Рекомендации по подготовке учебно-методических материалов для использования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральной противопожарной службы
Содержание
№ п/п Название раздела Стр.
Введение 3
1 Методы и средства обучения 8
1.1 Дидактические методы 8
1.2 Средства обучения 26
Выводы 27
2 Виды учебных занятий 29
2.1 Урок 29
2.2 Лекция 29
2.3 Семинарское занятие 30
2.4 Практическое занятие, лабораторное занятие, деловая игра и аналогичные им занятия 32
2.5 Учение 33
2.6 Консультация 33
2.7 Самостоятельная подготовка 33
2.8 Учебная практика 34
Выводы 35
3 Статистическое исследование методов обучения 36
3.1 Статистическое исследование оценок методов обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования ФПС 36
3.2 Анализ статистического исследования 37
Выводы 44
4 Подготовка учебно-методических материалов в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования ФПС 45
4.1 Подготовка к занятию 45
4.2 Разработка учебно-методических материалов 46
4.3 Общие указания по оформления учебно-методических материалов 50
Выводы 52
5 Технология подготовки и проведения занятия 54
5.1 Введение 54
5.2 Основная часть занятия 55
5.3 Заключение 56
Выводы 57
Заключение 58
Приложение 60
Литература 64
ВВЕДЕНИЕ
Профессия учителя одна из древнейших на земле. С первобытных времен человек для продолжения своего рода был вынужден учиться и учить. В истории педагогики известны самые разные формы организации обучения. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.
Современное образование направлено на личностно-ориентированное обучение (задачей преподавателя является не столько передача знаний, сколько формирование личности учащихся и их готовности к саморазвитию), а также акцент на отдаленных показателях результативности труда педагога (это не только применение усвоенных в данном учебном заведении знаний и умений, но и способность учащихся к саморазвитию, самоорганизации). Результативность педагогического труда определяет, по Н.В.Кузьминой, уровень профессионализма педагога [3].
В целом профессионализм преподавателя определяется тем, что он знает, как учить и воспитывать, как переводить учащихся из одного состояния обученности, образованности, воспитанности в другое, причем делать это быстрыми и экономичными способами.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования:
Учебные центры Федеральной противопожарной службы были, и по сей день остаются единственным образовательным звеном ФПС, обеспечивающим начальную профессиональную подготовку сотрудников и работников ГПС. Отличительными особенностями образовательных учреждений дополнительного профессионального образования являются: организация подготовки и переподготовки в условиях ограниченности времени обучения; возможность психологического сопровождения процесса подготовки; большой возрастной диапазон обучаемых, различия в образовании, различия в стаже работы и соответственно в уровне профессионализма обучаемых и пр. В одной группе могут учиться лица с разницей в возрасте тридцать и более лет. Такое положение требует от преподавателя особого подхода к подготовке занятий и изложению материала.
В современных условиях перед учебными центрами ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, навыков, умений, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования в системе ГПС.
Актуальной проблемой в системе образования, признается повышение уровня организации учебного процесса, связанной с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям. В свою очередь дидактические средства профессиональной подготовки должны не только обеспечить оптимизацию процессов обучения и развития, но и способствовать устойчивости интереса обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе профессионального становления. Отсюда – необходимость изменить технологию обучения и максимально приблизить ее к решению конкретных профессиональных задач деятельности работников и сотрудников пожарной охраны. Это требует не только корректировки содержания и структуры обучающего процесса, но и иной ориентировки в дидактике и методике обучения.
Объект исследования
Теория и практика процесса обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования ГПС.
Предмет исследования
Организация применения методов обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в системе ГПС.
Проблема исследования
Выявление противоречий и путей их преодоления между теоретическим и процессуально-технологическим уровнем разработки занятий и реальными возможностями и запросами практики.
Цель исследования:
Изучение методов обучения и видов занятий, а также особенностей подготовки и проведения занятий в образовательных учреждениях дополнительном профессиональном образовании ГПС. Повышение эффективности образовательной деятельности за счет использования резервов организации системы обучения в условиях образовательного пространства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть многообразие методов обучения и видов учебных занятий;
2) проанализировать выявленные в ходе работы данные об организации учебного процесса;
3) подготовить рекомендаций преподавательскому составу по улучшению эффективности обучения.
Гипотеза исследования:
Корректировка содержания и структуры обучающего процесса, на основе введения современных дидактических методов и приемов, создаст условия для смещения акцентов в сторону самообучения и самостоятельной работы обучающихся, что приведет к повышению уровня организации учебного процесса.
Методологическая основа исследования:
Создание условий для развития личности слушателя и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования, в том числе в системе ГПС. В научно-педагогической литературе исследование проблем педагогической эффективности процесса обучения, как и эффективности отдельных его компонентов, нашло отражение в ряде работ Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.А. Сорокина [4], М. М Поташника.; созданием обобщенных критериев эффективности занимались Ю.Г. Клюквин, И.А.Мельников, И.Т.Огородников, М.Н. Скаткин [17], структуры образовательного процесса - B.C.Безрукова , Г.И.Ибрагимов, Ю.С.Тюнников; моделирования и проектирования педагогических технологий - М.В.Кларин, И.Н. Кузнецов [8]; изучению мотивационной деятельности слушателей были посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, М. И. Махмутава [9], Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах В.И. Подобеда Э.Г. [13], Скибицкого, И.Э. Толстовой, В.Г. Шефель[18], Г.С., Сухобадской, Е.А. Соколовской., Т.В. Шадриной [21], в том числе профессорского состава Академии ГПС МЧС России, таких как М.Д. Безбородько [5] и др. Как отмечал в своих трудах профессор М.Д. Безбородько [5]: «Образование и воспитание будущего инженера должны включать веру, способность понимания им социальной значимости своего труда, его возможных последствий, а следовательно, и социальной ответственности».
Методы исследования основаны на изучении и конструктивном анализе научной литературы и результатов статистического исследования по проблеме выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Костромской учебный центр ФПС, в исследовании принимало участие - 113 слушателей.
Научная новизна исследования:
1. Проведен анализ статистических оценкок слушателей образовательного учреждения системы дополнительного профессионального образования методов обучения.
2. Рекомендации по подготовке учебно-методических материалов даны с учетом особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в системе ГПС.
3. Системно изложены методы работы преподавателя образовательных учреждений дополнительного профессионального образования в системе ГПС. Даны рекомендации по технологии подготовки и проведению занятий.
Практическая значимость. Результаты работы могут использоваться в дальнейшем исследовании применения методов обучения, частных методик, а также в изучении проблем активизации, индивидуализации и дифференциации обучения. Содержащиеся в данной работе теоретические положения и рекомендации могут создать реальные предпосылки для более продуктивной организации учебного процесса в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в системе ГПС. Работа может быть полезна руководящему звену подразделений ФПС по выработке навыков эффективного обучения подчиненных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе освещены основные теоретические положения методики профессионального обучения. Раскрыты средства, методы и организационные формы преподавания учебной дисциплины в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования. Изложены основы педагогической технологии подготовки и проведения занятия.
Достоинства рассмотренных и рекомендованных методов обучения как средства подготовки специалистов противопожарной службы к профессиональной деятельности состоят в следующем:
- в активизации профессиональной направленности, в мотивах учебной деятельности данных специалистов;
- в стремлении слушателей к использованию различных технологий в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;
- в накоплении знаний, умений и навыков в процессе подготовки средствами различных технологий в целях дальнейшего их использования при изучении дисциплин, включающих задачи профессиональной компетентности;
В заключении можно сказать, что только рациональное сочетание различных методов позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.
Результаты работы могут использоваться в дальнейшем исследовании применения методов обучения, частных методик, а также в изучении проблем активизации, индивидуализации и дифференциации обучения. Содержащиеся в данной работе теоретические положения и рекомендации могут создать реальные предпосылки для более продуктивной организации учебного процесса в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в системе ГПС. Работа может быть полезна руководящему звену подразделений ФПС по выработке навыков эффективного обучения подчиненных, а так и для личного самосовершенствования в области педагогических наук.
Литература:
1. Методические рекомендации по организации учебного процесса в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования учебных центрах (учебных пунктах) федеральной противопожарной службы.
2. Учебно-методический комплект для обучения должностных лиц и работников гражданской обороны территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций в учебных центрах Федеральной противопожарной службы.
Часть 2. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций (проект). – М.: ДГЗ МЧС России; ЗАО «Спасательная техника», 2008. – 52 с.
3. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75 - летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой
4 Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед ин-тов.; Под ред. Ю.К. Бабанского. − 2-е изд., доп. И перераб − М.: Просвещение, 1988. − 479 с.
5. Безбородько М.Д. Курс лекций. Управление технической службой. -- Академия государственной противопожарной службы МЧС России
6. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997.— 146 с.
7. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.
8. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя -- Мн. «Современное слово», 2009.--544с.
9. Махмутав М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, Таткнигоиздат., 2008. – 347с.
10. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования, в 2 т. М. Издательский центр «Академия», 2008. -- 432с.
11. Орлов А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие. Москва: 2002.
12. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М. Издательский центр «Академия», 2008. -- 172с.
13. Подобед В.И. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО док. Пед. Наук В.И. Подобед) В 4-х томах. Том 1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития взрослых. Книга 1. История развития образования взрослых в России (Под редакцией Е.П. Тонконогой. - СПб.: ИОВ РАО , 2008. – 114 с.
14. Поташник М. М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
15. Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. - Мн. : ТетраСистемс, 2010. - С. 128.
16. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.
17. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. − 4-е изд. – М.: Педагогики, 2009. − 106 с.
18. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.
19. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для сту¬дентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
20. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. —Москва, изд-во "совершенство", 2008.— 368 с.
21. Сухобадская Г.С., Соколовская Е.А., Шадрина Т.В. Образование взрослых: цели и ценности. – СПб ИОВ РАО, 2009. – 188с.
22. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
23. http://www.iteam.ru/publications/marketing/ Соловьева Д. Экспертные методы в маркетинге