Ровнейко. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. - 100 с.
38. Сагадеев, В.В. Основы пространственного моделирования
геометрических тел: монография / В.В. Сагадеев. - Казань: Казанский
национальный исследовательский технологический университет, 2015. - 180 с.
39. Ткаченко, А.В. История и современные проблемы декоративноприкладного искусства / А.В. Ткаченко. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. - 56 с.
40. Фатеева, И.М., Ерёмин, А.Н. Основы профессиональных коммуникаций (пластические средства - скульптура): учеб. Пособие / И.М. Фатеева, А.Н. Ерёмин. - Караваево: Костромская ГСХА, 2015. - 38 с.
41. Федорова, А.В. CorelDRAW Х3. Экспресс-курс / А.В. Федорова. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 432 с.
42. Фрейверт, Л.Б. Скульптурность как философия телесности в современной скульптуре и дизайне / Л.Б. Фрейверт. - М.: СиДиПрессАрт, 2016. - №2. - С.101-103.
43. Хорошунова, А.В. Инновационные технологии в процессе обучения студентов на занятиях по академической живописи / А.В. Хорошунова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». -
2019. - №1. - С. 54-61.
44. Шагеева, Ф.Т. Адаптивное проектирование образовательных технологий в инженерном вузе: монография / Ф.Т. Шагеева. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. - 164 с.
45. Школьное экономическое образование в условиях цифровизации // Современное образование: векторы развития: материалы международной конференции (г. Минск, МПГУ, 24-25 апреля 2018 г.) / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. - М.: МПГУ, 2018. - С. 334 - 342.