Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГРАФОМОТОРИКИ

Работа №34951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГРАФОМОТОРИКИ 7
1.1. Понятие графомоторики в психологической литературе 7
1.2. Возможности исследования графомоторики в психологии 13
1.3. Половозрастные особенности графомоторики у взрослых 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГРАФОМОТОРИКИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Научное исследование особенностей графомоторики имеет в качестве своего основания закономерности и взаимосвязи деятельности мозга человека, его нервной системы, психических процессов, общей моторики и подсознания - психомоторной связи. Действительно, мозг, будучи единым центром восприятия и обработки поступающей из окружающего мира информации, оставляет свой след в любых внешних проявлениях деятельности человека, что и выражается в графомоторике, взаимодействующей с личностными особенностями психики, мышления, поведения.
Благодаря изучению особенностей графомоторики можно понять сильные и слабые стороны человека, его потенциал и ограничивающие убеждения, приобретенные и генетически обусловленные особенности личности, характеристики темперамента, мотивации, интерпретировать внутренние противоречия индивида, которые не поддаются иным способам психодиагностики.
Таким образом, актуальность изучения особенностей мужской и женской графомоторики определяется тем, что получаемые с ее использованием данные могут применяться практически в любой сфере, где происходит межличностное взаимодействие - как в частной, так и в деловой жизни. Результаты исследования графомоторики и ее половозрастных особенностей могут быть использованы в целях личностного роста и саморазвития, понимания себя и окружающих, для диагностики личных, дружеских, семейных, профессиональных взаимоотношений, в процессе профессиональной ориентации. Кроме того, результаты анализа особенностей графомоторики могут использоваться в качестве дополнительного способа оценки личности вместе с другими методиками психологического исследования.
Вместе с тем, в современной научной литературе данные о половых различиях в сфере графомоторики не слишком многочисленны и не охватывают все возрастные периоды формирования и развития личности человека (в особенности немногочисленными являются исследования графомоторики взрослых), вследствие чего возникают сложности с обобщением имеющихся научных подходов к предмету исследования. Кроме того, современные исследователи отмечают, что даже там, где, казалось бы, речь идет об индивидных характеристиках, не исключено, что и в них можно отметить влияние культуры, то есть, и здесь могут сказываться половозрастные стереотипы, влияющие на испытуемых.
В связи с этим, теоретико-методологической основой проводимого исследования послужили работы современных отечественных психологов и психофизиологов, посвященные наиболее общим аспектам изучения психо- и графомоторики, а также относительно немногочисленные работы, раскрывающие половозрастные различия особенностей графомоторной деятельности.
В частности, данная проблематика представлена в исследованиях таких авторов как Р.Е. Барабанов [3 - 5], Т.В. Бендас [6], Е.С. Вакарев [8; 9], Ю.Л. Веневцева [10], Е.П. Ильин [15; 16], И.А. Киселева [18], В.И. Кравченко [21], Ю.Р. Нордгеймер [26], Ю.И. Родин [30], Д.А. Севостьянов [32], Т.В. Терещенко [36; 37], С.Ю. Федорова [40], В.С. Ястребцев [46] и других ученых.
Объект исследования: студенты в возрасте 18 - 26 лет.
Предмет исследования: личностные характеристики, проявляющиеся в особенностях графомоторики мужчин и женщин.
Цель исследования: выявить характеристики личности на основе особенностей мужской и женской графомоторики.
Задачи исследования:
- выявить характеристики понятия «графомоторика» в психологической литературе;
- определить возможности графомоторики в исследования психологических характеристик личности взрослого;
- охарактеризовать половозрастные особенности графомоторики у взрослых;
- провести эмпирическое исследование для изучения личностных характеристик, проявляющихся в особенностях мужской и женской графомоторики.
Гипотеза исследования: между особенностями мужской и женской графомоторики существуют достоверные различия, вызванные половозрастными особенностями, характерными для типов личности, преобладающих среди мужчин и женщин.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме половозрастных особенностей графомоторики, общение и интерпретация теоретических данных, Метод графологической психодиагностики личности, математические методы обработки результатов диагностики, t-критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно позволяет углубить имеющиеся в современной психологи представления о половозрастных особенностях графомоторной деятельности у взрослых. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования особенностей женской и мужской графомоторики, дополняют имеющиеся на сегодняшний день научные данные, могут использоваться в качестве основы для дальнейших исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в системе психопрофилактической и коррекционной работы - данные, полученные с использованием анализа результатов графомоторной деятельности, позволяют определить типы личности, характерные для мужчин и женщин. Это, в свою очередь, может стать основанием для разработки психопрофилактических и коррекционных мероприятий с учетом половозрастных особенностей мужчин и женщин.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на выявление характеристик личности на основе особенностей мужской и женской графомоторики. Для достижения данной цели было определено понятие графомоторики в психологической литературе; выявлены возможности исследования графомоторики в психологии; охарактеризованы половозрастные особенности графомоторики у взрослых; проведено эмпирическое исследование для изучения личностных характеристик, проявляющихся в особенностях мужской и женской графомоторики.
На основе проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Графомоторные навыки относятся к сенсорным навыкам человека и представляют собой автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Графомоторные навыки индивида могут стать ценным источником информации об особенностях его индивидуально-личностного развития, психических состояниях, позволяют произвести целостную оценку личности человека.
2. Эмпирическое исследование особенностей мужской и женской графомоторики позволило подтвердить существование различий между ними. В ходе исследования было обнаружено, что среди мужчин преобладающим является внешний тип личности, в то время как среди женщин - практичный, причем различия между типами личности, характерными для мужчин и женщин, выявленные по результатам изучения особенностей их графомоторной деятельности, являются статистически значимыми и достоверными.
3. Результаты, полученные в ходе изучения мужской и женской графомоторики объясняются тем, что половозрастные особенности, существующие между представителями разных полов и выражающиеся в преобладании среди мужчин и женщин различных психологических типов личности, проявляются в процессе графомоторной деятельности и, в частности, на письме. Анализ графомоторики может использоваться в качестве полноценного инструмента психодиагностики, позволяющего раскрыть индивидуальные и типологические особенности личности как мужчин, так и женщин.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.



1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. / Н.Г. Агаркова - 2009. - №4. - С. 15 - 17.
2. Бабенин, П.В. Применение методики Э. Мира-и-Лопеца / П.В. Бабенин // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - С. 624 - 626.
3. Барабанов, Р.Е. Краткие очерки по графологии / Р.Е. Барабанов // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 2. - С. 50 - 51.
4. Барабанов, Р.Е. Определение гендерного психотипа в структуре половых взаимоотношений / Р.Е. Барабанов // Актуальные вопросы современной психологии. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 1 -8.
5. Барабанов, Р.Е. Определение личностных качеств человека посредством использования графологического метода исследования /
Р.Е. Барабанов // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - № 6. - С. 58 - 63.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас . - СПб.: Питер, 2016. - 431 с.
7. Боягина, О.Д. Представления о симметрии и ассиметрии строения и функции полушарий большого мозга человека согласно данным литературы / О.Д. Боягина // Вестник проблем биологии и медицины. - 2015. - № 4. - С. 10 - 14.
8. Вакарев, Е.С. Индивидуально-типологические различия в параметрах точности психомоторного действия / Е.С. Вакарев // Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 62 - 70.
9. Вакарев, Е.С. Категория «психомоторика» в психологии / Е.С. Вакарев // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. - 2016. - Ч. 1. - С. 140 - 142.
10. Веневцева, Ю.Л. Гендерные особенности почерка и их взаимосвязь с вегетативным и психофизиологическим статусом у студентов медицинского института / Ю.Л. Веневцева, Л.В. Путилин // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - № 6. - С. 165 - 168.
11. Гущинская, М.В. Профилактика зрительно-пространственных и
регуляторных дисграфических нарушений в процессе первоначального формирования графомоторного навыка письма у учащихся
общеобразовательных школ / М.В. Гущинская // Специальное образование. - 2017. - №4. - С.83 - 93.
12. Гущинская, М.В. Формирование графомоторного навыка письма у школьников с предикторами регуляторной и зрительно- пространственной дисграфии / М.В. Гущинская // Дефектология. -
2018. - №4. - С. 39 - 47.
13. Дробница, И.П. Модель мозговых механизмов природного склада индивидуальности / И.П. Дробница // Ассиметрия. - 2018. - № 4. - С. 27 - 48.
14. Зак, Г.Г. Система коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у детей с синдромом Дауна / Г.Г. Зак, А.В. Кубасов, Н.В. Сергеева // Специальное образование. - 2015. - №2. - С. 52 - 62.
15. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 382 с.
16. Ильин, Е.П. Экстринсивная и интринсивная мотивация / Е.П. Ильин // Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2015. - 512 с.
17. Качесова, И.Н. Взаимосвязь почерка и характера человека / И.Н. Качесова, Т.А. Рябова, Л.И. Демидова // Наука и социум. - 2017. - № 4. - С. 61 - 65.
18. Киселева, И.А. Психофизиология моторно-двигательного акта / И.А. Киселева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 8. - С. 9 - 11.
19. Клясюк, А.К. К проблеме изучения роли моторной сферы в речевом развитии ребенка / А.К. Клясюк // Специальное образование. - 2017. - С. 72 - 75.
20. Корлякова, С.Г. Психомоторное развитие ребенка в аспекте антропологического знания / С.Г. Корлякова, Е. Момани // Учитель в системе современного антропологического знания. - 2016. - С. 242 - 246.
21. Кравченко, В.И. Человек по почерку: философско-графологический аспект / В.И. Кравченко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №
6. - С. 87 - 93.
22. Левченко, Н.С. Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму / Н.С. Левченко, Н.Н. Гонюкова, И.В. Савельева // Социально-гуманитарные проблемы современности. - 2017. - С. 59 - 62.
23. Лобанова, Н.А. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у лиц пожилого возраста / Н.А. Лобанова, А.Г. Соловьев // Клиническая геронтология. 2015. - № 9. - С. 46 - 47.
24. Морозова, В.Д. Взаимосвязи особенностей психического состояния и особенностей мышечного тонуса / В.Д. Морозова, А.А. Шатенштейн, Н.Р. Рашидов // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. -
2018. - № 7. - С. 10 - 14.
25. Николаева, Е.И. Психофизиология / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2018. - 704 с.
26. Нордгеймер, Ю.Р. Системное описание психомоторных способностей / Ю.Р. Нордгеймер, Н. Костанова // Развитие инструментов управления научной деятельностью. - 2017. - С. 197 - 201.
27. Петрова, С.И. Диагностика психологических свойств по почерку (криминалистический, физиологический и психологический аспекты) // С.И. Петрова // Известия ТГУ. - 2016. - № 1-2. - С. 222 - 232.
28. Радченко, М.С. Графомоторика как средство школьной адаптации леворуких детей в России и Германии / М.С. Радченко // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С. 120 - 124.
29. Ребрилова, Е.С. Качественные и количественные методы в психологических исследованиях / Е.С. Ребрилова. - Тверь: ТГУ, 2018. - 136 с.
30. Родин, Ю.И. Проблема психомоторики человека в свете естественнонаучной литературы / Ю.И. Родин // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. - 2017. - № 5А. - С. 5 - 23.
31. Родина, М.В. Рисуночный тест Вартегга. История создания и развития метода / М.В. Родина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 3. - С. 13 - 22.
32. Севостьянов, Д.А. Гендерная идентичность: графическая диагностика / Д.А. Севостьянов // Женщина в российском обществе. - 2009. - № 3. - С. 97 - 105.
33. Севостьянов, Д.А. Особенности мужской и женской графомоторики / Д.А. Севостьянов // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 88 - 97.
34. Соловьева, Л.В. Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников (обобщение опыта работы) / Л.В. Соловьева. - Шарья: ЦДиК, 2015. - 25 с.
35. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. - СПб.: Речь, 2004. - С.190 - 205.
36. Терещенко, Т.В. Графомоторная адаптация к компьютерным искажениям соотношения между координатами зрительного и моторного полей / Т.В. Терещенко, Р.В. Соколов, О.А. Гончаров // Экспериментальная психология. - 2018. - № 1. - С. 92 - 113.
37. Терещенко, Т.В. Перцептивно-моторная адаптация к компьютерным искажениям зрительной обратной связи в графомоторных задачах / Т.В. Терещенко, О.А. Гончаров, Р.В. Соколов // Вестник государственного университета Дубна. - 2017. - № 2. - С. 95 - 105.
38. Толстопятых, Л.Е. Совершенствование речевой деятельности младших школьников в современных условиях / Л.Е. Толстопятых, Л.И. Юдкина // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С. 144 - 146.
39. Тонкова, Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму / Ю.М. Тонкова // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 137-139.
40. Федорова, С.Ю. Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга / С.Ю. Федорова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 64 - 69.
41. Шамканова, Г.Д. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников / Г.Д. Шамканова // Известия вузов Кыргызстана. - 2016. - № 9. - С. 167 - 169.
42. Шенцова, В.В. Методы психодиагностического исследования показателей личности / В.В. Шенцова // Студент и наука. - 2017. - С. 643 - 645.
43. Щетинина, И.С. Современные методы психодиагностики / И.С. Щетинина // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 3. - С. 121 - 127.
44. Якунина, О.В. Взаимообусловленность уровня развития психомоторных навыков и речи младших школьников / О.В. Якунина // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. - С. 31 - 36.
45. Якунина, О.В. Уровень развития обшей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников / О.В. Якунина // Известия Саратовского университета. - 2014. - № 2. - С. 194
- 198.
46. Ястребцев, В.С. Экспериментальное исследование влияния инверсии пространства на точность выполнения движения / В.С. Ястребцев // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - С. 337 - 341.
47. Гольдберг, И. Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека / И. Гольдберг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/goldberg.htm (7.04.2019).
48. Критерий хи-квадрат Пирсона. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medstatistic.ru/theory/hi_kvadrat.html (17.05.2019).
49. Метод графологической психодиагностики личности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsetesti.ru/391/ (12.05.2019).
50. Миокинетическая методика Е. Мира и М. Лопеца. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docpsy.ru/testy/proektivnye-metody- issledovaniya-lichnosti/3964-miokineticheskaja-metodika-emira-i- mlopetsa.html (5.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ