ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия "неуспеваемость" и «отставание» в психолого-педагогической литературе
1.2. Причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Выводы по главе I
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика выявления неуспеваемости младших школьников
2.2. Экспериментальная работа по преодолению неуспеваемости младших школьников
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одна из важнейших проблем в педагогике называется школьная неуспеваемость Трудности, возникающие во время учебного процесса, особенно, проявляющиеся в начальной школе значительно затрудняют овладение ребенком школьной программы. На начальном этапе дети получают основные фундаментальные знания, которые в последующем развиваются, сплетаются между собой и пополняются в будущем. Умственные операции: память, внимание, мышление - получают свое развитие именно на начальном этапе обучения. Поэтому так важно овладеть основным фундаментом знаний в начальной школе, так как при не овладении оным, ребенок рискует столкнуться с трудностями в обучении, в овладении школьной программой не только на начальном обучении, но и в старших классах. Ребята, столкнувшиеся с трудностями в начальной школе, которые так и не смогли преодолеть, зачастую выпадают из школьной программы и всего процесса обучения в целом. Поэтому так важно, чтобы ребенок на начальной ступени овладел навыками учебы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременного выявления причин неуспеваемости, диагностики дефектов в учебной деятельности, а также помощи ребенку в устранении причин неуспеваемости.
Степень изученности проблемы. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось и уделяется большое количество внимания. Особо плотно познакомиться с данной проблемой мы можем на основе работ Божовича Л. И., Ананьева Б.Г., Выготского Л. С. И других. Учитывая разные исторические периоды, данная проблема всегда трактовалась по разному и имела различные направленности.
Мы познакомились с работами современного психолога Боденко Б.С. и, проанализировав его систему взглядов на развитие данной проблемы, смогли выделить пять периодов для выявления неуспеваемости в обучении. [9].
Начальный период прослеживался с начала 1920 по 1930- е годы. На этом этапе советскими учеными была предложена следующая гипотеза причин неуспеваемости. На фоне неблагоприятной социальной среды, дети не получают достаточного внимания к своей личности, в результате наблюдается отставание. Родители - важные люди, которые находятся рядом с ребенком на всех этапах его развития. Так как родители не только передают на генетическом уровне возможности обучения, но и влияют на нее в последующем путем воспитания и контроля, их социальное происхождение играет немаловажную роль. Сторонниками биосоциального развития неуспевающего ученика были такие ученые как: Блонский, Л.С., Выготский, И.А., Армянов П. П. Именно эти ученые попытались объяснить развитие неуспеваемости в рамках биологической сферы, зависящей, непосредственно, от родителей.
Во втором периоде с 1940 - 1950-е годы была актуальна проблема уровня профессионализма педагога. Такой точки зрения придерживались Гельмонт М. А. Ривес С.М. и др. Главным участником обучения является именно педагог. И то, каким будет образование, подача материала, его усвоение, так же зависит от мастерства и умения преподносить материал. Ученые считали, что чем выше уровень профессионализма учителя, тем больше вероятность того, что дети лучше будут усваивать и запоминать материал, а затем беспроблемно его воспроизводить.
Третий период (1960 - 1970-е годы) характеризуется вниманием конкретно к личности учащегося и его сформированности как участника процесса обучения и воспитания. Сторонниками данной идеи были такие педагоги как: Бабанский Ю.К., Божович Л.И. и др. В целях предупреждения и преодоления неуспеваемости они предлагали уделять особое внимание развитию личности ребенка, его становлению как человека и индивида. Они считали, что только направленность на развитие личности ребенка поможет избежать проблем с неуспеваемостью. Данной направленностью ученые хотели повысить уровень интеллектуальной образованности детей, их умение самостоятельно прогнозировать и выполнять свою работу. Данная программа предполагала гармоничное развитие личности во всех сферах деятельности.
В работах представителей четвертого периода (1980-е годы) - Борисова П.П., Калмыковой З.И., Матюхина М.В. выделялись такие причины как: нарушение психологических компонентов учебной деятельности. Мнение данных педагогов гласило, что огромное влияние на успешность процесса обучения детей имеют их возрастные и индивидуальные особенности.
В современном мире наука пропагандирует теорию, состоящую из двух факторов неуспеваемости: биологический и социальный. Педагог - психолог Безруких М. придерживается мнения, что проблема неуспеваемости заключает в себе принятие педагогических, психологических, социальных и медицинских факторов влияние на среду обучения ребенка[7]. Именно на основе данного заключения в настоящее время актуальны призывы к объединению усилий всех специалистов различных направлений. Поскольку проблема неуспеваемости требует особого комплексного исследования, необходимо объединение всех сфер, влияющих на успеваемость школьника. Объект исследования: неуспеваемость и отставание как психолого-педагогическое явление
Предмет исследования: причины отставания младших школьников и пути их предупреждения.
Цель исследования: выявить причины отставания детей в начальной школе.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика выявления, предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников будет эффективной, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;
- систематически и целенаправленно проводить работу по предупреждению неуспеваемости в учебной деятельности;
- вовремя диагностировать отклонения в учебной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Охарактеризовать историко-педагогический аспект проблемы, основные понятия исследования;
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
3. Разработать методические приемы выявления и предупреждения неуспеваемости младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность методики выявления и преодоления неуспеваемости младших школьников, обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации для педагогов начальной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1) Теоретические методы исследования;
2) Статистические методы исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 месяцев, с ноября 2017 по апрель 2018 года, и включало в себя три этапа.
На первом этапе (ноябрь - декабрь 2017 г.) осуществлялся теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цели, задачи, база; разработка программы исследования
На втором этапе (январь - март 2018 г.) разрабатывалась методика работы с детьми младшего школьного возраста.
На третьем этапе (апрель 2018 г.) анализировались и обобщались результаты исследования и завершалось его оформление.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Уточнено содержание понятия «неуспеваемость».
2. Уточнено содержание понятия «отставание».
3. Разработаны методические приемы выявления и преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены теоретико-методологические аспекты неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической работе преподавателей начальной школы по предупреждению неуспеваемости младших школьников.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 54 источника и 18 приложений. Общий объем работы страниц 65
Неуспеваемость младшего школьника напрямую граничит с недостаточной подготовленностью ребенка к школе, а также с несформированностью психических процессов. Но не стоит забывать и то, что социологическая сфера оказывает на младшего школьника огромное влияние. Беспечное отношение родителей к ребенку и его школьной деятельности, неумение найти контакт со сверстниками, некомфортное ощущение ребенка в школьных стенах: все это является предпосылками к дальнейшим проблемам ребенка не только в учебной, но и в психологической деятельности. Важную роль в данном случае играет учитель, который должен своевременно заметить отклонения в жизни ребенка и найти проблемную сферу, а в последующем помочь школьнику преодолеть данные затруднения сообща. Важно в этот момент, чтобы ученик видел в своем учителе не только педагога, но и друга, помощника, товарища. Только добившись таких отношений с учеником, педагог сможет деликатно разрешить проблему.
При разработке нашей программы, мы не только изучили огромное количество литературы на данную тему, ознакомились с трудами великих педагогов-психологов, новаторов, но и главное смогли установить с детьми должный уровень доверия.
Мы подробно изучали истории каждого отстающего ребенка: вели беседу с классным руководителем, учителями-предметниками, проводили наблюдения, изучали статистику оценок, осуществляли исследования на основе выполненных ими работ, беседовали с родителями. Все это помогло нам создать методику, которая максимально поможет ребенку преодолеть неуспеваемость. Несмотря на то, что исследование длилось 3 месяца, мы достигли больших результатов. Я уверена, что данная методика послужит хорошим пособием по преодолению и предупреждению неуспеваемости, а, возможно, и станет «настольной книгой» педагогов. Главное, не стоит забывать, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
1. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе. / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная и др. - М.,- 1992.
2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980. - 130 с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. - М., 2008.
4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 413 с.
5. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - 21-22 с.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В. Басова - Ростов-на-Дону.,- 1999.
7. Безруких М., Ефимова С. "Почему учиться трудно?" М., 1995.- с.200.
8. Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 321 с.
9. Боденко, Б.Н. «Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения.» Б. Н. Боденко - М.: Просвещение, 1998. - 112с. - ISBN 5-1694-1123-2.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 520 с.
11. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. - 525 с.
12. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
13. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,- 1995.
14. Головнова Н.Я. Организация комплексной коррекционной помощи учащимся с трудностями в обучении (начальные классы) - М., 1995.
15. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988 (Младший школьник: 20-35 с.).
16. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Г отовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. - М., 1988.
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 170 с.
18. Истомина З.М. "Психология визуального творчества".
19. Калмыкова, Э.И. «Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога» / Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 256 с.
20. Колодовская Е.А. К вопросу о различных подходах к проблеме причин школьной неуспеваемости и возможных путях ее преодоления (исторический аспект). // Учитель и время. - 2013. - № 8. - 70-75 с.
21. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.,- 1998.
23. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников [Текст] /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. - 110 с.
24. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 - 43 с.).
25. Лубовский В. И., Жаренкова Г. И. "Умственная отсталость и ограничение ее от сходных состояний".
26. Маркова А.К. «Виды отношений школьников к учению» / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1984. №11. - 11-25 с.
27. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст] /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - 150-155 с.
28. Мурачковский Н.И. «Типы неуспеваемости школьников» / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - 25 с.
29. Негрич О.И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости. // Актуальные проблемы психологического знания. -2010. - №3. - 55-61 с.
30. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 [Текст] /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 555 с.
31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.,
1999.
32. Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 412 с.
33. Психологическая готовность детей к школьному обучению” // н/шк., 1997. №3.- 61 с.
34. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 340 с.
35. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1975.
36. Славина, С.С. «Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам»/ С.С. Славина. - М.: 30,- 165 с.
37. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1987 - Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 - 185 с.).
38. Совершенствование обучения младших школьников. - М., 1984.
39. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М., 2003.
40. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей [Текст] /М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. - 350 с.
41. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст] /Г. Фигдор. - М.: Институт психотерапии, 2000. -180 с.
42. Цетлин, В.С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - 243 с.
43. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью./ Локалова Н.П.
Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 102-131 с.
Электронные источники
44. Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng.ru/d/ped/ped006.htm (дата обращения 06.03.18)
45. Педагогика - Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.net/book/470-pedagogika-uchebnoe-posobie-pidkasistyj- pi/80-134nbspnbsp-neuspevaemost-uchashhixsya.html (дата обращения 13.01.18)
46. «Педагогические воззрения А. С. Макаренко» [Электронный
ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped015.Ыт1(дата обращения
23.02.18)
47. Педагогическое наследие [Электронный ресурс]. URL: http://online-knigi.com/kniga/261918/pedagogicheskoe-nasledie(дата обращения
26.01.18)
48. Психология детей младшего школьного возраста [Электронный
ресурс]. URL: http://avidreaders.ru/book/psihologiya-detey-mladshego-
shkolnogo-vozrasta-uchebnik.html (дата обращения 20.01.18)
49. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/2018011598479/psihologiya-mladshego-shkolnika-ignatev-e-i- 1960.html (дата обращения 18.03.18)
50. Психология неуспеваемости [Электронный ресурс]. URL: http://uchutrudu.ru/neuspevaemost-obuchayushhihsya/ (дата обращения 25.04.18)
51. Психолого-педагогическая коррекция [Электронный ресурс].
URL: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskaya-profilaktika-i-korrekciya-
neuspevaemosti-mladshih-shkolnikov-1445425.html (дата обращения 03.05.18)
52. Рабочая книга школьного психолога [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-235.shtml (дата обращения 13.01.18)
53. Школьная неуспеваемость [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/1811813/page:22/ (дата обращения 08.01.18)
54. Электронный словарь википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.ru (дата обращения 10.04.18)