ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СКУЛЬПТУРА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1 Традиции прежних лет в обучении скульптуре 6
1.2 Демонстрация покадровой съемки скульптуры в ранний период 10
Выводы по первой главе 12
2 ГЛАВА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СКУЛЬПТУРЕ 14
2.1 Обзор методик обучения скульптуре в век цифровых технологий 14
2.2 Электронная книга как один из способов обучения скульптуре 18
2.3 Компьютерные технологии в образовательном процессе
(опыт применения) 20
Выводы по второй главе 24
3 ГЛАВА. ТЕХНОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ
СКУЛЬПТУРЫ 26
3.1 Прототипирование будущего образа скульптуры 26
3.2 Вылепливание модели-образца из пластилина 28
3.3 Технология создания скульптуры купца в натуральную величину 36
3.4 Процесс скульптурной резьбы по пеноплексу 38
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ГЛАВА. ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1 Традиции прежних лет в обучении скульптуре 6
1.2 Демонстрация покадровой съемки скульптуры в ранний период 10
Выводы по первой главе 12
2 ГЛАВА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СКУЛЬПТУРЕ 14
2.1 Обзор методик обучения скульптуре в век цифровых технологий 14
2.2 Электронная книга как один из способов обучения скульптуре 18
2.3 Компьютерные технологии в образовательном процессе
(опыт применения) 20
Выводы по второй главе 24
3 ГЛАВА. ТЕХНОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ
СКУЛЬПТУРЫ 26
3.1 Прототипирование будущего образа скульптуры 26
3.2 Вылепливание модели-образца из пластилина 28
3.3 Технология создания скульптуры купца в натуральную величину 36
3.4 Процесс скульптурной резьбы по пеноплексу 38
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема исследования и ее актуальность. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в целях базового направления, касающегося кадров и образования, заявляется о совершенствование системы образования, которая, согласно требованиям Программы, должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами, при этом в документе подчёркиваются недостаточность уровня подготовки кадров и применения цифровых инструментов учебной деятельности, отсутствие целостности включения процесса в цифровую информационную среду. Цифровизация образования, включающая активное использование современных цифровых технологий на всех ступенях образования, оказывает влияние и на методику обучения скульптуре в условиях современного СПО.
Скульптура считается одним из самых древнейших видов изобразительного искусства. Она ведет свое начало от палеолитических «венер», найденных на стоянках первобытных людей. Несмотря на то, что процесс создания скульптуры представляет собой сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей материалов, художественных техник и таланта, интерес человечества к данному виду изобразительного искусства не ослабевает, а, наоборот, крепнет. Естественным образом встает вопрос о создании методики обучения скульптуре. Раньше будущие творцы годами обучались у именитых мастеров, развивая и оттачивая свой талант. Сегодня обучение происходит в стенах специальных образовательных учреждений - колледжей, институтов и т.д. Методика обучения скульптуре, как и все образование в целом, претерпевает изменения, связанные с веянием времени. Традиционные методики преподавания скульптуры, безусловно, важны, но не нужно забывать о том, что технологии идут вперёд, и их применение в искусстве не только может облегчить процесс обучения студентов, процесс создания самих скульптур, но и поможет будущим молодым специалистам стать более востребованными.
Объект исследования - преподавание скульптуры в системе
профессионального художественного образования.
Предмет исследования - использование современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в СПО.
Цель исследования - педагогическое обоснование целесообразности применения современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в условиях образовательного процесса современного СПО.
Задачи исследования.
1) изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе среднего профессионального художественного образования;
2) сделать обзор возможностей современных цифровых технологий в обучении;
3) экспериментально проверить эффективность цифровых технологий в обучении скульптуре.
Гипотеза исследования, обучение скульптуре в современных условиях образовательного процесса СПО будет эффективно, если профессиональная подготовка студента осуществляется во взаимодействии традиционных методов и современных цифровых технологий.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы
составили,
- работы об истории искусства скульптуры в Европе и в России (Б.И. Бродский и А.С. Варшавский, Л.А. Рапицкая др.);
- вопросы преподавания изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры (Н.Ф. Каратайева, Э. Лантери и др.)
- теоретические работы о цифровизации образовательного процесса (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.В. Герасимова, А.В. Хорошунова, Е.А. Цветкова и
др.)-
Методы исследования:
- теоретические, анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в системе курсов повышения квалификации педагогов художественных школ, училищ, колледжей.
База исследования . Елабужский институт, инженерно-технологический факультет, кафедра теории и методики профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении дано обоснование актуальности избранной для выпускной квалификационной работы темы, определены цель и задачи, объект и предмет, методологическая основа исследования, сформулированы гипотеза, доказана практическая значимость работы.
В первой главе «История процесса образования скульптуры» даны теоретические основы исследования и предложен исторический экскурс в методику обучения скульптуре.
Во второй главе «Методика обучения скульптуре» предложены методические основы использования цифровых технологий в обучении скульптуре.
В третьей главе «Технолого-практическая часть создания скульптуры»
предложено поэтапное представление практической работы - создания скульптуры.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
Скульптура считается одним из самых древнейших видов изобразительного искусства. Она ведет свое начало от палеолитических «венер», найденных на стоянках первобытных людей. Несмотря на то, что процесс создания скульптуры представляет собой сложный творческий процесс, требующий знаний особенностей материалов, художественных техник и таланта, интерес человечества к данному виду изобразительного искусства не ослабевает, а, наоборот, крепнет. Естественным образом встает вопрос о создании методики обучения скульптуре. Раньше будущие творцы годами обучались у именитых мастеров, развивая и оттачивая свой талант. Сегодня обучение происходит в стенах специальных образовательных учреждений - колледжей, институтов и т.д. Методика обучения скульптуре, как и все образование в целом, претерпевает изменения, связанные с веянием времени. Традиционные методики преподавания скульптуры, безусловно, важны, но не нужно забывать о том, что технологии идут вперёд, и их применение в искусстве не только может облегчить процесс обучения студентов, процесс создания самих скульптур, но и поможет будущим молодым специалистам стать более востребованными.
Объект исследования - преподавание скульптуры в системе
профессионального художественного образования.
Предмет исследования - использование современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в СПО.
Цель исследования - педагогическое обоснование целесообразности применения современных цифровых технологий в процессе преподавания скульптуры в условиях образовательного процесса современного СПО.
Задачи исследования.
1) изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе среднего профессионального художественного образования;
2) сделать обзор возможностей современных цифровых технологий в обучении;
3) экспериментально проверить эффективность цифровых технологий в обучении скульптуре.
Гипотеза исследования, обучение скульптуре в современных условиях образовательного процесса СПО будет эффективно, если профессиональная подготовка студента осуществляется во взаимодействии традиционных методов и современных цифровых технологий.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы
составили,
- работы об истории искусства скульптуры в Европе и в России (Б.И. Бродский и А.С. Варшавский, Л.А. Рапицкая др.);
- вопросы преподавания изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры (Н.Ф. Каратайева, Э. Лантери и др.)
- теоретические работы о цифровизации образовательного процесса (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.В. Герасимова, А.В. Хорошунова, Е.А. Цветкова и
др.)-
Методы исследования:
- теоретические, анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в системе курсов повышения квалификации педагогов художественных школ, училищ, колледжей.
База исследования . Елабужский институт, инженерно-технологический факультет, кафедра теории и методики профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении дано обоснование актуальности избранной для выпускной квалификационной работы темы, определены цель и задачи, объект и предмет, методологическая основа исследования, сформулированы гипотеза, доказана практическая значимость работы.
В первой главе «История процесса образования скульптуры» даны теоретические основы исследования и предложен исторический экскурс в методику обучения скульптуре.
Во второй главе «Методика обучения скульптуре» предложены методические основы использования цифровых технологий в обучении скульптуре.
В третьей главе «Технолого-практическая часть создания скульптуры»
предложено поэтапное представление практической работы - создания скульптуры.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В данной работе нами исследуется проблема покадрового представления процесса создание скульптуры при работе со студентами современных СПО. Особенности обучения скульптуре всегда были тесно связаны с развитием самого искусства скульптуры. Искусство скульптуры было очень распространено в Древней Греции, эти произведения искусства вызывают восхищение и в настоящее время. В Древней Греции создание скульптуры считается ремеслом, а не искусством, а обучение происходило в мастерских. Только в эпоху Ренессанса появляется профессиональное обучение скульптуре в специальных учебных заведениях. В Древней Руси такого массового распространения скульптуры не наблюдается отчасти из-за религиозных догм, в то же время в целях украшения храмов элементы скульптуры использовались достаточно часто. Во времена правления Петра I в России данный вид искусства испытывает торжество: открывается Академия художеств, которая становится центром развития искусства скульптуры.
В обучении скульптуре важным является покадровка, то есть поэтапное представление создание скульптуры. Такой метод обучения представлен во многих учебниках, однако в мире цифровых технологий она уже не может считаться удачной, методически целесообразной, так как, во-первых, студент видит создание скульптуры в статике, а не непосредственно в работы; во-вторых, представленные в пособиях фотографии не всегда имеют высокое качество.
В обучении скульптуре в условиях образовательного процесса современного СПО, необходимо не только использовать цифровые технологии как наглядный материал, но и учиться внедрять авторские электронные методические пособия, программы, разработки в педагогический процесс обучения скульптуре. Практическое применение электронных учебнометодических пособий многогранно, многоаспектно. Как пример нами представлен план-конспект урока по лепке из глины образа купца, а далее, на основании данного образа, создание скульптуры. Весь урок ведется на основе электронного поэтапного представления процесса работы. Сама поэтапная работа по созданию скульптуры представлена в 3-й части выпускной квалификационной работы. Практическая часть представлена как трехэтапное действие. На первом этапе происходит поиск образа. Для этого мы обращаемся к образу купца в литературе, искусстве, истории и создаем несколько эскизов. Выбор из подготовленных эскизов осуществляется исходя из цели создания скульптуры, а именно - обучающие цели. Далее следует этап лепки модели-образца из пластилина. В работе представлен покадровый процесс работы. Следующий этап работы - подготовка к выполнению скульптуры. Здесь мы представляем результаты замеров, обосновываем выбор материала, этап завершается изготовлением исходного блока. Наконец, конечным является этап вырезки скульптуры. Механическая обработка при этом выполнялась при помощи ножей и тонких резаков.
Таким образом, в практической части мы представили следующие этапы создания скульптуры: разработка эскизного проекта, создание рабочей модели скульптуры в мягком материале, создание скульптурного произведения в твердом материале - пеноплексе. Покадровое представление каждого из этапов было предложено использовать при работе с учащимися в современных СПО. Данная фигура служит наглядным пособием для студентов при создании скульптур.
Мы считаем, что в рамках поставленных задач наша цель достигнута. Представленный материал, на наш взгляд может считаться небольшим вкладом в цифровизацию обучения скульптуре.
В обучении скульптуре важным является покадровка, то есть поэтапное представление создание скульптуры. Такой метод обучения представлен во многих учебниках, однако в мире цифровых технологий она уже не может считаться удачной, методически целесообразной, так как, во-первых, студент видит создание скульптуры в статике, а не непосредственно в работы; во-вторых, представленные в пособиях фотографии не всегда имеют высокое качество.
В обучении скульптуре в условиях образовательного процесса современного СПО, необходимо не только использовать цифровые технологии как наглядный материал, но и учиться внедрять авторские электронные методические пособия, программы, разработки в педагогический процесс обучения скульптуре. Практическое применение электронных учебнометодических пособий многогранно, многоаспектно. Как пример нами представлен план-конспект урока по лепке из глины образа купца, а далее, на основании данного образа, создание скульптуры. Весь урок ведется на основе электронного поэтапного представления процесса работы. Сама поэтапная работа по созданию скульптуры представлена в 3-й части выпускной квалификационной работы. Практическая часть представлена как трехэтапное действие. На первом этапе происходит поиск образа. Для этого мы обращаемся к образу купца в литературе, искусстве, истории и создаем несколько эскизов. Выбор из подготовленных эскизов осуществляется исходя из цели создания скульптуры, а именно - обучающие цели. Далее следует этап лепки модели-образца из пластилина. В работе представлен покадровый процесс работы. Следующий этап работы - подготовка к выполнению скульптуры. Здесь мы представляем результаты замеров, обосновываем выбор материала, этап завершается изготовлением исходного блока. Наконец, конечным является этап вырезки скульптуры. Механическая обработка при этом выполнялась при помощи ножей и тонких резаков.
Таким образом, в практической части мы представили следующие этапы создания скульптуры: разработка эскизного проекта, создание рабочей модели скульптуры в мягком материале, создание скульптурного произведения в твердом материале - пеноплексе. Покадровое представление каждого из этапов было предложено использовать при работе с учащимися в современных СПО. Данная фигура служит наглядным пособием для студентов при создании скульптур.
Мы считаем, что в рамках поставленных задач наша цель достигнута. Представленный материал, на наш взгляд может считаться небольшим вкладом в цифровизацию обучения скульптуре.



